Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема урока: Икона
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Икона (из греч. яз.) — изображение, образ. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,

Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ikona.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Основы православной культуры»

Тема урока: Икона

Класс: 4

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Формирование представлений о иконе, как элементе православной культуры.

Задачи урока:

Обучающие: расширить представление учащихся о иконах, особенностях иконописного изображения, различиях в написании иконы и картины.

Развивающие: развитие воображения, речи, мышления, анализа, обобщения.

Воспитывающая: формирование представлений о иконах, как достоянии мировой художественной и духовной культуры, воспитания чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сопережевания.

В области формирования УУД:

познавательные - умение выделять нужную информацию.

регулятивные – ставить учебную задачу, понимать цель выполняемых действий.

коммуникативные – выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, свет.

Планируемые результаты урока:

Личностные: понимание ценности культурных достижений, бережного отношения к ним.

Предметные: иметь представление о понятиях «икона», «образ», «нимб», «свет».

Метапредметные: умение извлекать информацию, ставить задачи, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, слушать других, вести диалог, излагать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация «Икона», учебник «Основы православной культуры».

Этапы урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.

 Прозвенел уже звонок.

 Начинается урок.

 Все в порядке на столе? (Да!)

 Есть порядок в голове?  (Да!)

 Мы за парты сели ровно.

 И к работе все готово.

2. Проверка домашнего задания.

1) Начнём мы наш урок с проверки д.з.

1.Чтение стихотворений наизусть

2. сообщение о Храме Архангела Михаила в селе Ленинское

3. Актуализация опорных знаний и введение в новую тему.

-Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)?

-Как православные люди понимают красоту?

Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон?

- Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник». На ней изображен человек.

-Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)

-Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.

-А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)

-Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.

-Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)

-Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.

-Итак, вы догадались, что будет сегодня темой нашего разговора? (Икона)

- Почему вы сделали такой вывод?

- Сформулируйте тему урока. (Икона)

- Что вы знаете об иконах?

- Что хотели бы узнать?

- Какие ассоциации возникают, когда слышите слово икона?

давайте с вами составим кластер

Вы узнаете:

- Почему икона так необычна.

- Почему изображают невидимое.

4. Изучение нового материала.

Слайд  Икона.

1) Работа с источниками.

- А где мы можем получить информацию об иконах?

(интернет, книги, учебник, словари)

- Давайте обратимся к словарям и узнаем значение слова «икона» Дети работают по группам со словарями (толковый словарь, словарь синонимов, православный словарь). Страницы учебника

- Прочитайте, как трактуется это слово в различных словарях.

- Итак, давайте обобщим, что же такое икона?

Слайд

Икона:

1. Икона (из греч. яз.) — изображение, образ.

2. Икона - это живописное,  изображение  Иисуса  Христа,

Богоматери, ангелов и святых, которым приписывается священное значение;

5. Постановка задачи урока.

Слайд

- Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).

- Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона)

- Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины)

- Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины).

ФИЗМИНУТКА

7. Групповая работа

На столах лежат раздаточные листы с изображение репродукций икон и картин.

Сравните два изображения. Что можете сказать? изображён один и тот же человек, но одно изображение – портрет, а другое  – икона. Докажите где картина, а где икона. Пользуйтесь знаниями полученными сегодня на уроке.

Проверим на слайдах

8. Значение икон для православных

- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)

- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)

- Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня, ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).

- Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической, духовной)

9. Итог урока.

- Что такое икона?

- Чем она отличается от живописной картины?

- Что символизирует свет в иконе? (Божью благодать)

- Какой ценностью является икона для православных христиан? (культурной, исторической)

- Что нового узнали на уроке?

- Получили ли вы ответы на свои вопросы?

10. Рефлексия.

- Что на уроке показалось интересным?

- Что вызвало затруднения?

- что еще вы хотели бы узнать об иконах?

11. Домашнее задание.

Узнать и рассказать, какие иконы есть у вас дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

Открытый урок в 4 классе Предмет: основы православной культуры Тема: «Подвиг»

Разработала и провела учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

Предмет - Основы православной культуры. Тема: "Золотое правило этики"

Тема: «Золотое правило этики»Цель: формирование представления о золотом правиле этики, углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение,  как проявление ми...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...

ОРКСЭ , Урок №2, модуль «Основы православной культуры» Тема: «Культура и религия»

Урок №2 по учебному предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»Тема: «Культура и религия», технологическая карта урока к учебнику Васильевой О.Ю....