Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Огонь- наш друг, огонь - наш враг"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Черенкова Валентина Анатольевна

                                             Пояснительная записка к занятию

Образовательное учреждение – МБОУ  Ново-Павловская СОШ

 Учитель Черенкова Валентина Анатольевна

 Предмет – Окружающий мир

 Тип урока: Внеклассное занятие с использованием проектных технологий

 Форма проведения: занятие-практикум

 Класс – 4

ТСО:  — компьютер;

— мультимедийный проектор, экран;

— презентация.

Цель: Формировать представление о роли огня в становлении человека.

Задачи:

1. Расширять уточнять знания детей о роли огня в становлении человека,о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, а при неосторожном – огонь приносит вред.

2. Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение. Развивать связную речь, активизировать словарь.

3. Воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение слушать товарищей, умение управлять своим поведением в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Тема: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» 

                                             Пояснительная записка к занятию

Образовательное учреждение – МБОУ  Ново-Павловская СОШ

 Учитель Черенкова Валентина Анатольевна

 Предмет – Окружающий мир

 Тип урока: Внеклассное занятие с использованием проектных технологий

 Форма проведения: занятие-практикум

 Класс – 4

ТСО:  — компьютер;

— мультимедийный проектор, экран;

— презентация.

Цель: Формировать представление о роли огня в становлении человека.

Задачи:

1. Расширять уточнять знания детей о роли огня в становлении человека,о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, а при неосторожном – огонь приносит вред.

2. Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение. Развивать связную речь, активизировать словарь.

3. Воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение слушать товарищей, умение управлять своим поведением в коллективе.

                                           Ход мероприятия.

1 блок. « Как появился огонь?»

У.  Друзья, устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего!
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое  прошлое…

Вам приходилось когда-нибудь сидеть у костра?
– Давайте представим себе такую картину – теплый летний вечер у костра.(Слайд1)

Тихонько потрескивают подброшенные в огонь ветки, а вы, не отрываясь, смотрите на пламя, словно пытаетесь в нем что-то разглядеть. Пламя – оно таинственное и загадочное. Смотреть на него можно бесконечно.
Представляя эту картину, что вам вспомнилось? Чем бы вы хотели поделиться со своими товарищами?  (Ответы детей)

У. А я хочу рассказать вам одну легенду.

( На фоне музыки звучит легенда «Как появился огонь на Земле»)

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди только- только расселились на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. 
Пожалел людей титан Прометей и нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. 
(Танец огня )

Прометей

Я-Прометей !

Добыл огня. И для людей

Принёс его с Олимпа

Из кузницы божественной Гефеста,

И этот дар отнес несчастным людям.

Я лишь хотел, чтоб люди не угасли,

От холода и стужи ледяной!

И хищники обходят стороной,

Лачугу, если в ней горит огонь.

С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, готовили еду, грелись, танцевали. Теперь люди жили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.Огонь стал надежным помощником людей…..

У. Возвратимся в те далекие времена.(мультфильм «Кот, который гулял сам по себе», без звука)
"Это случилось, это произошло в ту далекую пору, когда Ручные Животные были животными Дикими. Но самой дикой была Дикая Кошка – она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе". Женщина приручила Дикую Собаку, Дикую Лошадь, Дикую Корову, Дикую Овцу, Дикую Свинью, Дикую Кошку, и все они стали домашними животными.
 Как, с помощью чего Женщина приручила Диких Животных? Женщина нашла для жилья уютную сухую Пещеру, посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костер.
"И собрались в Мокром и Диком лесу все Дикие Звери; сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое. Но вот топнул дикой ногой Дикий Конь и дико сказал:
– О Друзья мои! О мои Недруги! Чует сердце мое: не к добру засветили Мужчина и Женщина в большой Пещере большой огонь. Нет, это не к добру!"
А как считаете вы: огонь – друг или враг? (Ответы детей)

Это тема нашего занятия. Сегодня мы ответим  на этот вопрос.

Ученик  читает стихотворение "Добрый огонь".,,,

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет.

2 блок «Добрый огонь»

У. Добрый огонь издавна был другом человека. Какую помощь он оказывает?(Огонь согревает нас, Помогает людям готовить пищу.)

Какой еще огонь называют добрым? (Олимпийский , Вечный огонь- огнь символ)

История Вечного огня (Презентация ученика).

Он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя, что память

о подвиге защитников Родины будет жить вечно.Традиция Вечного огня зародилась после Первой мировой войны, когда в 1921 году в Париже был открыт памятник-мемориал Неизвестному солдату. Пламя первого Вечного огня освещает Триумфальную арку на Елисейских полях,

и уже почти 100 лет этот огонь не гаснет. В России традиция зажигать Вечный огонь появилась значительно позже: первый мемориал «Вечный огонь» был создан не в столице, а в небольшом поселке Первомайский Щёкинского района Тульской области, у монумента павшим героям. Вечный огонь зажегся здесь 6 мая 1956 года, через 12 лет после Победы. И лишь 10 лет спустя открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» в Москве. Вечный огонь остается символом подвига, национальной независимости и подлинной любви к Родине.

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», - начертано на гранитной плите надгробия.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ(Презентация ученика).

Есть исторические упоминания о том, что в некоторых областях Греции Прометея считали Богом людей, и в честь него устраивали  Прометейи – соревнования бегунов с зажженными факелами, воссоздающими древнюю легенду. Эта легенда жива и поныне.  2014 год ознаменован зимними Олимпийскими играми в России. Свой маршрут Олимпийский  огонь начал в Москве 7 октября 2013 года и, продолжая свой путь по планете(огонь побывал в космосе, опустился на дно озера Байкал), 22 января 2014 года  пройдет по г.Ростову-на-Дону и закончит своё шествие в г.Сочи-столице Олимпийских игр 7 Февраля 2014года.

У. -Какой же вывод мы сделаем о добром огне?

Вывод:

Без огня на свете плохо:

Ни согреться, ни сварить.

В общем, без огня, наверное,

Человеку не прожить.

Дом огонь нам освещает,

Металл плавить помогает,

С ним уютней и теплей.

Огонек, свети скорей.

Учитель: Сила у друга-огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Трудно представить такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились пользоваться силой огня, чтобы согреваться, готовить пищу, заставлять работать машины, но одновременно они узнали и разрушительную силу огня: в пламени гибли люди, сгорали жилища, посевы, скот, целые деревни и города. Огонь не щадит ничего и никого.

3 блок «Огонь-враг» 

Какой огонь мы называем злым?(ответы детей)

Ученик читает стихотворение.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Ученик: Говорим огонь наш друг! 
Но врагом он станет вдруг, 
Если мы о нём забудем, 
Отомстит он сразу людям. 
Пожалеете о том 
Вы в сражении с огнём. 
Тут он страшен и суров- 
И от дома куча дров.

Группа ребят рассказывают стихотворение:

Я - огонь, я - друг ребят. 
Но, когда со мной шалят, 
Становлюсь тогда врагом 
И сжигаю все кругом. 
1-я спичка: 
Человеку друг – огонь 
Только зря его не тронь! 
Если будешь баловаться, 
То беды не миновать, 
От огня несдобровать! 
2-я спичка: 
Огонь силен – он может сжечь деревню, 
Он беспощаден, зол, напорист, груб. 
И сгубит он столетние деревья 
Быстрее, чем умелый лесоруб. 
3-я спичка: 
Знайте, в гневе он сердит: 
Ничего не пощадит! 
Уничтожить может школу, 
Поле хлебное, твой дом 
И у дома все кругом. 
А взметнувшись до небес, 
Перекинется на лес. 
4-я спичка: 
И там, где он проходит, 
Сгорает лес, сгорает весь дотла. 
Недаром поговорка есть в народе: 
«Бояться как огня». 
5-я спичка: 
Гибнут в пламени пожара 
Даже люди иногда. 
Это помните всегда!

Учитель: Назовите причины пожаров: 
- неосторожное обращение с огнём; 
- нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования; 
- оставленная свечка; 
- замыкание электропроводки; 
- оставленные костры; 
- утечка газа.(слайд)

Учитель: Не только огонь опасен, но и его спутники.(слайд).Чтобы избежать беды, мы твёрдо запомним правила. Ребята собрали правила пожарной безопасности и изготовили буклеты. Пусть они будут вам напоминанием о том, что с огнем надо обращаться очень осторожно.

 Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»  раздать  буклеты
1ученик: Для забавы, для игры 
Спичек в руки не бери. 
Коробка спичек хоть мала, 
Но может много сделать зла. 

2 ученик: Сам костер не разжигай 
И другим не позволяй: 
Даже крошка-огонек 
От пожара недалек. 

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли, 
Телевизор и утюг, 
Пусть включает только взрослый – 
Наш надежный старший друг. 

4 ученик: Если же большой огонь, 
Дымом все объято, 
Выбегать из дома вон 
Надо всем ребятам. 
И на помощь поскорей 
Ты зови, зови людей. 

5 ученик: Если же стряслась беда, 
Что тогда нам делать? 
Нужно 01 набрать 
И быстрей пожарных звать! 

6 ученик: Не шути, дружок, с огнем, 
Чтобы не жалеть потом. 
Будьте с огнем осторожны, дети, 
Твердо запомните правила эти. 

Учитель: О том, что огонь из доброго слуги превращается в строгого судью, люди слагали пословицы. Как вы, ребята, думаете, почему так говорили: (Слайд)

  • Дорого при пожаре и ведро воды
  • Пожар слезой не потушишь
  • Упустишь огонь - не потушишь
  • Огонь – не вода, охватит – не всплывешь
  • От малой искры да большой пожар
  • Не шути с огнем – обожжешься
  • Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит
  • Огонь не вода – пожитки не всплывут

А какие пословицы вы приготовили?

Пословицы и поговорки

Искра мала, а велик пламень родит.

Дерево с огнем не дружит.

Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

Спичка – не игрушка, огонь – не забава.

Огонь не вода, схватит -  не выплывешь.

Не имей привычки в кармане носить спички.

Спичка – невеличка, а  огонь от нее – великан.

Пожар слезой не потушишь.

Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.

Чтобы с пламенем бороться умело,

надо знать пожарное дело.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Сену с огнем не ужиться.

Учитель: Подведем итог нашей встречи. На  доске разместите картинки «Добрый огонь», «Злой огонь», «Детям об огне».

(Слайд) Закончите предложения:

Я знаю…. Я узнал(а)…. Я  запомнил(а)…

У. Скажи, на что похож огонь?
1.Играет он, куда-то рвётся
И в руки людям не даётся.
Огонь — как непослушный конь.

У.Скажи, на что похож огонь?
2.Огонь порой похож на птицу.
Взлетает вверх, в полёт стремится -
Но пёрышки его не тронь.

У. А с чем еще сравнить огонь?

3. Как крылья бабочки трепещет

И яркой красотою блещет -

Но не лови его в ладонь!

У.Скажи, на что похож огонь?

4. Огонь порой похож на монстра.

Остановить его непросто.

Все съесть готов и рвется в бой.

У. Скажи, на что похож огонь?

5.Огонь порою как змея -

Ползет, и вьется, и лукавит,

И только пальцем тронь — ужалит:

«Не знал ты, что кусаюсь я?»

У Скажи, на что похож огонь?

6. Огонь порою как кинжал -

Прорежет дырку в чем угодно.

Чем жарче он — тем жжет свободней:

Дырявит даже и металл.

У.А с чем еще сравнить огонь?

7.Он как осенний лист у клёна,

Который был вчера зеленым,

А нынче — красно-золотой.

 Огонь — хозяюшка порой

И жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет,

Хотя была совсем сырой.

У. Скажи, на что похож огонь?

8.Огонь порою как дитя -

В заботливых руках пылает,

А без заботы угасает:

Без топлива ему нельзя.

У. А с чем еще сравнить огонь?

 9.Огонь — надежда в холода.

Как верный друг спешит на помощь:

Костёр зажжешь, иль печь затопишь -

И не замерзнешь никогда.

У. Скажи, на что похож огонь?

10.Огонь поможет нам в ночи.

Вот факел — с ним светло и ночью.

Огня боятся стаи волчьи.

Наш друг ночной — огонь свечи.

У. А с чем еще сравнить огонь?

11.Огонь рисует сказки нам,

Когда в костёр подольше смотришь.

Ты пламени язык освоишь

И сказочником станешь сам.

У. С огнём ты должен быть умён.

Узнай его, огня, законы.

Он должен стать твоим знакомым -

Учись быть вежливым с огнём.

Список используемой литературы  

1.Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для школьников. М. : Айрис-Пресс.

2. ОБЖ. 5 кл.:. учеб. Для общеобр. учр. А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников,. - М.: Просвещение, 2009.

•Интернет- истчники:

http://dohcolonoc.ru/conspect/1398-beseda-po-obzh-dlya-detej-starshej-gruppy-ogon-drug-ogon-vrag.html - Беседы по ОБЖ...

http://zanimatika.narod.ru/OBJ5.htm - Школа безопасности.



Подписи к слайдам:

детские шалости с огнём;короткое замыкание в электросети; оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы; неосторожное обращение с открытым огнём, свечами, бенгальским огнём;брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
Пожары страшны не только огнём, но и опасными спутниками: ядовитый дым; высокая температура; плохая видимость; паника и растерянность; обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком; обрушение конструкций.
•Дорого при пожаре и ведро воды.•Пожар слезой не потушишь.•Упустишь огонь не потушишь.•Огонь – не вода, охватит – не всплывешь.•От малой искры да большой пожар.•Не шути с огнем – обожжешься. •Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.•Огонь не вода – пожитки не всплывут.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Вечного огня Презентация ученика 4 класса Ярового Фёдора

Слайд 2

Он горит зимой и летом, днём и ночью, символизируя, что память о подвиге защитников Родины будет жить вечно.

Слайд 3

В России традиция зажигать Вечный огонь появилась значительно позже...

Слайд 4

И лишь 10 лет спустя в Москве открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата»

Слайд 5

Во многих городах бывшего Советского Союза горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне Вечный огонь остаётся символом подвига, национальной независимости и подлинной любви к Родине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Факты Олимпийский огонь зажигают от солнечных лучей с помощью зеркала специальной конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"

Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...

"Огонь мой друг-огонь мой враг"

Внеклассное мероприятие для второго класса. Основная цель внеклассного мероприятия - учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать их действиям при возникновении пожара....

командная игра "огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Внеклассное мероприятие для занятий по ОБЖ в 4 классе. Материал содержит презентацию и конспект занятия: сценка о том, как первобытные люди приручили огонь, викторина, конкурсные задания для команд, р...

Сценарий агитбригады по пожарной безопасности «Огонь – это друг? Огонь – это враг?»

СЦЕНАРИЙагитбригады по пожарной безопасности«Огонь – это друг? Огонь – это враг?»Вас приветствует дружина «Сирена»Наш девиз: «Легче чем огонь тушить нам его предупредить!»Огонь – это друг?Огонь – это ...

Внеклассное занятие по ОБЖ 2-й класс «Огонь - наш друг, огонь – наш враг!»

Задачи:1)    Познакомить с причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; обучать правилам пожарной безопасности и действиям при возникновении пожара.2)    Раз...

Конспект открытого занятия "Огонь-наш друг,огонь-наш враг"

Формировать представление детей о пользе и опасности огня....