Обобщение опытом по теме: Работа на уроках с применением развивающего набора "Дары Фребеля"
материал (1 класс) по теме
Использование развивающего набора Фребеля в работе дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_.docx | 165.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опытом
Тема: Полноценное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фребеля»
Цель: Представление опыта работы по использованию развивающего набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми
Задачи:
- познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фребеля;
- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса с детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС
- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС
- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
- развивать творческую активность педагогов;
Методы:
- Игровой.
- Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации:
- Коллективная.
- Групповая
Теоретическая часть.
Основной контингент нашей школы это дети с интеллектуальными нарушениями. У этих детей наблюдается отставание во всех видах деятельности, включая игры, рисование, конструирование.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему миру.
Сильно страдает внимание, память, речь. Им свойственна эмоциональная незрелость.
Так же в нашей школе обучаются дети с РАС и осложненной умственной отсталостью. Все мы знаем, что аутизм это серьезное нарушение психического развития. Эти дети тяжело идут на контакт, им свойственны однообразные повторяющиеся действия. При обучении такие дети испытывают трудности при организации в пространстве. У них западает умение классифицировать, внимание, речь, образное мышление.
И дети с РАС, и дети с умственной отсталость испытывают стойкие трудности в обучении и коммуникации. У них практически не развито воображение и при знакомстве с новым предметом им важно не только, увидеть, но и осязать его. А это значит потрогать, подержать в руках.
А значит и обучение у таких детей должно быть не образным, а осязательным.
Такое осязательно - игровое обучение возможно при помощи развивающей технологии
« Фребеля » в основе которой лежит игра и осязание:
- возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей с умственной отсталостью;
- детям с РАС свойственны ритуальные и повторяющиеся действия им нравятся знаковые символы, им свойственно воспринимать предметы при помощи осязания.
Первым, кто рассмотрел необходимость осязательных навыков в развитии детей, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фребель.
Фридрих Вильгельм Август Фребель
(21 апреля 1782 — 21 июня 1852)
— немецкий педагог,
теоретик воспитания,
создатель понятия «детский сад».
Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.
Игровой набор "Дары Фребеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Описание и технические характеристики:
- Игровой набор «Дары Фребеля»
состоит из шести даров и
дополнен игровыми модулями.
- Изготовлен из качественного
натурального материала (дерева и хлопка).
«Шесть даров Фридриха Фребеля»:
Этот набор учебных материалов называется «дарами».
«Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Первый дар:
«Шерстяные мячики» мячи разного цвета.
Каждый мяч-шар — на ниточке.
Педагог показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», педагог знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», происходит знакомство ребёнка с утверждением и отрицанием.
А дети с РАС таким образом хорошо усваивают понятие «ноль»
Второй дар:
«Основные тела» небольшие деревянные шарик,
кубик и цилиндр одинакового диаметра
для освоения формы предметов;
С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов.
Знакомство детей со свойствами шара.
Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.
Шар рассматривался Фребелем, как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).
Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.
При помощи первого и второго даров дети учатся сравнивать предметы, выделяют их качества: твердый, мягкий, теплый, холодный, упругость, звук при падении.
Третий дар:
«Куб из кубиков» кубик, который
был разделен на восемь кубиков.
Это помогало понимать детям понятия
«целое», «половина», «четверть» и т.д.
Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар:
«Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар:
«Кубики и призмы» куб, разделенный
на 27 мелких кубиков, причем девять
из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар:
«Кубики, столбики, кирпичики» кубик,
состоящий из 27 кубиков,
7 из которых разделены на мелкие части.
С третьего по шестой дар – строительный материал. Исследуя его ребенок, начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы его окружения (стол, ступеньки, башенки и т.д.)
В процессе игры можно использовать и смешивать весь материал. А в конце занятия ребенок должен сам разделить материал по модулям, разложить его по местам. Таким образом, воспитывается усидчивость, концентрация внимания, память, образное мышление, развивается мелкая моторика.
Игровые модули
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Цель игры: познакомить детей с различными фигурами, разными видами треугольников;
показать детям разные цвета и симметричные формы;
способствовать развитию мышления и воображения;
научить детей строить сложные фигуры используя простые формы.
Модуль 8 «Палочки»
Цель: научить детей сравнивать длину различных линий;
познакомить детей с соотношениями между линиями и плоскостями;
показать детям из чего состоит плоскость.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Цель: познакомить детей с кругами и полукругами, линиями и дугами;
научить детей создавать структуры с помощью дуг;
познакомить детей с понятием «симметрия»;
способствовать развитию детского воображения и творческих способностей.
Модуль 10 «Фишки»
Цель: познакомить детей с отношениями между точками, линиями и плоскостями;
способствовать развитию зрительно-моторной координации;
способствовать развитию детского воображения и детского творчества;
способствовать эстетическому развитию детей.
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Цель: познакомить детей с разными формами и цветами;
научить детей классифицировать по цвету и форме;
способствовать развитию мелкой моторики.
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Цель: способствовать развитию зрительно-моторной координации;
способствовать развитию мышления и воображения;
распознание цветов.
С 7 по 12 модули предназначены для развития мелкой моторики, речи, памяти, внимания, зрительной координации, творческих способностей, умения действовать по словесной инструкции, умение сортировать фигуры по цвету, форме.
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Эти модули предназначены для развития геометрических и математических представлений.
Задачи игрового набора «Дары Фребеля»:
- Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
- Дети, играя и осязая знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
- У детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательная деятельность, формируются элементарные математические умения.
Игровой набор «Дары Фребеля» в практической деятельности с детьми я использую, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Условия, необходимые для развития детей:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
Практическая часть
Педагогам предлагается сделать физминутку с проговариванием:
Курочка | |
Проговаривание | Движения |
купим мы, бабушка тебе курочку курочка по зернышку: кудах –тах -тах | Движения руками с перекладыванием зажатых пальцев в щепоть с одной руки на другую |
купим мы, бабушка тебе уточку уточка: ау- тю –тю | Волнообразное движение ладонями (ладони прижаты друг к другу) |
купим мы, бабушка тебе индюшонка индюшонок: шалды-балды | Движения имитирующие обхватывание бороды под подбородком. |
купим мы, бабушка тебе коровенка коровенок: муки-муки | Показываем рожки. |
купим мы, бабушка тебе жеребенка жеребенок стуки-стуки | Топаем |
купим мы бабушка тебе телевизор телевизор: время-факты | Показываем место на руке, где носят часы. |
дикторша: ляля-ляля | Показываем язык |
Обратная связь
Присутствующие проводят анализ мероприятия.
Выкладывается при помощи кругов улыбка и при помощи цвета определяется оценка:
- зеленая - педагоги удовлетворены проведенным мероприятием,
- желтая - непонятна значимость данной технологии, есть нераскрытые вопросы,
- красная - педагоги не готовы работать с игровым набором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта по теме "Работа с одарёнными детьми в свете ФГОС"
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённыхдетей....
Обобщение опыта работы по теме: "Современный урок. Составление технологической карты урока".
Обобщение опыта работы....
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...