Уроки
план-конспект урока (1 класс) по теме

Хорошевская Лидия Зауровна

Разработки уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   русского  языка.

2  класс (III  четверть)

ТЕМА: Как  узнать  буквы  корня  в   названиях  действий.

ЦЕЛЬ:     -  познакомить  учащихся  с  конкретными  способами  подбора   проверочных  слов   для  названий  действий;  

                -  учить  различным  способам  подбора  проверочных  слов;

                - развивать  умение  решать  орфографические  задачи,   переносить  знания  в  новые  условия;

                 - развивать  внимание,  память ,  мышление,  орфографическую  зоркость.

                                                 ХОД         УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИЯ   КЛАССА.  

   

Прозвенел   и  стих  звонок.

Начинается   урок.

Мы  за  парты  тихо  сели

И  на  доску   посмотрели.

2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ   К   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Главные,    в,    решать,     задачи,     корне,     учимся,      слова,     орфографические.

                       

  • Прочитайте   слова.
  • Используя эти слова сформулируйте название темы,

которую мы изучаем.

 

Учимся  решать  главные  орфографические   задачи   в   корне       слова.                        

  • Что  значит   решить  орфографическую  задачу?

                                   (    выбрать  правильную  букву)

  • Что  нужно   сделать,  чтобы  выбрать  правильную   букву?

                                    (   подобрать   проверочное  слово  )

  • К  какой   группе   слов   мы  уже  умеем   подбирать   проверочные  слова?

                                        (     названия   предметов)

  • Как   искать  проверочные  слова  для   названий  предметов?

                                         

3.   АКТУАЛИЗАЦИЯ   ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ.

                               1.    Проверка    домашнего   задания.

  • Прочитайте  слова,     записанные  на  доске.

                       

   Л . СНИК,      Х . ТРЕЦ,       Д .БРЯК,      СТР .ОИТЕЛЬ,      СМ.  ЛЬЧАК

            УМН .  ЖАТЬ,   Ч . РТЁЖНИК,    Т . ХОНЯ,     В . ДИТЕЛЬ.

  • Откуда  я  взяла  эти  слова?

                 Прочитайте   слова,   которые   называют   людей   по   их   качествам?

                  Вставьте        пропущенные   буквы.

                 А    теперь   слова,  которые  называют  людей  по  профессии.

                 Вставьте  пропущенные   буквы.

  • Объясните   выбор   букв, знакомым   вам  способом?

  • А   какое   слово   не   встречалось   в    домашнем   задании?

                                 УМН  .  ЖАТЬ    

  • А     чем  оно  отличается   от  всех  остальных?

4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ    ЦЕЛЕЙ  И  ЗАДАЧ   С   ОПОРОЙ  НА   ПРОБЛЕМНЫЙ    ВОПРОС

             

  • Глядя  на  это  слово     попробуйте  сформулировать    тему  сегодняшнего   урока.

                       (  Как  узнать  букву  корня   в   названиях  действий)

   Как   искать  проверочные    слова   для    корня

       1                          1

    предмет         действие

           

  • Чему  вы  должны  будете  научиться   сегодня  на   уроке ?

              (писать  буквы  гласных  звуков   в  корне  слов   в  названиях  действий)  

  • На  какие   вопросы  отвечают   слова  названия  действий?
  • Как    называются   слова,  обозначающие  действие   предметов?
  •  
  • Встаньте,  если  услышите  название  действий:

                  ДРУЖНЫЙ,    НЕСЁТ,    КАРТИНА,    ПОЛИВАТЬ,   ДОРОЖКА,    

                  КРЕПКАЯ,   ПО,   НАПИШЕТ,     ПОЛЗЛА,   ДОЖДЬ,   ЭТОТ,    
                  ВЕРНЫЕ,    
ПОПРОСИЛА.

5. ПОСТРОЕНИЕ   ПРОЕКТА   ВЫХОДА   ИЗ   ПРОБЛЕМНОЙ    СИТУАЦИИ

                         (ОТКРЫТИЕ    НОВОГО   ЗНАНИЯ)

  • Вернёмся  к  слову       УМН .  ЖАТЬ  
  • Какие   буквы   спорят?   (  А  О)
  • Предложите  какой  либо  способ,  как   определить  какую  букву   писать?   (поискать  значение)
  • Где  можно   узнать  значение    слова?

                                 Толковый словарь

                                 Спросить у учителя

                                 Позвонить знакомым

                                 Посоветоваться с товарищами

                                            Спросить у других людей

Тему   «УМНОЖЕНИЕ»  вы  будете  изучать  на  уроках  математики  в  4  четверти

  • Давайте   проверим,    подходит  ли  наш   выбор  к  другим   словам:

                              УПР.379.

  • Прочитайте    слова.              Как   они  называются?
  • Будем   вставлять  буквы   и   объяснять  свой   выбор.
  • Как    будем   решать   орфографические   задачи?

                     ( по  1   человеку   у   доски)

   

                ПОДАРОК   _   ПОДАРИТЬ                  ГОСТИ  -  ПОГОСТИТЬ

                ШАГ   -    ШАГНУТЬ                             КРОШКИ     -   ПОКРОШИТЬ

  • Как  вы  находили   проверочные   слова?
  •   Составьте  с  одним  из  этих  слов  предложение:    по  цели   -  побудительное,    по  интонации – восклицательное.

6.   ПЕРВИЧНОЕ   ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ВО  ВНЕШНЕЙ  РЕЧИ.

            1)        Слова спокойно жили в книжке,

                    Но книжку вдруг прогрызла мышка.

                    От слов по букве откусила

                    Из книжки в норку утащила.

                       УПР.   380.     (  СИГНАЛЬНЫЕ    КРУГИ)

              ЧТО??                                       ЧТО?

           ЗВ .  НИТЬ                               КР . ЧАТЬ

           СТ  . НАТЬ                              ТР  .  ЩАТЬ

            К . РМИТЬ                              СВ . СТЕТЬ

            Л . СКАТЬ                               П. . ЩАТЬ

  • Составьте  с  одним   из   слов    предложение  по  цели   побудительное,   по   интонации  - восклицательное.

  •                 2.)          ОБОБЩЕНИЕ

  • Найдите  на  стр.48   УЧЁНОГО:
  • Обобщи   и   расскажи  о  своих   наблюдениях

         Чтение  правила

   Как   искать  проверочное  слово  для  корня

7.   ФИЗМИНУТКА,

                 ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ       ПЯТИМИНУТКА,

   Точ.ка,     конфета,   п.ля,    кр.чала,   Кос. тя.   п.  мидор,    гри.,     загр. – зняет,   .гурец,    ж.  знь,   к. . лбаса,   б. лела,    зв . зда,   м . локо,   н . чной,  ч . сто,  м . рковь,    ст . лбы,   св. стит    утю.

 

  • Задание       для  самых  внимательных
  • Запишите  по  памяти  словарные  слова

   Огурец,    помидор,    колбаса,   молоко,     конфета.

                                Что  общего  у  всех   этих  слов?

____________      конфета   (ударение  на   3   слог)

 ___________      помидор   (состоит   из    6   букв)

     _________       огурец      (все  согласные  твёрдые)

                             

                            Вы    заслуживаете  аплодисментов

8. ОТКРЫТИЕ        ВТОРОГО   СПОСОБА      ПРОВЕРКИ:

  • А   сейчас   с  вашей   помощью   откроем   второй           способ  проверки           безударных  гласных   в   корне   в  словах  названиях  действий
  • Упр.   381       -    прочитайте   задание
  • Прочитайте   слова
  • По    команде   каких  вопросов   вы   будете   изменять   слова

                      Работа      в    парах

                      Работа   по  вариантам

  • Выбери   столбик  слов   и  запиши   сначала   проверочное   слово  ,  и   с   его   помощью   реши   орфографическую    задачу.
  • О     чём   напоминают   цифры  1,   4
  • Проверка   с  обратной  стороны     доски.

9.    НАЙДИ   ОШИБКИ

                           

   Лавил,       стонал       трищал,        сварил

 

10.    ФИЗМИНУТКА

- ЧТО   необходимо   для  успешной   работы?  ( ХОРОШЕЕ  НАСТРОЕНИЕ)

       - ЧТО   может  быть  визитной  карточкой   хорошего  настроения    (  УЛЫБКА)

  • Повернитесь  друг  к  другу,   улыбнитесь  друг  другу   и  скажите   вы  стали  красивее   или   красивее?  
  • Откуда  вы  это  узнали?
  • Откройте    домашнее  задание   по  «Литературному   чтению» сказку С.  Михалкова   «Аист   и  лягушка».                        
  • Найдите в тексте слова,   названия    действий  и   которые   подходят   к  теме   нашего  урока.    
  • Кто  напомнит  тему урока

(посмотрел,    сказал,    летаю,    рассердился,    проглотил,  говорят,   глотают)

11 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ   РАБОТА  С САМОПРОВЕРКОЙ    ПО   ЭТАЛОНУ.

I.    УПР,    382

1 уровень  - вставить  пропущенные  буквы  и  устно   подобрать   проверочные

2 уровень   -   к  каждому  столбику   приписать  по  одному  своему   слову

II.  САМОПРОВЕРКА

Проверь        себя

                                    III Самооценка

12 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ              УПР.   383

13. ИТОГ   УРОКА

  • Какая  тема сегодняшнего  урока?
  • Чему  учились  на  уроке?
  • Кто из думает,  что он  уже умеет   писать  букву  корня  в  названиях   действий?

     СЭМ    Я  не  до   конца   понял.,  Скажите,   пожалуйста,  всё       полными   предложениями.

           Если  бы  вы  были  авторами  учебника,  как  бы  вы  объяснили   ученикам   необходимость   изучения    данной  темы?

           Где  пригодятся  вам  данные  знания

14.       РЕФЛЕКСИЯ

Спасибо за  работу     на уроке

 

                                 

                                 

                                                                КАРТОЧКА 1

                Что       (с)делает?                                     Что?

                      делит                                                потеря

               умножит                                         вред

               скажет                                            пляска

               пишет                                             танец



Предварительный просмотр:

        УРОК   ЛИТРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ       3 класс.

Тема: Н.И.Сладков «Дуб»

Цели:  

1.Закрепить знания детей о творчестве Николая Сладкова.

Учить на примере жизни писателя подмечать всё необычное в природе.

2. Познакомить с рассказом Н.Сладкова «Дуб». Развивать способность к полноценному восприятию текста на основе рассказа «Дуб».

3. Учить учащихся работать с текстом.

4. Совершенствоать навык правильного. Сознательного, выразительного чтения.

5. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает. Все защитники природы по этой тропинке прошли.

- Кому принадлежат эти слова? (Н.И.Сладкову)

- Сегодня на уроке мы тоже пройдём с вами по тропинкам, по которым любил ходить Сладков.

Цель нашего урока:

  1. Познакомится с рассказом Н.И. Сладкова «Дуб».
  2. Учиться анализировать прочитанный рассказ.
  1. Актуализация опорных знаний.

1)  - С чем любил путешествовать Сладков? (с фотоаппаратом, магнитофоном)

- Для чего он их брал? (Чтобы фотографировать животных, записывал их голоса, а потом на основе собранного материала писал книги.)

- Да, Сладков говорил:

«Даже в самой простой фотографии скрыта капелька жизни».

- А ещё он говорил:

«Мои книги – плоды моих увлечений».

- Где удалось побывать Сладкову в поисках за новинками?

(Он опускался на дно морей, озёр, рек, карабкался по скалам, ходил по лесу, был в Африке, Индии).

2) Проверка домашнего задания

- Какие рассказы читали дома? (Хоровод, Дудка, Заяц Серый)

- Прочитайте слова, которые записаны на доске:

Трусишка – тот, кто боится

Панталончики – женские штаны с оборкой

Линючий – тот, кто линяет, меняя старую шёрстку

Дюжина – 12

Впору – как раз

Бурый – красновато-коричневый

Ольшаник – заросли ольхи

Поверье – убеждение, вера в примету

- Дома вы самостоятельно изучали рассказ «Заяц Серый».

- Что они обозначают?

- Сколько времени в году бывает заяц серым? (1 неделю)

- Остальные слова из какого рассказа? (Хоровод)

- Какая примета есть у грибников? (Пошли мухоморы – белых жду.)

- В каком лесу можно найти белые? (ельник-еловый, бор-сосновый, берёзовый-березняк, дубовом-дубрава)

 А вот в дубраве их больше всего.

  1. Введение в новую тему.

         - А сейчас вместе с Николаем Ивановичем Сдадковым мы отправимся в лес. Мы прочитаем маленький рассказ о большой любви к деревьям. Рассказ называеся «Деревья».

- После того, как прочитаем, ответьте на вопрос:

- Как автор называл деревья?

- С чем сравнивает ствол, когда к нему прислонишься. Вот о таком друге мы будем с вами читать.

  1. Работа над новым произведением.

1)Дома вы готовили объяснение некоторых слов:

  1. ряд Делянка  участок земли (поля или  леса), выделенный для обработки
  2. ряд Степь  - безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью
  3. ряд Суховеи – сухой, горячий ветер, приносящий продолжительную засуху.

- Что такое делянка?

Степь – Мы с вами живём в зоне степей. Летом у нас мало дождей, стоит сильная жара.

Суховеи – Суховеи чаще всего бывают в степи. Представьте очень жаркое лето, сильно печёт солнце, дуют сухие горячие ветры. От этого страдают молодые посевы пшеницы, ржи и др. культ. растения.

2) Первичное чтение – сильный ученик + учитель.

- Какую помощь оказала дубрава людям?

3) Повторное чтение (по частям вслух).

        - Сколько раз сажали дубраву?

        - Следите, читайте без ошибок, громко.

4) Работа по содержанию.

- Кто решил заняться посадкой дубов? (лесоводы)

- Кто такие лесоводы?

- Как по-другому автор называет лесоводов? (знатоки, специалисты)

- Для чего они хотел посадить дубраву? (чтобы укротить суховеи)

- Подберите синоним к слову

        Укротить – остановить, успокоить

- Какую бы пользу принесла дубрава людям? (тень живительная, свежесть, красота)

        Живительная – оживляющая, укрепляющая силы.

- С чего началась посадка дубравы?

ЗАЧИТАЙТЕ: – Как сажали жёлуди?

ЗАЧИТАЙТЕ: -  Чему удивились лесоводы? (ничего не вышло)

- Как понимаете рассует?

 (разложит, раскидает, распихает)

- Как автор называет сойку? (глупая)

- А теперь послушайте, как автор называет сойку по-другому.

5)Чтение рассказа «Сойка»

         Зимой самая добычливая охота с фоторужьём – у жилья. «Добыл» я тут и сороку, и ворону, и галку. Но никак не давалась мне сойка. И не потому, что очень уж осторожна: осторожна она и пуглива в лесу – что правда, то правда. А у жилья она куда глупее сорок, ворон и галок. Эти к человеку весь год приглядываются, доверяют только тем, кто внимание на них не обращает. А сойка – вольная птица. У жилья только зимой и потому не знает всех человеческих хитростей.

(вольная, осторожная, пугливая)

- Как называются эти выразительные средства языка? (эпитеты)

- Что теперь решили посадить?

- Что такое саженцы? (молодые деревца, пересаженные из другого места)

ЗАЧИТАЙТЕ: - Где взяли и как сажали саженцы?

- Как понимаете?

Захирели – стали хилыми, слабыми, болезненными.

- Какое предположение выдвинули лесоводы, почему захирели саженцы?  (сухо, нет дождей)

- Как решили исправить ошибку? (поливать, охаживать)

- Как понимаете охаживать?

- Удалось им сохранить?

- Какую ещё работу проводили? (прикрывали от солнца, выдрали бурьян, выпололи сорняки)

- Подберите синоним к слову

Выдрали – вырвали, уничтожили, убрали.

- Итак, какую же работу проделали люди, чтобы саженци прижились?

                                                                                           

   

- Дала ли результат эта кропотливая работа? (Нет, саженцы погибли.)

- Нужна ли такая забота молодым дубкам, когда они растут на своей родной земле?

- Какая же мысль осенила лесоводов? (нужно посадить по-соечьи, без затей)

                                                                                                

ЗАЧИТАЙТЕ: - Почему же жёлуди не проросли?

- А горсть это сколько? Покажите!

        Всего лишь горсточку земли потребовалось, чтобы жёлуди проросли:

                                                                                        

- Какие же дубки выросли в степи? (крепкие, красивые, стройные)

- Как называются эти выразительные средства языка? (эпитеты)

- Во что потом превратились эти дубки? (в дубраву – могучую и величественную)

- Что же явилось родиной для дубков? (их дубрава)

- Подберите однокоренные слова к слову дубрава. (дуб, дубовый, дубки)

6) Работа над точными выражениями

- Найдите и зачитайте точные выражения, которые употребил автор:

  • изумились, поразились, выразили недоумение – удивились
  • закопали, спрятали под землю – зарыли
  • сорняки забивают, не дают расти – глушат
  • догадались, додумались, пришло на ум – осенила мысль
  • разложили куда хочется, куда получится, куда попадя – куда вздумается
  • без выдумки, без научного подхода, очень просто – без затей

Итак, на этот раз жёлуди посадили очень просто, без затей, но с горсткой родной земли

И дубрава поднялась:

                                                                                                                 

     

- Какова же главная мысль этого рассказа?

(Дубы растут только на своей земле.)

- Как называют людей, которые живут на своей земле, Родине, любят её?

(Преданные или верные)

- Прочитайте 1 строчку.

- А ещё какой дуб? (могучий)

- Могущество дуба подметили художники в своих картинах.

Суровый – суровость дубу придают глубокие извилистые трещины – морщины. Эти деревья напоминают людей, которые прожили трудную жизнь.

Величественный – дуб среди деревьев считается царём.

- А посмотрите сколько гостей пришли к дубу, и каждому он найдёт еду по вкусу. Какой ещё дуб?

Щедрый.

7)Деление текста на части

- Сколько раз пытались посадить дубраву? (3)

- На сколько частей разделили? (3)

- Найдите, где заканчивается I часть, II часть, III часть?

- Прочитайте шёпотом.

- Чтение вслух по частям.

  1. Домашнее задание – пересказ рассказа Николая Сладкова «Дуб».
  2. Итог урока.



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс.

Тема: Звуки [ г], [ г’]. Буквы Г, г.

Цель:

  1. Познакомить с новыми буквами Г, г и звуками [г], [г’].
  2. Учить читать слова с изученными буквами.
  3. Учить давать характеристику звукам в нашей речи.
  4. Работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха. Расширять кругозор учащихся.
  5. Формировать навык правильного слогового чтения.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением гусей (приложение ).
  2. «Светофоры».
  3. Схемы слов.
  4. Слоговая таблица.
  5. Конверты с загадками (для хорошо читающих детей)
  6. Касса букв и слогов.
  7. Наборное полотно.
  8. Картинки с изображением цветов, грибов.
  9. Книга Эдуарда Шима «Война с грибами».

Ход урока.

  1. Организация класса.

Учитель. Прозвенел и стих звонок

                Начинается урок.

Ученики. Мы за парту тихо сели

                И на доску посмотрели.

  1. Целеполагание.

- Сегодня на уроке познакомимся с новыми звуками и научимся обозначать их буквами. А какие это буквы вы скоро узнаете.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Прочитайте буквы: Н, К, Ы, Т, В.

- Какая из них лишняя? Почему?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Вместе: Звуки бывают разные

        Гласные и согласные.

Девочки: Гласные тянутся в песенке звонкой,

        Могут заплакать и закричать

        В тёмном лесу – звать и аукать

        И в колыбельке ребёнка баюкать.

        Но не желают скрипеть и ворчать.

Мальчики. А согласные согласны

        Шелестеть, скрипеть, гудеть

        Но не хочется им петь.

        Ш – шуршит опавший лист,

        С – змеиный слышен свист,

Ж – шмели в саду жужжат,

Р – моторы тарахтят.

2) Игра «Найди свой домик».

 

     Наступило жаркое солнечное лето. Гуси пошли гулять на лесную полянку. Они любовались цветами и деревьями, радовались солнышку.

Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались, солнышко спряталось. Вот – вот начнётся гроза. Гуси-гуси по домам (гуси с изображением  гласных букв прячутся в красные домики, гуси с изображением  согласных букв в синие домики).

  1. Знакомство с новыми звуками [ г], [ г’].
  1. – Как кричат гуси? (га-га-га)

 - Выделите первый звук. ([г])

 - Давайте его споём?

 - Давайте потянем. (не поётся и не тянется)

         - Значит, он какой? (согласный)

        - А теперь поставим руки на шейку и произнесём этот звук.

        - Что слышите? (он - звонкий)

        - А теперь я вам подскажу, что этого гуся зовут Гена.

        - Составьте схему этого слова:                                                          

        - А это его подружка. Её имя скажете мне вы. Первый звук в её имени [ Г] и схема                                                                

                                                                                        Галя.

        - Сравните звуки [ Г], [ Г’] в этих словах. Что вы можете о них сказать? (твёрдый и мягкий)

2) Однажды Галя и Гена решили отправиться в лес.

- Приготовьте светофоры.

- На какой свет светофора можно переходить дорогу?

Игра «Тим» и «Том».

        Газета, город, ноги, гири, ветер, творог, губы, герб, гость, гимн, тигр.

- Объясните, значение слов (герб, гимн)

  1. Знакомство с буквами  Г,  г.

1) – Звуки [ г], [ г’] обозначаются буквами Г, г.

- Кто найдёт эти буквы в «волшебной шкатулке»?

- В каком городе они будут жить? На какой улице?

- На что похожа буква Г?

- Встаньте, покажите букву Г, которая наклонилась и выпрямляться не хочет.

2) Задание для хорошо читающих детей.

- Приготовьтесь прочитать загадки для своих одноклассников

(конверты с загадками).

  1. Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. (Книга)

  1. Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

  1. Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

  1. Чтение слогов.

- Гуси Галя и Гена шли мимо полянки. На ней росло много незнакомых цветов. Давайте прочитаем их названия.

 

  1. Чтение слов на доске.

  ГАЛЯ

КОРЗИНКА

ГРИБЫ

ГОЛОСОК

 ГЕНА

СНЕГИРИ

 ЯГОДЫ

ЕЛОВЫЕ

  • Чтение  слов хором вслух
  • Чтение слов цепочкой
  • Чтение слов, которые состоят из трёх слогов
  • Чтение слов, в которых ударение падает на второй слог
  • Чтение слов, в которых звук [г’] – мягкий
  • Чтение слов, в которых звуков больше, чем букв
  • Чтение слов, в которых все согласные звонкие
  • Чтение слов, которые подходят к схеме:

                                        

                                                       

  1. Физминутка.

1)                Гриша шёл – шёл – шёл

Белый гриб нашёл

Раз грибок, два грибок,

Три грибок

Положили в кузовок.

2)Проговаривание скороговорки: Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком.

  • Первичное чтение хорошо читающим учеником
  • Повторение учащимися по рядам хором
  • Индивидуальное повторение учащимися троекратно

IX. Работа в «Кассе букв и слогов».

- Составить отгадки к загадкам (смотреть выше.)

КНИГА  ГНЕЗДО ГРИБ

А сейчас мы узнаем, зачем гуси собрались в лес Галя и Гена.

- Вставьте пропущенные буквы и прочитайте предложение.

. Е Н А  И  . А Л Я  И Д У Т  В   Л Е С  З А  . И Б А М И.

        

  1. Чтение стихотворения хорошо читающими учениками.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику.

Я наполнил кузов свой

И бегу скорей домой.»

- Какие же грибы в кузовке петуха?

                                         

                                                                   

- Что вы знаете об этих грибах?

- Рассказ учителя о боровике и мухоморе.

- Подберите слово к схеме

        

  1. Работа с текстом учебника.

  • Чтение текста про себя.

Галя и Гена набрали много грибов. В корзине у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.

                Вот он гриб боровик!

                И красив он, и велик!

  • Чтение текста вслух

- Какие грибы нашли в лесу Гена и Галя?

  • Чтение хором за учителем.
  • Чтение по предложениям.

- Какое это предложение по цели высказывания? Как нужно прочитать его?

- Прочитайте предложение, в котором говорится о том, какие грибы собрала Галя? А Гена?

- Прочитайте преложение, где описывается гриб бо

ровик?

- Прочитать предложение из 6 слов?

- Подберите заголовок к этому тексту?

  1. На пляже
  2. В детском саду.
  3. За грибами.
  1. Чтение учителем рассказа Э.Шима «Война с грибами»

- Все ли грибы можно собирать?

- Поняли ли вы, как правильно собирать грибы?

Беседа о съедобных и ядовитых грибах.

        

        XII. Итог урока.

- Составьте предложение о том, чем мы занимались на уроке.

- А сейчас у вас П   Р    М   Н

                         Е   Е   Е      А.

Чтение 3 класс.

Тема: Н.И.Сладков «Дуб»

Цели:  

1.Закрепить знания детей о творчестве Николая Сладкова.

Учить на примере жизни писателя подмечать всё необычное в природе.

2. Познакомить с рассказом Н.Сладкова «Дуб». Развивать способность к полноценному восприятию текста на основе рассказа «Дуб».

3. Учить учащихся работать с текстом.

4. Совершенствоать навык правильного. Сознательного, выразительного чтения.

5. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает. Все защитники природы по этой тропинке прошли.

- Кому принадлежат эти слова? (Н.И.Сладкову)

- Сегодня на уроке мы тоже пройдём с вами по тропинкам, по которым любил ходить Сладков.

Цель нашего урока:

  1. Познакомится с рассказом Н.И. Сладкова «Дуб».
  2. Учиться анализировать прочитанный рассказ.
  1. Актуализация опорных знаний.

1)  - С чем любил путешествовать Сладков? (с фотоаппаратом, магнитофоном)

- Для чего он их брал? (Чтобы фотографировать животных, записывал их голоса, а потом на основе собранного материала писал книги.)

- Да, Сладков говорил:

«Даже в самой простой фотографии скрыта капелька жизни».

- А ещё он говорил:

«Мои книги – плоды моих увлечений».

- Где удалось побывать Сладкову в поисках за новинками?

(Он опускался на дно морей, озёр, рек, карабкался по скалам, ходил по лесу, был в Африке, Индии).

2) Проверка домашнего задания

- Какие рассказы читали дома? (Хоровод, Дудка, Заяц Серый)

- Прочитайте слова, которые записаны на доске:

Трусишка – тот, кто боится

Панталончики – женские штаны с оборкой

Линючий – тот, кто линяет, меняя старую шёрстку

Дюжина – 12

Впору – как раз

Бурый – красновато-коричневый

Ольшаник – заросли ольхи

Поверье – убеждение, вера в примету

- Дома вы самостоятельно изучали рассказ «Заяц Серый».

- Что они обозначают?

- Сколько времени в году бывает заяц серым? (1 неделю)

- Остальные слова из какого рассказа? (Хоровод)

- Какая примета есть у грибников? (Пошли мухоморы – белых жду.)

- В каком лесу можно найти белые? (ельник-еловый, бор-сосновый, берёзовый-березняк, дубовом-дубрава)

 А вот в дубраве их больше всего.

  1. Введение в новую тему.

         - А сейчас вместе с Николаем Ивановичем Сдадковым мы отправимся в лес. Мы прочитаем маленький рассказ о большой любви к деревьям. Рассказ называеся «Деревья».

- После того, как прочитаем, ответьте на вопрос:

- Как автор называл деревья?

- С чем сравнивает ствол, когда к нему прислонишься. Вот о таком друге мы будем с вами читать.

  1. Работа над новым произведением.

1)Дома вы готовили объяснение некоторых слов:

  1. ряд Делянка  участок земли (поля или  леса), выделенный для обработки
  2. ряд Степь  - безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью
  3. ряд Суховеи – сухой, горячий ветер, приносящий продолжительную засуху.

- Что такое делянка?

Степь – Мы с вами живём в зоне степей. Летом у нас мало дождей, стоит сильная жара.

Суховеи – Суховеи чаще всего бывают в степи. Представьте очень жаркое лето, сильно печёт солнце, дуют сухие горячие ветры. От этого страдают молодые посевы пшеницы, ржи и др. культ. растения.

2) Первичное чтение – сильный ученик + учитель.

- Какую помощь оказала дубрава людям?

3) Повторное чтение (по частям вслух).

        - Сколько раз сажали дубраву?

        - Следите, читайте без ошибок, громко.

4) Работа по содержанию.

- Кто решил заняться посадкой дубов? (лесоводы)

- Кто такие лесоводы?

- Как по-другому автор называет лесоводов? (знатоки, специалисты)

- Для чего они хотел посадить дубраву? (чтобы укротить суховеи)

- Подберите синоним к слову

        Укротить – остановить, успокоить

- Какую бы пользу принесла дубрава людям? (тень живительная, свежесть, красота)

        Живительная – оживляющая, укрепляющая силы.

- С чего началась посадка дубравы?

ЗАЧИТАЙТЕ: – Как сажали жёлуди?

ЗАЧИТАЙТЕ: -  Чему удивились лесоводы? (ничего не вышло)

- Как понимаете рассует?

 (разложит, раскидает, распихает)

- Как автор называет сойку? (глупая)

- А теперь послушайте, как автор называет сойку по-другому.

5)Чтение рассказа «Сойка»

         Зимой самая добычливая охота с фоторужьём – у жилья. «Добыл» я тут и сороку, и ворону, и галку. Но никак не давалась мне сойка. И не потому, что очень уж осторожна: осторожна она и пуглива в лесу – что правда, то правда. А у жилья она куда глупее сорок, ворон и галок. Эти к человеку весь год приглядываются, доверяют только тем, кто внимание на них не обращает. А сойка – вольная птица. У жилья только зимой и потому не знает всех человеческих хитростей.

(вольная, осторожная, пугливая)

- Как называются эти выразительные средства языка? (эпитеты)

- Что теперь решили посадить?

- Что такое саженцы? (молодые деревца, пересаженные из другого места)

ЗАЧИТАЙТЕ: - Где взяли и как сажали саженцы?

- Как понимаете?

Захирели – стали хилыми, слабыми, болезненными.

- Какое предположение выдвинули лесоводы, почему захирели саженцы?  (сухо, нет дождей)

- Как решили исправить ошибку? (поливать, охаживать)

- Как понимаете охаживать?

- Удалось им сохранить?

- Какую ещё работу проводили? (прикрывали от солнца, выдрали бурьян, выпололи сорняки)

- Подберите синоним к слову

Выдрали – вырвали, уничтожили, убрали.

- Итак, какую же работу проделали люди, чтобы саженци прижились?

                                                                                           

   

- Дала ли результат эта кропотливая работа? (Нет, саженцы погибли.)

- Нужна ли такая забота молодым дубкам, когда они растут на своей родной земле?

- Какая же мысль осенила лесоводов? (нужно посадить по-соечьи, без затей)

                                                                                                

ЗАЧИТАЙТЕ: - Почему же жёлуди не проросли?

- А горсть это сколько? Покажите!

        Всего лишь горсточку земли потребовалось, чтобы жёлуди проросли:

                                                                                        

- Какие же дубки выросли в степи? (крепкие, красивые, стройные)

- Как называются эти выразительные средства языка? (эпитеты)

- Во что потом превратились эти дубки? (в дубраву – могучую и величественную)

- Что же явилось родиной для дубков? (их дубрава)

- Подберите однокоренные слова к слову дубрава. (дуб, дубовый, дубки)

6) Работа над точными выражениями

- Найдите и зачитайте точные выражения, которые употребил автор:

  • изумились, поразились, выразили недоумение – удивились
  • закопали, спрятали под землю – зарыли
  • сорняки забивают, не дают расти – глушат
  • догадались, додумались, пришло на ум – осенила мысль
  • разложили куда хочется, куда получится, куда попадя – куда вздумается
  • без выдумки, без научного подхода, очень просто – без затей

Итак, на этот раз жёлуди посадили очень просто, без затей, но с горсткой родной земли

И дубрава поднялась:

                                                                                                                 

     

- Какова же главная мысль этого рассказа?

(Дубы растут только на своей земле.)

- Как называют людей, которые живут на своей земле, Родине, любят её?

(Преданные или верные)

- Прочитайте 1 строчку.

- А ещё какой дуб? (могучий)

- Могущество дуба подметили художники в своих картинах.

Суровый – суровость дубу придают глубокие извилистые трещины – морщины. Эти деревья напоминают людей, которые прожили трудную жизнь.

Величественный – дуб среди деревьев считается царём.

- А посмотрите сколько гостей пришли к дубу, и каждому он найдёт еду по вкусу. Какой ещё дуб?

Щедрый.

7)Деление текста на части

- Сколько раз пытались посадить дубраву? (3)

- На сколько частей разделили? (3)

- Найдите, где заканчивается I часть, II часть, III часть?

- Прочитайте шёпотом.

- Чтение вслух по частям.

  1. Домашнее задание – пересказ рассказа Николая Сладкова «Дуб».
  2. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...