Обобщение опытоа по антикоррупционной работе
план-конспект занятия (4 класс) по теме
В статье предложены виды работ антикоррупционной направленности в начальной школе. Данный опыт был обобщен на совещании МО в МБОУ СОШ №2 г. Волжского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antikorruptsiya_statya_v_pechat.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2,
Монич Галина Антоньевна, Вецель Наталья Васильевна, Ченегина Елена Геннадьевна
«Зло на букву «К» (коррупция)!»
Из опыта работы
«Коррупция не только указывает обществу
неправильный путь, но также подрывает
государственную легитимность, поддерживает
дурные образцы в государственном управлении и
показывает плохой пример будущим поколениям.
Она заражает...»
Кайден, Двиведи, Джаббра
О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.
Несмотря на всё это, уровень коррупции в нашей стране не снижается. Можно сказать, что в борьбе с коррупцией власть терпит сокрушительное поражение. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы остаётся весьма актуальным.
Мы не рассчитываем на то, что наши размышления окажутся оригинальными, тем более, что они во многом опираются на уже существующие разработки. Но кроме того они базируются и на практическом опыте выявления и пресечения коррупционных правонарушений, имеющемся у различных государственных и общественных структур, в том числе, на опыте деятельности Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность», работающего в тесной увязке со средствами массовой информации. Одним из итогов деятельности ФИЦ стал материал, направленный на имя Президента РФ Д.А.Медведева, под чьим непосредственным руководством и разворачивается повсеместная борьба с коррупцией.
Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?»
- Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.
Предлагаю вам совершить познавательный экскурс по проводимыми нами мероприятиям по антикоррупционной направленности.
Работа по формированию антикоррупционного сознания ведётся и в начальной школе. Надо отметить, что мы – учителя начальных классов, очень аккуратно подходим к проблематике, следуя к принципу «Не навреди!» С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу. Понятие «коррупция» даже не употребляется. Необходим строгий учёт возрастных особенностей учащихся.
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе.
В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.
Предлагаем перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупционного просвещения.
Нравственные представления и качества | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие | И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н.Толстой. «Лев и мышь» и др. | Н. Артюхова. «Большая береза», В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», В. Берестов. «Бабушка Катя» и др. | Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка», К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др. | Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский. «Растрепанный воробей» |
Долг, ответственность | И. Токмакова. «Это ничья кошка», В. Осеева. «Синие листья», «Печенье», Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др. | М. Зощенко. «Не надо врать», русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др. | Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А. Платонов. «Неизвестный цветок», П. Ершов. «Конек-горбунок» и др. | А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц», О. Генри. «Дары волхвов», А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др. |
Совесть, совестливость | Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др. | Б. Заходер. «Серая Звездочка», Н. Артюхова. «Большая береза», А. Чехов. «Мальчики» и др. | Б. Житков. «Как я ловил человечков», К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др. | Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога», А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др. |
При изучении сказок А.С. Пушкина используем инсценировки. В сказке «О царе Салтане» (3 класс) из трёх сестёр две оказалась злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью, заставили бросить в океан младшую сестру с сыном, дети с интересом инсценировали сказки Пушкина. Они старались передать характер героев и содержание сказки и сделали вывод, что справедливость всегда восторжествует, и добро побеждает зло.
В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.
- Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
- Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
- Худого человека ничем не уважишь.
- Лучше не дари, да после не кори.
- Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.
- Плохо не клади, вора в грех не вводи.
- Не в службу, а в дружбу.
- Худо жить без ласкового слова
- За добро добром платят
- Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным образовательным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся сформируются четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.
При изучении темы «Дружба» дети обсуждали историю, описанную в учебнике. Их анализ позволил разобраться в некоторых тонкостях дружбы, не говоря про своих друзей гадости, стараться понять своего друга и не обижаться по пустякам, держать слово данное другу. Дети рассказывали истории, которые произошли с ними или с их друзьями. Работали в группах и создали правила дружбы: « Не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным.»
Дети с интересом составили памятки «Правила дружбы». Также рисовали рисунок «Дружба» и обсуждали пословицы о дружбе.
Сделали вывод: каким должен быть друг? Что такое дружба ?
На уроках «Окружающий мир» часто играем в игры, ставим сценки. Например: «В театре», «В библиотеке», «В автобусе», представляя различные ситуации поведения. Потом делаем выводы. При изучении темы «Семья» дети получили домашние задание, рассказать о традициях их семей, семейных праздниках, досугах, отдыхах, увлечениях. Все принесли фотографии своей семьи, как они отдыхают, как празднуют праздники. После мы обсуждали текст из учебника «Как выбрать подарок». Все ученики приняли участие в обсуждение и сделали вывод, что подарок, сделанный своими руками, будет приятен всем.
Однако термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?».
Для урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Добро и зло» была создана викторина по сказкам, заставляющая детей вспомнить и задуматься о том, что хорошо, а что плохо, каковы поступки героев сказок с точки зрения морали и долга.
« - Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
- С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(В Катаев «Цветик – семицветик»).
- Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
- Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Русская народная сказка «Морозко»)
- Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)»
На уроках русского языка и литературы в 3-4 классах учим детей писать синквейны. Слово «совесть» смогло вдохновить ребят на создание данного синквейна.
- Совесть
- Вечная, мудрая
- Спрашивает, учит, мучит
- Главный судья
- Слушай её
Проводили классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?», с целью воспитать потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека.
Классный час проводился в виде устного журнала. Проводила игру «Хорошо и плохо». Задача была поставлена оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо». Хороший поступок красного цвета, плохой поступок фишка чёрного цвета
ПЛОХИЕ | ХОРОШИЕ |
Обидел друга. | Защитил слабого. |
Порвал книгу. | Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. | Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. | Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. | Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. | Помог решить задачу. |
Нарисовал на парте. |
|
Не выполнил домашнее задание. |
|
Дал списать. |
|
Опоздал. |
|
Главное, донести до детей то, что нужно совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзья. Будем стараться быть вежливым ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными. Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим вниманием, а делать так чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняться доброты, добрые слова сказать нетрудно. И в конце классного часа оценивали себя.
Сделали тест «Вежлив ли я?!».
| ТЕСТ | да / иногда / нет | ||
1 | Здороваешься ли ты с соседями по дому? | |||
2 | Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (завтрак, ужин)? |
|
| |
3 | Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? |
|
| |
4 | Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? |
|
| |
5 | Папа (дедушка, мама, …) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (ее)? |
|
| |
6 | Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? |
|
| |
7 | Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру … с праздником 8 марта? |
|
| |
8 | Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты со своими домашними? |
|
|
От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но мы уверены, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы и выбрали сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, не детскую.
Закончить хотелось бы словами Ф.М. Тютчева
(знаменитый афоризм):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Обобщение опыта по теме "Работа с одарёнными детьми в свете ФГОС"
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённыхдетей....
Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...
Информация об обобщении опыта в рамках работы над темой самообразования
Работа над темой самообразования...
Обобщение педагогического опыта «Методика работы с умственно отсталыми учащимися коррекционной школы»
СОДЕРЖАНИЕ 1Сведения об учителе.32Актуальность темы43Условия становления опыта54Особенности методики работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья75Адресность опыта126Технология опыта...
Обобщение опыта по внеклассной работе
Обобщение опыта по внеклассной работе (начальная школа)...
Обобщение опытом по теме: Работа на уроках с применением развивающего набора "Дары Фребеля"
Использование развивающего набора Фребеля в работе дефектолога....