Урок по окружающему миру. Тема "Огонь-друг или враг"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Маевская Ирина Александровна

Урок разработан с использованием элементов современных образовательных технологий: ТРКМ, проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok._okruzhayushchiy_mir.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Огонь друг или враг»

Задачи:

познакомить учащихся с причинами возникновения пожара, противопожарными мерами и действиями при пожаре;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение обобщать, анализировать, делать выводы;

воспитывать коммуникативные навыки.

                                     Ход урока

1.Организационный момент.

2.Тема урока. Постановка учебных задач.

   Игра « Да-нетка».

   -Названием темы урока является загаданное слово. Отгадайте его и назовите тему урока.

-Да, мы сегодня будем говорить об огне.

-Может ли человек жить без огня? (нет). Значит, огонь друг человека. Может ли огонь быть опасным, приносить вред? (да). Значит, огонь враг человека.

-Тема нашего урока: «Огонь друг и враг человека».

-Приведите примеры, когда огонь является другом, а когда врагом.

-Какие задачи стоят перед нами?

-Узнать, как огонь из друга превращается во врага.

 Узнать, что делать, если случился пожар.

3.Работа над темой.

а)-Прежде, чем будем решать поставленные перед нами задачи, совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, как человек начал пользоваться огнём.

Таблица «Верных и неверных утверждений».  Учебник  с.67.

Утверждение

До чтения

После чтения

1.

Первые люди появились на территории Африки более 2-х миллионов лет назад.

2.

Первые люди сразу умели пользоваться огнём.

3.

Огонь у первобытных людей не вызывал ужас и страх.

4.

Того, по чьей вине затухал костёр, ожидало суровое наказание.

5.

Более миллиона лет назад люди могли получать огонь сами трением или высекая искру камнем.

-Где вы думали иначе?

б)-Сколько уже прошло времени, как человек научился добывать огонь?

-Человек давно научился пользоваться огнём, но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается в неуправляемое пламя пожара.

-Как так случается, мы выясним работая в  группах.

Физкультминутка.

-Вам предстоит оформить плакаты по своему вопросу.

-Прочитайте задание, обсудите в группе, распределите обязанности. Самостоятельная работа в группах.

      1 группа.

Прочитайте рассказы, укажите причины возникновения пожаров.

      2 группа.

Прочитайте в учебнике на с.69-70 статью «Как дышать, если кругом дым» и укажите, что необходимо делать, увидев дым в помещении.

      3 группа.

Прочитайте статью «Если загорелся телевизор». Рассмотрите иллюстрацию и наметьте план своих действий в подобной ситуации, укажите признаки возможного загорания электроприборов.

      4 группа.

Прочитайте статью «Средства тушения пожаров», рассмотрите рисунки и определите, какими средствами пожаротушения  вы воспользовались бы в каждом конкретном случае, соедините стрелкой и подготовьтесь рассказать.

      5 группа.

Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 68 и правило на с. 69 и укажите, что надо делать при пожаре, а что нельзя делать. Наклейте.

      6 группа.

Вспомните, что необходимо делать при эвакуации из кабинета школы, если услышали звуковой сигнал. Выберите полоски с необходимыми действиями и наклейте их в правильной последовательности.

в) Презентация работы групп.( Остальные учащиеся класса в таблицах фиксируют, какую новую информацию они узнали и что им уже знакомо.)

-Оцените работу групп, чья группа понравилась больше и почему.

Итог урока.

-Что узнали новое на уроке, а что уже знали?

-Вернёмся к задачам урока. Ответили ли мы на вопросы, содержащиеся в задачах урока?

-Составьте синквейн со словом ОГОНЬ.

Домашнее задание.

С.66-70 по учебнику.

Узнать о первой помощи при ожогах.

Нарисовать рисунок по пожарной безопасности.

Приложение.

Знакомая информация

Новая информация


Причины возникновения    пожаров.              


Как дышать,        если кругом        дым.


Средства      тушения       пожаров.


Действия               при                  пожаре.


Если            загорелся телевизор.


Эвакуация из кабинета при пожаре.

 

Если загорелся телевизор.

             Из-за возгорания телевизоров в России ежегодно гибнут сотни людей. Иногда могут загореться даже выключенные телевизоры, но с оставшейся в сети вилкой.

             При возгорании телевизора или иного электробытового прибора действуй по следующему алгоритму:

Постарайся быстро выключить прибор;

Засыпь огонь песком, землёй из цветочного горшка, стиральным порошком, не заливай водой;

Накрой покрывалом, курткой, пальто, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.

         Однако, самое лучшее- это не доводить дело до пожара. Для этого нужно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору.

         Помни признаки возможного загорания электроприборов:

Появление дыма или запаха горелой резины;

Сильный нагрев частей или всего прибора;

Искрение, вспышки, треск в приборе или в проводке.

Средства тушения пожаров.

Наиболее доступными средствами тушения огня являются вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, брезентовые покрывала, огнетушители.

Распространены огнетушители порошковые и пенные. На корпусе каждого огнетушителя написана или нарисована инструкция по его применению. Огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому  является эффективным средством спасения. Помни, что огнетушители работают недолго (около минуты) и предназначены  для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением.

Также нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением водой.

Прежде, чем предпринимать какие-либо действия, необходимо вызвать пожарных и обеспечить свою защищённость от дыма и огня.  

                                            Синквейн

Огонь

_______________________________________________

_______________________________________________





  5.________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме"Как животные защищаются от врагов"

Презентация к уроку окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по теме"Как животные защищаются от врагов"...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...

Открытый урок по окружающему миру "ОГОНЬ -НАШ ДРУГ И ВРАГ"

Конспект к открытому уроку окружающего в 4 классе "Огонь- наш друг и враг"...