Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"
классный час (1 класс) на тему
Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.
Какие выводы для себя мы сделали:
1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями;
2. Надо начинать профориентацию как можно раньше;
3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда;
4. Искать и использовать разнообразные формы работы с детьми;
5. Иметь возможность обмениваться опытом работы;
6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка – 32» |
Методические рекомендации
для учителей начальной школы
«Профориентация младших школьников»
Авторы-составители: Н.В. Сперанская, методист |
Санкт-Петербург
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение | Стр. 3 |
| |
II. Профориентационная работа в школе | Стр. 5 |
Стр. 6 | |
| |
Стр. 9 | |
IV. Информационно-просветительская работа на классных часах | Стр. 10 |
Список литературы | Стр. 17 |
I. Введение
Наш коллектив более 20 лет глубоко занимается проблемами профориентации школьников, постоянно находясь в статусе опытно-экспериментальной площадки по профессиональной ориентации. За эти годы накопился немалый опыт работы, были найдены и укреплены разнообразные варианты сотрудничества с организациями, которые, так или иначе, занимаются профориентацией.
Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика, но применительно к данной теме (профориентация в начальной школе), мы акцентируем внимание на два момента:
- Как отвечали учащиеся 9 – 11 классов на вопрос: «В каком классе Вы осуществили (планируете осуществить) свой профессиональный выбор?»
Картина такова. В 7-м и 8-м классах – 0,11%, в 9-м классе – 3,5%, в 10-м классе – 7%, а остальные отложили решение на 11-й класс. Почему так происходит? Когда нарушена государственная система профориентации, то каждое учебное заведение работает в этом направлении так и тогда, как считает нужным и возможным. Зачастую такая работа начинается не раньше девятого класса, потому что пришло время первого выбора профессионально пути. Но это уже слишком поздно – за один учебный год (даже при условии, что урок по профориентации проводится 1 раз в неделю стабильно и без пропусков) невозможно донести до ребенка всю информацию о «хочу», «могу» и «надо». Да и удивляются девятиклассники сильно – с чего это вдруг с ними начали говорить на эту тему? Никогда не говорили, а тут начали – а у них еще два года в запасе, успеют еще подумать. А мы сетуем на инфантильность современных подростков. Не удивительно! Растет себе человечек в полной изоляции от мыслей о труде, никаких намеков на эту тему, а потом в 9-м классе сходу – бац! «А ты выбрал себе профессию?» «А у меня еще куча времени впереди!» И выбирает – отсидеться в школе еще 2 года.
2. Как отвечали учащиеся 9 – 11 классов на вопросы: «Какое образование у Ваших родителей? Какая профессия у Ваших родителей? Где работают Ваши родители?»
- 2% старшеклассников не имеют представления о том, какое образование у их родителей!
- 5% старшеклассников не имеют понятия ни о профессии своих родителей, ни о месте их работы.
Поэтому сегодня надо начинать разговоры по темам профориентации как можно раньше – чтобы ребенок знал и не забывал о том, что когда-то ему придется выбирать профессию и работать.
Какие выводы для себя мы сделали:
1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями;
2. Надо начинать профориентацию как можно раньше;
3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда;
4. Иcкать и использовать разнообразные формы работы с детьми;
5. Иметь возможность обмениваться опытом работы;
6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении.
Таким образом, мы получим систему непрерывной профориентации школьников (см. рис. 1). При работе такой системы можно обеспечить школьнику к 9-му классу полный набор знаний о его возможностях, способностях, интересах, о востребованности профессий на рынке труда, о наличии и качестве профессиональных учебных заведений города, о наличии и экономическом благосостоянии будущих работодателей – фирм, организаций и предприятий Санкт-Петербурга.
Рис.1
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.
Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы в начальном звене - как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Методические рекомендации содержат образцы проведения профориентационных занятий. Пособие предназначено для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, учителей начальных классов.
II. Профориентационная работа в школе
Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая система воздействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов.
Профессиональная ориентация состоит из:
- Профессионального просвещения – ознакомления школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
- Предварительной профессиональной диагностики – выявления профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
- Профессиональной консультации - помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректировке профессионального выбора, указаниями на противопоказания.
Целью профориентационной работы в начальной школе является профессиональное просвещение, а именно: ознакомление учащихся с разнообразием мира профессий.
Задачами профориентационной работы в начальной школе являются:
- расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях;
- ознакомление учащихся с первичными понятиями «орудие труда» и «условия труда»;
- знакомство с профессиями своих родителей
- формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности;
- содействие личностному развитию учащихся: воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережному отношению к результатам своего и чужого труда;
- воспитание стремления к коллективному общественно-полезному труду.
Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
III. Методы и приемы профориентации в начальной школе
Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:
- четко выделить этапы профориентационной работы;
- подобрать методики для профессионального просвещения;
- разработать систему учета полученных результатов.
1. В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека.
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны.
Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой возможно тоже умеет ездит на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем».
Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4 - 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что - либо спрятанное) детей.
На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. Конечно, когда живешь в мегаполисе, прогулки на ферму затруднительны. Но и в городе, путешествуя в музей, можно заметить много интересного для будущих бесед по профориентации. Например, поговорить о работе экскурсовода, который водил вас по музею. Заходили в магазин? Поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. Идете мимо стройки? Обратите внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в ботанический сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Во внеклассные часы преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе».
2. Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах.
Восприятие детей 2 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов.
Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
3. В 3 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу.
Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.
Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагогу хорошо бы сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.
4. В 4 классе надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям легче в парах либо в группах.
В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.
Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные занятия художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие коллективы помогут ребенку определиться в выборе профессии.
Так же желательно пользоваться услугами нашего районного центра по профориентации, который предлагает проведение для учащихся 2 – 4 классов игры по станциям «Профессии от А до Я», которая познакомит детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Проект выполнен в интересной, занимательной форме; присутствуют творческие задания.
Игра расширит кругозор и словарный запас детей, поможет овладеть способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакции, разовьет память и умение общаться. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 – 4 классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга. На одну игру приглашается один класс.
IV. Формы профориентации в начальной школе
- Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
- Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
- Методика «Кем быть».
Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
- Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
- Профпросвещение:
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки);
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;
- костюмированные карнавалы профессий;
- сочинения на тему «Пусть меня научат»;
- игра «Чей это инструмент?»;
- трудовые поручения;
- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии).
6. Темы классных часов:
- кто работает в нашей школе? (экскурсия);
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка);
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома;
- экскурсия в школьные мастерские;
- беседа: мое любимое занятие в свободное время.
IV. Информационно-просветительская работа на классных часах
1. Упражнение «Самая - самая».
Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика - самая сладкая профессия. Какие профессии являются самыми - самыми сладкими? (кондитер, конфетчик).
Характеристики:
- самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);
- самая волосатая профессия (парикмахер);
- самая детская профессия (детский врач - педиатр);
- самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
- самая серьезная профессия (программист, военный и др.);
- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
- самая общительная профессия (учитель, диктор, телеведущий, журналист).
Далее можно попросить детей в левой части чистого листа в течение 4-5 минут изобразить, как они представляют себе эту профессию (содержание; орудия труда – это то, при помощи чего специалист выполняет свою деятельность; какие нужны качества, чтобы стать поваром). В конце занятия, в правой части листа, школьникам предлагается снова изобразить свои представления об этой профессии. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия.
2. Творческое задание.
Педагог раздает ребятам карточки-задания с изображением человека и предлагает завершить рисунок.
– Перед вами, ребята безликая фигура человека. Кто он? Чем занимается? Мы не знаем.
– А кем бы вы хотели бы стать? (Ответы)
Дорисуйте этот рисунок. Превратите этого человека в ………
Ребятам предложено дорисовать, “одеть” человека, сделать из него представителя одной из профессий.
3. Игра “Узнай по описанию.
По 1 представителю от каждой команды подходят к педагогу и вытягивают свиток с описанием одной из профессий. Далее команды уходят на совещание и через какое-то время зачитывают описание (возможно, читать будет педагог) и дают ответ.
– Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит: “Что ты больше всего любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи? И подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книги. (Библиотекарь)
– Заболел щенок. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою мордочку на лапы и лежит. Как помочь твоему другу знает врач, который лечит животных. Он даст щенку лекарства. Как называют этого врача? (Ветеринар)
– Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей и кораблей, потерпевших крушение. (Водолаз)
– Кажется, что лес сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него придти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные владенья. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма. Лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы живут здесь. (Лесник).
– Выдумать новый костюм, какого еще не было и какой понравится покупателям, очень трудно. Он, придумав костюм, берет и рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскиз. По готовому эскизу другие специалисты сделаю выкройку модели, и сошьют новое платье. (Модельер)
4. “Веселая викторина”
В класс приходят пятиклассники с атрибутами разных профессий. (Поварской колпак, учительская указка и пр.) и читают загадки, а команды посовещавшись должны дать ответ.
- Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор, врач) - Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель) - Нахожусь всегда в полёте
В белоснежном самолёте.
Пассажирам помогаю,
Прессу, кофе предлагаю.
Я воздушная принцесса
И зовусь я …. (Стюардесса)
- С молоточком по горам
Он проходит тут и там,
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!» (Геолог) - Жарит, парит и печёт –
Вот пирог, вот каша…
И за то ему почёт,
Благодарность наша! (Повар) - Это профессия морская.
Выносливым быть должен он.
Он средства лова рыбы знает
И с навигацией знаком. (Рыбак) - Это страж лесной.
Кормит он зверей зимой.
Бережёт леса и реки
От лихого человека.
Для защиты примет меры,
В лес не пустит браконьера. (Егерь) - Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа! (Инженер) - Заболела эта книжка:
Изорвал её мальчишка.
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею. (Переплетчица)
- На учении рота,
Как во время войны…
Есть такая работа –
Быть на страже страны! (Военнослужащий) - В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара! (ПожарНЫЙ) - Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд! (Спасатели)
- Раньше всех она встаёт
И в коровник свой идёт.
А корова уже: «Му-у!
Что так поздно, не пойму?» (Доярка) - Он нам передаёт:
«Осторожно, гололёд!
Снег пойдёт с утра, возможно,
Будьте очень осторожны!
Минус семь, восточный ветер.
Надевайте шубы, дети!
К вечеру – внимание!
Ждём похолодание». (Синоптик)
- Письма, телеграммы и газеты
Он разносит в срок по адресам.
Новости со всех концов планеты
С радостью всегда доставит вам. (Почтальон) - Целый день он слышит:
«Дайте, заверните и продайте!»
И хоть очень устаёт,
Но подаёт и продаёт! (Продавец) - Молоток в работе нужен,
И с пилою он очень дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил. (Столяр) - Прикрывается рукой
Он от огненного жара,
И течёт металл рекой
По команде …. ! (Сталевар) - Он до рассвета встал,
На рассвете подметал,
И когда проснулся дом,
Было чисто всё кругом! (Дворник) - Если в доме свет погас,
Если тока нет у вас,
Если сломаны приборы,
Он является к вам скоро:
Оглядит проводку зорко,
Поработает отверткой,
Выключатель щелкнет: "трак!" –
И исчезнет полумрак. (Электрик)
5. Игра «Ищи ошибку».
Читаем стихотворение В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях». Просим детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.
В. В. Агафонов, О.Л. Соболева
ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)
Наш знакомый мальчик Петя
Неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
Санитар,— спросила Нота, —
Это кто еще такой ?
А связист? — спросил Сережа.
Слесарь кто — не знаю тоже...
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю.
Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР — на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит,
Банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом
И рисует между делом —
На асфальте, мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному...
Он уже здоров — и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему!
Список литературы
- Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Г. В. Зулунова // Начальная школа.- 2011. - № 5.- С. 31-34. Конспект внеклассного занятия в 4 классе по ознакомлению с профессией "врач".
- Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.: с. 73. Сценарий урока по профессиональной ориентации, посвящённый работникам речного флота.
- Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.- № 6.- С. 60-61 : ил.- Начало см.: 2005, № 3-5.
- Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010. Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?
- Вдовина Н. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс / Н. Вдовина // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 11 / 1-15 июн.- С. 14-18: ил. Тема "Трудовые ресурсы. Все профессии важны". Представленная методическая разработка урока может быть интересна не только руководителям кружков и факультетов экономического направления, но и классным руководителям для проведения тематического классного часа.
- Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 21-27: ил.- Содержание: Все профессии важны / Е. Прокопенко. Все профессии важны / С. Кенаш.
- Космический КВН: сценарий игры для учащихся начальных классов // Веселые уроки.- 2009.- № 4. - С. 16-17, 20-21. Сценарий КВН. О профессии космонавт.
- Объедкова, О. Л. Что делают дяди и тёти на своей работе / О. Л. Объедкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - №5.-С.51-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс
Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-214830-1375800570.jpg)
"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов
В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/05/picture-398815-1391599714.jpg)
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....
Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы
Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание общения, орг...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-1041741-1528029140.jpg)
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»
1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-665422-1641201318.jpg)
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию экологической культуры младшего школьника
Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации по формированию экологической культуры младшего школьника средствами внеурочной деятельности. В ...