Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennyy_podvig_sergiya_radonezhskogo._trudolyubie.docx | 603.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Средняя школа п. Искателей»
Методическая разработка урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие»
(4 класс)
Бурчик Т. В.
учитель начальных классов
г. Нарьян - Мар
2016 год
Пояснительная записка.
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.
Мною разработан урок, посвящённый памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителя школяров Сергия Радонежского. В своей работе я хочу показать роль семьи в воспитании, т. к. семья является тем главным, где можно видеть пример трудолюбия, доброго отношения друг к другу, поддержку и доброту. Для школьников семья является тем главным обществом, где он живёт, учится и трудится.
Урок требует небольшой предварительной подготовки. Несколько учащихся разучивают стихотворения.
Цель урока: создать условия для духовно-нравственного воспитания и развития школьников на примере знакомства с жизнью Сергия Радонежского.
Задачи:
обучающие: познакомить с жизнью Сергия Радонежского; провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.
развивающие: развитие памяти, речи, умение делать самостоятельные выводы, умение размышлять.
воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: путешествие во времени.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
1.Введение в тему. Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Ученик: В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом, Он писал из года в год Про великий наш народ. - Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое нашей страны. Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад. - Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад? На что похоже слово Сергиев? - Слово Сергиев связано с именем Сергий. Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились, а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий. Всё место это стало свято. Растёт и крепнет древний град. Смирённым иноком когда – то Основан Сергиев Посад. - Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад. - Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время? - Что вы видите необычного? (Одежда, которую уже сейчас не носят). - Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу. Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми. Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский. (Музыкальное оформление: Благовест и звоны Великой Лавровской колокольни). Ученик: Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И преподобный Сергий в ней. |
2. Сообщение темы урока. Слайд 4 Слайд 5 | - Сегодня наш урок посвящён памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителе школяров Сергии Радонежском. О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Давайте полистаем страницы этой книги и узнаем, как жил этот святой человек. Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. Почему Премудрый? (Давал мудрые советы, поступал правильно). В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами. |
3. Знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15-17
Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 |
Много столетий назад, недалеко от города Ростова Великого жили хорошие, добрые люди – Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и часто ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бедным, у которых не было своего дома. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. У Кирилла и Марии было несколько детей, Стефан, Пётр и Варфоломей. Мама ласково называла его Варфушей. Хороший был мальчик. И послушный, и добрый, и трудолюбивый. Отец его держал лошадей, а Варфоломей был им пастухом. Пастушеское дело давалось ему легко, а вот учение не давалось вовсе. В те далёкие годы чтение считалось делом священным, ведь учились дети буквам, читая Священную книгу – Библию. Брат его Стефан, да и сверстники читали уже бегло, а Варфоломей, как ни старался, даже словечко по слогам прочитать не мог. Родителей очень огорчало то, что их сын не способен к чтению. Маленький Варфоломей очень любил своих родителей и совсем не хотел их расстраивать. Но ещё больше его беспокоило другое. Он не мог читать Священное Писание, к которому стремилась его душа. - Сейчас я предлагаю посмотреть сценку из детских лет Сергия Радонежского. (Выходит ученик, исполнитель роли Инока в монашеском одеянии, садится на пенёк, затем поднимает руки и молится, останавливаясь под деревом). Ученик – автор: Однажды убежали со двора отцовские жеребята, да пропали. Пошёл Варфоломей по лесам, да по полям их разыскивать. Вдруг видит стоит под дубом старец в чёрном монашеском одеянии. Видно заметил старец печаль на лице мальчика и спросил: Старец – инок: Что тебе надо, мальчик? О чём печалишься? Варфоломей: Отче, отче, мне не даётся ученье. Помолись о немощи этой моей! Ведь без Господа не делается ничего Он услышит молитвы твои! Я хотел бы читать Слово Божие Как умеют это братья мои. Старец – инок: Сердце моё помочь тебе радо, И вот сейчас Вместе с тобой мы помолимся чадо Разве Господь не услышит нас? Ученик – автор: Старец поднял руки к небу и начал молиться Богу о просвещении Варфоломея. Рядом с иноком опустился на колени мальчик. Вместе: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Господи, приклони к нам все слышащее ухо Твоё, Вот мы молим Тебя, стар и млад! Ученик – автор: Затем старец вынул из-за пазухи священный хлеб – просфору. Старец – инок: Возьми, чадо, и съешь, знай, что сейчас Господь подаёт тебе книжное разумение и будешь ты учиться не хуже своих братьев и товарищей, а даже превзойдёшь их. Ученик – автор: Благословив Варфоломея, старец собирается уходить. Варфоломей (про себя): Удержать хоть на немного, упросить (Протягивает руку к старцу). Варфоломей: Останься, батюшка, останься малость Зайди к нам, осчастливь отца, Матушку, родных. Не лиши их своего благословения. Старец – инок: Ладно, будь, по-твоему! Веди меня к дому, сынок! (Уходят). - Что же произошло дальше? - А дальше произошло чудо. Старец пошёл с мальчиком. Кирилл и Мария радушно приняли странствующего. Перед тем как сесть за стол, вся семья и старец помолились. Старец попросил Псалтырь и передал Варфоломею со словами: «Читай!». Варфоломей боялся, что родным станет стыдно за него перед старцем. Варфоломей стал читать. Родители и братья в изумлении слушали, как читает Варфоломей, ведь ещё утром он с трудом выстраивал простые слоги. Они поняли, что молитвами старца и маленького мальчика Господь явил чудо. Слова старца сбылись. Варфоломей с того дня так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей. Вот так сбылась мечта мальчика, который очень хотел научиться читать. Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому. Он люби по долгу молиться в уединении, питался хлебом, да водой, одевался скромно, денег не копил, а если встретит на улице бедняка, так даст ему и то малое, что имеет.
Мать и отец его сами на старость лет ушли в монастырь. А когда Варфоломею было 18 лет его родители умерли.
Тогда ушёл он из села Радонежа, где прежде жил в дикие густые леса. С ним отправился его старший брат Стефан. На красивом холме братья построили небольшую церковь, освящённую в честь Святой Троицы. Вскоре Варфоломей тоже принял пострик и стал с этих пор носить новое монашеское имя Сергий. Было ему тогда 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давали прозвища или по ремеслу, которым они занимались, ил по характеру, или по месту жительства. Ученик: Там, где шумел сосновый бор, Где был, когда то лес дремучий Стоит наш Троицкий собор В сиянье золота – могучий. Он освящён во имя Бога, Во имя Троицы Святой. Доступна всем к нему дорога, Богат для всех он добротой. - Ребята, а легко ли жить в лесу? - Конечно, нет. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери. Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в Москву. А Сергий остаётся один в лесу. Однажды, пришел к Сергиевой келье, так называется уединённое жилище монахов, ослабевший от голода медведь. Сергий дал ему краюшку хлеба, не побоялся. Прямо из рук накормил. С тех пор мишка нередко навещал монаха. Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Стали приходить к нему люди, строить рядом с его жилищем свои избушки – кельи. Так постепенно собралась монашеская братья. И образовалась монастырская обитель Святой Троицы. Монастырь продолжал строиться. Жить приходили не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад. Ученик: Был когда – то город славный Весь лесами окружён. Родине служил исправно С незапамятных времён. Возле лавры рос он бойко, Стал с ремёслами знаком. Деревянные постройки Возводились топором. Вырастали вдоль оврагов, Разбегались по холмам, А над ними белым стягом Возвышался Божий храм. - С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. Преподобный Сергий подавал во всём пример: сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду, пёк хлеб, варил пищу и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе. Шли годы. Монастырь рос и братья желали, чтобы Сергий стал игуменом (настоятель мужского монастыря, старший священник (начальник)). Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простые люди, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного. Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, — сказал Сергий, то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, — милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!». Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. Вскоре это пророчество подтвердилось — на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе. Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки стали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и найдя небольшую лужицу дождевой воды, встав на колени, помолился. И услышал Господь молитву и явил чудо. Забил, заискрился ручей. Ещё Преподобный совершил чудо с ребёнком. Один человек принёс ему своего умирающего сына, и пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребёнок умер. Отец впал в отчаяние и ушёл, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребёнок оказался жив. |
4. Подведение итогов урока. Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 | - Мы с вами сегодня совершили путешествие во времена стародавние. - Скажите, пожалуйста, а для чего нам надо знать эту историю? (Человек, не знающий историю своей страны, не имеет будущего). - О ком мы говорили на уроке? - За что люди причислили его к лику святых? За какие его дела называют святым? (Доброта, щедрость, трудолюбие). - Что нового для себя вы узнали на уроке? (О строительстве Сергиева Посада, о жервенности человека перед другими). - Из уважения и почитания старца Сергия люди создавали и создают ему памятники. Памятник не только скульптурные, но и художественные. - Как называется это произведение? (Икона) -Существует молитвенная традиция: Святого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия Радонежского можно прибегать в любой беде и в любом затруднении. Также святого преподобного Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов. - Какой эпизод из жизни Сергия Радонежского изображён на этом полотне? (Строительство Сергиева Посада). - А какой фрагмент вы видите на репродукции Михаила Васильевича Нестерова? (Сергий накормил из рук ослабевшего медведя). - Почему на этих двух картинах изображена светящаяся аура? Как она называется? (Это нимб, признак святости этого человека). - Люди поставили памятник Сергию. Скажите, какие части скульптор выделил особо ярко? (Лицо скорбное, руки сложенные в молитве). Помня Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свои поступки, правила поведения, свою жизнь, обновляя её хорошими поступками. Еще много можно было говорить о Сергии Радонежском и его жизни: о чудесных его владениях и пророчествах, о монастырях, основанных им, об учениях его. Но мы должны помнить, что в настоящее время наше, трудное и может быть, путаное, когда смещаются жизненные, нравственные ориентиры, есть примеры жизни людей, и мы должны знать о них, равняться на них, обращаться к ним в трудные для нас времена. Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни. Ребята, мы с вами говорили о семье Преподобного Сергия Радонежского, в которой он воспитывался, жил, потом он ушёл монастырь и там создал семью иноков. А ведь мы с вами в классе тоже семья, только школьная. Мы вместе будем учиться, работать, дерзать на протяжении нескольких лет. |
5. Рефлексия Слайд 25 |
- С каким настроением вы заканчиваете урок? - Продолжите предложения.
|
6. Домашнее задание | Привести пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эти пословицы: 1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 2. Жить – Богу служить. 3. Послушание паче поста и молитвы. 4. Умный смиряется - глупый надувается. 5. С молитвой в устах, с работаю в руках |
Литература:
- Костюкова, Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.) : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова – М.: Дрофа, 2013.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- www. nsportal.ru
- www. numi.ru
- www. shkola-abv.ru
- www. 1 september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») 4класс
Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"
Представлен материал для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Человек рожден для добра».
Урок предназначен для учителей преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры»...