Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа,
Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ikona.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Основы православной культуры»
Тема урока: Икона
Класс: 4
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Формирование представлений о иконе, как элементе православной культуры.
Задачи урока:
Обучающие: расширить представление учащихся о иконах, особенностях иконописного изображения, различиях в написании иконы и картины.
Развивающие: развитие воображения, речи, мышления, анализа, обобщения.
Воспитывающая: формирование представлений о иконах, как достоянии мировой художественной и духовной культуры, воспитания чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сопережевания.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять нужную информацию.
регулятивные – ставить учебную задачу, понимать цель выполняемых действий.
коммуникативные – выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, свет.
Планируемые результаты урока:
Личностные: понимание ценности культурных достижений, бережного отношения к ним.
Предметные: иметь представление о понятиях «икона», «образ», «нимб», «свет».
Метапредметные: умение извлекать информацию, ставить задачи, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, слушать других, вести диалог, излагать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Икона», учебник «Основы православной культуры».
Этапы урока |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. - Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Все в порядке на столе? (Да!) Есть порядок в голове? (Да!) Мы за парты сели ровно. И к работе все готово. |
2. Проверка домашнего задания. 1) Начнём мы наш урок с проверки д.з. 1.Чтение стихотворений наизусть 2. сообщение о Храме Архангела Михаила в селе Ленинское |
3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему. -Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)? -Как православные люди понимают красоту? - Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон? - Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник». На ней изображен человек. -Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают) -Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека. -А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают) -Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость. -Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают) -Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами. -Итак, вы догадались, что будет сегодня темой нашего разговора? (Икона) - Почему вы сделали такой вывод? - Сформулируйте тему урока. (Икона) - Что вы знаете об иконах? - Что хотели бы узнать? - Какие ассоциации возникают, когда слышите слово икона? давайте с вами составим кластер Вы узнаете: - Почему икона так необычна. - Почему изображают невидимое. |
4. Изучение нового материала. Слайд Икона. 1) Работа с источниками. - А где мы можем получить информацию об иконах? (интернет, книги, учебник, словари) - Давайте обратимся к словарям и узнаем значение слова «икона» Дети работают по группам со словарями (толковый словарь, словарь синонимов, православный словарь). Страницы учебника - Прочитайте, как трактуется это слово в различных словарях. - Итак, давайте обобщим, что же такое икона? Слайд Икона: 1. Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. 2. Икона - это живописное, изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение; |
5. Постановка задачи урока. Слайд - Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты). - Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона) - Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины) - Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины). |
ФИЗМИНУТКА |
7. Групповая работа На столах лежат раздаточные листы с изображение репродукций икон и картин. Сравните два изображения. Что можете сказать? изображён один и тот же человек, но одно изображение – портрет, а другое – икона. Докажите где картина, а где икона. Пользуйтесь знаниями полученными сегодня на уроке. Проверим на слайдах |
8. Значение икон для православных - Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться) - Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым) - Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных). - Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической, духовной) |
9. Итог урока. - Что такое икона? - Чем она отличается от живописной картины? - Что символизирует свет в иконе? (Божью благодать) - Какой ценностью является икона для православных христиан? (культурной, исторической) - Что нового узнали на уроке? - Получили ли вы ответы на свои вопросы? |
10. Рефлексия. - Что на уроке показалось интересным? - Что вызвало затруднения? - что еще вы хотели бы узнать об иконах? |
11. Домашнее задание. Узнать и рассказать, какие иконы есть у вас дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"
Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...
Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»
Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...
Открытый урок в 4 классе Предмет: основы православной культуры Тема: «Подвиг»
Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...
Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"
Тема: «Золотое правило этики»Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление ми...
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.
Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...
ОРКСЭ , Урок №2, модуль «Основы православной культуры» Тема: «Культура и религия»
Урок №2 по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»Тема: «Культура и религия», технологическая карта урока к учебнику Васильевой О.Ю....