Урок по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». «Смысл жизни и счастье»
презентация к уроку (4 класс) по теме

Познакомить учащихся с основными понятиями: смысл жизни, счастье, притча. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schaste_i_smysl_zhizni.rar961.17 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»

Е.В.Тертишникова МБОУ « СОШ № 23» учитель начальных классов г.Южно-Сахалинск

Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

  1.  познакомить с новыми понятиями, создать условия для  правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  2.  учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

  1. развивать речь учащихся;
  2.  воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3.  развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата А4

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча?

Слайд №3

(Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

 -Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем  эта притча?

Слайд №4

-Слушают притчу (читает учитель)

                                 Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

   

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

   

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

   

Третий брат подойдя к яме наклонился:

— А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

- Как вы думаете,  о чём эта притча?  (ответы детей) ( эта притча о счастье) 

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?) 

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

-Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?

Слайд №5

Задание-

Ребята посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)

Как же  можно обобщить ваши высказывания одним словом?

Ответы детей ( они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного        

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.

Слайд №6

Э. Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

 Это большое участье:

 Забота, тепло, вниманье

 И общность переживания.

 Ещё есть такое мнение,

 Что счастье – это горение:

 Поиск, мечта, работа

 И дерзкие крылья взлёта!

 А счастье, по-моему, просто

 Бывает разного роста:

 От кочки и до Казбека,

 В зависимости от человека.

 Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

 – Как вы поняли строки этого стихотворения?

 – О чём оно? Какова главная мысль?

 (визуальный ряд – разное счастье, что это?)

 – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Слайд №7

Счастье  (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.

Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.

Слайд №8

– Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.

ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое  счастье.

-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)

-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя

                   Лети, лети лепесток через запад на восток,…

Слайд №9

(вспоминаем сказку по этапам)

-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив.  Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….

- У каждого человека свое счастье.  

Составление интеллект-карты по группам

-А счастье, ребята,  неразрывно связано со смыслом жизни

-  Подумайте что такое смысл жизни?

Слайд №10

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №11

Посмотрите на слайд и определите к какому типу личности вы относите себя?

-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть)

-Возможно цель  нашей жизни в работе или в полном покое?

-Может цель нашей жизни в богатстве?

-Власть и слава?  ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

-Жизнь ради детей?

-Жить ради знаний?  Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга . однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему : «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. –Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

-Сохранение здоровья? (однако, здоровье не вечно, мы можем своими усилиями продлить здоровье)

-Итак, каждый по своему понимает в чем смысл жизни.

              Слайд №12

Задание для работы в парах

-А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

-Обсудите в парах смысл их изречений.

Беседа с учащимися по вопросам.

-Зачем живёт человек?

-Каково его предназначение в мире?

Слайд №13

 -Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Рефлексия.

 

-С какими новыми понятиями работали сегодня?

-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...

Формирование духовно-нравственной культуры на уроках ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики"

Статья и конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" по ОРКСЭ, 4 класс....

Презентация к уроку ОРКСЭ «Этика - наука о нравственной жизни человека»(модуль "Основы светской этики")

Презентация составлена к вводному уроку курса ОРКСЭ  в 4 классе , модуль "Основы светской этики".  Автор учебника А.И. Шемшурина....