Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)
план-конспект урока (4 класс) на тему
Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ose_sovest.dolg_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Методическая разработка урока
по теме «Совесть». «Долг»
(модуль «Основы светской этики»)
Базанкова Татьяна Николаевна
Учитель гимназии № 271
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2012
Урок 12
Целепологание: - формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»
Метапредметные результаты: -
- высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;
- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;
-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.
Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности, давать нравственную самооценку своим поступкам.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, учебник «Основы светской
этики» 4 класс (под редакцией Т.Д. Шапошниковой, изд-во «Дрофа»),
демонстрационные и раздаточные карточки, тетради,
толковые словари.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть»,
«стыд», «долг».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях,
высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение;
принимать чужое мнение.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Эпиграф урока: Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
Ход урока.
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята!
Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.
На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение:
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… - Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
(прикрепляю карточку со словом «совесть»)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| |||
| |||
| |||
|
- Сформулируйте тему урока. (Совесть).
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
- Работа с определениями.
- Что такое совесть? Попробуем дать определение.
(Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)
- Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.
- « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
- «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.
- «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.
- «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» Дени Дидро
- «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за
нами кто-то следит.Генри Луис Менкен
Выполнив задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это…
2. Работа со словарем.
1. Во время работы групп с афоризмами, 2 ученика работают по словарю В.Н. Даля, находят определение.
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла…»
«Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно…»
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
3. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.57.
1. - Прочитайте определение в учебнике.
- На какие смысловые части можно разделить данное определение?
- Способность человека осознавать свои поступки
- Оценивать свои поступки с позиции добра и зла
- Это внутренний голос человека
- Она помогает делать правильный выбор
- Какие высказывания известных людей можно отнести к первой части определения
учебника? (ко2-ой, к 3-ей, к 4-ой)
2. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
3. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести;
Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
4 . Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить?
- Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какая птица здесь изображена? Что вы о ней знаете?
4. Работа с текстом учебника
- Прочитайте текст «Стыдно перед соловушкой»
- Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?
- С каким чувством автор (В.А. Сухомлинский) связывал совесть? (Со стыдом).
- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы.
5. Работа с толковым словарем Даля.
- Как вы понимаете слово «долг»?
- Давайте проверим наши предположения в словаре
- Найдите значение слова «стыд».
- Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое-то различие?
Составление таблицы. Работа в паре.
Стыд | Совесть |
Тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение | это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили |
- Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка»
- Объясните, чему учит сказка? - Как вы думаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»? Обоснуйте свой ответ.
- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и зачитайте эпизод, который подходит к данному рисунку.
- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?
V. Обобщение.
- О чем вы узнали? (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.) Что значит поступать по совести?
VІ. Рефлексия.
- Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
- Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.
VІІ. Итог занятия.
- Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них:
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
VІІІ. Домашнее задание по выбору:
1. прочитайте пословицы с. 58 и объясните их смысл;
2. Подумайте, в чём ещё заключается ваш долг по отношению к близким
3. Нарисуйте в тетради рисунки по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль «Основы светской этики»
Материал содеожит разрабртку урока по курсу ОРК и СЭ....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....
Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»
Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные: Углубить пре...
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...