Урок по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». «Смысл жизни и счастье»
презентация к уроку (4 класс) по теме
Познакомить учащихся с основными понятиями: смысл жизни, счастье, притча. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schaste_i_smysl_zhizni.rar | 961.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по курсу ОРКСЭ
по модулю «Основы светской этики»
Е.В.Тертишникова МБОУ « СОШ № 23» учитель начальных классов г.Южно-Сахалинск
Тема: «Смысл жизни и счастье»
Цели урока:
- познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
- учить рассуждать на нравственные темы.
Задачи:
- развивать речь учащихся;
- воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата А4
Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.
-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча?
Слайд №3
(Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?
Слайд №4
-Слушают притчу (читает учитель)
Притча о Счастье
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат подойдя к яме наклонился:
— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним...
- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) ( эта притча о счастье)
Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)
-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»
-Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?
Слайд №5
Задание-
Ребята посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?
Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)
Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?
Ответы детей ( они счастливы)
Первичная проверка понимания изученного
Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.
Слайд №6
Э. Асадов “Что такое счастье”
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.
– Как вы поняли строки этого стихотворения?
– О чём оно? Какова главная мысль?
(визуальный ряд – разное счастье, что это?)
– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.
Слайд №7
Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.
Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.
Слайд №8
– Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.
ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.
-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)
-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя
Лети, лети лепесток через запад на восток,…
Слайд №9
(вспоминаем сказку по этапам)
-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)
-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)
-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)
Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….
- У каждого человека свое счастье.
Составление интеллект-карты по группам
-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни
- Подумайте что такое смысл жизни?
Слайд №10
Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
Разнообразие смыслов жизни
Слайд №11
Посмотрите на слайд и определите к какому типу личности вы относите себя?
-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.
Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».
-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть)
-Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?
-Может цель нашей жизни в богатстве?
-Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни)
-Жизнь ради детей?
-Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.
У одного царя был поистине мудрый слуга . однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему : «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. –Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.
-Сохранение здоровья? (однако, здоровье не вечно, мы можем своими усилиями продлить здоровье)
-Итак, каждый по своему понимает в чем смысл жизни.
Слайд №12
Задание для работы в парах
-А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.
-Обсудите в парах смысл их изречений.
Беседа с учащимися по вопросам.
-Зачем живёт человек?
-Каково его предназначение в мире?
Слайд №13
-Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Рефлексия.
-С какими новыми понятиями работали сегодня?
-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"
Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....
Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)
Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).
В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...
Формирование духовно-нравственной культуры на уроках ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики"
Статья и конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" по ОРКСЭ, 4 класс....
Презентация к уроку ОРКСЭ «Этика - наука о нравственной жизни человека»(модуль "Основы светской этики")
Презентация составлена к вводному уроку курса ОРКСЭ в 4 классе , модуль "Основы светской этики". Автор учебника А.И. Шемшурина....