Конспект урока на тему "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данная работа направлена на формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Добро и зло | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Добро и зло»
Класс: 4
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
- формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Ход урока
- Приветствие гостей (родителей, учителей)
-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.
(Добрый день!)
- Организация деятельности учащихся.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.
-А начнём его с того, что как и всегда, повторим «золотое» правило СЭ
(«Не делай другим того, чего не желаешь себе») (хором)
- Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.
Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).
Всякое …(зло) наказуемо.
-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.
(вывешивается тема «Добро и зло» на доске).
- Работа над понятиями «добро» и «зло».
а) Работа с учебником.
-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.
(1 уч-к читает)
б) Работа с Толковым словарём.
- А теперь давайте послушаем значение слов «добро» и «зло» в Толковом словаре С.И.Ожегова.
(2 уч-ся читают)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
в) Работа с таблицей учебника (с.45)
- Распределите слова в 2 группы: добро – зло
- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
- Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).
- Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.
- Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).
- Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.
(Филька -«Тёплый хлеб» К.Паустовский Женя - «Цветик -семицветик» В.Катаев)
- А вот эти фото и рисунки распределите (вывешиваю рисунки и фото Добрых дел класса за прошедшее время –«Строим кормушки для птиц», «Ко Дню пожилых людей», «Аллея Памяти».)
-Это реальные добрые дела, вы их участники.
г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).
-Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.
(Дети рассказывают о добрых делах)
Игра «Да» - «Нет»
- А теперь ответьте на вопросы коротко « да-нет»
- Все эти добрые дела вы делали
Делай добро
- по принципу «ты мне – я тебе»
- бескорыстно (без какой-либо выгоды)
- ради получения денег или славы
- незаметно для других
- чтобы гордиться собой
- не ради себя, а ради других
- потому что заставили
- из любви к ближнему
(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)
-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.
( на доске остаётся то, что + .)
- Работа с притчей «В больнице» в презентации.
Выскажете своё мнение о главных героях притчи.
(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение
(Щелкнуть по слайду в презентации)
Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.
Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.
- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?
(зависть)
- А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?
(по правилам добра)
- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.
-Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.
Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.
- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта- чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление -посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!
-От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.
VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)
- Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них) Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни, а зло забывай. Сделаешь худо, не жди добра. За добро добром платят. Добро творить - себя веселить. Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброта лучше всякой красоты.
VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)
-Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)
Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.
-Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).
Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)
Правила доброты (расположить там, где Делай добро).
Помогать людям. Защищать слабого. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Не обманывать. Делиться последним с другим.
-Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!
VIII. Акция «Добро»
-Ребята, а вы хотите оказаться на месте Жени из сказки «Цветик-семицветик»? Вы готовы прямо сейчас сделать ДОБРОЕ дело? Вам помогут ваши родители, которые пришли к нам сегодня. Можно это сделать придя домой. - Вы знаете, что у нас в России очень много больных детей нуждается в дорогостоящих операциях и лекарствах. Существует специальный фонд Rusfond, на его счёт можно перечислить поSMS-сообщению всего лишь 75 руб. на номер 5541с пометкой Добро. Время и количество раз не ограничено. Я перечислила ещё в марте месяце сразу, как только узнала об этом фонде.
(перечисляют, сразу приходит ответ «Спасибо за помощь детям Rusfondа!») --Можно сказать об этом вашим знакомым и т.д. –Я рада за вас. Я так и думала, что вы именно так поступите! -Ну вот вы пополнили свой список добрых дел ещё одним. Можете дописать себе.
IX. Песня «Дорога добра»
-Давайте закончим наш урок песней .
X. Итог урока.
-Спасибо за урок, за доброе дело.
Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....