Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему
Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».
В уроке выделены этапы работы:
1.Эмоциональный настрой.
2.Актуализация знаний.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление. Работа с учебником и тетрадью.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
1. по виду источника информации:
-словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);
-наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
-практические (работа в тетради, учебнике).
2. по виду учебной деятельности:
-проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
1.образовательный: сформировать у детей представление о правилах охраны природы;
2.развивающий: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать знания об экологической целостности природы;
3.воспитательный: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-предостережение
Окружающий мир 2 класс
Школа России
Тема: Будь природе другом!
Учитель: Майорова Христина Александровна
Тема: Будь природе другом!
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный
Задачи: обобщить знания детей о растениях и животных, занесённых в Красную книгу, формировать представление о правилах охраны природы, развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам, развивать интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывать любознательность.
Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.
Формы: индивидуальные, фронтальные
Оборудование: «Красная книга», книги о растениях и животных, аудиозаписи с голосами животных и птиц, доклады детей.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку…. «5».
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке у нас интересная и важная тема: « Будь природе другом!»
Наш урок будет познавательным и тревожным. Вы узнаете о ранах, которые наносят природе: загрязнение воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда и многое другое.
-О каких невидимых нитях природы говорили мы на прошлых уроках?
-Что относится к живой и неживой природе? Приведите примеры.
Значит, природа бывает живая и неживая, в ней всё взаимосвязано.
Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
3. Объяснение нового материала.
1). На уроке речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком цветке идёт речь?
Идёт красавица Весна…
А под сосной, а под сосной
Полузащитный, чуть живой
Цветочек нежный, голубой.
(подснежник)
Надо помнить, что первые весенние цветы очень редки, поэтому, чтобы их сохранить, люди должны охранять эти растения.
-Куда занесены людьми редкие растения?
-Какие растения, занесённые в Красную книгу, вы запомнили?
(колокольчик, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и др.)
-Почему же исчезают растения?
Люди рвут их ради красивых букетов. Собранные цветы быстро вянут, а в природе они могли бы ещё долго радовать наши глаза. ----Итак, как вы думаете, какое первое правило, которое вы должны запомнить?
Не срывай цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе!
2). Какие лекарственные растения вы знаете?
Давайте послушаем доклады ребят о грецком орехе и о женьшене, и скажите, зачем человек выращивает эти растения.
Лекарственные растения нужно собирать правильно. Срезать нужную часть, а не вырывать с корнем. Собирать в тех местах, где их много и не собирать все растения. Лечение травами называется фототерапия.
Но есть в природе растения, которые ядовиты. Поэтому хорошо нужно знать и отличать их от лекарственных. Губить лекарственные растения тоже нельзя, т.к. они могут быть полезными для животных. Например, лось лечиться от болезни ядовитым для нас грибом мухомором.
Физминутка.
Нарисуйте левым плечом цветочек: сначала стебелёк, потом сердцевину и лепесточки. А правым - гриб.
3). Люди наносят природе маленькие и большие раны.
Если мы будем ломать ветки деревьев, ловить бабочек, то природе будет хуже.
- Какие два правила, мы можем сформулировать?
Второе правило: Не ломай ветки деревьев и кустарников!
Третье правило: Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Каждая ломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок-это маленькая рана, нанесённая природе.
Если каждый из нас будет наносить раны, то, что же будет с природой? А ведь в природе всё взаимодействует и животные, и растения, и люди.
Возьмём сову и кукушку, они тоже полезны человеку.
-Как вы думаете, чем?
Каждая сова уничтожает за один год сто грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в один год один килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в год один центнер зерна.
У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть сто гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появилось большое количество насекомых-вредителей, она расправиться с ними в течение нескольких дней.
Даже лягушек, и тех надо охранять.
-Они то чем могут быть полезны?
Правило четвёртое: Не убивай лягушек и жаб!
За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счёт. Одна лягушка за сутки съедает до семи насекомых.
Игра.
Живое и неживое.
Если живая природа - встаём, неживая - садимся.
(солнце, грибы, вода, волк, облако, человек и тд.)
4). Большие раны наносит природе деятельность человека.
-Послушайте и скажите, что сделали люди с речкой?
Речушка вдоль околицы текла
Негромкая…
Но мы её любили, дети,
Её - она ведь первою была
Для нас, и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зелёная,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить её и своего добились.
Обсуждение стихотворения. Вывод.
Пятое правило: Не загрязнять водоёмы!
5). Послушайте ещё одно стихотворение и скажите, что сделали люди с лесом и какая это рана?
Пожар отклонился и умер
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял как братская могила
Безрукий, безволосый лес!
Что не текла, иссякла сила
И что не лиственница-крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди,
Не человек…злодей, злодей!
Какое же правило, мы можем сформулировать?
Шестое правило: Не разжигай костры в лесу!
Люди сожгли лес. А ведь лес это?
Дети: Лес-это наше богатство.
Лес-воздух для лёгких, влага и тень.
Лес-дом для зверей и птиц.
Лес - наш друг, он задерживает влагу, помогает человеку
выращивать хороший урожай.
Лес-зелёный наряд нашей Земли.
Некоторые дети увидят ёжика в лесу и несут его домой.
-Правильно ли они делают? Почему? Какое правило получается?
Седьмое правило: Не лови диких животных и не уноси их домой!
4. Закрепление. Работа с учебником и тетрадью.
Откройте учебники, и мы ещё раз прочитаем правила охраны природы (стр.90-91).
-Какие ещё правила друзей природы вы можете предложить?
-Придумайте и нарисуйте к ним знаки.
Обсуждение работ.
Работа в тетради на странице 35.
Сегодня вы создадите свою Красную книгу. В тетради составьте список растений и животных, которых вы бы хотели в нее внести.
-Почему именно их?
5. Итог урока.
-О чём мы говорили сегодня на уроке?
-Что вы запомнили?
Давайте пообещаем, что никогда не будем делать раны природе.
Послушайте призыв:
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы!
В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы!
Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы!
А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.
В руках человека, а значит в ваших руках красота и богатство родной земли.
6. Домашнее задание.
Повторить правила друзей природы. Учебник страницы 90-91.
В тетради на странице 35 выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика».
Песня «Не дразните собак». (1 куплет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"
Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями.
Конспект урока окружающего мира Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями....
Презентация к уроку окружающего мира "Природа" 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Природа" 1 класс...
Окружающий мир. Природа. 3 класс. Презентация.
Презентация по окружающему миру на тему "Природа" 3 класс....
1 класс окружающий мир "Природа в классе"
программа "Перспектива" 1 класс окружающий мир...