Конспект урока на тему "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Щупко Галина Григорьевна

Данная работа направлена на формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Добро и зло26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности  действий в коллективе.

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

Ход урока

  1. Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

                   (Добрый день!)

  1. Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

-А начнём его с того, что как и всегда, повторим  «золотое» правило СЭ

Не делай другим того, чего не желаешь себе»)      (хором)

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы:  При солнышке тепло, при матери ….(добро).

                     Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

(вывешивается тема «Добро и зло» на доске).

  1. Работа над понятиями «добро» и «зло».

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и  откройте нужную страницу с.39.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

(1 уч-к читает)

б) Работа с Толковым словарём.

- А теперь давайте послушаем значение слов «добро» и «зло» в Толковом  словаре С.И.Ожегова.

(2 уч-ся читают)  

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

- Распределите слова в 2 группы:    добро – зло

     - Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

     - Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

     - Тема добра и зла находит своё отражение в  сказках, былинах,  в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

    - Распределите картинки  на 2 группы:  добро – зло.                                          (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

    - Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

(Филька -«Тёплый хлеб» К.Паустовский                                                                       Женя  - «Цветик -семицветик» В.Катаев)                                                                            

- А вот эти фото и рисунки распределите (вывешиваю рисунки и фото Добрых дел класса за прошедшее время –«Строим кормушки для птиц», «Ко Дню пожилых людей», «Аллея Памяти».)

-Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

-Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

        (Дети рассказывают о добрых делах)

     Игра «Да» - «Нет»

- А теперь ответьте на вопросы коротко « да-нет»

 - Все эти добрые дела вы делали

                    Делай добро

  • по принципу «ты мне – я тебе»
  • бескорыстно (без какой-либо выгоды)
  • ради получения денег или славы
  • незаметно для других
  • чтобы гордиться собой
  • не ради себя, а ради других
  • потому что заставили
  • из любви к ближнему

(В процессе игры  учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

  1. Работа  с притчей «В больнице» в презентации.

   Выскажете своё мнение о главных героях притчи.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение

                                  (Щелкнуть по слайду в презентации)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а  поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка? 

                         (зависть)

- А что же можно сказать о другом больном?  По каким правилам он жил?

                   (по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути  и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди.         Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

-Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) :                                                               «У меня есть мечта- чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление -посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если  в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей.              Да они лопнут от собственного бессилия!

-От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

  VI. Работа с пословицами .                                                                                         (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

-  Соедините начало и конец пословицы   (объяснить значение некоторых из них)                                                                                                                   Доброе слово лечит,   а злое калечит.                                                                                            Доброе слово человеку,   что дождь в засуху.                                                                                              Кто любит добрые дела,   тому и жизнь мила.                                                                                       Худо тому,   кто добра не делает никому.                                                                                              Добро помни,   а зло забывай.                                                                                                            Сделаешь худо,   не жди добра.                                                                                                                            За добро    добром платят.                                                                                                                                      Добро творить   - себя веселить.                                                                                                       Не одежда красит человека,   а добрые дела.                                                                            Доброта лучше     всякой красоты.

VII.   Обобщение и рефлексия.                                                                           Правила доброты. ( Работа в группах)

-Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей?           (Да)

Но для  этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики. 

-Давайте составим   ПРАВИЛА   ДОБРОТЫ.                                                     Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила   (повторы не брать)                         (учитель по ходу может добавить и свои)

                          Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

Помогать людям.                                                                                         Защищать слабого.                                                                                                    Не завидовать.                                                                                                      Прощать ошибки другим.                                                                                            Не обманывать.                                                                                                      Делиться последним с другим.

-Эти Правила мы поместим в наш классный уголок.                                Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

VIII.  Акция «Добро»

-Ребята, а вы хотите  оказаться на месте Жени из сказки «Цветик-семицветик»? Вы готовы прямо сейчас сделать ДОБРОЕ дело? Вам помогут ваши родители, которые пришли к нам сегодня. Можно это сделать придя домой.                                                                                                                          - Вы  знаете, что у нас в России очень много больных детей нуждается в дорогостоящих операциях и лекарствах. Существует специальный фонд Rusfond, на его счёт можно перечислить  поSMS-сообщению  всего лишь 75 руб.  на номер 5541с пометкой Добро.  Время и количество раз не ограничено. Я перечислила ещё в марте месяце сразу, как только узнала об этом фонде.

(перечисляют, сразу приходит ответ «Спасибо за помощь детям Rusfondа!») --Можно сказать об этом вашим знакомым и т.д.                                                   –Я рада за вас. Я так и думала, что вы именно так поступите!                                              -Ну вот вы пополнили свой список добрых дел  ещё одним. Можете дописать себе.

IX. Песня «Дорога добра»

-Давайте закончим наш урок песней .

X. Итог урока.

-Спасибо за урок, за доброе дело.

Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...