4 | Актуализация знаний Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания | Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? (слайд3) Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. ( «Презентация» Притча слайд № 4 Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ... У. Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей) - А сейчас послушайте, как заканчивается притча. «Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло. Обсуждение притчи: - Озаглавьте текст. - Найдите основную мысль текста - Кто из героев понравился и почему? - Как бы вы поступили на месте героев?
- Добро и зло нераздельно ходят по свету. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая свои поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает и поступки других людей. Можем же мы определить как поступил тот или иной человек? Благодаря тому, что люди понимают что такое добро и зло , они могут предотвратить насилие, жестокость, ссоры и наоборот могут поддерживать добрые отношения друг и другом.- -- - Итак давайте подумаем, что же мы можем назвать добром? (Ответы детей) - А какого человека мы можем назвать добрым? (ответы детей)
Понятны ли вам слова добро и зло? • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
-Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..” Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”. А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость… Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем…» - Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. | Отвечают на вопросы учителя. Ответы детей
Слушают притчу и определяют её смысл.
Высказывают свое мнение
Аналмзируют текст
Высказывают свои предположения.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слушают притчу и определяют её смысл.
Анализируют…
Определяют причины.
Ответы детей. | Регулятивное УУД: -определять цель деятельности на уроке; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: -извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; |
5 | Изучение нового материала. 1)Проблемная ситуация (дискуссия)
2) Работа с текстом
Проблемная ситуация.
Просмотр мультфильма Смешарики «Добро, зло и девочки».
| А) Работа над понятием «добро» - Как вы понимаете понятие «Добро»?
- Подберите однокоренные слова к слову добро.
- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? Обратимся к учебнику. стр.12-13. Прочитайте определение понятия добра в учебнике и сравните с вашими ответами. Записать определение в тетради. Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом. - - А что такое гуманность? - Как вы думаете, добрые поступки совершаются бескорыстно или нет? - Приведите примеры добрых поступков, которые вы совершили сами или ваши друзья или просто незнакомые люди. - Итак, подведем итог. Что же такое добро? (Учитель записывает на доске ответы детей)
-
А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о добре: Не одежда красит человека, а его добрые дела. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. - Как вы их понимаете? Почему доброму нужно учиться? - А вы что-нибудь успели за сегодняшний день сделать доброго? А что еще можно успеть сделать и для кого? - Жизнь, наполненная добрыми делами, делает ли человека счастливее? (Да, такой человек никогда не бывает одиноким)
Б) Работа над понятием «зло»
- Противоположность добра – это зло. - Что для вас зло? Как вы понимаете зло?
(- Подберите однокоренные слова к слову «зло».
- Как люди относятся к злому человеку?
- Прочитайте в учебнике определение понятия зла и как оно проявляется. В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок» Обратимся к учебнику. стр.13 записать определение в тетради. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло!», а напротив, зло умеет прикрываться маской добра. - Можете привести пример, когда зло прикрывается добром? - Итак, подведем итог. Что же такое зло? (Учитель записывает на доске ответы детей) А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о зле. Худо тому, кто добра не делает никому. Кто за злом пойдет, тот добра не найдет. - Как вы их понимаете? Почему же добро всегда побеждает над злом? Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. В истории человечество всегда пыталось бороться со злом и утверждать добро. Это отражено в большинстве сказок. Только в разные времена были отличия в понимании добра и зла. Но есть понимание добра и зла одинаковое во все времена. Давайте попробуем разобраться какое.
Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле» - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Работа с пословицами. - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение. 1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 2. Жизнь дана на добрые дела. 3. Доброе слово и железные ворота открывает. 4. «Худо тому, кто добра не делает никому». 5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло, Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло». 6. «Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро – творить трудней». «Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, От доброго добро, От злого зло родится». - Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. -Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить. Игра «Доскажи словечко» приложение1 ( фронтальная работа; ответы хором, вслух) - Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? - Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Поступки. Обсуждение ситуаций. - Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь? - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? - Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему? - Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать? - Чему учит эта притча? - Как вы думаете, на земле много добрых людей? - А как вы считаете, вас какие окружают люди? - А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет? - Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым? - Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)
Постановка проблемного вопроса. -Как вы думаете, в жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки? Поработайте над этим вопросом в группах, обсуждая следующие тексты: приложение 2
- С какими намерениями Бараш делал добро? -Почему его поступки не оказались добрыми? -Понравился ли он Нюше, когда стал делать зло? - Какие качества человеку нужны, чтобы делать добро?
Игра в ассоциации. – Как вы понимаете слово ассоциации? – В тетрадях запишите слова вертикально, как на экране: Д – О – Б – Р – О – З – Л – О – – Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов. (Через 1-2 минуты желающие высказываются, вариант учителя предлагается на экране).
| (хорошие поступки людей, хорошие качества характера и т.д.) (Доброта, добрый, добродушный, добряк) (К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.)
учебник, словарь
Читают текст. Находят в тексте понятие, информацию. Сравнивают понятие добра Записывают .определение в тетрадь. ( Добро – это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям) Приводят примеры.
(человеколюбие) (Да, бескорыстно, настоящие добрые поступки совершаются не ради выгоды) Потому что он не задумывался, для кого эти поступки – добрые. Приводят примеры.
1.Забота о ближних. 2.Ответственность за близ-ких. 3.Потребность творить добро. 4.Отвечать добром на зло, уметь понять врага своего. Вспоминают с помощью учителя пословицы и поговорки. Рассуждают. Делают выводы. Высказывания детей.
плохие, недобрые поступки и качества характера людей, агрессия, насилие и т.д.) (Злой, злодей, злодеянье, злоба, злиться, злюка) (Его не любят, стараются с ним не общаться) Читают текст. Находят в тексте понятие, информацию. Сравнивают понятие добра Записывают .определение в тетрадь
Приводят примеры.
Вспоминают с помощью учителя пословицы и поговорки. Рассуждают. Делают выводы.
Предположения детей.
Слушают притчу. Анализируют, размышляют, высказывают предположения.
Высказывают свое мнение.
Работа в группах.
Работа в группах. Выполнение группами учащихся задания учителя. Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся.
Высказывания детей. .Забота о ближних. 2.Ответственность за близких. 3.Потребность творить добро. 4.Отвечать добром на зло, уметь понять врага своего.
слова, понятия, связанные смыслом. Выполняют задание в тетради. | Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
|
6 |
Первичное закрепление. Первичное закрепление(8 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Физминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите? 2) Чаша (слайд ) Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам. - Назовите примеры ваших добрых поступков
2. «Топаем – хлопаем» Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Презентация
– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. «Понять и исполнить Желание другого — Одно удовольствие — Честное слово!»
. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. - А почему важно бороться со злом? Прочитайте последний абзац на странице 13 и ответьте на вопрос.
- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло | Ответы детей. Обсуждение картинок.
( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу. Пословицы. (слайд ) * Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло). *Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро). * Доброе слова и железные воРота открывает. *Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро). * Злоба лишает человека силы. ( Про зло). * За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Приводят примеры.
Чтение статьи. Обсуждение прочитанного.
| Познавательные УУД - извлекать информацию из текста; - строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; - использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Коммуникативные: высказывать свою точку зрения
|
7 |
Закрепление
(работа с ноутбуками) | - Сейчас мы выполним несколько заданий, которые помогут нам лучше разобраться, что же такое зло и добро. - Задание 1. Перед вами слайд с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы: качества - «помощники» добра и качества - «помощники» зла. (Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.)
- Задание 2. «Собери пословицу». Соедините части пословиц и запишите в тетрадь. Объясните, как вы их понимаете.
Кто злым попускает, тот сам зло творит. Добро наживай, а худо изживай. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Добро вспомянется, а лихо не забудется. Добро творить – себя веселить.
- Задание 3. Приведите примеры добрых и злых поступков. |
| Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм; |
8 |
Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | Ребята, что вы узнали нового? -Что бы вы хотели узнать? -Оцените свою работу на уроке. -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? - Что такое добро и что входит в понятие добра? - Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления? - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? -Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …» Заключительное слово учителя.
Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу.в зависимости от цвета шляпы получают задание. Белая шляпа – мыслим фактами. (отвечают на вопросы) - Ч то нового вы узнали? Желтая шляпа - Что было хорошо? - Полезно? -Познавательно? - Интересно? Черная шляпа - С чем вы не согласны? - Что вы бы хотели изменить? Красная шляпа - Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление) Зелёная шляпа – творческая Вспоминают или пользуются словарем пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки, афоризмы Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?». Итог урока. -У меня в руках «Волшебный мешочек», но он пока пуст. Мы постараемся наполнить его частичкой нашей с вами «доброты». Нужно только развязать мешочек, сказать добрые слова и ли пожелания в адрес вашего соседа и передать ему и т.д. Затем мы завяжем наш мешочек, чтобы сохранить всё то, что вы пожелали друг другу. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. (звучит песня «Добрым быть совсем не прсто»)
| Прикрепляют человечков Ответы детей, самооценка своей деятельности | Личностные: * Рефлексивная адекватная самооценка Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке. Умение контролировать и оценивать свои действия. Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Познавательные УУД - строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |