Методическая разработка для учителя начальной школы
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры России. Светская этика" (34 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osn._rel._kult._narodov_rossii.docx | 49.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
«Основы духовно–нравственной культуры народов России.
Светская этика» (34 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса составлена на основе авторской программы авторов Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И. с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры России и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Цели – линии развития личности – средствами курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Цели изучения Основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики в виде линий развития личности ученика | Соответствие | Требования к результатам изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» во ФГОС для начальной школы |
1-я ЛР. Понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия)
2-я ЛР. Учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике (личностно-оценочные и коммуникативные действия)
| 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни.
|
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Описание места учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается из расчета 1 час в неделю – 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Учебно–методический комплект:
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса авторы Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И.
Результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Личностными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4 – м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- понимать, что за самостоятельно сделанный выбор человек несет ответственность.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
в 4–-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться относиться с уважением к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4–м классе
является формирование следующих умений.
1-я линия развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников и святынь;
- уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2-я линия развития – учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике:
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
Способы оценивания результатов
1. Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов.
2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка ученика по умениям линий развития и коллективная оценка учениками (под руководством учителя) друг друга.
3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты (задачи) | Основные понятия | Виды деятельности | Необходимое оборудование ЦОР и проекты | Дата урока | ||
предметные результаты | УУД | личностные результаты | |||||||
I четверть | |||||||||
1. | Как работать с учебником | Познакомить учащихся с учебником | Формирование представлений о том, чему можно научиться , изучая светскую этику | Развитие потребности выражать своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России | Проблемный диалог, основной вопрос, проблема урока, главные выводы. | Изучение нового материала (беседа, чтение, работа с учебником) | Учебник | ||
2 | Россия наша Родина. | Дать представление о понятии Родина | Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. | Показывать границы России, пересказывать, составлять рассказ. | Воспитание доброжелательности нравственности на основе духовных традиций народов России. | Родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы. | Изучение нового материала (беседа, чтение, работа с картой, пересказ по опорным словам. | диск, справочники, карта | |
3 | Чем богат духовный мир человека. | Познакомить учащихся с традиционными праздниками народов России. | Формирование первоначальных Представлений о народных традициях их роли в культуре истории и современной России. | Пользоваться справочника ми, словарями оформлять и представлять результаты труда. | Воспитывать терпимое отношение к людям и их религии. | Праздник, религия, христианст-во, ислам, буддизм | Опережающее задание | Презентация | |
4. | Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия» | Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов | презентации, проектор, интерактивная доска | |||
5 | Граница между добром и злом. | Знакомство с основами светской этики | Формирование представлений о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность | Формирование умений следовать правилам хорошего тона, проявлять стремление к добрым поступкам | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Этика, мораль, нравственность, манеры, этикет | тестирование, ролевые игры, Проект «Правила поведения в классе, магазине и т.д. (групповая работа) | тесты, раздаточный материал | |
6 | Мораль и нравственность. Этика. Названия для правил поведения. | Формировать внутренние установки личности поступать согласно требованиям морали | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества. Сформировать у учащихся представления о морали как регуляторе поведения человека в обществе, уметь различать понятия «мораль» и «нравственность | Выявление общечеловеческих Ценностей. создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности. | Воспитание потребности в добрых делах | Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие, мораль, добро, зло, нравственность. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Чтение и обсуждение русских сказок, пословиц., поговорок. | Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари | |
7 | Долг и совесть | Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. | Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе | Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Стыд, честь, совесть. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Социологический опрос: -испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? -какие поступки вызывают такое чувство? -какие поступки вызывают у вас чувство вины? Проект «Рыцарская честь», «Дворянская честь» пословицы и поговорки о совести | |
8 | Достоинство человеческой личности | Установление взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением человека | Понимание значения морали в жизни человека и общества | Формировать потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности | Свобода, ответственность моральный выбор | Решение познавательных задач, чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложенной проблеме | Учебник, хрестоматия, извлечение из источников. | |
9 | Образцы нравственнос-ти в твоем окружении. | Формирование положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям, обществу в целом, к духовным культурным ценностям | Ознакомление с социальными нормами поведения, одобряемыми и неодобряемыми формами поведения в окружении | Формировать потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения | Воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Нравственность дружба, доброжелательность, отзывчивость | Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач | диск, фрагменты источников | |
II четверть | |||||||||
1 | Счастье и смысл жизни. | Дать первоначальное представление о нравственных ценностях, идеалах, принципах смысла жизни. | Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Правила поведения в общественных местах, мораль | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | ||
2 | Справедли- вость и милосердие. Золотое правило нравственнос-ти | Способствовать формированию правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку | Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе | Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности | Социальные нормы, нормы морали, добро, зло, нравственность, «Золотое правило нравственности | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. | |
3 | Представле- ние проектов по теме «Как отличить добро от зла» | ||||||||
4 | Род и семья-исток нравственных отношений. Моя семья. | Формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека | Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная. | Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | ||
5 | Зачем семье нужны традиции. Семейные праздники. | Способствовать пониманию важности семейных праздников | Уточнить понятия: праздник, ритуал, подарок. | Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | Формирование семейных ценностей и традиций. | Праздник, ритуал, подарок | Урок-презентация | Материал из Интернета Готовим проекты "Праздники моей семьи." «Добрые традиции моей семьи»и т.д. | |
6-7 | Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» | Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме | Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов | презентации, проектор, интерактивная доска | |||
III четверть | |||||||||
1 | Образцы культуры народов Отечества. | Познакомить с образцами нравственности в культуре на примере духовных традиций прошлого и настоящего. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Иметь представление о понятиях: народ, культура, памятник, сказания, традиция. | Воспитывать стремление к добрым поступкам | Мораль, нравственность, подвиг, культура, памятник, храм, идеал, традиция. | Проекты: «Подвиг во имя Отечества». «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей». | фрагменты источников | |
2 | Обычаи нравственной культуры | Познакомить с образцами культурных традиций и обычаев народов России. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Иметь представление о понятиях: культура народа, духовно- нравственная культура, традиция. | Воспитывать стремление к добрым поступкам | Мораль, нравственность, подвиг, культура, памятник, храм, идеал, традиция | Проекты «Добрые сказки разных народов» «Добрые песни разных нардов» | ||
3 | Добрые заповеди богов | Сформировать представление о правилах морали разных религий. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали разных народов | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества | Воспитывать умение бережно относиться к духовным ценностям других народов, выполнять порученное дело. Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания | Духовные ценности, прилежание, нравственность религия культура | Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Материалы таблицы учебника, презентация | |
4 | Может ли быть добро без бога?. | Сформировать представление о том, чем отличаются светские правила от религиозных. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали разных народов | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества | Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания | Нравственность религия культура | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Фрагменты из периодической печати. Сообщение «как основатели мировых религий формулировали «Золотое правило нравственности» | |
5 | Что значит быть нравственным в наше время? | Сформировать представление о нравственности | Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Правила нравственности, правила поведения, нормы поведения; правила вежливости, «культура общения», зависть, жадность | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
6 | Нравственный человек – это …? | Сформировать представление о нравственности | Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | нравственность, мораль | Написание эссе | фразеологизмы мудрых | |
7 | Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. | Дать первоначальное представление о нравственных ценностях, идеалах, принципах морали | Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Правила поведения в общественных местах, мораль | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | ||
8 | Представление проектов по теме «Истоки правил морали» | ||||||||
9 | Какие правила морали особенно важны в школе? | Раскрыть роль образования в жизни отдельного человека и общества в целом | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Воспитание ответственного и добросовестного отношения к учебе у подростка | Образование, ступени образования в РФ | Работа с источниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме | Схема «Ступени образования в РФ», эссе «Образованный человек – это …» | ||
IV четверть | |||||||||
1 | Правила поведения в школе. | Создание условий для формирования умения оценивать поведение в условиях различных жизненных ситуаций | Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, поведения окружающих и самооценку поведения) | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности | Кодекс чести школьника | Составление кодекса чести школьника Решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения. | Агитбригада «Что в этикете ХОРОШО, в что в поступках ПЛОХО» | |
2 | Равновесие школьных прав и обязанностей | Создание условий для формирования правильного типа поведения в соответствии с ситуацией
| Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций | Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), познавательные (умение работать с информацией, преобразовывать информацию, создавать презентацию) | Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией | Этикет, образец, правила этикета | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах. | Поиск информации в Интернете. Презентация «Правила поведения в школе» «Законы школьной жизни» | |
3 | Этикет- форма для содержания этики | Формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека | Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная. | Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | . | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | 1 уровень – пользуясь памяткой создай 10 заповедей семьи, 2 уровень – составь устный рассказ о происхождении своей фамилии, 3 уровень – составь родословную своей семьи. Мультимедиа, образец родословного дерева, пословицы, стихи на тему «Семья», текст сказки , притча. | |
4 | Слова -форма для выражения мыслей | Формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека | Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях. Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная. | Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений. | Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | ||
5 | .Действия- форма для выражения поступков | Уметь пользоваться начальными приёмами саморегуляции, самоконтроля, уметь планировать этапы саморазвития.. | Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать) | Формирование стремления к нравственному самосовершенствованию через саморазвитие | Нравственное самосовершенствование Методы нравственного самосовершенствования: саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль. | Решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | материал из Интернета Проект "Праздники моей семьи." | ||
6 | Методы нравственного самосовершенствования. | Создание условий для развития навыков осмысления своих действий, чувств, внутренних состояний и переживаний. | Уметь пользоваться начальными приёмами саморегуляции, самоконтроля, уметь планировать этапы саморазвития.. | Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать) | Формирование стремления к нравственному самосовершенствованию через саморазвитие | нравственное самосовершенствование Методы нравственного самосовершенствования: саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль | решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | Интернет, диск | |
7 | Презентация проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе» | Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения | Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией | Презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов | презентации, проектор, интерактивная доска |
Литература
Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
- «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.
Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя с детьми с особыми о...
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС
Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...