Проект по окружающему миру «Лес - наш друг»
материал по теме
Создание условий для формирования у детей школьного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_les.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по окружающему миру
«Лес - наш друг»
Разработала: Попова Л.А.,
учитель начальных классов
Цели и задачи проекта:
Создание условий для формирования у детей школьного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
Обогатить предметно - развивающую среду.
Создать систему работы по взаимодействию с родителями учащихся и населением города.
Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.
Актуальность.
На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.
Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная со школьного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.
Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.
Участники проекта: дети 7-8 лет, педагоги ОУ, родители учащихся, население города, социум.
Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.
I этап - подготовительный.
Сроки: март - апрель 2009 г.
Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.
Задачи:
1.планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
2.разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
3.создание предметно - развивающей среды,
4.создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог – 5.педагоги - узкие специалисты - педагоги",
6.создание системы мониторинга.
II этап - практический.
Сроки: апрель 2009 г.- май 2010 г.
Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.
Задачи:
1.проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
2.создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями учащихся и населением города,
3.совершенствование взаимодействие с организациями социума.
III этап - заключительный
Сроки: апрель 2010 - май 2010г.
Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований
Задачи:
анализ проведенной работы
Подведение итогов
План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".
Что? | Как? | Когда? | Ответственные и участники | Ожидаемый результат |
Работа с педагогами | ||||
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании | - Изучение научно - методической литературы - Круглый стол "Научитесь беречь лес" - Викторина "В природе все взаимосвязано" - разработка конспектов уроков, бесед, наблюдений - разработка интегрированных уроков - Мастер - класс. Работа на экологической тропе | I этап - март - август 2009 г.
I этап декабрь 2009 г. | Заместитель заведующей по ВМР, Педагоги - специалисты, классные руководители | - разработки материала |
Работа с детьми | ||||
Диагностика | - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов | I этап сентябрь 2009 г. | классные руководители |
|
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" | - Цикл занятий экологической направленности - Цикл бесед - "Уроки доброты" - "Уроки мышления" с обсуждением и проигрыванием ситуаций. - "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы - Целевые прогулки "Сколько елочек мы не спасли" "Елочки и ее сестрички в городе" - Акции: "Возвращенный лес" (сбор макулатуры) Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу) "Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума) - "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик) - Создание книги "Жалобная книга леса" - Музыкально - экологические праздники: "День рождения друга, дедушки дуба" "Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего города ) - эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года) - Интегрированные уроки "Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология) "Лес и наше здоровье" (валеология + экология) - Тематическая неделя леса: Выставка "Лес в жизни человека" Экологический праздник "Природы жалобная книга" Музей "Чудеса леса" - Сказки о лесе (словотворчество детей) - Работа на микроучастке "Биоценоз леса" - Выпуск газеты | II этап октябрь - январь 2009 г. по плану II этап октябрь - январь по плану 2009 г.
II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г. Постоянно в течение всего проекта II этап Сентябрь 2009 г. II этап 3 неделя декабря 2009 г. II этап 1 раз в месяц II этап эпизодически II этап февраль 2010 г. II этап Март 2010 г. II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г. II этап декабрь 2009 г.-март 2010 г.
II этап февраль 2010 г.
II этап постоянно в течении всего проекта II этап по сезону II этап апрель 2010 г. | учитель ИЗО, учитель физкультуры, учитель музыки. | - расширение представлений детей об экосистеме "лес". |
Работа с родителями. | ||||
Подготовка родителей к проекту. | - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. | I этап апрель 2009 г. | классные руководители |
|
Совместные мероприятия. | - Родительское собрание "Экология и наше здоровье" - Консультации "Лес - защитник и лекарь" "Настои из трав и плодов деревьев" - КВН "Тайны природы" - Трудовой десант "Дерево нашей семьи" - Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала) - Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу" - Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу" | II этап май 2009 г -май 2010 год.
| классные руководители |
|
Предметно - развивающая среда. | ||||
Пополнение предметно - развивающей среды. | - приобретение дидактического материала - изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала - разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса" - посадка микроучастка "Биоценоз леса" - изготовление макета "Лес" | I этап - март - май 2009 г.
II этап март - апрель 2010 г. | Все участники проекта | Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности. |
Работа с социумом. | ||||
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. | - Лесничество Вятско - Полянского района Беседа с детьми " Правила поведения в лесу" Беседа с родителями "Лес и отдых" Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ - МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию) - Цетр дополнительного образования Акции "Сбережем березы" Трудовой десант "Очистим парк от мусора" Выставки "Лес в творчестве детей" Познавательные занятия - Детская библиотека Спектакли "Лесной теремок" подборка художественной литературы на абонементе Выставки "Дары Леса" Музыкально - экологический праздник "Красная книга" - ДОУ города Выставки | II этап февраль 2010 г. II этап март 2010 г. II этап апрель 2010 г.
II этап в течении всего проекта
II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.
II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.
II этап
II этап | Сотрудники лесничества
Сотрудники МУП ЖКО
Педагог - эколог
Сотрудники библиотеки
Учителя начальных классов |
|
Литература.
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в школе " Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в школьных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Будь природе другом"
На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы, активному содействию животным. Прививала культ...
Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс
Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...
Урок по окружающему миру. Тема "Огонь-друг или враг"
Урок разработан с использованием элементов современных образовательных технологий: ТРКМ, проблемного обучения....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Огонь- наш друг, огонь - наш враг"
Пояснительная записка к занятиюОбразоват...
Конспект по окружающему миру "Будь природе другом"
Будь природе другом, 2 класс...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"
Внеклассное мероприятие для первого класса....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"
Внеклассное мероприятие для первого класса....