Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

  Цели и задачи работы

      Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы моей работы.

    Цель работы: развивать познавательную активность младших школьников на уроках русского языка  

     В работе над поднятой  проблемой мной решались следующие  задачи:  

  • изучить состояние проблемы в теории и практике начального образования;
  • раскрыть индивидуальные особенности учащихся;
  • провести диагностическую работу по определению уровней  познавательной активности младших школьников;
  • определить дидактические условия развития познавательной активности младших школьников в процессе урока русского языка;
  • разработать систему упражнений, создающих временное облегчение домашних заданий для некоторых учащихся  с целью повышения  интереса к учению;
  • использовать систему упражнений повышающих познавательную активность младших школьников в процессе обучения;
  • экспериментально проверить эффективность выявленных условий в педагогическом процессе.
  • создать  благоприятную атмосферу на уроках для каждого ученика;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся при организации учебного процесса;
  • организовать помощь родителей при подготовке к урокам.

В работе с детьми по поднятой проблеме  решались следующие задачи:

  • повысить мотивацию к обучению;
  • развивать умение принимать самостоятельные решения;
  • развивать умение быстро мыслить;
  • развивать потребность  в самообразовании;
  • развивать умение находить наиболее целесообразные способы  выполнения заданий;        

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы .

  Теоретические: анализ и обобщение результатов исследования по педагогическим аспектам развития у младших школьников познавательной активности в процессе уроков русского языка.

  Эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседы с учащимися, анкетирование, анализ школьной документации, интеллектуальные и личностные тесты.

В общем виде система моей работы по активизации познавательной активности младших школьников выглядит так:

Создание благоприятной атмосферы на уроке

        При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке важное значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками.     Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.

     В проекте «Наша новая школа» сказано, что «Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению…»поскольку познавательная активность- качество деятельности, в котором проявляется прежде всего отношение ученика к предмету и процессу деятельности, то первым условием следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок в младшем школьном возрасте постоянно нуждается в одобрении и поощрении. 

     На уроках я использую мимические и пантомические средства выражения: ласковый взгляд, поглаживание, улыбку. Словесные: молодец, умница, блестящий ответ и  др…

     С целью развития положительной мотивации я придумала «парту звезд»

(на парте наклеены звезды),которая находится   на видном месте в первом ряду. Самые активные на уроке, дающие правильные ответы следующий урок сидят за данной партой.       

      Больше всего ребятам нравятся материализованные поощрения, особенно это важно в 1 классе, когда отсутствует отметочная система.

  За правильно выполненную работу ученику вручаю значки «Знайка», «Грамотейкин», «Мудрая сова», эмблемы. Эти поощрения носят занимательный характер и вызывают быструю эмоциональную реакцию детей, подъём   интереса. Начиная со 2 класса применяю деятельностные поощрения. К таким поощрениям я готовлю детей, даю опережающее задание. Детям даётся  стимул:  интерес товарищей и доверие учителя. Они учатся самостоятельно добывать знания и учат друг друга. К таким заданиям относятся подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме, мини – сценки, творческие задания.

     Важно  на уроке сочетание требовательности к учащимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям. Не безразлична и форма обращения   к учащимся на уроке. Я использую  такие как:

  • Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить…
  • Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, приступим к делу.
  • Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного.

Ребята! Согласна, произошли неприятности, но поверьте, все пройдет. Наберите побольше воздуха, выдохните все вредное и обидное, простите своих обидчиков и за дело! Все будет хорошо!

Успех обучения зависит и от средств наглядности. Это таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения, которые помогают сделать урок интересным, радостным, обеспечивающим глубокое усвоение программного материала.

Индивидуальные средства обучения (кассы букв, абаки) обеспечивают вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание , мышление детей.

Любимы детьми фигурки сказочных героев Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Кота в сапогах и др., применяемые мной на уроках, особенно в 1и 2 классах, что значительно повышает активность детей.  А какую радость испытывает ребёнок, когда перевоплощается сам в сказочных героев! Мальвина разучивает правило, Буратино учится читать, Знайка загадывает загадки, решает кроссворды вместе с детьми.

        В результате хорошо организованной атмосферы на уроке возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Урок как основная форма развития познавательной активности

      Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения. Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.

       Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы организации деятельности: фронтальную, коллективную, индивидуальную.
     Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.
Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной.
 Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей  целого класса и отдельных учащихся.
       И на  минутках каллиграфии я уделяю внимание развитию познавательной активности младших школьников

В качестве примера остановлюсь на таком виде работы:

(на доске написаны буквы   с б к а о а)

-напиши буквы красиво до конца строки

-какое слово можно составить из этих букв? Собака

- выполните задания (по группам)

1гр.: просклоняйте слово, выделите окончания.

2гр.: определите, какой часть речи является слово. Расскажите об этой части речи все что знаете.

3гр.: составьте два предложения, чтобы слово было в первом предложении подлежащим, во втором – второстепенным членом.

    И проведение физкультминуток так необходимых для младшего школьника на уроках русского языка можно организовать с пользой для урока: дети отдыхают и повторяют пройденный материал.

Например:  

Тема: Родственные слова 

(для проведения физкультминутки использую дидактическую игру)

- если я назову пару родственных слов надо присесть, если –нет – подпрыгнуть ( гусь-гусеница, река- речушка, начало – конец, и др.)    Физминутки можно разделить на: оздоровительно – гигиенические, танцевальные, ритмические, физкультурно – спортивные,   подражательные и двигательно – речевые.

Самые распространённые и любимы детьми двигательно – речевые.

Дети читают стихи и одновременно выполняют различные движения. Например,   «У медведя дом большой,

                     А у зайчишки маленький.

                     Наш медведь пошёл домой,

                     Поскакал и заинька.»

 Во время физкультминуток разучиваются стихи, что развивает память.

Одним из средств активизации учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Ей отводится на уроке особое место, так как она требует интенсивной  работы детского ума. Часто на уроке дети выполняют несколько видов самостоятельных работ, но все они обязательно проверяются. Формы проверки также используются различные: самопроверка, взаимопроверка, с использованием сигнальных карточек.

     Приведу примеры организации самостоятельной работы, которые я использую на различных этапах урока

При изучении нового материала

       Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата. Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал

Тема. Разделительный Ъ – 2 класс

Тему не объявляю (она написана на доске).

– Для чего нужен разделительный Ъ?

– Где пишется разделительный Ъ?

Начинаю с повторения о разделительном Ь.

– Расскажите все, что вы знаете о разделительном Ь.

Дети рассказывают.

– В русском языке в качестве разделительного знака используется еще один знак. Попробуйте его угадать.

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост
Ш-ш-ш
Я вам не угрожаю,
Какой я знак изображаю?

Показываю картинку.

– Разделительный Ъ.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с разделительным Ъ.

– Постарайтесь сами найти ответы на вопросы, записанные на доске. Для этого разгадайте два ребуса.

С 

сели

С Ъ 

съели

– Запишите эти два слова. Что они обозначают? Разберите по составу.

– Чем еще различаются эти слова.

– По смыслу, написанию произношению.

– Что же будет если мы не напишем разделительный Ъ?

– Согласный звук сольется с гласным, изменится значение слова.

– Так для чего же нам нужен разделительный Ъ?

Вывод делают сами дети.

– Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.

Таблица. Читают все.

СЪЕМКА
С
ЪЕДОБНЫЙ
ОБ
ЪЯВЛЕНИЕ
ПОД
ЪЕЗД

Было сели.

Стало съели


Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твердый знак.
Без него писать не сможем

       Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.

При закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами. И в этом им хорошо помогают такие задания.

Слог (1 класс)

Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, в которых только один слог.  

Мама купила (…)

дыню
соль

(…) – домашнее животное

–корова
–коза
– конь

Разделительный Ъ  (2 класс)

Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее.

подъём
пьёт
отъезд

разъярённый
бельё
объяснил

Парные звонкие и глухие согласные (3 класс)

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.

сала…ки
сле…ки
водола…

И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

На уроках предлагаю самостоятельную работу и с различными видами дидактических пособий.

Работа с перфокартами

Задание №1

Определить склонение имен существительных

Мама
Миша
Стул
Печь
Яблоко

1 склонение

2 склонение

3 склонение

 

 

 

Задание № 2

Разобрать слова по составу

 

приставка

корень

суффикс

окончание

Сладкий
Перелетная
Поездка
Вода

 

 

 

 

Задание № 3

Просклонять существительное

И
Р
Д

стена

В
Т
П

               

Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Лото

       Игру “Лото” провожу по многим темам. Например, изучаем тему безударные гласные, проверяемые ударением. Изготовляю на весь класс карточки, нумерую их. В них пишу слова с безударной гласной, а рядом проверочное слово.

зима – зимы
б
ольной – боль
л
овил – ловит

кричит – крик
ст
ена – стены
б
ерега' – берег

         Карточки раздаю на одном уроке детям первого варианта. Они “учителя”. Диктуют слова детям второго варианта. Они пишут слова, а рядом проверочные. А ученик по готовой карточке проверяет и ставит оценку. На другой урок меняются ролями.

     Такая организация  урока и самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Для каждого человека со всей остротой встаёт вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, самочувствие в различных ситуациях, профессиональн...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Основная задача учителя: разбудить мысль каждого ученика. В работе представлены  различные виды заданий, используемых мной  на уроках русского языка....

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

презентация "Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка."

      В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно м...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Ведущей деятельностью в начальной школе остаётся игра. Это побудило  меня работать над темой «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка»....

Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Технологии развития познавательной активности школьников к обучению русского языка...