Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем , как: «Культура и религия», «Добро и зло», « Золотое правило нравственности», «Любовь к ближнему», «Долг и ответственность» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание , но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fadeevalg.dok_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Фадеева Лариса Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 1», г. Бийска, Алтайского края
Урок в рамках предмета «Основы православной культуры»
Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
Цели урока:
- Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня».
- Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: учебник Кураева А. В.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2011.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, подготовка к социальному проекту «Рука помощи».
Основные термины и понятия: Милосердие. Сострадание. Милостыня.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте то, что бы вы хотели пожелать на сегодняшний урок своему товарищу. Я вам тоже желаю новых открытий и удачной работы на уроке.
II. Постановка проблемы урока
Слайд 1
- Кто изображен на фотографиях? (Это ветераны, дети-сироты.)
- Как вы думаете, что общего между этими людьми? (Эти люди нуждаются в помощи, в милосердии, в сострадании.)
III. Постановка темы и цели урока.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока? Слайд 2(Милосердие и сострадание)
-Какую цель поставите перед собой? (Учиться отзывчивости, милосердию) -Для чего вам надо знать эту тему? Слайд 3, 4
Вы узнаете:
- Чем милосердие отличается от дружбы.
- Кого называют «ближним».
- Как христианин должен относиться к людям.
IV. Этап изучения новых знаний.
- Как вы понимаете одно из самых красивых слов на свете - слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)
- Что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадающее.)
Работа в парах со словарем Слайд 5
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
- А вы бываете милосердны? Часто? Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.
- Что значит дружба?
Слайд 6
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
-Чем милосердие отличается от дружбы?
V. Работа по теме.
Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Послушайте одну историю.
1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта. Как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.
- А вы в этом случае, на чьей стороне? Тети или девочки?
-Как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (дети высказывают свое мнение.)
-Как можно учиться совершать дела милосердия на улице, в транспорте, в школе, дома?
- Что такое сострадание?
Слайд 7
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем».
Слайд 8
Работа с учебником. Диалог с автором, комментированное чтение притчи о добром самарянине стр. 42-44
Слайд 7
Гимнастика для глаз
Беседа по восприятию притчи.
- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
- Кого называют ближним?
- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость?
- Что такое милостыня?
Слайд 9
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».
Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи «Милостыня»
- Почему девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Какие чувства вы испытываете при совершении добрых поступков?
VI. Закрепление новых знаний.
Слайд 10, 11
Работа с разделом урока «Вопросы и задания»
- Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
- Как вы думаете, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?
- Можно ли за милосердную помощь брать плату?
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
- Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
VII.Рефлексия:
- Какую цель ставили на уроке?
- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг?
- Что вам кажется самым трудным в этом?
VIII. Итог урока:
- Зачем люди помогают друг другу? (Просто, чтобы быть людьми…)
Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может оказать посильную помощь. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство - они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям!
IX. Домашнее задание: Подумайте, какую помощь вы могли бы оказать этим людям на слайде? Слайд 12
(Например: концерт для ветеранов и для детей - сирот, акция «Подари радость»…)
Наш социальный проект назовем «Руки помощи» Слайд 13
Девиз проекта: «Мы смышленые ребята,
Потому что мы добрята,
Руки помощи даём,
Вместе мы вперёд идём!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.
Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....
Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....
Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие
Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...