Методическая разработка "Самоанализ для учителя начальной школы"
методическая разработка по теме

Петраченкова Татьяна Михайловна

Методические рекомендации по проведению самоанализа для учителя начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.odt69.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов

Центр дистанционного образования

Методические рекомендации

 для учителей начальных классов по теме:

« Самоанализ урока учителя начальной школы. »

Составитель: Петраченкова Татьяна Михайловна

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

        Очень трудно иногда оценить свой труд, что мы можем сделать, поэтому очень часто учитель затрудняется в оценки своих достижений. Зачастую возможность дать оценку своей работы сложнее, чем оценить других. Самое важное в самоанализе суметь верно и правильно дать оценку своего творчество. Самоанализ позволяет учителю выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно - воспитательных задач на уроках. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной), общей (оценка своей работы в целом), детальной (оценка отдельных сторон своей деятельности на конкретном уроке).

        Практика посещения уроков учителей показывает, самоанализ часто при собеседовании предлагает сам учитель. Каждый учитель передовая свой опыт стремится показать, то что умеет, знаем и чему может научить обучающихся на том или ином этапе обучения или в процессе урока.

        Нередко на ряду с положительными моментами есть и недочеты или иным языком просчеты в работе каждого учителя. Чтобы добиться высоких результатов при проведении урока нужно учитывать структуру каждого урока с его логикой, переходом от одной части к другой в соответствии с дидактическими целями и задачами.

        Цель любого анализа заключается в оценке работы учителя с позиций  соответствия его урока достижениям современных требований предъявляемых к уроку и определению дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства.

        Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе.

        Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и обучающегося.

        Современные требования к уроку в рамках ФГОС ставят перед учителем задачу достижения не только целей урока, но и достижения планируемых результатов обучающихся. В начале каждого урока  на ряду с целями и задачами, учитель имеет возможность предложить обучающимся запланировать варианты достижения поставленных целей (именуемые планируемые результаты), а в конце урока сделать выводы, что достигли обучающиеся.

        Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока по ФГОС дает возможность:

-правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

-развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

-формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

         В педагогической практике рекомендуют большое количество схем самоанализа. Рассмотрим несколько схем самоанализа урока для учителя начальной школы.

  Самоанализ урока (1 вариант)

  • Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
  • Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
  • Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
  • Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
  • Рационально ли было распределено время на этапы урока?
  • Логичны ли были "связки" между этапами урока?
  • Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
  • Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

                 Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

  • Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
  • Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
  1.          После представленного самоанализа, можно рассмотреть примерную схему для учителя с примерными фразами и возможными вариантами построения самоанализа.

Самоанализ урока Вариант 2.

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель –  …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, самостоятельная), а на … этапе … работа обучащегося, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … обучащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, обучающейся … включался в работу ….  Ты меня порадовал … , удивил … , огорчил … , потому что ….

 Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: …,  план урока: …, материал …; я полагаю, что обучающийся научились …, потому что ….  

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … обучающегося,  потому что ….

В целом урок можно считать ….

        Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений. Письмо МО РФ от 07.02.2001 № 22-06-147.-М.: Межведомственный информационный бюллетень, 2001, №15, с.28-31
  2. Примерные результаты освоения программ начального образования- стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2009
  3. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу.-М.: Настольная книга учителя начальной школы, 2002
  4. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо) Минобразования России от19.11.98, №1561/14-15.-М.: Сборник нормативных документов МО РФ, 2002-2003
  5. Чуракова Р.Г. Педагогический анализ учебного занятия.-М.: Знание, 1990
  6. Чуракова Р.Г. , Захарова О.А. Для кого пишутся учебники? // ж. Методист, 2006. №2 с. 11-14
  7. Чуракова Р.Г. , Захарова О.А. О формировании способности использовать приобретенные знания и умения  // ж. Методист, 2006. №2 с. 11-14
  8. Справочник заместителя директора по учебной работе / сост. Л.В. Голубева, Ю.А. Киселёва -Волгоград: Учитель, 2006.-169 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 4 класса ( из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)

Олимпиадные задания для 4 класса(программа Занкова) по математике,русскому языку,окружающему миру (из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)...

Методическая разработка для учителя начальной школы

Рабочая программа  курса "Основы  духовно-нравственной  культуры  России. Светская этика" (34 часа)...

Методические рекомендации для учителей начальной школы по реализации деятельстного метода обучения в рамках ФГОС

Групповая и парная работа - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учит...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...

Методические рекомендации для учителей начальной школы по сохранению и укреплению зрения учащихся

Содержание  Введение.Гигиенические требования охраны зрения учащихся в современной школе.Методические разработки классных часов.Методические разработки родительских собраний.Гимнастика для г...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...