Формирование духовно-нравственной культуры на уроках ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Статья и конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" по ОРКСЭ, 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehn.karta_.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной культуры школьников на уроках ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»

Прошина Альбина Юнусовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Хасанова Гульсина Маратовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназии №52» Приволжского района г. Казани

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или  политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую  или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В нашей гимназии решением родителей на протяжении нескольких лет выбирается модуль «Основы светской этики». Было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере  не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение.  Но, как показывает практика, данный модуль успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. И родители понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. На первом родительском собрании родители  положительно поддержали введение нового учебного курса.

 В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

 Все уроки проводятся с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Успешно применяются технология критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работа по группам, технология проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.  

 Особое внимание при проведении уроков уделяем мультфильмам советской эпохи. Имея большую коллекцию, любую тему курса можно раскрыть, основываясь на наглядных положительных примерах известных героев мультфильмов. И следует отметить, что со многими историями и героями дети не знакомы, что вызывает огромный интерес к теме урока.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.  

На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

 Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Тема урока: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: - способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности.

Развивающая: - способствовать развитию умения ценить жизнь свою и жизнь других, помогать окружающим.

Воспитательная: - способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к саморазвитию и творчеству.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, атрибуты суда, рисунки детей.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Техническая поддержка

  1. Организационный момент. Цель: организовать ребят, настроить на урок, поприветствовать гостей. Слайд №1

Целеполагание и мотивация.

Слайд-шоу «Что нас всех объединяет?»

- За что люди любят жизнь?

- Давайте порассуждаем об этом.

- Рассуждать бесцельно – нельзя, давайте поставим цель.

- Узнать, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни.

- Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна.

Актуализация знаний.

3)Какие нравственные ценности вы могли бы назвать? (Благородство, доброжелательность, мужество, справедливость)

4) Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны? (
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм; в жизни далеко не все люди проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением).

Определяют тему урока.

Дают предположительные ответы.

Применяет прием  «Мозговой штурм» Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух. Фиксирует все ответы. Записывают на доске. Выбирают высшую нравственную ценность.

Человеческая жизнь – высшая нравственная ценность.

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 

Познавательные УУД
умение структурировать знания;
анализ объектов с целью выделения признаков;
классификация объектов;
установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

 Формируем общее представление о нравственных ценностях.

Слайд №2

Слайд №3

Цель: Узнать, почему жизнь является высшей нравственной ценностью; понять, за что люди любят жизнь.

На доске на карточках названия нравственных ценностей человека:

  • моральный долг                        
  • справедливость
  • альтруизм                                    
  • дружба
  • честь
  • достоинство
  • извинение                                    
  • совесть

Я зачитываю ситуации из жизни детей, а вы выберите нравственные ценности, проявленные участниками ситуаций:

- У Коли на уроке технологии не хватило листа зеленой бумаги. Он оглянулся, думая, у кого одолжить. Таня протянула ему листок: - Не теряй времени, урок кончится!

 

- Во время урока, когда учитель не видел, Стас разбросал кусочки ластика. Учитель увидел на парте девочки брошенный кусочек. Спросил: Кто это бросил? Класс молчал. Стас признался, извинился.

- На 11.30 всему классу назначена уборка территории школы. А у Аллочки плановые занятия гимнастикой.

- Без тебя уборку проведут – сказала ей подружка.

- У всех дела, тренировки, уроки, и если даже половина класса так же рассудят…

Нет уж, всем, так всем. А гимнастикой я на следующей тренировке плотнее займусь.

- Эти моральные качества ценны тем, помогают людям стать лучше самим и сделать лучше жизнь других.

 

Почему жизнь человека имеет особую ценность?

Ставят цель.

Рассуждения детей, выбор верного варианта ответа, высказывают свою точку зрения

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УУД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Регулятивные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

Слайд №4

Портреты:

Пушкин, Гагарин, Аристотель, Пугачева А., Попов, Кулибин,

А. Аршавин

Текст:

Они дарят людям свой талант, знания, творчество людям

Этап осмысления нового знания.

- Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

- Кого из этих людей вы знаете?

- Что они подарили людям?

- А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

- А что было бы, если бы их жизнь оборвалась в раннем детстве? (ответы детей)

- Этот ряд можно продолжить более знакомым: мама, брат, одноклассник, соседка, учительница. Что они подарили вам?

- Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей?

В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что поможет ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Главное быть живым! И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь.

- Жизнь человека защищена государством, в котором он живет.

- Декларация прав человека, принятая большинством государств планеты, провозгласила жизнь человека главной ценностью на Земле.

Главной защитой жизни человека является государство, в котором он живет. В государстве есть Конституция – основной закон, где записаны все права и обязанности граждан. Права и обязанности обеспечивают защиту жизни человека. Никто не может нарушать Конституцию страны. Депутаты в Государственной Думе принимают новые законы, необходимые в современной жизни.  Эти законы проверяются на соответствие Конституции РФ.

Государство защищает жизнь каждого человека от войн, ведь они лишают жизни многих людей. Руководители государств договариваются по всем спорным вопросам, чтоб не было войн, чтоб не производить оружие для уничтожения людей. Осуждение и запрет терроризма (это уничтожение людей в мирное время) – это политика всех государств. О каких терактах вы знаете?

Особая забота о людях с ограниченными возможностями. Их жизнь тоже ценна для общества. Среди них есть художники, спортсмены, президенты. И все добрые люди им помогают.

Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено  самое суровое наказание в любой стране.

Делаем вывод, что жизнь это самая главная ценность человека.

Коммуникативные УУД
умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

Слайд №5

Картинки:

Плачет малыш, огорченный школьник, плачущая в горе мать

Текст:

Главное – жить

Слайд №6

Декларация прав человека (документ)

Слайд №7

Картинка:

Конституция РФ

Слайд №8

Картинка:

Взрыв, война, беженцы

Текст:

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю горькую свою.

Слайд №9

Картинки:

Прививки детям и взрослым

Слайд №10

Картинки:

Люди с ограниченными возможностями: спортсмены, художники, президент

Текст:

Я это могу

Слайд №11

Картинки:

Смеются дети, артист на сцене, продавец за работой, бабушка у плиты

Этап закрепления материала.

 

 Работа по притче.

 «Хорошая притча о ценности жизни»

 Хорошая притча о ценности жизни

Смотрите, в один прекрасный день я сел и подсчитал. В среднем человек живет 75 лет. Я знаю, некоторые живут меньше, другие больше. Но живут примерно 75 лет. Теперь я 75 умножаю на 52 (количество воскресений в году) и получается 3900 – столько воскресений у вас в жизни. Когда я задумался об этом, мне было пятьдесят пять. Это значило, что оставалось только 1000. Поэтому я пошел в магазин игрушек и купил 1000 небольших пластиковых шариков. Я засыпал их все в одну прозрачную банку. После этого каждое воскресенье я вытаскивал и выбрасывал один шарик. И я заметил, что когда я делал это и видел, что количество шариков уменьшается, я стал обращать больше внимания на истинные ценности этой жизни.

Нет более сильного средства, чем смотреть, как уменьшается количество отпущенных тебе дней! Теперь, послушайте последнюю мысль, которой я хотел бы поделиться сегодня с вами, перед тем, как обнять мою любимую жену и  сходить с ней на прогулку. Этим утром я вытащил последний шарик из моей банки…

Поэтому каждый последующий день для меня подарок. Я принимаю его с благодарностью и дарю близким и любимым тепло и радость. Знаете, я считаю, что это единственный способ прожить жизнь. Я ни о чем не сожалею.

- Что понял человек о жизни? (спешите  делать добро)

- А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (У нас еще много шариков)

- Да у вас еще много шариков, но надо, чтоб каждый был отмечен добром для окружающих а, значит, радостью.

8. Слайд-шоу

Фильм или спектакль можно остановить в любой самый счастливый момент. А человеческую жизнь?

Рефлексия.

За что люди любят жизнь? В чем выражается забота о сохранении жизни? Кто может ответить?

Слушание

Применяет прием  «Мозговой штурм» Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух.

оценивание собственной деятельности на уроке

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом

Личностные УУД 
формирование потребности в самовыражении и самореализации, в позитивной моральной самооценке. Регулятивные УУД
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД

умение структурировать знания;

построение логической цепи рассуждений

Слайд №12

5-6 картинок из «Хорошая притча о ценности жизни» «1000 шариков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

Формирование духовно-нравственного воспитания личности на уроках ОРКСЭ

Школа – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях.В последние годы наше общество стремительно меня...

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему: "Честь и достоинство"

Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство». Детям предлагается разные виды деятельности на уроке. Один из них, работа с художе...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"

Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...