Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Фадеева Лариса Геннадьевна

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 12  уроком  по счёту. Этот  урок  проходит после изучения таких  тем , как: «Культура  и  религия», «Добро  и  зло», « Золотое правило нравственности», «Любовь к ближнему», «Долг  и  ответственность» - поэтому данный  урок  способствует не только раскрытию содержания понятий  милосердие   и   сострадание , но  и  даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fadeevalg.dok_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Фадеева Лариса Геннадьевна, учитель начальных  классов, МБОУ «СОШ № 1», г. Бийска, Алтайского края  

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры»

Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Цели урока:

  • Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня».
  • Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
  • Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: учебник  Кураева А. В.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2011.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге, подготовка к социальному проекту «Рука помощи».

 Основные термины и понятия: Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте то, что бы вы хотели пожелать на сегодняшний урок своему товарищу. Я вам тоже желаю новых открытий и удачной работы на уроке.

II. Постановка проблемы урока

Слайд 1

- Кто изображен на фотографиях? (Это ветераны, дети-сироты.)

- Как вы думаете, что общего между этими людьми? (Эти люди нуждаются в помощи, в милосердии, в сострадании.)

III. Постановка темы и цели урока.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока? Слайд 2(Милосердие и сострадание)

-Какую цель поставите перед собой? (Учиться отзывчивости, милосердию) -Для чего вам надо знать эту тему? Слайд 3, 4

Вы узнаете:

     - Чем милосердие отличается от дружбы.

     - Кого называют «ближним».

     - Как христианин должен относиться к людям.

IV. Этап изучения новых знаний.

- Как вы понимаете одно из самых красивых слов на свете - слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)

- Что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадающее.)

Работа в парах со словарем   Слайд 5

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

- А вы бываете милосердны? Часто? Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.

- Что значит дружба?

Слайд 6

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

-Чем милосердие отличается от дружбы?

V. Работа по теме.

Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

  Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

   Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

  Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Послушайте одну историю.

  1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта. Как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

 - А вы в этом случае, на чьей стороне? Тети или девочки?

-Как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (дети высказывают свое мнение.)

-Как можно учиться совершать дела милосердия на улице, в транспорте, в школе, дома?

- Что такое сострадание?

Слайд 7

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем».

Слайд 8

Работа с учебником. Диалог с автором, комментированное чтение притчи о добром самарянине стр. 42-44

Слайд 7

Гимнастика для глаз

Беседа по восприятию притчи.

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?

- Кого называют ближним?

- Почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость?

- Что такое милостыня?

Слайд 9

 В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».

 Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи «Милостыня»

- Почему девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Какие чувства вы испытываете при совершении добрых поступков?

VI. Закрепление новых знаний.

Слайд 10, 11

Работа с разделом урока «Вопросы и задания»

  • Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

          И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я  свободу

И милость к падшим призывал.

  • Как вы думаете, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)?
  •  Можно ли за милосердную помощь брать плату?
  • Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
  • Создайте собственное определение: «Ближний для меня –  это…

VII.Рефлексия: 

- Какую цель ставили на уроке?

-  Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг?  

- Что вам кажется самым трудным в этом?    

 VIII. Итог урока: 

- Зачем люди помогают друг другу? (Просто, чтобы быть людьми…)

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может оказать посильную помощь. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство - они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям!

IX. Домашнее задание:  Подумайте, какую помощь вы могли бы оказать этим людям на слайде? Слайд 12

 (Например: концерт для ветеранов и для детей - сирот, акция «Подари радость»…)

Наш  социальный проект назовем «Руки помощи»  Слайд 13

Девиз проекта: «Мы смышленые ребята,

                              Потому что мы добрята,

                              Руки помощи даём,

                              Вместе мы вперёд идём!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....

Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона

Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение....

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...