Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telnova_g.a._na_konkurs_orkse.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа №31-филиал Муниципального общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 131 г.Карталы
Технологическая карта урока по учебному модулю
«Основы светской этики»
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Автор:
Галина Александровна Тельнова
2014
1. Общая часть | ||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||||
Тема урока | Стыд, вина, извинение | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Познакомить учеников с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение. Развивать ответственность за свои поступки. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Выбор способов решения этических задач. Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Проявлять индивидуальные творческие способности. учиться основам смыслового восприятия художественного текста. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий. К.Работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; Формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; Осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Формирование у учащихся осознанного нравственного поведения через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение». Поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим. | ||||||
Цель урока | Формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение». Анализ жизненных ситуаций с позиции нравственности.
| |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, вина, извинение | |||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация. | |||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», толковый словарь; мультимедиа презентация, карточки с заданиями для работы в группах; | |||||||
2. Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
10 минут | Повторение прошлого урока. Вставь пропущенное слово. Как аукнется, так и … . Что … , то и пожнешь. -О чём эти пословицы? О чём гласит золотое правило нравственности? (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе) -Как это правило действует в жизни? -Недаром говорится: Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Актуализация знаний. -Как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?(грусть, тяжесть на душе, стыд, вина, огорчение, ничего не чувствует). Подготовка к восприятию нового материала. Перед вами герои рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». Вспомните о чём он? Ребята, почему мальчик заплакал? -Почему он не признался сразу, что съел сливу? -Почему Ваня решил признаться в конце? -А вы когда-нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно? -Что вы при этом чувствовали? -А было так, что о вашем не очень хорошем поступке никто не знал, но вы все равно переживали, что поступили плохо? -О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? -Так что же такое стыд? | Познавательные УУД: Произвольное построение речевых высказываний в устной форме; Способность к анализу и синтезу информации. Предметные УУД: Развивать ответственность за свои поступки. Коммуникативные УУД: Формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению | ||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
17 минут | Работа с репродукцией картины Решетникова «Опять двойка». -Как вы думаете, испытывает ли герой картины чувство стыда? -Как вы определили? Эта картина А.Ф.Решетникова называется «Опять двойка». -Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (серые, тёмные, мрачные). -О чём говорит его «бывалый» портфель? -Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? А какие чувства испытывают окружающие его люди? Почему? -Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия? (ответы учащихся) -Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «стыд». Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.) -Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга) -Приведите примеры из своей жизни. -Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «вина» Вина – 1.Проступок, преступление. 2.Причина, источник чего-либо неприятного. Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой. Сравните понятия «стыд» и «вина». Стыд – это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. Вернёмся к картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка». -Как вы думаете, что должен сделать мальчик, чтобы ему не было стыдно? -Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел. Извинение – основание для оправдания. С какими новыми понятиями мы познакомились? -Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь. ИЗВИНЕНИЕ СТЫД ВИНА -Как можно извиниться? -Извиняясь, мы просим прощение. Уметь прощать - признак силы, великодушия. СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ ПРОЩЕНИЕ Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает от хороших. Послушайте рассказ А.Гайдара «Совесть». -Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вину, стыд) -Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя. -Эти люди испытывают «ложный стыд». Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.) -Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие. Прочитаем в учебнике о понятии «ложный стыд»….. Стыд и вина образуют совесть. | Познавательные УУД: Произвольное построение речевых высказываний в устной форме; Способность к анализу и синтезу информации Предметные УУД: Познакомить учеников с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.
Личностные УУД: Формирование у учащихся осознанного нравственного поведения через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение». ПознвательноеУУД: Учится основам смыслового восприятия художественного текста. Способность к анализу и синтезу информации. | ||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
9 минут | 1. Работа в группах. Познакомьтесь с ситуациями, обсудите их, подготовьте инсценировку. 1 ситуация. Иван в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Ивана. Как разрешились эти ситуации? Сформулируйте правила извинения. 2. 5 шагов к правильному извинению. Устное комментирование учителя
-Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. Будьте готовы к неловкости и неудобству. 3. Работа с пословицами в группе: Когда человек краснеет… Доброму человеку бывает стыдно… Стыд и честь — как платье: чем больше… Нет стыда признаться человеку… Стыд перед людьми — хорошее чувство… но лучше всего стыд перед самим собой начинается его более благородное я в своей ошибке даже перед собакой тем беспечнее к ним относишься | Коммуникативные УУД: Работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; | ||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||||
5 минут | 1.Игра «Доскажи словечко»
2. Чтение стихотворения М. Скребцова «Добро помни, а зло забывай» Не надо зло копить в душе, Оно итак вокруг уже. Не отдавай ему себя, Живи, прощая и любя. Попробуй зло на миг забыть – И сразу станет легче жить! Мгновенно исчезает зло, Когда мы помним про добро. - Как ты думаешь, почему некоторые люди чаще всего вспоминают все злое, что с ними произошло, а другие – все доброе? | Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, сравнение; рефлексия. | ||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||||
4 минут | Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова? «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой. Как вы понимаете эти слова? - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) -Желаю вам быть сильными, великодушными и научиться прощать. | Личностные УУД: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим
| ||||||
Домашнее задание | Представь, что у вас есть волшебная палочка прощения, которая заставляет людей забывать обиды и мириться. Подготовьте рассказ, как вы будете ее использовать. |
Список используемой литературы
Данилюк А.Я. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.:Просвещение, 2012. – С.44-45.
Пословицы http://znanija.com/
Иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Косточка» http://www.people.nnov.ru/sw/book/book/t3.html,
http://forum.yarcom.ru/topic/19220/
Иллюстрация картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» http://kristall-rose.livejournal.com/17906.html
Скребцов М. «Добро помни, а зло забывай» http://www.igraza.ru/other/364-ssora.html
Эдуард Севрус http://www.xapaktep.net/virtues/russian/magnanimity/desc.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс: 4 Учебный модуль «Основы светской этики». Тема: «Дружба»
На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества....
Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....
Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучае...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»
Урок 1 - «Россия – наша Родина» с методическим материалом к уроку...
Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как мн...
Урок в 4-ом классе учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Технологическая карта урока учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"Цель урока: формирование у обучающихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценно...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...