Методическая разработка для учителя начальной школы
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Булавина Ирина  Германовна

Рабочая программа  курса "Основы  духовно-нравственной  культуры  России. Светская этика" (34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osn._rel._kult._narodov_rossii.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  курса

«Основы духовно–нравственной  культуры народов  России.

 Светская этика»   (34 часа)

Пояснительная записка

Рабочая программа по  курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса составлена на  основе авторской программы авторов  Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И. с учётом  требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры России  и светской этики»  направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России  и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

 Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и  дидактические  принципы вариативного развивающего  образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно – ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цели – линии развития личности – средствами курса

«Основы духовно-нравственной  культуры народов России.   Светская этика»

Цели изучения Основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики в виде линий развития личности ученика

Соответствие

 Требования к результатам изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики»  во ФГОС для начальной школы

1-я ЛР. Понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия)

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

2-я ЛР. Учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике (личностно-оценочные и коммуникативные действия)

  • Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, своё решение.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России  и светской этики» в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается из расчета 1 час в неделю – 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Учебно–методический комплект:

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4–го класса авторы Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И.

Результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Личностными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»  в 4 – м  классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
  • понимать, что за самостоятельно сделанный выбор человек несет ответственность.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

 в 4–-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • учиться относиться с уважением к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4–м классе

является формирование следующих умений.

1-я линия развития  понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика:

знать/понимать:

 - основные понятия религиозных культур;

 - историю возникновения религиозных культур; 

 - историю развития различных религиозных культур в истории России; 

 - особенности и традиции религий; 

 - описание основных содержательных составляющих священных книг,

сооружений, праздников и святынь; 

- уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур; 

- уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 

- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

2-я линия развития – учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике:

 - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 

- делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение;

- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

Способы оценивания результатов

1. Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов.

2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка ученика по умениям линий развития и коллективная оценка учениками (под руководством учителя) друг друга.

3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов.

Календарно-тематическое планирование курса


№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты (задачи)

Основные понятия

Виды деятельности

Необходимое оборудование ЦОР и  проекты

Дата урока

предметные  результаты

УУД

личностные результаты

I  четверть

1.

Как работать с  учебником

Познакомить учащихся с учебником

Формирование представлений о том, чему  можно научиться , изучая светскую этику

Развитие  потребности выражать  своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила  поведения и традиции культуры  народов России

Проблемный  диалог, основной вопрос, проблема урока, главные  выводы.

Изучение нового

материала

(беседа,

чтение,

работа

с учебником)

Учебник

2

Россия наша Родина.

Дать представление о понятии Родина

Формирование

первоначальных

представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.

Показывать границы России, пересказывать,

составлять рассказ.

Воспитание доброжелательности

нравственности

на основе духовных традиций народов России.

Родина,

Россия,

патриот,

столица, президент, государственные символы.

Изучение нового

материала

(беседа,

чтение,

работа

с картой,

пересказ

по опорным

словам.

диск,

справочники, карта

3

Чем  богат духовный  мир  человека.

Познакомить учащихся с традиционными праздниками народов России.

Формирование первоначальных

Представлений о народных традициях их роли в культуре  истории и современной России.

Пользоваться

справочника

ми, словарями

оформлять и представлять

результаты

труда.

Воспитывать

терпимое

отношение

к людям и

их религии.

Праздник,

религия,

христианст-во, ислам, буддизм

Опережающее задание

Презентация

4.

Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия»

Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

презентации, проектор, интерактивная доска

5

Граница   между добром  и злом.

Знакомство с основами светской этики

Формирование представлений о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность

Формирование умений следовать правилам хорошего тона, проявлять стремление к добрым поступкам

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Этика, мораль, нравственность, манеры, этикет

тестирование, ролевые игры,

Проект «Правила поведения в классе, магазине и т.д. (групповая работа)

тесты, раздаточный материал

6

Мораль и нравственность. Этика.

Названия  для  правил поведения.

Формировать

внутренние установки личности поступать согласно требованиям морали

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Сформировать у учащихся представления о морали как регуляторе поведения человека в обществе, уметь различать понятия «мораль» и «нравственность

Выявление общечеловеческих

Ценностей.

создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности.

Воспитание потребности в добрых делах

Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие,

мораль, добро, зло, нравственность.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Чтение и обсуждение русских сказок, пословиц., поговорок.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари

7

Долг и совесть

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;  побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе

Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Стыд, честь, совесть.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Социологический опрос:

-испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? -какие поступки вызывают такое чувство?

-какие поступки вызывают у вас чувство вины?

 Проект «Рыцарская честь», «Дворянская честь»

пословицы и поговорки о совести

8

Достоинство  человеческой  личности

Установление

взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением

человека

Понимание значения морали в жизни человека и общества

Формировать потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности

Свобода, ответственность моральный выбор

Решение познавательных задач,  

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложенной проблеме

Учебник, хрестоматия,

извлечение из источников.

9

Образцы нравственнос-ти в твоем окружении.

Формирование положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям, обществу в целом, к духовным культурным ценностям

Ознакомление с социальными нормами поведения, одобряемыми и неодобряемыми формами поведения в окружении

Формировать потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения

Воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Нравственность дружба, доброжелательность, отзывчивость

Беседа, ролевая игра,

решение познавательных задач

диск, фрагменты источников  

II четверть

1

Счастье и смысл жизни.

Дать первоначальное представление о нравственных ценностях, идеалах, принципах смысла жизни.

Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Правила поведения в общественных местах, мораль

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

2

Справедли-

вость  и  милосердие.

Золотое правило нравственнос-ти

Способствовать  формированию  правильного  выбора  поступка  на  основе  доброго  отношения  к  другому  человеку

Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе

Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности

Социальные нормы, нормы морали, добро, зло, нравственность, «Золотое правило нравственности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.  Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

3

Представле-

ние  проектов по теме «Как отличить добро от зла»

4

Род и семья-исток нравственных  отношений.

Моя семья.

Формирование

представления

о семье как

части общества, о роли и  месте

семьи в жизни

человека

Расширять

представления

детей о семье,

 роде, семейных

традициях,

реликвиях.

Основные понятия:  род,

семья, фамилия, родословная.

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

5

Зачем семье нужны традиции.

Семейные праздники.

Способствовать пониманию важности семейных праздников

Уточнить понятия:

праздник, ритуал, подарок.

Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Формирование семейных ценностей и традиций.

Праздник, ритуал,

подарок

Урок-презентация

Материал из

Интернета

Готовим проекты "Праздники моей семьи."

«Добрые традиции моей семьи»и т.д.

6-7

Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора»

Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

Презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

презентации, проектор, интерактивная доска

III четверть

1

Образцы культуры народов Отечества.

Познакомить с образцами нравственности в культуре на примере духовных традиций прошлого и настоящего.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Иметь представление о понятиях: народ,

 культура, памятник, сказания,  традиция.

Воспитывать стремление к добрым поступкам

Мораль, нравственность, подвиг, культура, памятник, храм, идеал, традиция.

Проекты: «Подвиг во имя Отечества».

«Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей».

фрагменты источников  

2

Обычаи нравственной культуры

Познакомить с образцами культурных  традиций и обычаев народов России.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Иметь представление о понятиях: культура народа, духовно- нравственная  культура, традиция.

Воспитывать стремление к добрым поступкам

Мораль, нравственность, подвиг, культура, памятник, храм, идеал, традиция

Проекты «Добрые  сказки  разных  народов»

«Добрые песни разных  нардов»

3

Добрые заповеди  богов

Сформировать представление о правилах морали  разных религий.

Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали разных народов

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Воспитывать умение бережно относиться к духовным ценностям других народов, выполнять порученное дело. Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания

Духовные ценности, прилежание, нравственность

религия

культура

Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Материалы  таблицы  учебника, презентация

4

Может ли  быть добро  без  бога?.

Сформировать представление о том, чем отличаются  светские правила от религиозных.

Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали разных народов

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания

Нравственность

религия

культура

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Фрагменты из периодической печати.

Сообщение «как основатели мировых религий  формулировали «Золотое правило нравственности»

5

Что значит быть нравственным в наше время?

Сформировать представление о нравственности

Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Правила нравственности,

правила поведения, нормы поведения;

правила вежливости, «культура общения», зависть, жадность

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

6

Нравственный человек – это …?

Сформировать представление о нравственности

Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

нравственность, мораль

Написание эссе

фразеологизмы мудрых

7

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Дать первоначальное представление о нравственных ценностях, идеалах, принципах морали

Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Правила поведения в общественных местах, мораль

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

8

Представление проектов  по теме

«Истоки правил  морали»

9

Какие правила  морали  особенно важны  в школе?

Раскрыть роль образования в жизни отдельного человека и общества в целом

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание ответственного и добросовестного отношения к учебе у подростка

Образование,

ступени образования в РФ

Работа с источниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме

Схема «Ступени образования в РФ», эссе «Образованный человек – это …»

IV четверть

1

Правила поведения  в школе.

Создание условий для формирования умения оценивать поведение в условиях различных жизненных ситуаций

Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, поведения окружающих и самооценку поведения)

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности

Кодекс чести школьника

Составление кодекса чести школьника

Решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения.

Агитбригада

«Что в этикете ХОРОШО, в что в поступках ПЛОХО»

2

Равновесие школьных прав и обязанностей

Создание

условий для формирования правильного типа поведения в соответствии с ситуацией

 

Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), познавательные (умение работать с информацией, преобразовывать информацию, создавать презентацию)

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Этикет, образец, правила этикета

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах.

Поиск информации в Интернете.

Презентация «Правила  поведения в  школе»

«Законы школьной жизни»

3

Этикет- форма  для  содержания  этики

Формирование

представления

о семье как

части общества, о роли и  месте

семьи в жизни

человека

Расширять

представления

детей о семье,

 роде, семейных

традициях,

реликвиях.

Основные понятия:  род,

семья, фамилия, родословная.

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

1 уровень – пользуясь памяткой создай 10 заповедей семьи, 2 уровень – составь устный рассказ о происхождении своей фамилии, 3 уровень – составь родословную своей  семьи.

Мультимедиа, образец родословного дерева, пословицы, стихи на тему «Семья», текст сказки , притча.

4

Слова -форма для  выражения  мыслей

Формирование

представления

о семье как

части общества, о роли и  месте

семьи в жизни

человека

Расширять

представления

детей о семье,

 роде, семейных

традициях,

реликвиях.

Основные понятия:  род,

семья, фамилия, родословная.

Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

5

.Действия- форма для  выражения  поступков

Уметь  пользоваться  начальными приёмами саморегуляции, самоконтроля, уметь планировать этапы саморазвития..

Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать)

Формирование стремления к нравственному самосовершенствованию через саморазвитие

Нравственное самосовершенствование Методы нравственного самосовершенствования: саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль.

Решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

материал из

Интернета

Проект "Праздники моей семьи."

6

Методы нравственного самосовершенствования.

Создание

условий для  развития навыков осмысления своих действий, чувств, внутренних состояний и переживаний.

Уметь  пользоваться  начальными приёмами саморегуляции, самоконтроля, уметь планировать этапы саморазвития..

Коммуникативные (умение вести диалог, работать в группе), регулятивные (давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать)

Формирование стремления к нравственному самосовершенствованию через саморазвитие

нравственное самосовершенствование Методы нравственного самосовершенствования: саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль

решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

Интернет, диск

7

Презентация проектов по теме «Какие правила морали  особенно  важны  в школе»

Обобщить ранее изученный материал в активной, творческой, деятельностной форме

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

презентации, проектор, интерактивная доска


Литература

Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

  • «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
  • «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
  • «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
  • Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...