Программа коррекционной работы "МБОУ Боградская сош"
материал по теме
Программа коррекционной работы- это комплексная программа по оказанию помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы общего образования.Прогрмма КР должна обеспечивать: создание в ОУ специальных условий для воспитания и обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОГРАДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа коррекционной работы, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ
СОСТАВИТЕЛЬ: ЗЛОБИНА Г.Е., УЧИТЕЛЬ 1 К.К.
Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по использованию компьютеров в школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.);
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) - Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования разработана для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), обучающихся в МБОУ "Боградская CОШ".
Цели программы:
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные классы, группы
- Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог и медицинский работник
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
- Аналитическая работа.
- Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Программа коррекционной работы
Этапы | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностический | Диагностика школьных трудностей обучающихся | Изучение индивидуальных карт медико–психолого–педагогической диагностики; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение | Диагностические портреты детей (карты медико–психолого–педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей); |
Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития | Анализ результатов диагностики и имеющихся рекомендаций | Характеристика дифференцированных групп учащихся | |
Проектный | Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования | Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции | Индивидуальные программы развития ребенка с ОВЗ |
Аналитический | Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы | Психолого–педагогический консилиум | План заседаний психолого–педагогического консилиума школы |
Технологический | Практическая реализация коррекционных и профилактических мероприятий с ребенком с ОВЗ и законными его представителями. | Коррекционно-развивающие и оздоровительные занятия со специалистами | Осуществление коррекционно- развивающей работы и оздоровительных мероприятий с обучающимся с ОВЗ |
Заключительный | Подведение итогов и рефлексия результатов освоения образовательной программы и адаптации обучающегося с ОВЗ. | Мониторинг эффективности программы, совместный анализ результатов коррекционной работы. | Достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы и успешная социализация. |
Содержание основных этапов реализации программы коррекционной работы.
Диагностический этап
Цель: выявление проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определение их причин.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определение состояния физического и психического здоровья детей. | Выявление состояния физического и психического здоровья детей. | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся | Сентябрь | Классный руководитель Медицинский работник |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика детей с ОВЗ | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательно | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | При приеме документов июнь, август | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Учитель-логопед |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ. | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей | Диагностика. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) | Сентябрь – октябрь | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей | Выбор индивидуальной образовательной траектории для решения имеющихся проблем | Написание индивидуальной программы развития ребенка | Октябрь – ноябрь | Педагог-психолог Учитель-логопед Классный руководитель |
Социально – педагогическая диагностика | ||||
Определение уровня организованности учащихся; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умения учиться, особенностей личности, уровня знаний по предметам. | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь – октябрь | Классный руководитель |
Коррекционно-развивающий этап
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Психолого-педагогическая работа | ||||
Обеспечение педагогического сопровождения детей. | Планы, программы | Разработка индивидуальных программ по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. | В течение года | Классный руководитель |
Обеспечение психологического и логопедического сопровождения детей. | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка | В течение года | Заместитель директора по УВР Педагог-психолог Учитель-логопед |
Лечебно – профилактическая работа | ||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. | Позитивная динамика развиваемых параметров | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. | В течение года | Педагог-психолог Учителя-предметники Медицинский работник |
Консультативный этап
Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Консультирование педагогических работников | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Учитель –логопед Педагог –психолог Заместитель директора по УВР |
Консультирование учащихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Учитель –логопед Педагог –психолог Учитель- предметник Заместитель директора по УВР |
Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | В течение года | Учитель –логопед Педагог –психолог Учитель- предметник Заместитель директора по УВР |
Информационно – просветительский этап
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов. Организация встреч с приглашенными специалистами | Информационные мероприятия | В течение года | Учитель – логопед Педагог – психолог Заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей. | Организация методических мероприятий | Информационные мероприятия | В течение года | Учитель – логопед Педагог – психолог Заместитель директора по УВР |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы основного общего образования
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей) и рекомендаций врачей. Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
2.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
2.2. Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
В школе на надомном обучение находится 1 учащийся (Приложение № )
По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием предметов программы, по которой он проходил обучение.
3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-педагогический консилиум. Он проводится по итогам полугодия.
Мониторинговая деятельность предполагает:
- отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
4. Механизм реализации программы
Программа коррекционной работы на этапе основного общего образования осуществляется общеобразовательным учреждением совместно с другими образовательными и иными организациями.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы в МБОУ "Боградская СОШ" предполагает использование ресурсов нескольких организаций: общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования детей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также при необходимости организации культуры, службы социальной помощи населения, Республиканская ПМПК, учреждения здравоохранения ( Боградская РБ, Республиканский психоневрологический диспансер).
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности организаций, обследование, консультирование, направленное на обеспечение возможности освоения обучающимися с ОВЗ основной программы основного общего образования.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества образовательных услуг, расширения доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать педагоги и родители (законные представители)обучающихся с ОВЗ.
Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов — это консилиумы и службы сопровождения общеобразовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.
6.Требования к условиям реализации программы
6.1 Организационные условия
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это - формы обучения в общеобразовательном классе, в коррекционном или интегрированном классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться может степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
6.2 Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
— психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
6.3 Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
6.4 Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании общеобразовательного учреждения имеются ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующим должностям.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы. Для этого на постоянной основе проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ. Педагогические работники образовательного учреждения имеют чёткое представление об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и воспитательного процессов.
6.6 Материально-техническое обеспечение
В школе создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить комфортную коррекционно-развивающую среду, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
6.7 Информационное обеспечение
В ОУ создана системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований стало создание комфортной развивающе- образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
— способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями.
7. Планируемые результаты коррекционной работы
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций.
Жизненно значимые компетенции | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей. Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи | Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя. Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях. Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту. Умение включаться в разнообразные повседневные дела. Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. Готовность попросить о помощи в случае затруднений. Овладение навыками самообслуживания: дома и в школе Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные дела и принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными Стремление порадовать близких. Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника |
Овладение навыками коммуникации | Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств. Расширение круга ситуаций, в которых обу- чающийся может использовать коммуника- цию, как средство достижения цели. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми |
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации | Адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию. Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность |
Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей | Умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса. Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Расширение круга освоенных социальных контактов |
7.1 Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ.
7.2 Планируемые результаты коррекционной работы:
Личностные УУД:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- достижение оптимального эмоционального уровня самооценки;
- многоаспектный анализ личностного развития ребёнка.
- возможность самоактуализации и саморазвития.
Познавательные УУД:
- многоплановый анализ познавательного развития ребёнка;
-мониторинг динамики развития познавательных способностей, выстраивание индивидуальной траектории их развития.
Регулятивные УУД:
- общее развитие и коррекция отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Коммуникативные УУД:
- социальная адаптация в коллективе, обществе.
8. Мониторинг эффективности коррекционной работы.
Оценка эффективности работы педагогов и специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации учащихся, психологического и логопедического обследования.
Оценка включает в себя выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком, в результате чего ребенок получает рекомендации для следующего этапа обучения.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы:
- динамика индивидуальных достижений, в т.ч. по освоению предметных программ;
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей;
- увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми данной категории;
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики на разных этапах обучения;
- количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми;
9. Содержание мониторинга (Приложение № )
10. Система индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий (Приложение № ).
Приложение №1
Программно-методическое обеспечение диагностико-консультативного этапа.
Направления | Содержание работы | Методическое обеспечение направления |
Психологическое | Обследование актуального уровня психического развития, определение зоны ближайшего развития (скрининг-диагностика, см. ниже). Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика. Школьная адаптация. | Методики Ясюковой Л.А., Р.Амтхауэра, МЭДИС, Методика сочинения Е.И.Афанасьева и Васильева Н.Л. (психолог). Изучение письменных работ Методика Александровской Е.А., Ковалёвой М.В. |
Логопедическое | Обследование речевого развития:
| Методики фронтального и индивидуального обследования:
|
Социально–педагогическое | Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально–волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка. | Анкетирование по выявлению школьных трудностей Опросник мотивации Н.Г.Лускановой. Тест Люшера(психолог). Тест Тэммл, Дорки, Амен Социометрическое исследование Дж. Морено Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности. Методика Дембо – Рубинштейна |
Приложение №2
Показатели, выявляемые в результате дифференциальной диагностики:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
а) динамика физического развития (анамнез);
б) состояние слуха, зрения;
в) особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
г) координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
д) особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
а) особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
б) особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
в) особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;
г) особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
д) особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя;
е) познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
а) особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;
б) способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
в) умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
а) эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость эмоций;
б) способность к волевому усилию;
в) преобладающее настроение;
г) наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
д) наличие фобических реакций;
е) отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
ж) отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
з) особенности поведения в школе и дома;
и) нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
а) общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
б) сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
в) характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Приложение №3
Программно-методическое обеспечение коррекционной работы
Программа и методические разработки | Автор | Цель | Количество часов | Предполагаемый результат |
Программа коррекционно-рзвивающих занятий для 1-4 классов | Мальцева Г.А. | Развитие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, способствующих благополучной социальной адаптации. | 32 часа для каждой параллели | Улучшение развития умственных способностей, волевой регуляции, мотивационно, эмоционально- личностной сфер обучающихся |
Программа психогимнастики для первоклассников | Алябьева Е.А. модификация Мальцевой Г.А. | Профилактика дезадаптации первоклассников | 20 часов | Успешная адаптация первоклассников |
Программа «Хочу быть успешным» для 1-3 классов | Хухлаева О. | Формирование чувства успешности | 24 часа | Принятие себя и других, развитость коммуникативной сферы, умения находить ресурсы, рефлексивность. |
Программа «Развивающие игры» для 4го класса | Васильева Н.Л. | Преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала ребёнка | 12 часов | Преодоление трудностей в обучении и общении |
Методическая разработка по коррекции нарушений чтения и письма | Лалаева Р.И. Городилова В.И. Глинка В.И. Макарьев И. Белолипецкий С.А. | Сформировать лексико- грамматический строй речи, помочь в овладении навыками чтения и письма, создание базы для успешного овладения орфографическими навыками | 60 часов | Активизация словаря, овладение грамматикой на уровне слова и предложения. |
Приложение №4
Программно-методическое обеспечение психопрофилактической работы
Программа и методические разработки | Автор | Цель | Количество часов | Предполагаемый результат |
Программа «Сказкотерапия детских проблем» | Ткач Р.М. | Оказание помощи ребёнку в осознание своего внутреннего мира, узнавание нового и осуществление желаемых изменений | 3-5 часов по проблеме | снятие страхов, тревоги, снижение гиперактивности, агрессивности, улучшение социальных отношений |
Программа «Рисуем музыку» с использованием музыкотерапии и арттерапии | Мельникова Л. | Создание позитивных эмоциональных отношений между взрослым и ребёнком, путём формирования позитивных аттракций | 7часов | Позитивное восприятие ребёнком и взрослым друг друга |
Программа коррекции негативных эмоций, путём арттерапии | Давыдович В. | Коррекция страха, агрессии, злости, обиды у младших школьников | 10 часов | Сформированность позитивных эмоций |
Программа «Детство без алкоголя» для 3-4х классов | Климович В.Ю. | Профилактика аддиктивного поведения | 9 часов | овладение навыками противостояния употребления ПАВ |
Программа «Уроки психологического здоровья» | В.В. Ветрова | Обучение психологическим аспектам здоровья | 32 часа | Ответственное отношение к своему здоровью |
Приложение№ 5
Психолого-педагогическая карта учащегося
Фамилия, имя: __________________________________
Дата рождения: __________________
Школа: № _________ класс: _________ тип класса:___________________
Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося
на этапе обучения
Уровень готовности к школьному обучению | Особенности протекания процесса адаптации | Динамика уровня интеллектуального развития | Способности учащегося по основным предметам |
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Класс | Уровень актуального развития | Зона ближайшего развития | Сфера нарушений школьной адаптации |
Русский язык | |||
класс |
|
| Сложности в обучении, воспитании |
|
|
|
|
чтение | |||
класс |
|
| Трудности в освоении норм поведения |
|
|
|
|
Математика | |||
класс |
|
| Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН |
|
|
|
|
Природоведение | |||
класс |
|
| Особенности социальных контактов |
|
|
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Познавательная сфера | Личностные особенности | Мотивационно-волевая сфера |
|
|
|
Биологические факторы: _______________________________________________________________
Дополнительные сведения (участие в конкурсах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):
класс | класс | класс | класс | класс |
|
|
|
|
|
Рекомендации по сопровождающей работе:
Учитель: ___________________________________________________________________________________
Классный руководитель: ______________________________________________________________________
Психолог: __________________________________________________________________________________
Приложение №
Содержание мониторинга
Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ динамики развития обучающихся с ОВЗ
Критерии и показатели | Уровни (отмечаются индивидуально для каждого учащегося) | ||
Видимые изменения (высокий уровень) | Изменения незначительные (средний уровень) | Изменения не произошли (низкий уровень) | |
Дифференциация и осмысление картины мира: • интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы • включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность • адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих • использует вещи в соответствии сих функция- ми, принятым порядком и характером наличной ситуации | |||
Овладение навыками коммуникации: • реагирует на обращенную речь и просьбы • понимает речь окружающих и адекватно реагирует на сказанные слова • начинает, поддерживает и завершает разговор • корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. • передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. • делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми • слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять • замечает ошибки в речи одноклассников | |||
Осмысление своего социального окружения: • доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками • уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.) • достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения • соблюдает правила поведения в школе • мотив действий – не только «хочу», но и «надо» • принимает и любит себя • чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками | |||
Последовательное формирование произвольных процессов: • умеет концентрировать внимание, может удерживать на чем-либо свое внимание • использует различные приемы запоминания • учится продумывать и планировать свои действия • способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков • управляет своими эмоциями, поведением, действиями • доводит до конца начатое дело • знает цель своих действий и поступков • старается выполнять все задания и просьбы учителя |
Приложение №
10. Система индивидуально- ориентированных коррекционных мероприятий.
Урочные мероприятия | Внеурочные мероприятия | Внешкольные мероприятия | |
Задачи мероприятий |
| ||
Содержание коррекционных мероприятий |
|
движений и сенсомоторного развития
|
эмоционально-личностной сферы
|
Формы работы |
и учебников
|
кружки и спортивные секции
коммуникативных навыков общения, по коррекции речевого развития, по развитию мелкой моторики, по развитию общей моторики, по социально- бытовому обучению, по физическому развитию и укреплению здоровья, по формированию навыков пространственной ориентировки, по формированию и развитию зрительного восприятия |
|
Диагностическая направленность | Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития обучающегося | Обследования специалистами школы (психолог, логопед, медработник) | Медицинское обследование, заключение РПМПК |
Коррекционная направленность | Использование специальных программ, учебников, помощь на уроке ассистента (помощника). Стимуляция активной деятельности самого учащегося | Организация часов общения, коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий; занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание, прогулки | Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, психогимнастика, занятия,общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и др. |
Профилактическая направленность | Систематические валеопаузы, минуты отдыха, смена режима труда и отдыха; сообщение учащемуся важных объективных сведений об окружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности | Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы | Социализация и интеграция в общество обучающегося. Стимуляция общения обучающегося. Чтение обучающемуся книг. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересу или формировать через занятия его интересы. Проявление родительской любви и родительских чувств, Заинтересованность родителей в делах обучающегося |
Развивающая направленность | Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения | Организация часов общения, групповых и индивидуальных Коррекционных занятий, занятия со специалистами, соблюдение режима дня | Посещение учреждений культуры, выход на природу, экскурсии, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. |
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия | Учителя- предметники | Учителя-предметники Психолог Школьные работники Специалисты узкого профиля (соц. педагог, логопед и др.) Медицинский работник . | Родители, семья, специалисты. Медицинские работники Педагоги дополнительного образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...