Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pervaya_ekologiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Моя первая экология» 3 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Самковой В. А.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы курса «Моя первая экология» направлено на:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Содержание программы.
3-4 классы.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
3 кл. | 4 кл. | |||
1. | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. | 6 | 6 | формирование элементарных представлений об экологии жилища; формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении; приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды; знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии; знать что такое браконьерство; составлять план простейшего исследования. |
2. | О городах и горожанах: человек в городе. | 4 | 4 | рассказывать о возникновении первых поселений; называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе; знать экологические проблемы города; указывать, как город влияет на образ жизни человека; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
3. | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. | 6 | 7 | формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы; моделировать экосистемы; знать, как человек влияет на природные экосистемы; называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. |
4. | В сетях жизни: многообразие экологических связей. | 6 | 6 | знать простейшую классификацию экологических связей; иметь элементарные представления о пищевой пирамиде; иметь представления о способах общения животных; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
5. | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | 12 | 11 | иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; знать охраняемые государством природные территории своего родного края; знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде; составлять план исследования; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. |
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Моя первая экология» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
3 класс
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Дата занятия | |
По плану | Фактически | |||
1 | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. | Поговорим о доме. | 02.09 | |
2 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» | 09.09 | ||
3 | Мой дом – моя крепость. | 16.09 | ||
4 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» | 23.09 | ||
5 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» | 30.09 | ||
6 | «Чудо в перьях» | 07.10 | ||
7 | О городах и горожанах: человек в городе. | Дом тянется к дому – получается город. | 14.10 | |
8 | Как «растёт» город. | 21.10 | ||
9 | Как «живёт» город. | 11.11 | ||
10 | Экскурсия на природу. | 18.11 | ||
11 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. | Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. | 25.11 | |
12 | От кочки до оболочки. | 02.12 | ||
13 | Кто живёт рядом с нами? | 09.12 | ||
14 | «И кормилица, и вдохновительница» | 16.12 | ||
15 | «И кормилица, и вдохновительница» | 23.12 | ||
16 | Экскурсия на природу. | 30.12 | ||
17 | В сетях жизни: многообразие экологических связей. | Соседи по планете. | 13.01 | |
18 | Вместе безопаснее. | 20.01 | ||
19 | «И вместе не тесно, и врозь – скучно» | 27.01 | ||
20 | Школа под открытым небом. | 03.02 | ||
21 | Школа под открытым небом. | 10.02 | ||
22 | Экскурсия на природу. | 17.02 | ||
23 | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | Наши общие проблемы. | 24.02 | |
24 | Наши общие проблемы. | 03.03 | ||
25 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 10.03 | ||
26 | Проект «Будь достойным жителем Земли». | 17.03 | ||
27 | Проект «Будь достойным жителем Земли». | 07.04 | ||
28 | Проект «Будь достойным жителем Земли». | 14.04 | ||
29 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 21.04 | ||
30 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 28.04 | ||
31 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 05.05 | ||
32 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 12.05 | ||
33 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 19.05 | ||
34 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...