Олимпиадные задания для 4 класса ( из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)
олимпиадные задания (4 класс) по теме
Олимпиадные задания для 4 класса(программа Занкова) по математике,русскому языку,окружающему миру (из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_4_klass_zankov.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
1. Используя в каждом выражении 5 раз цифру 5, знаки арифметических действий и при необходимости скобки, записать выражения, значения которых равны числам от 1 до 12 включительно.
2. До начала 18 в. в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых из чисел: 532 -ФЛВ; 544 - ФМД; 122 - РКВ; 645 - ХМЕ; 335 - ТЛЕ. Определите, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ.
3. Саша, Петя и Коля собираются сесть в трехместную байдарку и думают, кому из них сесть спереди, кому -посередине, а кому - на корме. Сколькими способами мальчики могут разместиться в байдарке?
4. В прямоугольнике ABCD сторона AD = 12 м, сторона CD на 3 м короче, а диагональ BD на столько же длиннее, чем AD. Найдите периметр и площадь прямоугольника ABCD и треугольника ABD.
5. Мышке до норки 20 шагов. Кошке до мышки 5 прыжков. За один прыжок кошки мышка делает 3 шага. Один прыжок кошки равен 10 шагам мышки. Догонит ли кошка мышку?
6. Возле почты растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
7. Догадайтесь, какая цифра заменена *: . 9* : 1* = *.
8. На какое число надо разделить число 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
9. Как-то в 1997 году у Маши спросили: «Когда ты родилась?». «Позавчера мне было еще только 9 лет, а в будущем году мне уже исполнится 12», - ответила Маша. Узнайте дату рождения Маши и дату, когда ей был задан вопрос.
10. Падая в Стране чудес по лестнице с пятого этажа, Алиса насчитала 100 ступенек. Сколько ступенек она насчитала бы, падая по этой же лестнице со второго этажа?
11.Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с несколькими великанами. Каждый великан получил по три удара богатырскими палицами, в результате чего все великаны обратились в бегство. Больше всего ударов нанес Илья Муромец - 7, меньше всего - Алеша Попович - 3. Сколько всего было великанов?
12. На игровом поле с тремя ячейками находятся черный и белый шарики.
Ячейки
Шарики
Желобок
Игрок сделал три хода, и шарики поменялись местами. Какие были сделаны ходы?
13. Расшифруйте равенства (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, разные буквы - разные цифры):
а) ААААА + ББББВ = ЕБББББ; б) КЗ 1М = М31.
14. Разрежьте каждую фигуру на 7 равных шестиугольников.
15. Во время математической викторины трем друзьям, Кате, Вите и Оле, вручили по записке с одним из трех чисел: шестизначным числом, с числом в 5 раз больше наименьшего шестизначного и с числом на 5 больше наименьшего шестизначного. Катя сказала: «У меня число в 5 раз больше наименьшего шестизначного». Витя сказал: «У меня наименьшее шестизначное число». Оля ответила: «Нет, у тебя число на 5 больше наименьшего шестизначного». У кого оказалась записка с наибольшим из этих чисел, если все трое сказали неправду?
16. Найдите два натуральных числа, значения разности и частного которых равны.
17. Как расставить 10 стульев вдоль стен прямоугольной комнаты так, чтобы у каждой стены было по 3 стула? (Сделайте чертеж).
18. Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые курточки желтого, сиреневого и оранжевого цветов и надели таких же цветов шапочки. У Ниф-Нифа курточка и шапочка оказались одного цвета, Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета, а Наф-Наф надел сиреневую шапочку и курточку другого цвета. Как были одеты поросята?
19. Путешествуя в Изумрудный город по дороге, выложенной желтым кирпичом, друзья загадали по одному двузначному числу. Число Элли оказалось на 10 больше числа Страшилы, но на 6 меньше числа Железного Дровосека, число Тотошки в 2 раза меньше числа Страшилы и в 4 раза больше числа Трусливого Льва. Какое число задумал каждый?
Четвертый класс
- Расставьте ударения в словах: цемент, алфавит, газопровод, договор, дремота, свекла, квартал, ломота, партер, похороны, баловать, пломбировать, жалюзи, звонит, каталог, партер, балуется.
- Определите род существительных: картофель, мозоль, шампунь, рельс, туфля, фамилия, повидло, плацкарта, заусеница, помидор, ботинок, мочало, кофе, манжета.
- Образуйте от данных существительных множественное число: директор, доктор, отпуск, якорь, трактор, лектор, торт, слесарь.
- Какими частями речи могут быть слова: дали, пила, простой, печь. Запишите предложения с ними.
- Как вы понимаете такие выражения (объясните):
Ушки на макушке, спустя рукава, чужими руками жар загребать, сваливать с больной головы на здоровую, тьма кромешная.
6. Выпишите только однокоренные слова:
горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горчица, горемыка, пригореть, горбиться.
7. Произнесите в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах, и запишите: лен, люк, яд, ешь, яр, лоб, шел.
8. Запишите следующие глаголы в 3 лице множественного числа: строить, бороться, вытерпеть, сеять, гонять, таять, таить, хотеть, бегать.
9. В каком местоимении два звука, но одна буква?
10. Выпишите слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: жужжит, беленький, беленькая, электрик, воробьи, съехал, умывается.
11. Прочитайте.
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Подчеркните словосочетание: сказуемое + дополнение.
- Чем отличается склонение словосочетаний: пять книг; стопка книг?
- Какой частью речи могут быть следующие слова: покрой, жгут, стих, пила? Составьте с каждым значением слова словосочетание.
- Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами второго спряжения? Напишите ответ.
- Следующие слова распределите в две группы. В первой группе укажите родственные слова, а во второй -формы слова лесник: лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.
- Найдите рифмующиеся слова и составьте загадку, пронумеруйте предложения.
На зеленой хрупкой ножке
Ветерочек прошуршал
Вырос шарик у дорожки
И развеял этот шар
- Поставьте ударения в словах: понял, алфавит, процент, случай, звонит, магазин, ворота.
- Переставьте буквы так, чтобы получились другие слова: лоза, куст, парк, лето, маяк, весна, сосна, рост, сокол, льют.
- Выпишите слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков: варежка, почувствовать, маленький, маленькая, объявил, электрик.
- Прочитайте и напишите отгадку.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка!
Н. Найденов
Произнесите загадку как обычно мы говорим. Подчеркните в загадке и отгадке все случаи расхождения написания и произношения слов.
- Составьте предложения со следующими словами-синонимами так, чтобы стали понятными оттенки их значения: смешной, забавный, потешный, уморительный. Формы слов можно изменять.
- Подберите глаголы, характеризующие ветер в различные времена года. Образец: Весенний ветер играет, ласкает, оживляет, веет, целует, усыпляет, манит.
Осенний ветер ....
Зимний ветер ... .
Летний ветер ....
- Выпишите по группам синонимы: вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток.
- Подчеркните в загадке и отгадке все случаи расхождения написания и произношения.
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Оставила вас –
Закончила рассказ.
25. Подберите и запишите слова, имеющие такую структуру:
существительные глаголы прилагательные
- Распределите слова на три группы и там, где нужно вставьте пропущенный Ь: стриж:..., врач..., нет груш..., мощ..., глуш..., малыш..., много тун..., с крыш..., ноч...
- Распределите глаголы на две группы по спряжениям: петь, пить, говорить, смотреть, плясать, собирать, стоять, гореть, рисовать, говорить.
- Составьте предложение со словами ели, пила, жгут, чтобы эти слова в разных предложениях были разными частями речи.
- Найдите четвертое «лишнее» слово. Выпишите его и докажите, почему оно «лишнее»:
а) подлежащее, глагол, дополнение, определение;
б) существительное, наречие, сказуемое, предлог;
в) обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.
30. Замените выражения наречиями:
Без сучка и задоринки, капля в море, как зеницу ока, шаг за шагом, как снег на голову.
- Распределите слова в три столбика: в первый - ударение на первом слоге; в третий - с ударением на последнем слоге; во второй - все остальные.
Свекла, танцовщица, статуя, сироты, договор, столяр, каталог, понял, завидно, поняла, красивее, изредка.
- Прочитайте. Напишите шараду и отгадку. Подчеркните в шараде и отгадке все случаи расхождения написания и произношения слов.
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишь «И» - я поведу
Стальную птицу к небосводу.
- Выпишите слова с пропущенными буквами в две группы в зависимости от того, в какой части слова они пропущены. Вставьте буквы.
Чуть со...це пригрел... откосы
И стал... в л...су пот...плей,
Б...реза з...леные косы
Развесила с тонк... ветвей.
Вся в бел... платье одета,
В с.режках, в л...стве кружевной
Она на опушк... л..хной.
34. Прочитайте, подставляя окончания множественного числа 3 лица. Запишите глаголы по спряжениям.
Слуша... и слыш...; вдыха... и дыш...; не сп..., а дрем...; порт... и чин...; разруш... и стро...; посе... и выраст... .
35. Замените выражения, которые называются крылатыми, наречиями. Запишите полученные слова.
Рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух.
36. Сравните пары слов. В какие две группы эти пары можно распределить?
ураган - буря труд - работа
радость - печаль холод - жара
врач - доктор утро - вечер
конец - начало беда - горе
Четвертый класс
- Прочитайте название растений:
липа, малина, вороний глаз, вех ядовитый, зверобой, шалфей, волчье лыко, ромашка, дуб, крапива, шиповник, мухомор, поганка, белена, дурман.
Распределите их на группы.
2. Распределите органы по группам:
легкие, ребра, голень, трахея, бронхи, тазобедренный сустав, предплечье, нос, кисть.
- Перечислите, какие органы чувств помогают ориентироваться в окружающей действительности. Как изменится жизнь человека, если будет нарушена работа органов чувств?
4. Соедините соответствующие строки в правом и левом
столбиках:
углеводы осуществляют свертывание крови при порезах
белки строительный материал для организма
кровяные пластинки источник энергии для организма
5. Кожа - надежная защита. Докажите это. Какие еще функции выполняет кожа?
6. Продолжите: сердце - ....
- Дайте советы, что полезно для здоровья человека
и что вредно.
Полезно: Вредно:
- Что труднее: стоять или идти? Объясните ответ.
- Какие подвижные игры полезны для здоровья?
- Кто ваш идеал физически развитого человека?
- Отгадайте загадку:
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
- Что воспринимает орган чувств - кожа?
- Назовите продукты, богатые витаминами.
- Назовите известные лекарственные растения.
- Назовите известные ядовитые растения.
- Какие блюда вы умеете готовить? Напишите свой рецепт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по русскому языку и математике за курс начальной школы. Автор: Ульянова Ольга Николаевна, учитель МБОУ БСОШ № 5
Проверка знаний учащихся за курс начальной школы проверяется путём тестирования....
Олимпиадные задания 2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе.
Олимпиадные задания 2 класс на тему: интеллектуальный марафон в начальной школе....
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...
Олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальных классах
Подборка олимпиадных заданий по математике в 1-4 классах: задачи-шутки, логические задачи, математические загадки, шарады. Подборка олимпиадных заданий по русскому языку в 1 классах: тесто...
Сценарий Открытого Профсоюзного урока 4 класс "Профсоюзы Англии и России" Авторы: учитель начальной школы Платунова М.А. и педагог организатор Хохлова Н.Ю. ГБОУ "Вешняковская школа" г. Москва
Сценарий конкурсного мероприятия представляет собой Открытый Профсоюзный урок, для учеников четвертых классов, с авторскими разработками стихотворений, играми, частушками, английским и русским текстом...
Методическое пособие "Методика работы над изложением в начальной школе". Автор: Играева И. А.- учитель начальных классов Зерноградский район Ростовской области.
Материал для учителей начальной школы....