Обобщение педагогического опыта «Методика работы с умственно отсталыми учащимися коррекционной школы»
статья на тему

Снитко Надежда Валентиновна

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Сведения об учителе.

3

2

Актуальность темы

4

3

Условия становления опыта

5

4

Особенности методики работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

7

5

Адресность опыта

12

6

Технология опыта

13

7

Результативность опыта

19

8

Список литературы

22

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_snitko_n.v._obobshchenie_opyta.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение

 специальная (коррекционная)  общеобразовательная

 школа – интернат VIII вида

Шатурского муниципального района Московской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по теме:

«Методика  работы  

с  умственно  отсталыми  учащимися  коррекционной  школы»

Снитко  Надежда  Валентиновна,

учитель начальных классов

2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

Сведения об учителе.

3

2

Актуальность темы

4

3

Условия становления опыта

5

4

Особенности методики работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

7

5

Адресность опыта

12

6

Технология опыта

13

7

Результативность опыта

19

8

Список литературы

22

СВЕДЕНИЯ ОБ  УЧИТЕЛЕ

Ф.И.О. учителя: Снитко  Надежда  Валентиновна

Дата рождения: 25.03.1959год.

Образование: Ногинское  педагогическое  училище -1974-1978г.г.- специальность- учитель  начальных  классов;

                            ОЗПИ – 1978-1983г.г.-  специальность – учитель  биологии.

Должность: учитель начальных классов

Стаж работы: 34 года.

Квалификационная категория: высшая

Дата последней аттестации: март  2012 г.

Курсы повышения квалификации

  • «ФГОС второго поколения – опыт работы и проблемы введения», 2011 г.
  • «Образование и общество: Актуальные проблемы психологии и педагогики», 2011г.
  • «Информационные  технологии в преподавании  учебных предметов»,  2011 г.
  • «Вопросы  подготовки  специалистов по работе с тяжело умственно отсталыми детьми», 2013 г.

Награды и поощрения

  • Почетная грамота Министерства образования Московской области за многолетний плодотворный труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся (2006 г.)
  • Благодарственное Письмо Главы Шатурского муниципального района за добросовестный  труд  в  системе образования Шатурского муниципального района и значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса (2010 г.)
  • Почетная грамота Управления образования за добросовестный труд, профессиональное мастерство, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся  (2013г.)
  • Почетная грамота Администрации  МБСКОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V111 вида за участие в муниципальном  конкурсе классных руководителей (2012г.)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Несмотря на  немалый накопленный опыт работы,  интерес к   чему-то новому и увлекательному в профессии учителя у многих педагогов по-прежнему огромен. Каждому из нас хочется  сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моей главной задачей является  построение процесса обучения таким образом, чтобы  заинтересовать учеников, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания.

Учащиеся коррекционных классов (по программе VIII вида) – это дети,  для которых характерен основной общий  недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств, интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций,  слабости побуждений  их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная  сфера учащихся с ограниченными возможностями здоровья, наблюдаются более  или  менее выраженные отклонения в речевом развитии. К положительным характеристикам можно отнести то, что у данной категории детей сохранены слуховое внимание и зрительное восприятие.  

На протяжении нескольких столетий урок является основной формой обучения, как за рубежом, так и в России. Мне представляется, что современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться, помочь ему осознать себя. Для этого ученик должен быть на уроке полноправным действующим лицом. Современный урок – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свой творческий опыт, свой методический почерк. Качество урока зависит как от степени подготовленности класса, так и от педагогического  мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания. Учитель должен помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться.

При организации учебного процесса  руководствуюсь следующими принципами:

  1. Обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств,
  2. Наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование  проблемных ситуаций,
  3. Необходимо разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке,
  4. На уроке должны рационально сочетаться словесные, наглядные и действенные методы,
  5. Вся система коррекционной работы осуществляется в связи с социально – психологической службой школы.

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Моя работа над темой «Методика работы с умственно  отсталыми  учащимися  коррекционной  школы»  началась  с  2010 года.

В самом начале работы возникали определенные трудности:

- в планировании изучаемого материала;

- подборе форм и методов обучения;

- в организации эффективного обучения.

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу, регулярно участвовала в семинарах, школьных и районных методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы:

1. Выступала на заседаниях ШМО,  педагогических советах с докладами:

 - «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»,

 -   «Развитие вычислительных навыков на уроках математики через компетентностный подход к учащимся»,

-    «Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе»,

-   «Создание здоровьесберегающего пространства в начальной школе»,

-  «Использование на уроках развития  речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности информационно - коммуникационных технологий при формировании компетенции учащихся»,

-   «Методика работы с умственно отсталыми учащимися коррекционной школы»,

-   «Интегрированное обучение в начальной школе» и другие.

2. На персональном сайте опубликовала следующий материал:

-   карточки по математике и по русскому языку,

  • конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж;

      - урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

                      3. Имею публикации в  педагогических сборниках:

      - Сборник  тезисов. «Первое сентября»  Фестиваль педагогических идей.  «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт – дисках, в сборнике тезисов,  книге 2,стр. 304,  2012г.)

      - Сборник научных трудов по материалам Международной научно – практической конференции «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности», работа « Применение технологии проблемного обучения» (стр.131, 2013г.)

                     4. Являлась участником  педагогических конкурсов,  конференций

      - Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности»,

      - Всероссийского фестиваля «Открытый урок»,  награждена Дипломом,

      - Областного  конкурса «Компьютер  и  школа», получила Сертификат Министерства образования Московской области.

                     5. Принимала участие в профессиональных районных конкурсах, РМО:                                          - конкурс «Мой самый лучший урок», 2011г.,

     - педагогические чтения «Педагогическое наследие А. С. Макаренко в современной школе», посвященные 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко, 2013г.

     - РМО «Применение современных технологий - средство оптимизации образовательного процесса», 2012г.,

     - РМО «Реализация проблемного обучения в начальных классах коррекционной школы VШ вида», 2013г.

     - семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе», «Упражнения с массажным мячом во время физминуток на уроке»,

     - РМО «Интегрированные уроки в начальной школе».

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учитель живет до тех пор,

пока учится; как только

 он перестает учиться,

                                                                                   в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский

                      Многие годы я работаю над систематизацией подходов к современному уроку в коррекционном классе. Качественно проведенный урок является показателем профессиональной компетентности учителя, способствует повышению качества знаний учащихся. На каждом  уроке  ставлю  коррекционно-развивающие задачи:

        - коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания),

     - коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь),

    - коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, диктантами).

                      Склонность учащихся специальной школы VIII вида к формированию стереотипов объясняет основные требования к закреплению материала: разнообразить виды работ по одной и той же теме. Разнообразие работ проявляется и в постановке вопросов, и в заданиях разной формы, и в выполнении различных по трудности заданий. Ценность всей этой работы будет возрастать при последовательном сокращении помощи учителя.

                      Деятельностный подход в обучении – современное требование к уроку. Интерес – это удовлетворение от процесса деятельности. Поэтому конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся выполняют охотнее, чем познавательные задачи. Заинтересованность учащихся к целенаправленной деятельности на уроке определяется уровнем их потребностей. Интерес к уроку вызывается самой психологией урока. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие учителя, а не как деятельность ученика. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

                      Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (то есть при опоре на наглядность) в памяти остается приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации. Урок тогда будет эффективен, когда на нем будет учительско-ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами. Строить обучение только на интересе тоже нельзя. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к ее поиску, использованию на практике  Главная проблема учителя – поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их  вместе с учителем в процессе учебной деятельности.

Цель моей работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению.

Для достижения поставленной цели  мною определены следующие задачи:

  1. способствовать  формированию индивидуальных способностей каждого ученика;
  2. учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы,
  3. формировать «методическую копилку» по проблеме организации  обучения.

В начальной школе (1-4 кл.) осуществляется всестороннее психолого-медико- педагогическое изучение личности ученика, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса.

В поисках решения вопроса формирования у учащихся ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе я использую личностно-ориентированный подход,  который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

Провожу работу по общему и речевому развитию детей, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сфере, поведении. На уроке использую приемы расчленения изучаемого материала на мелкие доли. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев.  Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и  коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия.

Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена.

Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов – задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение совмещаю с показом и демонстрацией.

Я использую в процессе обучения метод наблюдения. Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта.

Применяю игровые технологии на уроках. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а  как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

- Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок – игра «Путешествие по стране Знаний»);

- В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля): игра в слова, дополни слово, перевернутые слова и другие. В  процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроке дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе. Дидактические игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к  ее поиску, к использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает  четкое чередование видов деятельности.

Выбираю физминутки в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если письмо, то использую упражнения для снятия общего  или  локального утомления, упражнения для кистей рук,  если чтение – гимнастику для глаз, слушание, говорение – гимнастику для  слуха, дыхательную гимнастику.

Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. Мы записываем с комментированием пословицы, поговорки о здоровье. Например: Береги платье снова, а  здоровье смолоду. Здоровье дороже  денег: здоров буду – и денег добуду.

Мне, как учителю, приходится решать проблему оказания помощи каждому ребенку в  организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время.  При индивидуальном подходе учу работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу,  дифференцировать свои интересы, рационально использовать время.  Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Организовать  самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек.  На основе сборника Л.А. Ахременковой «К пятерке шаг за шагом» я составила карточки с заданиями для закрепления изученного материала.

При использовании технологии проблемного обучения учащиеся учатся мыслить научно, логично, творчески. Добытые знания превращаются в убеждение. Учащиеся испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в  своих  возможностях и силах.

Применение технологии развивающего обучения предполагает формирование у учащихся познавательного интереса, коллективный поиск информации на  основе наблюдения, сравнения.

Особенностью работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья является многократное повторение материала. А это одна из технологий В,Ф, Шаталова. Мною используются его принципы работы:

- Применение опор,

- Личностно-ориентированный подход,

- Гуманизм,

- Ученье без принуждения,

- Бесконфликтность учебной ситуации,

- Соединение обучения и воспитания.

Раскрытию тем, идей, областей знаний помогают интегрированные уроки. Цель достигается через решение следующих задач:

- создание у учащихся с нарушением интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком, природой, культурой, искусством,

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность,

-формирование у учащихся коммуникативных качеств, нравственных ценностей,

-развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.

Организация и проведение интегрированных уроков отвечает задачам личностно – ориентированного обучения.

Мною проведены интегрированные уроки по следующим темам:

- «Здравствуй, весна!»,

- «России чудные узоры»,

- «Зеленая одежда Земли».

Проводила уроки с использованием презентаций:

- «Растения и животные леса. Их охрана»,

- «Дикие животные:  медведь и еж»,

- «Табличное деление на 6»,

- «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

- «Решение  примеров и задач в пределах 100» и др.

АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА

Данный опыт работы может быть использован педагогами начальной и основной школы на уроках. Он будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, целиком или частично также успешно может быть использован молодыми специалистами, методистами, психологами, практикующими в начальной школе, родителями, имеющими потребность в саморазвитии.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Реализация педагогических  технологий   в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип научности - заключается в том, чтобы максимально приблизить изложение основных понятий и теории к уровню современного понимания наиболее важных вопросов науки.

2. Принцип доступности – обучение идет от известного- к неизвестному, от простого – к сложному, от близкого – к далекому.

3. Принцип сознательности и активности – добиваться четкого понимания учебной цели и задач предстоящей работы, использовать увлекательные факты, сведения, примеры.

4. Принцип прочности – учебный материал  структурировать с учетом индивидуальных различий учащихся, делать упор на уже приобретенные знания.

5. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям учеников – использовать индивидуальный подход (учебную работу проводить по единой программе индивидуализации с использованием форм методов работы с каждым)

6. Принцип наглядности - наглядность использовать как источник знаний.

7. Принцип  систематичности и последовательности – формировать систему знаний на основе понимания их взаимосвязей.

8. Принцип связи теории с практикой – в обучении опираться на имеющийся у учащихся практический опыт.

9. Принцип единства обучения и воспитания – использовать воспитательные возможности каждой темы, каждого урока.

  В общении «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев:

- учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают;

- учитель владеет умением «подать себя»;

- дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю;

- учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности;

- учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям;

- учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.

В общении учащихся друг с другом работаю над следующими показателями:

- дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников;

- учащиеся владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга;

- коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика;

- дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать контакт.

 Использование современных технологий позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого ученика в процесс  обучения.

Структура урока в этом случае имеет вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационное начало) - 1-2 минуты

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на уроке организуется его мотивирование к учебной деятельности.

Зачастую использую такие приемы работы как:

  • в начале урока высказываю добрые пожелания детям,
  • предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

2. Актуализация и повторение изученного - 4-5 минут

Организую повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.

На начальном этапе урока очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их действий. Под влиянием учителя дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнять поставленные задачи.

3.Открытие нового знания – 12 - 13минут

На данном этапе учащиеся  прослушивают объяснение учителя, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия.

4. Первичное закрепление – 12 - 13минут

        На данном этапе выполняем проговаривание нового знания, для этого использую фронтальную работу,  комментирование.

5. Самостоятельная работа  - 8 - 9 минут.

На данном этапе использую самостоятельную работу, каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3  задания), самоконтроль, самопроверка.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итоги.

 Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.                                                                                                                                                                                                                                              

В своей работе использую следующие инновационные технологии:

п/п

Современные образовательные   технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

1.

Игровые технологии

1.Дидактические: расширение

кругозора, развитие общеучебных умений и навыков;

2.Развивающие: развитие внимания,

памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения,

фантазии, творческих  способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения,

3.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям  общества,

адаптация к условиям среды, обучение общению, психотерапия,

4.Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических, мировоззренческих установок, воспитание  сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности

1.Используются для освоения  понятий, темы, раздела учебного предмета, в качестве урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

2.Применяются  во  внеклассной  работе.

1.Самопознание в  процессе  игры.                     2.Преодоление  трудностей.

3.Пробуждение  интереса к учебе.

4.Воспитывает  умение  владеть  собой,  быстроту  реакции на  слово.  

5. Развитие фонематического  слуха,  смекалки.

2.

Проблемное обучение

1.Приобретение  знаний,  умений, навыков.

2.Развитие познавательных  и  творческих

способностей.

3.Усвоение  способов  самостоятельной  деятельности.

1.Проблемная  ситуация  создается с  помощью  активизирующих действий,

вопросов учителя, подчеркивающих

новизну, важность,  красоту и другие  отличительные  качества  объекта  познания.

2.Учитель  подводит учащихся  к  противоречию  и  предлагает  им  самим  найти  способ  его  решения.

3.Излагает  различные  точки  зрения  на  один  и  тот же  вопрос.

1.Применение  технологии  способствует  активизации

познавательной  деятельности ребенка.

2.Побуждает ученика делать  сравнения,  обобщения,  выводы, сопоставлять  факты.

3.

Технологии индивидуализации обучения

1.Развитие  способностей эффективно  работать.

2.Мотивировать  сам  процесс учения, но  оставлять ученику возможность  работать  на  том  уровне,  который для  него  сегодня возможен, доступен.

1.Общие  особенности технологии индивидуализации способствуют  учету факторов,  которые обусловливают неуспеваемость учащихся ( пробелы в  знаниях), дефекты в мышлении,  в  навыках  учебной  работы.

2.Определение  способов преодоления индивидуальных недостатков  в  знаниях,  умениях,  навыках.

3.Учет  и преодоление недостатков  семейного  воспитания.

1.Для  каждого  ученика выбирается  посильный   уровень  сложности.  

2.Не теряя в  объеме  и  содержании предмета, вместе  движутся в освоении учебной  программы.

3.Технология  позволяет  охватить практически  всех  детей, (нет  неуспевающих  в  классе), организовать  учебный  процесс, посильный  для  всех,  адаптированный  к  способностям  ученика,  к  развитию  их.

4.

Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

1. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе

2. Сформировать у него необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни

3. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

1. Психологический климат на уроке (взаимоотношения между учитель – ученик, между учениками)

2. Обстановка и гигиенические условия в классе(воздушно- тепловой режим, школьная мебель соответствует росту ребенка)

3. Смена видов деятельности на уроке (продолжительность и частота чередования видов деятельности 7-10 минут)

4. Смена сложности заданий на уроке

5. Темп урока

6. Стабильное расписание

7. Физминутки

8. Здоровьесберегающие упражнения (на укрепление зрения, опорно-двигательной системы, нервной системы, дыхательные, тактильные)

9. Релаксация

10. Место и длительность применения ТСО

11. Внешняя мотивация учащихся на уроке(оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент)

12. Формирование потребности к здоровому образу жизни

1.Предотвраще-ние состояния переутомления

2. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуаль-ным заданиям.

3. Активность, сосредоточен-ность на уроке (интерес к собственному здоровью как фактор повышения активности учащихся)

4. Наличие волевого контроля за своим поведением.

5. Повышение интереса к уроку физкультуры, труду, ЛФК

5. Соблюдение гигиенических правил учащимися.

6. Выполнение требований к сезонной одежде.

5.

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

2.Облагораживание души и сердца ребенка;

3.Развитие и становление познавательных сил ребенка;

4.Обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;

5.Идеал воспитания — самовоспитание.

1. Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

• гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

• индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

• мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики;

• резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

• учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

1. Технология  позволяет  охватить практически  всех  детей, (нет  неуспевающих  в  классе), организовать  учебный  процесс, посильный  для  всех,  адаптированный  к  способностям  ученика,  к  развитию  их.

2.Не теряя в  объеме  и  содержании предмета, вместе  движутся в освоении учебной  программы.

3. Для  каждого  ученика выбирается  посильный   уровень  сложности.  

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

         Результатом своей деятельности считаю:
- Положительную динамику в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
- Развитие интереса к предмету.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Способность детей к самооценке.
- Сформированность  практических навыков.
        Результаты своей работы прослеживаю через определённую систему текущего и итогового контроля. Текущий контроль – это  самостоятельные, проверочные и контрольные работы, диктанты. Итоговый контроль – это тестовый материал, диагностические работы.

Динамика качества знаний по результатам внутреннего контроля 

по основным предметам

Русский язык

11.09.2013 контрольный диктант

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 80%

«3» - 1

19.09.2013 диагностическая работа по линии администрации

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 80%

«3» - 1

16.10.2013 контрольный диктант

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 4        Качество знаний – 83,33%

«3» - 1

20.11.2013 контрольный диктант

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 66,67%

«3» - 2

18.12.2013 диагностическая работа по линии администрации

«5» - 3        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 100%

«3» - 0

Математика

20.09.13 диагностическая работа по линии администрации

 «5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 80%

«3» - 1

22.10.2013 контрольная работа

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 4        Качество знаний – 83.33%

«3» - 1

3.12.2013 контрольная работа

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 3        Качество знаний – 57.14%

«3» - 3

19.12.2013 диагностическая работа по линии администрации

«5» - 1        Уровень обученности – 100%

«4» - 5        Качество знаний – 100%

«3» - 0

20.02.14  контрольная работа

«5» - 0        Уровень обученности – 100%

«4» - 5        Качество знаний – 83,33%

«3» - 1

                                         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Р.Маллер  Помощь  детям  с недостатками развития.  Москва, 2006г.
  2. Т.И. Нелипенко Современный  урок в коррекционном  классе, Волгоград, 2013г
  3. С.А. Шмаков Игры-шутки, игры-минутки, Москва,1993г.
  4. Т.А.Лавриненко Задания развивающего характера по математике,

Саратов, 2002г.

  1. В.И.Коваленко Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Москва 2004г.

  1. Г.А.Титоренко  Современные информационные технологии. Москва,1999г.
  2. Н.М.Стадненко Развитие мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. Дефектология , 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...