Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Куприянова Ирина Михайловна
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк_________________________________ Тема урока _ Добро и зло _________________________________________________________________ Цель урока __ создание условий для понимания основных категорий морали - добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла. для формирования у обучающихся мотива совершать добрые поступки____________ Задачи урока: 1. -Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали- добро и зло; 2. способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); 3. -развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; 4. совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; 5. развивать связную речь, обогащать словарный запас, 6. коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 7. коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками; 8. воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других; воспитывать, желание избегать зла и бороться с ним._____________________________________________________________________________ Тип урока __ изучение нового материала._________________________________________ Необходимое оборудование _ Компьютерная презентация, аудиозапись песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», самодельные весы, мягкая игрушка, маленькие игрушки, карточки, раздаточный материал: таблички с пословицами, притча. Критерии достижения цели урока ____________________________________________________________________ Планируемые образовательные результаты Предметные Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. Личностные результаты 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 16-04-2014_05-06-33.zip1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу ««Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Исполнитель: Куприянова Ирина Михайловна

учитель начальных классов,  

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 29»

2014


Технологическая карта урока

Предмет _ Основы  светской этики ________________________ Класс _____4____________________

Базовый учебник ___«Основы светской этики»   А. Я.Данелюк_________________________________

Тема урока _ Добро и зло _________________________________________________________________

Цель урока __ создание  условий  для  понимания  основных категорий морали - добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла.  для формирования у обучающихся мотива совершать добрые поступки____________

Задачи урока: 1. -Подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали- добро и зло;

2.  способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД);

3. -развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

4.   совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;

5.  развивать связную речь, обогащать словарный запас,  

6.  коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

7.  коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными    

    источниками;  

8. воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других; воспитывать, желание избегать зла и бороться с ним._____________________________________________________________________________

Тип урока __ изучение нового материала._________________________________________

Необходимое оборудование _ Компьютерная презентация, аудиозапись песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», самодельные весы, мягкая игрушка, маленькие игрушки,  карточки, раздаточный материал: таблички с пословицами, притча.  

Критерии достижения цели урока ____________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

  1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
  2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

 (1 мин)

Цель: создание эмо-ционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Дети заходят в класс под песню «Дорогою добра»(сл.Ю.Энтина, муз.Минков М.).

Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы вошли в класс? Почему?

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Входят в класс под музыку. (Отрывок)

Ответы детей.

Эмоциональный настрой

2

Мотивация

Сегодня наш урок начался необычно, вы вошли в класс под песню.   Ребята, о чем эта песня?

- Какой совет дает автор песни?

- Дорогою добра.

- Ответы детей.

Личностные: адекватная школьная мотивация

3

Целеполагание

- Ребята, кто догадался о чём, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Подберите антоним слову - добро.

- Правильно, сегодня мы начнём разговор о добре и зле.

 - Тема нашего урока:

(учитель включает слайд 1)

Да мы сегодня будем говорить о добре и зле. «Добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.

- Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Посмотрите на стр. 12  и попытайтесь определить цель и задачи урока.

- Что такое добро и зло?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на уроке. (слайд 2)

О добре.

Зло

Слушают, анализируют

Добро и зло.

Добро и зло.

Слушают, анализируют, обсуждают.

Высказывания детей.

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение слушать, обобщать полученные зна-ния.

Умение ставить коллективную цель

 и организовать деятельность.

Планирование учебного сотрудничества

Умение рассуждать, сравнивать. Развитие речи, интеллекта.

4

Актуализация знаний

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? (слайд3)

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (

«Презентация»

Притча слайд № 4

          Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только  поблагодарило его за угощение.  А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...

У. Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей)

- А сейчас послушайте, как заканчивается притча.

 «Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Обсуждение притчи:

- Озаглавьте текст.

- Найдите основную мысль текста

- Кто из героев понравился и почему?

- Как бы вы поступили на месте героев?

- Добро и зло нераздельно ходят по свету. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая свои поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает и поступки других людей.  Можем же мы определить как поступил тот или иной человек? Благодаря тому, что люди понимают что такое добро и зло , они могут предотвратить насилие, жестокость, ссоры и наоборот  могут поддерживать добрые отношения друг и другом.- --  - Итак давайте подумаем, что же мы можем назвать добром?

(Ответы детей)

 - А какого человека мы можем назвать добрым?

(ответы детей)

Понятны ли вам слова добро и зло?

•        Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

-Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.

Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.

На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.

А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.

Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.

А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…

Мир именно таков, каким мы его делаем…»

- Встаньте, ребята, возьмите зеркало.  Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

Слушают притчу  и определяют  её смысл.

Высказывают свое мнение

Аналмзируют текст

Высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают притчу  и определяют  её смысл.

Анализируют…

Определяют причины.

Ответы детей.

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

5

Изучение нового материала.

1)Проблемная ситуация

(дискуссия)

2) Работа с текстом

 

Проблемная ситуация.

Просмотр  мультфильма

Смешарики

«Добро, зло и девочки».                            

А) Работа над понятием «добро»

- Как вы понимаете понятие «Добро»?

- Подберите однокоренные слова к слову добро.

- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла?

Обратимся к учебнику. стр.12-13. Прочитайте определение понятия добра в учебнике и сравните с вашими ответами.

Записать определение в тетради.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.        Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2.        Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3.        И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- - А что такое гуманность?

- Как вы думаете, добрые поступки совершаются бескорыстно или нет?

 - Приведите примеры добрых поступков, которые вы совершили сами или ваши друзья или просто незнакомые люди.

- Итак, подведем итог. Что же такое добро?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

-

 А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о добре:

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

- Как вы их понимаете? Почему доброму нужно учиться?

- А вы что-нибудь успели за сегодняшний день сделать доброго? А что еще можно успеть сделать и для кого?

- Жизнь, наполненная добрыми делами, делает ли человека счастливее? (Да, такой человек никогда не бывает одиноким)

     

Б) Работа над понятием «зло»

- Противоположность добра – это зло.

- Что для вас зло? Как вы понимаете зло?

 (- Подберите однокоренные слова к слову «зло».

 - Как люди относятся к злому человеку?

- Прочитайте в учебнике определение понятия зла и как оно проявляется.

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Обратимся к учебнику. стр.13

записать определение в тетради.

Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство,  грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли,  хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло!», а напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

- Можете привести пример, когда зло прикрывается добром?  

- Итак, подведем итог. Что же такое зло?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о зле.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто за злом пойдет, тот добра не найдет.

- Как вы их понимаете?

Почему же добро всегда побеждает над злом?

    Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

    В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок.  Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое.

Послушайте притчу.

             « Притча о Добре и Зле»

- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

Игра «Доскажи словечко»  приложение1

 ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком   его можно назвать?

- Чему учит эта притча?

- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- А как вы считаете, вас какие окружают люди?

- А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет?
- Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)

Постановка проблемного вопроса.

-Как вы думаете, в жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

Поработайте над этим вопросом в группах, обсуждая следующие тексты: приложение 2

- С какими намерениями Бараш делал добро?

 -Почему его поступки не оказались добрыми?

-Понравился ли он Нюше, когда стал делать зло?

- Какие качества человеку нужны, чтобы делать добро?

Игра в ассоциации.

– Как вы понимаете слово ассоциации?

– В тетрадях запишите слова вертикально, как на экране:

Д –

О –

Б –

Р –

О –

 

З –

Л –

О –

– Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов. (Через 1-2 минуты желающие высказываются, вариант учителя предлагается на экране).

 

(хорошие поступки людей, хорошие качества характера и т.д.)

(Доброта,  добрый, добродушный, добряк)

(К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.)

учебник, словарь

Читают текст. Находят в тексте понятие, информацию.

Сравнивают понятие добра

 Записывают  .определение в тетрадь.

( Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям)

Приводят примеры.

(человеколюбие)

(Да, бескорыстно, настоящие добрые поступки совершаются не ради выгоды)

Потому что он не задумывался, для кого эти поступки – добрые.

Приводят примеры.

1.Забота о ближних. 2.Ответственность за близ-ких. 3.Потребность творить добро. 4.Отвечать добром на зло, уметь понять врага своего.

Вспоминают с помощью учителя пословицы и поговорки. Рассуждают. Делают выводы.

Высказывания детей.

плохие, недобрые поступки и качества характера людей, агрессия, насилие и т.д.)

(Злой, злодей, злодеянье, злоба, злиться, злюка)

(Его не любят, стараются с ним не общаться)

Читают текст. Находят в тексте понятие, информацию.

Сравнивают понятие добра

 Записывают  .определение в тетрадь

Приводят примеры.

Вспоминают с помощью учителя пословицы и поговорки. Рассуждают. Делают выводы.

Предположения детей.

Слушают притчу.

Анализируют, размышляют, высказывают предположения.

Высказывают свое мнение.

Работа в группах.

   

 

Работа в группах.

Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.

Высказывания детей.

.Забота о ближних. 2.Ответственность за близких. 3.Потребность творить добро. 4.Отвечать добром на зло, уметь понять врага своего.

слова, понятия, связанные смыслом.

Выполняют задание в тетради.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

6

Первичное закрепление.

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Физминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

 

 Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

2)        Чаша (слайд )

Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.

Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам.

- Назовите примеры ваших добрых поступков

2. «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Презентация

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

«Понять и исполнить

Желание другого —

Одно удовольствие —

Честное слово!»

. - Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,  радостно.   В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

- А почему важно бороться со злом? Прочитайте последний абзац на странице 13 и ответьте на вопрос.

- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло

Ответы детей.

Обсуждение картинок.

( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета  – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.

Пословицы. (слайд )

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные воРота открывает.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

Приводят примеры.

Чтение статьи. Обсуждение прочитанного.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

Личностные:

Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения

7

Закрепление

(работа с ноутбуками)

- Сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам лучше разобраться, что же такое зло и добро.

- Задание 1. Перед вами слайд с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: качества - «помощники» добра и качества - «помощники» зла.

(Мужество,  честь,  хвастливость,   жестокость,  скромность,  милосердие,  совесть, трусость, зависть,  жадность,  честность,   тактичность,  хитрость,   бестактность,  лживость,  малодушие,  справедливость, выдержка,  эгоизм.)

- Задание 2. «Собери пословицу». Соедините части пословиц и запишите в тетрадь. Объясните, как вы их понимаете.

Кто злым попускает, тот сам зло творит.

Добро наживай, а худо изживай.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Добро вспомянется, а лихо не забудется.

Добро творить – себя веселить.

- Задание 3. Приведите примеры добрых и злых поступков.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

добро

зло

  Учитель подводит учащихся к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение, не быть равнодушным. Быть равнодушными к злу – безнравственно.

Вопрос: Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни?

Тестовые задания( приложение 3 )

Самостоя

тельная творческая

работа 

Творческая  индивидуальная работа .

 Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение

Существительное

А у меня получился вот

такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.

 

Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!

Добро.

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!

Счастье!  

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты.

Работа в парах.

Примерный вариант:

1. Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Не завидовать.

4. Прощать ошибки другим.

5. Не обманывать.

Составление

синквейна .

Составление правил доброты в парах.

8

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

  Ребята, что вы узнали нового?

-Что бы вы хотели узнать?

-Оцените свою работу на уроке.

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

- Что такое добро и что входит в понятие добра?

- Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу.в зависимости от цвета шляпы получают задание. Белая шляпа – мыслим фактами. (отвечают на вопросы)

- Ч то нового вы узнали?

Желтая шляпа

- Что было хорошо?

- Полезно?

-Познавательно?

- Интересно?

Черная шляпа

- С чем вы не согласны?

- Что вы бы хотели изменить?

Красная шляпа

- Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)

Зелёная шляпа – творческая

Вспоминают или пользуются словарем пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки, афоризмы

Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».

Итог урока.

-У меня в руках «Волшебный мешочек», но он пока пуст. Мы постараемся наполнить его частичкой нашей с вами «доброты». Нужно только развязать мешочек, сказать добрые слова и ли пожелания в адрес вашего соседа и передать ему и т.д. Затем мы завяжем наш мешочек, чтобы сохранить всё то, что вы пожелали друг другу.  

    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО  

к тебе пришло,

Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

(звучит песня «Добрым быть совсем не прсто»)

Прикрепляют человечков

Ответы детей, самооценка своей деятельности

Личностные:

* Рефлексивная адекватная самооценка

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке.

Умение  контролировать и оценивать свои действия.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

9

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

Прочитать текст учебника.  

Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

Сделать 2-3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать?  Какая реакция окружающих?

 Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Выбрать задание по силам:

1.сочинить сказку, которая начиналась бы со слов: «Жили-были добро и зло……»;

2.придумать «Синквейн» по теме;

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Вам за урок я говорю  БОЛЬШОЕ  СПАСИБО

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей.

Приложение 1.

Игра «Доскажи словечко»  

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит..
 (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)

приложение 2

=1-ая группа

Стих. А.Л.Барто

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Вопрос: Добрым или злым вам показался брат Лиды? Обоснуй свой ответ.

2-ая группа

Рассказ   В.А. Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!      

Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным  мальчиком? Почему ты так думаешь?

3-я группа

Ситуация из школьной жизни.

Миша не выполнил домашнее задание по математике. Накануне  вечером он долго катался на велосипеде, а потом помогал маме поливать грядки. Утром, придя в школу, он попросил своего друга Толика списать примеры, пока учительница не собрала тетради. Толик с удовольствием одолжил Мише свою тетрадь. Миша быстро списал, сказав при этом: «Толик, ты настоящий друг, ты меня очень выручил - сделал доброе дело».  

Вопрос: Согласны ли вы, что Толик действительно сделал доброе дело?

        

приложение 3

  • Как творят добрые дела?

      а) бескорыстно и сознательно;

      б) чтобы избежать наказания;

      в) в надежде на похвалу;

      г) в надежде на вознаграждение.

  • Что считается добрым поступком?

       а) опоздать на неинтересную встречу;

       б) дать списать домашнее задание;

       в) забыть о неприятной просьбе;

       г) помочь соседу по парте разобрать задачу.

3) Укажите поступки, которые одобряет общество.

       а) унижение;

       б) обман;

       в) насилие;

       г) взаимопомощь.

4) Что является последствием злых дел?

       а) дружба;

       б) вражда;

       в) радость;

       г) мирное сосуществование.

5) Знания о добре и зле  помогают людям

       а) жить в мире;

       б) проявлять заботу о близких;

       в) дружить;

       г) все ответы верны.

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование.

Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

  • У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  • Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  • Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  • Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  • Любите ли вы злые шутки?
  • Вы злопамятны?
  • Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  • Умеете ли на практике применять свои способности?
  • Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  • Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  • Вы охотно выполняете просьбы?
  • Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

  • Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  • От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  • Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...