О работе с одаренными детьми. Личный опыт.
занимательные факты (1 класс) на тему

В прилагаемом файле описаны особенности работы с одаренными детьми в урочное время, основанные на личном опыте преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с одаренными детьми

Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно обладая общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что  вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.

Определение своих педагогических целей начну с уточнения представлений об одаренности.  Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”. Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способно превратить природный дар в выдающийся талант». (А. Савенков)

Различают общую и специфическую одаренность. От специфической одаренности зависит успешность человека в каком- либо конкретном виде деятельности. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе  успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

Проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни ребенка.

  Как не потерять таких детей, думая обо всех  детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом отдельно?

Способности есть у всех, но каждый нуждается в особом способе развития. Дети, прежде всего, различаются:

  • различным объемом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала;
  • уровнем работоспособности;
  • различным типом мышления;
  • обучаемостью.

Первым шагом в работе с такими детьми было микроисследование на этапе работы «Школы будущих первоклассников», которое помогло мне определиться в основных задачах работы уже в 1 классе.

Одной из важней целей при работе с одаренными детьми, считаю, является создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления через организацию учебного процесса:

  • нестандартные уроки;
  • включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
  • работа с дополнительной литературой;
  • обдумывание, размышление и высказывание своего мнения;
  • нестандартные задания с использованием нетрадиционных приемов;
  • выставка творческих работ.

Планирование каждой темы начинаю с постановки учебных, развивающих  и воспитательных задач.

В учебные задачи ввожу формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе, так как  и детей делю на группы по разному уровню готовности к школе. Это знакомство с терминами, правилами, теоретический материал, которые необходимо запомнить всем учащимся.

Развивающие задачи

: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи, интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.

Воспитательные задачи

: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность,  настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении конкретной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков РО:

  • урок постановки учебной задачи;
  • урок моделирования и преобразования модели;
  • урок контроля и оценки знаний.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. В своей работе стараюсь создавать условия, чтобы сделать учащихся активными участниками  образовательного процесса.  Обладая математическими способностями,  люблю заниматься  моделированием и учу этому ребят. Моделирование дает возможность развивать познавательную активность обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, привитие интереса к предметам. Он дополняет учебную работу школьников поисковой деятельностью, помогает формированию таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, анализ, синтез. Начинаю работу по моделированию и преобразованию  моделей с 1 класса в период обучения грамоте при знакомстве со звуками и буквами, цифрами. На данном этапе использую графические модели, схемы, рисунки, чертежи, столбчатые диаграммы. Наличие на доске отправной модели при знакомстве с новым звуком и буквой нацеливает ребят на постановку главной учебной задачи урока.  

В дальнейшем вооружаю детей знанием опознавательных моделей изучаемых орфограмм с алгоритмом рассуждения. Эти модели использую при работе над ошибками, что помогает им самостоятельно разобраться с орфограммой. Например, «Безударная гласная, проверяемая ударением, в корне слова»:

----------------- -_----------------- ( один - много, большой - маленький, ----------------).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы младших школьников более развита наглядно – образная память. Дети не умеют организовать смысловое запоминание текста: разбивать материал на части, выделять опорные пункты, составлять логический план.  Им  легче заучить все (чаще механически). При обучении работы над пересказом текста и изложением с учащимися составляю модель – рисунок содержания текста, что помогает им воспроизвести его своими словами. В результате такой работы все учащиеся класса научились хотя бы кратко, но последовательно передавать тему текста.

Активно ребята используют моделирование и на уроках окружающего мира, и математики при решении задач, уравнений, что помогает им опустить второстепенные детали, а сконцентрировать внимание на главном, спрогнозировать конечный результат. Например:

Х +  14 = 60    Х – 10 = 25    Х : 3 = 18    Х . 5 =45

40                   40 + 7   ?             40 + 7 – 2   ?

 Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

.организация исследовательской работы;

.опережающие задания творческого характера;

.участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах.

А также участие в традиционных мероприятиях в школе, предметных неделях, работа с родителями.

Работа в этом направлении сказалась на развитии детей. У семи из 36 учащихся, обучающихся с 1 по3  класс, на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, а одна из них преуспевает еще и в школе искусств. Многие ребята умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность. Конечно, у некоторых учащихся наблюдается  завышенная самооценка и занижение труда товарищей. Поэтому необходимо учитывать, что признаки одаренности в этих условиях могут либо постепенно, либо быстро  исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Кроме того, включается и аспект воспитания коммуникативности.

Уместно привести в качестве примера проявление высокой творческой активности учащихся интегрированный урок окружающего мира «Почему нужно есть много овощей и фруктов»- технологии «Изделие: «Мозаика»(1 класс). Результатом учебной деятельности было создание коллективного панно “Город витаминов” и собственные книжки - проспекты.

Внеурочная деятельность осуществляется и на занятиях «Коррекционная работа, где в процессе мыслительной деятельности ребята познают окружающий мир с помощью особых мыслительных операций (анализ, синтез, конкретизация, обобщение), отрабатывается внимание, память, самостоятельность.

Целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых”, создает атмосферу сотрудничества. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; осознания процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.

.

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.
  2. «Развитие творческого потенциала личности». Белозерских Г. М. «Начальная школа»№ 11 1994г.
  3. “Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
  4. “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
  5. “Продуктивное мышление, как основа обучаемости” Калмыкова З.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с одаренными детьми

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и про...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

СТАТЬЯ "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок» (А. Шопенгауэр)...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем

В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...

Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе

В статье дан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе на примере олимпиады по русскому языку...

Опыт работы с одаренными детьми

Система работы с одаренными детьми - педагогический опыт....