Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы Светловой Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_2013-2014.docx | 86.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Белгородского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» ________________ В.В.Шатило от «___» ___________ 20___г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой край»
3 «Б» класс
Учитель начальных классов
Пономаренко Елена Николаевна
п. Дубовое, 2013 г.
Программа внеурочной деятельности: «Мой край», тип: тематическая образовательная программа, духовно-нравственное направление
Автор программы: Светлова Е.В.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка
Данная программа была составлена на основании анализа программ Коломиной Н. В «Воспитание основ экологической культуры» и Копцевой Т. А. «Природа и художник», Николаевой С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками», в содержании использованы материалы пособий Беккера И.Л. «Времена года: книга юного фенолога», Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», Степановой О.А. «Игровая школа мышления», Дубровской Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» и др., внесены свои идеи.
Актуальность программы
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей. Дети оторваны от природы, имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, сложностями в общении, физическим нездоровьем. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале 20 века.
В программе «Мой край» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники и художественные образы растений и животных края. В содержании занятий объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов:
- окружающий мир и песенно-игровой фольклор (первых год обучения);
- окружающий мир – экология – живопись (второй год обучения);
- окружающий мир – музыка – художественный труд – экология (третий год).
Новизна программы заключается в:
- объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края;
- использовании приемов театрализации, элементов игровых и народных обрядов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в исследовательской деятельности.
Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;
- формировать умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности;
- формировать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;
- расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;
- способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Программа рассчитана на 216 ч - 6 часов в неделю, но т.к. произошло сокращение часов ( 4 часа в неделю), в программу внесены изменения и рабочая программа составлена из расчета– 136 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Возраст детей и продолжительность реализации программы
Образовательная программа «Мой край» рассчитана на три года обучения, на детей младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуемый возраст детей для третьего года обучения – 10-12 лет.
Основные формы и методы,
применяемые в ходе реализации программы
«Мой край»
Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, конференции, кинолектории.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Она включает в себя 3 составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
3. Элементы воспитательных бесед.
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: систематизированные наблюдения, упорядоченная их фиксация в календаре природы и рабочих картах, труд в природе, моделирование, работа с микроскопом, музыкальные зарисовки, рисование, лепка, викторины, сценки.
По окончании 3-го года занятий учащиеся должны:
Знать:
-комнатные растения кабинета и школьного сада;
-правила содержания и ухода за домашними питомцами;
-разнообразие животного и растительного мира лесостепной и прибрежных зон Белгородской области;
-значение тепла, света, воздуха, почвы для жизни живых существ;
-позитивное и негативное влияние деятельности человека на природное сообщество;
-охраняемые природные территории области: заказники, заповедники, памятники природы;
-основные элементы русского орнамента;
-памятники истории города, их архитектуру;
-роль и применение старинных вещей в обиходе дома.
Уметь:
-предвидеть последствия поведения людей и природопользования в конкретных ситуациях;
-проводить агитационные беседы среди учащихся детского учреждения и населения об изученных объектах района;
-ухаживать за комнатными растениями и обитателями живого уголка;
-правильно собирать лекарственные растения;
-распознавать съедобные и ядовитые грибы соснового леса;
-моделировать экологические ниши;
-убирать место привала в лесу, на реке;
-использовать народные традиции в своей жизни;
-делать простейшие сезонные игрушки;
-оперировать условными знаками и символами в музыке, живописи;
-собирать и обрабатывать природный материал для изготовления поделок.
Формы подведения итогов реализации программы
«Мой край»
Механизм оценки результатов деятельности довольно гибок. Главным достижением является участие в тематических вечерах, театрах-экспромтах, ролевых играх, роль в которых предусмотрена для каждого ребенка, но только в том случае, если он трудится в полную меру своих возможностей. Предусмотрены и другие формы контроля:
-тестирование учащихся по материалам программы объединения;
-занимательные упражнения (викторины, музыкальные и словесные, подвижные игры, загадки, кроссворды, графические упражнения, пословицы-перевертыши);
-индивидуальное моделирование и конструирование;
-решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.
-анализ ведения дневников наблюдений за исследуемыми объектами или рабочих карт;
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
-участие в конкурсах-выставках детских поделок, рисунков или сказок с представлением визитной карточки своего объекта изучения;
-участие воспитанников в Российском заочном конкурсе «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
-участие в мини-конференциях по вопросам решения проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.
Учебный план
№ П/П | Раздел | Количество часов | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1. | Введение | 6 | 4 | 4 |
2. | Осенние уборы | 34 | 58 | - |
3. | Чародейка – зима | 39 | 53 | - |
4. | Весенняя музыка | 35 | 55 | - |
5. | Лесная школа | - | - | 44 |
6. | Обитатели водоема | 8 | - | 28 |
7. | Экосистема дома | - | - | 26 |
8. | Мой город | - | 15 | 10 |
9. | Природа в художественных красках | - | 29 | 12 |
10. | Природа в музыкальных напевах | 8 | - | 10 |
11. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 2 |
Всего часов: | 132 | 216 | 146 |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
1. | Введение | 4 | 2 | 2 |
2. | Лесная школа | 44 | 19 | 25 |
2.1 | Народный календарь | 8 | 4 | 4 |
2.2 | Зеленый наряд | 14 | 4 | 10 |
2.3 | Животный мир лесов | 14 | 8 | 6 |
2.4 | Сезонные изменения в неживой природе | 8 | 2 | 6 |
3. | Обитатели водоема | 28 | 12 | 16 |
3.1 | Водные ресурсы области | 8 | 4 | 4 |
3.2 | Растительный мир водоема | 10 | 4 | 6 |
3.3 | Животные – обитатели воды | 10 | 5 | 5 |
4. | Мой город | 10 | 4 | 6 |
5. | Экосистема дома | 26 | 11 | 15 |
5.1 | В мире комнатных растений | 10 | 3 | 7 |
5.2 | Домашние питомцы | 14 | 2 | 2 |
5.3 | История старинных вещей | 8 | 4 | 4 |
5.4 | Круговорот веществ в доме | 4 | 2 | 2 |
6. | Природа в художественных красках | 12 | 4 | 8 |
7. | Природа в музыкальных напевах | 10 | 2 | 8 |
8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого: | 146 | 65 | 81 |
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | Примечания | Дата | |
Теория | Практика | |||||
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | ||
1.1 | Техника безопасности. Цели и задачи программы. | 1 | ||||
1.2 | Рельеф и природные ресурсы Белгородской области. Понятие «среды обитания», «биоценоз». | 1 | ||||
1.3 | Составление теста-схемы «Человек – часть биосферы». | 1 | ||||
1.4 | Игра-конкурс по итогам выполнения летних заданий «По следам лета». | 1 | ||||
2 | Лесная школа | 44 | 19 | 25 | ||
2.1 | Народный календарь | 8 | 4 | 4 | ||
2.1.1 | Признаки осени в лесу | 1 | ||||
2.1.2 | История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. | 1 | ||||
2.1.3 | Правила сбора лекарственных растений. | 1 | ||||
2.1.4 | «Сборы лекарственных растений». | 1 | ||||
2.1.5 | Трубчатые и пластинчатые грибы. Правила сбора грибов. | 1 | ||||
2.1.6 | Практическая работа: «Строение грибницы и гриба. | 1 | ||||
2.1.7 | Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители». | 1 | ||||
2.1.8 | КВН «Едоки» и «мусорщики». | 1 | ||||
2.2 | Зеленый наряд | 14 | 4 | 10 | ||
2.2.1 | Растительный покров области. Роль леса в природе. | 1 | ||||
2.2.2 | Сбор природного материала | 1 | ||||
2.2.3 | Создание композиции «Лес в декоративных пятнах». | 1 | ||||
2.2.4 | Структура леса. Основные лесообразующие породы. | 1 | ||||
2.2.5 | Практическая работа «В каком лесу вы очутились?» | 1 | ||||
2.2.6 | Виртуальная экскурсия «Ярусы растительности смешанного леса» | 1 | ||||
2.2.7 | Влияние деятельности человека на природное сообщество. | 1 | ||||
2.2.8 | Викторина «Лесная аптека» | 1 | ||||
2.2.9 | Заповедник «Белогорье». Заповеди леса | 1 | ||||
2.2.10 | Практическая работа «Топография коры» | 1 | ||||
2.2.11 | Практические работы «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны», «Степень перерождения леса» | 1 | ||||
2.2.12 | Практические работы «Влияние силы тяжести на рост растения», «Корень - устойчивость дерева» | 1 | ||||
2.2.13 2.2.14 | Практическая работа «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток» | 2 | ||||
2.3 | Животный мир лесов | 14 | 8 | 6 | ||
2.3.1 | «Этажи» леса. Группы животных обитающих в толще почвы и на ее поверхности | 1 | ||||
2.3.2 | Моделирование экологических ниш. | 1 | ||||
2.3.3 | Практические работы: «Роль червей в почвообразовании», «Типы повреждений растений насекомыми» | 1 | ||||
2.3.4 2.3.5 | Маскировка животных. Насекомые – вредители и их дома-маскировки. Меры борьбы с вредителями леса | 2 | ||||
2.3.6 | Опыты: «Как маскируются животные» | 1 | ||||
2.3.7 | Летучие мыши. Применение эхолокации человеком | 1 | ||||
2.3.8 | Обитатели леса: кукушки, совы, сойки, белки, зайцы, лисы и др. | 1 | ||||
2.3.9 2.3.10 | Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги | 2 | ||||
2.3.11 | Охраняемые природные территории области. | 1 | ||||
2.3.12 | Игры: «Заяц в лесу», «Охотник на привале» | 1 | ||||
2.3.13 2.3.14 | Экскурсия краеведческий музей «Животный мир родного края» | 2 | ||||
2.4 | Сезонные изменения в неживой природе | 8 | 3 | 5 | ||
2.4.1 | Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода. | 1 | ||||
2.4.2 | Почва и видовое разнообразие растений. | 1 | ||||
2.4.3 | Практическая работа: «Определение плодородия почв с 3-х участков: с клумбы, тропинки, из леса» | 1 | ||||
2.4.4 | Почвенный разрез (толщина, цвет, толщина и состав гумусового горизонта, следы деятельности животных) | 1 | ||||
2.4.5 | Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона. | 1 | ||||
2.4.6 | Практическая работа: «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом» Опыты: «Как передвигается вода в почве» | 1 | ||||
2.4.7 2.4.8 | Проект «Экологические последствия деградации почв области» | 2 | ||||
3 | Обитатели водоема | 28 | 13 | 15 | ||
3.1 | Водные ресурсы области | 8 | 4 | 4 | ||
3.1.1 | Водные ресурсы области. Расход рек области. Образование родников. | 1 | ||||
3.1.2 | Опыт «Исследование запаха воды» Игры: «Родничок», «Коромысло – над рекой повисло». | 1 | ||||
3.1.3 | Части реки: устье, исток, притоки. История Северского Донца. Месторождения подземных вод области. | 1 | ||||
3.1.4 | Составление памяток «Поведение у воды», «Если хочешь быть здоров». Практическая работа «Рисунки на песке» | 1 | ||||
3.1.5 | Искусственные водоемы – пруды и водохранилища. Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия. | 1 | ||||
3.1.6 | Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод. | 1 | ||||
3.1.7 3.1.8 | Проект зоны отдыха «Река в прошлом и будущем». | 2 | ||||
3.2 | Растительный мир водоема | 10 | 4 | 6 | ||
3.2.1 | Растительность водоема. Особенности строения листьев и стебля | 1 | ||||
3.2.2 | Лабораторная работа: «Клеточное строение листа элодеи» | 1 | ||||
3.2.3 | Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия | 1 | ||||
3.2.4 | Лекарственное и кормовое применение водных растений. | 1 | ||||
3.2.5 | Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир | 1 | ||||
3.2.6 | Викторина «Растения у воды» | 1 | ||||
3.2.7 | Композиция-оригами «На реке». | 2 | ||||
3.2.8 3.2.9 | Экскурсия «Растения водоема» | 1 | ||||
3.2.10 | Игра-конкурс «Поле чудес» Игры: «На пляже», «Кто быстрей!» | 1 | ||||
3.3 | Животные-обитатели воды | 10 | 5 | 5 | ||
3.3.1 | Образы обитателей водоемов и рек в народных сказках и календарных праздниках. Лукерья-комарница (26.05). | 1 | ||||
3.3.2 | Насекомые воды и их личинки. Строение лапок водных насекомых. Органы дыхания. Стадии развития стрекозы и комара | 1 | ||||
3.3.3 | Практическая работа «Составление «пищевого круговорота» в реке» | 1 | ||||
3.3.4 | Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине. Водные синоптики. | 1 | ||||
3.3.5 | Практические работы«Строение моллюсков», «Строение рака» | 1 | ||||
3.3.6 | Охраняемые животные Белгородской области: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменщик и др. | 1 | ||||
3.3.7 | Видовой состав рыб рек Северский Донец и Везелка. Бобры и их дома. Особенности строения зубов | 1 | ||||
3.3.8 | Ролевая игра «Рыболов». Моделирование экологических ниш | 1 | ||||
3.3.9 | КВН «В мире Водомута»Игры: «Утки и лисы», «Зеркальное отражение» | 1 | ||||
3.3.10 | Опыт «Как выйти сухим из воды» Театр-экспромт «Путешествие водомерки» | 1 | ||||
4 | Мой город | 10 | 4 | 6 | ||
4.1 | Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др. | 1 | ||||
4.2 | Экскурсия в школьный музей | 1 | ||||
4.3 | Экскурсия в храм п. Дубовое | 1 | ||||
4.4 | Просветитель Иоасаф – покровитель земли Белгородской. | 1 | ||||
4.5 | Святыни Белгорода – памятники истории: Преображенский, Смоленский, Успенско-Николаевский соборы. | 1 | ||||
4.6 | Архитектурный стиль обрамления окон и колонн в середине 17 и 20 веков. | 1 | ||||
4.7 | Игра-путешествие «С прошлым память совмещая». | 1 | ||||
4.8 | Биография общественного деятеля 19 века Н. И. Чумичова. | 1 | ||||
4.9 4.10 | Проект «Стиль нового века» | 2 | ||||
5. | Экосистема дома | 26 | 11 | 15 | ||
5.1 | В мире комнатных растений | 10 | 3 | 7 | ||
5.1.1 | История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений | 1 | ||||
5.1.2 | Светолюбивые и теневыносливые растения. Правила ухода за комнатными растениями. | 1 | ||||
5.1.3 | Практическая работа «Распределение растений по зонам произрастания в зависимости от особенностей их строения» | 1 | ||||
5.1.4 | Практическая работа «Изучение влияния освещенности на рост растения» | 1 | ||||
5.1.5 | Размножение черенками, листом, делением куста. Понятия: «подкормка», «транспирация», «вегетативное размножение», «перевалка». | 1 | ||||
5.1.6 | Практическая работа «Составление «паспорта» растения» | 1 | ||||
5.1.7 | Практическая работа «Пересадка растений», | 1 | ||||
5.1.8 | Ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений» | 1 | ||||
5.1.9 | Конкурс рисунков «Мой любимый цветок» с представлением визитной карточки | 1 | ||||
5.1.10 | Практическая работа «Как лечить моего пациента»Игры: «В цветочном магазине», «Цветочные часы» | 1 | ||||
5.2 | Домашние питомцы | 4 | 2 | 2 | ||
5.2.1 | Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Приспособленность черепах к водному образу жизни. | 1 | ||||
5.2.2 | Практическая работа «Уход за моим хомячком» | 1 | ||||
5.2.3 | Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней. | 1 | ||||
5.2.4 | Наблюдения за поведением попугаев, кошек, крыс, хомячков. Ролевая игра «Кто в доме хозяин?» | 1 | ||||
5.3 | История старинных вещей | 8 | 4 | 4 | ||
5.3.1 | Особенности строения льняных стеблей. Технология обработки с помощью гребня, рубеля, прайника | 1 | ||||
5.3.2 | Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено». Климент-пряжа (8.12) | 1 | ||||
5.3.3 | Образ домового в сказках и народных потешках: «Домовенок Кузя «Хозяин-батюшка». Куклы – обереги. | 1 | ||||
5.3.4 | Изготовление сезонных игрушек «Домовенок Кузя», Игры «Аюшки», «Каравай», «Куры и лиса» | 1 | ||||
5.3.5 | Конкурс-игра «Когда говорит тишина» | 1 | ||||
5.3.6 | Русская печь – гордость хозяина дома. ). Самовар – пеки каравай | 1 | ||||
5.3.7 5.3.8 | Фольклорный праздник «Как на наши именины» | 2 | ||||
5.4 | Круговорот веществ в доме | 4 | 2 | 2 | ||
5.4.1 | Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). «Потребители», «разрушители» и «производители» | 1 | ||||
5.4.2 | Практическая работа «Сравнение круговорота веществ в природе и доме». | 1 | ||||
5.4.3 | Энергия. Закон сохранения энергии. | 1 | ||||
5.4.4. | Проект «Порядок в моем доме» | 1 | ||||
6 | Природа в художественных красках | 12 | 4 | 8 | ||
6.1 | Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. | 1 | ||||
6.2 | Практическая работа «изонитью» «Золотая рыбка» | 1 | ||||
6.3 6.4 | Понятия: «дополнительные цвета», «ритм цвета», «тематический рисунок», «стилизация», «контраст», «пластичность». | 2 | ||||
6.5 | Конкурс рисунков «Точка, точка, запятая» | 1 | ||||
6.6 | Изображение сказочных израз цов по мотивам русских былин | 1 | ||||
6.7 | История воз6никновения, типы, смысловое значение орнамента. | 1 | ||||
6.8 | Изображение композиции из орнамента полевых или садовых цветов | 1 | ||||
6.9 | Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки. | 1 | ||||
6.10 6.11 | Творческая мастерская «Кисточка-волшебница» «Цвета леса», «Животные в «пальчиках» | 2 | ||||
6.12 | Викторина «Красный, желтый, голубой», дискуссия «Есть ли цвет у стихов?» | 1 | ||||
7 | Природа в музыкальных напевах | 10 | 3 | 7 | ||
7.1 | Понятия «лад», «тональность», «гамма», «аккорд». Музыкальные знаки. | 1 | ||||
7.2 7.3 7.4 | Разучивание песен: «Муравей купался в луже», «Светлячок» | 3 | ||||
7.5 | Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы. | 1 | ||||
7.6 | : «Звездочет», «Ворон», | 1 | ||||
7.7 | Имитация музыкальных игр «Лесные музыканты» | 1 | ||||
7.8 | Приметы природы, легшие в основу детских и классических музыкальных произведений. | 1 | ||||
7.9 | Рисование по музыкальным сюжетам из концерта М.Мусоргского «Картинки с выставки»: «Гном», «Старый замок» | 1 | ||||
7.10 | Ролевая музыкальная сказка «В стране Насекомии». | 1 | ||||
8 | Итоговое занятие | |||||
8.1. | Загадки об образе жизни и развитии птиц, насекомых и животных. Выбор и защита проблемной ситуации | 1 | ||||
8.2 | Устный календарь памятных дат объединения. Игра-разминка «Топ-топ, топает малыш». Анкета «Я познаю мир». | 1 | ||||
Итого: | 146 | 65 | 81 |
Содержание третьего года обучения
Раздел 1. Введение
Теория: Цели и задачи программы. Инструктаж по технике безопасности. Рельеф и природные ресурсы Белгородской области. Понятие «среды обитания», «биоценоз». Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Самооценка отношения к природе.
Практика: Составление теста-схемы «Человек – часть биосферы». Анкета «Самооценка отношения к природе». Игра-конкурс по итогам выполнения летних заданий «По следам лета».
Форма занятия: занятие-путешествие, конференция «Человек – часть биосферы».
Методы и приемы: практический (викторина, решение логических задач, игры), словесный (рассказ, беседа, дискуссия), иллюстративный.
Дидактическое оснащение занятия: карта области, таблица «Общая классификация животного и растительного мира», Д/игра «Красный, желтый, с зеленцой», анкеты, плакат, лото «В мире природы».
Формы подведения итогов: викторина «Животный и растительный мир», загадки, решение логических задач, анкеты «Самооценка отношения к природе».
Раздел 2. Лесная школа
Народный календарь
Теория: Тит-листопадник (7.09). Признаки осени в лесу. Петр – Павел – рябинники (23.09). История декоративной и растительной косметики: Египет, Эпоха Возрождения, 20 век. Правила сбора лекарственных растений. Фекла – заревница (7.10). Трубчатые и пластинчатые грибы. Понятие «плодовое тело», «мицелий», «споры». Правила сбора грибов. Яков – древопилец (22.10). Красильные растения леса: барбарис, ива, береза бородавчатая, яблоня. Георгий-победоносец (9.12). Образ жизни, места обитания волков на территории Белгородской области. Образ волка в народных сказках «Волк и семеро козлят», «Волк-лапотник», «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету». Наум-грамотник (14.12). Круговорот веществ в лесном сообществе: «производители», «потребители», «разрушители».
Практика: Практическая работа: «Строение грибницы и гриба». Составление памятки: «Грибные часы», «Сборы лекарственных растений». Рисование по мотивам народных сказок. Сбор моделей. Ролевая игра «Кто кого ест».
Форма занятия: занятие-сказка, КВН «Едоки» и «мусорщики».
Методы и приемы: практический (практическая работа, наблюдения, игры, сравнение, рисование, сбор моделей, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: гербарий листьев древесно-кустарниковых и травянистых растений, открытки, коллекции плодов и семян, лабораторное оборудование, плакат, рабочие карты, модели, трафареты, атлас-определитель, Д/игра «Цветочный калейдоскоп».
Формы подведения итогов: защита творческой работы (памяток), сбор моделей, ролевая игра «Косметология», тест, конкурс рисунков «Волк-лапотник».
Зеленый наряд
Теория: Растительный покров области. Роль леса в природе. Применение древесины, ягод, грибов и лекарственных растений в медицине, промышленности, косметологии. Структура леса. Основные лесообразующие породы: дуб, береза, сосна, клен, черемуха, яблоня, акация, бересклет и др. Строение стебля. Годичные кольца. Видовое разнообразие папоротников и лишайников в народных сказках и легендах. Особенности строения хищных растений: росянка. Влияние деятельности человека на природное сообщество. Охраняемые лекарственные растения: ятрышник, пыльцеголовник, венерин башмачок, яснотка белая, крапива глухая, росянка, истод, бузина и пр. Реликтовые боры. Заповедник «Белогорье». Заповеди леса. Образ леса в творчестве писателей: М. Скребцова «Недовольный лес», «Березки и лиственницы»; Э. Шим «Лесной звон»; Ю. Галина «Сказки леса»; Ю. Дмитриев «Переодевание леса», «Тайна березок».
Практика: Практические работы: «В каком лесу вы очутились?», «Ярусы растительности смешанного леса», «Сравнение видового состава растительности лесов и степного участка вблизи города», «Топография коры», «Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны», «Степень перерождения леса», «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток», «Сравнение сроков распускания листьев на деревьях в лесу и в городе». Опыты: «Листовая мозаика пеларгонии», «Влияние силы тяжести на рост растения», «Корень - устойчивость дерева», «Обнаружение испарения воды листьями». Сбор природного материала. Композиция–круг «Лес в декоративных пятнах».
Экскурсии: «Ярусы растительности смешанного леса», в краеведческий музей «Растения из Красной книги», в библиотеку имени Пушкина «Лесные заповеди в произведениях писателей»
Форма занятия: экскурсия, практическая работа, конференция, занятие-исследование, литературная гостиная.
Методы и приемы: практический (практическая работа, наблюдение, логические задачи, рисование, сравнение), словесный (беседа, дискуссия, словесные игры, обсуждение), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: рабочие карты, высотомер, плакат «Растительность лесов области», лото «Ботанический квартет», гербарий травянистых и древесно-кустарниковых растений, открытки, атлас-определитель, альбом фотопейзажей, лабораторное оборудование.
Формы подведения итогов: альбом «Растительность лесов области», тематический вечер «Лесные робинзоны», викторина «Лесная аптека», оформление дневников наблюдений, конкурс детских работ «Новогодние причуды из шишек и сосновых веток» и «Лес в декоративных пятнах».
Животный мир лесов
Теория: «Этажи» леса. Группы животных обитающих в толще почвы и на ее поверхности: мокрицы, дождевые черви, кивсяки, муравьи, змеи и др. Значение почвенных животных в жизни соснового леса. Маскировка животных. Насекомые – вредители и их дома-маскировки: жуки-древоточцы, клещи – переносчики энцефалита, березовый трубковерт, «живой сучок». Меры борьбы с вредителями леса. Летучие мыши. Применение эхолокации человеком. Обитатели леса: кукушки, совы, сойки, белки, зайцы, лисы и др. Влияние охотничьего промысла на животный мир. Животные Красной книги: лось, пятнистый олень, волк, жук-олень и др. Охраняемые природные территории области.
Практика: Практические работы: «Роль червей в почвообразовании», «Типы повреждений растений насекомыми». Моделирование экологических ниш. Наблюдения за мокрицами (развитие, дыхание, передвижение). Опыты: «Как маскируются животные», «Как змея меняет кожу». Игры: «Заяц в лесу», «Охотник на привале».
Экскурсии: в лес «Беспозвоночные в лесной подстилке», краеведческий музей «Животный мир родного края», городской зоопарк
Форма занятия: экскурсия, практическая работа, занятие-путешествие.
Методы и приемы: практический (наблюдения, игры, сравнение, моделирование, практическая работа, решение проблемных ситуаций), иллюстративный, словесный (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия).
Дидактическое оснащение занятия: лопатки, колышки, лупа, дневники наблюдений, рулетка, атлас-определитель, Д/игра «Пищевые бусинки», аудиозапись «Орнитологические прогулки», рисунки и коллекции насекомых, натуральные объекты, модели, карта области, плакат.
Техническое оснащение занятия: магнитофон.
Формы подведения итогов: викторина «Остроглаз», оформление рабочих карт, игры-тренинги, ролевая игра «Разговор животных».
Сезонные изменения в неживой природе
Теория: Взаимодействие леса с окружающей средой: солнце, воздух, транспорт, вода. Характеристика серых лесных почв. Почва и видовое разнообразие растений. Природные ориентиры: пни, мхи, муравейники, крона.
Практика: Практические работы: «Определение плодородия почв с 3-х участков: с клумбы, тропинки, из леса», «Почвенный разрез (толщина, цвет, толщина и состав гумусового горизонта, следы деятельности животных, глубина проникновения корней)», «Изучение влияния леса на температуру воздуха», «Изучение влияния силы ветра в различных типах групп растений», «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом», «Изменение снежного покрова в разных биоценозах». Опыты: «Как передвигается вода в почве», «Определение содержания воздуха в почвенном образце: лес, опушка, город». Обсуждение экопроблем поднятых на страницах прессы. Проект «Экологические последствия деградации почв области».
Экскурсия «Городской бор»
Форма занятия: практическая работа, конференция «Как сохранить лес», занятие-исследование, экскурсия.
Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа, сравнение, решение логических задач, загадки), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, лупа, плакат, модели и сигнальные карточки, календарь природы, шишки, таблицы, линейки, лопатки, снегомер, газетные статьи.
Формы подведения итогов: викторина «Маленькие тайны природы», защита творческих работ, оформление календаря природы и календаря «Проблемы лесов нашей области», решение логических задач.
Раздел 3. Обитатели водоема
Водные ресурсы области
Теория: Водные ресурсы области. Расход рек области. Образование родников. Части реки: устье, исток, притоки. История Северского Донца. Месторождения подземных вод области. Искусственные водоемы – пруды и водохранилища. Их влияние на реки – природные и хозяйственные последствия. Заболевания, связанные с качеством питьевой воды. Роль водных процедур в сохранении здоровья человека. Почвенная эрозия. Структура песка. Охрана водных ресурсов. Основные загрязнители речных вод. Круговорот воды в природе в народных календарных праздниках: Алексей- кувшин пролей (30.03), Тит-ледолом (15.04). Гром, радуга.
Практика: Практические работы: «Изучение скорости течения, глубины, направления течения, характер дна (каменистое, песчаное, глинистое)», «Исследование мутности водоема», «Рисунки на песке». Опыты: «Исследование запаха воды», «Поверхностное натяжение воды», «Свойства рассеянного песка», «Своды и тоннели». Проект зоны отдыха «Река в прошлом и будущем». Обсуждение газетных статей об экологическом состоянии рек области. Составление памяток «Поведение у воды», «Если хочешь быть здоров». Игры: «Родничок», «Коромысло – над рекой повисло».
Экскурсии: на реку Северский Донец «Красоты речной стороны», «Берег моей мечты».
Форма занятия: практическая работа, экскурсия, занятие-исследование, устный журнал «По морям, по волнам».
Методы и приемы: практический (наблюдения, практическая работа, игры, сравнение, рисование, загадки, работа с моделями, дискуссия, литературные чтения), словесный (рассказ, беседа, сказка), метод проектов.
Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, аудиопизапись «Звуки окружающего мира», плакат, экскурсионная карта, рабочие карты, фланелеграф, Д/игра «По морям, по волнам», сбор моделей, коллекция почв, сигнальные карточки.
Формы подведения итогов: защита творческих работ, викторина, решение проблемных ситуаций, рабочие карты, мини-конференция «Куда путь твой лежит, ручеек?».
Растительный мир водоема
Теория: Растительность водоема: рогоз, камыш, стрелолист, водокрас и др. Особенности строения листьев и стебля. Устьица. Распространение семян водных растений. Ряска. Корень – как орган равновесия. Лекарственное и кормовое применение водных растений. Растения Красной книги в народных сказках: кувшинка, кубышка, аир.
Практика: Лабораторная работа: «Клеточное строение листа элодеи». Опыты: «Влияние температуры воздушной среды на развитие водорослей», «Дыхание листа кувшинки». Композиция-оригами «На реке». Игры: «На пляже», «Кто быстрей!»
Экскурсия «Растения водоема (реки)»
Форма занятия: экскурсия, лабораторная работа, занятие-сказка.
Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, лабораторная работа, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: карта области, рисунки растений из Красной книги, модели развития, схемы, плакат, Д/игра «Красная книга Незнайки», фланелеграф.
Формы подведения итогов: викторина «Растения у воды», игра-конкурс «Поле чудес».
Животные – обитатели воды
Теория: Образы обитателей водоемов и рек в народных сказках и календарных праздниках: Зосима (30.04), Борис и Глеб (15.05), Лукерья-комарница (26.05). Насекомые воды и их личинки: водомерка, жук-плавунец, стрекозы, комары, клопы. Строение лапок водных насекомых. Органы дыхания. Стадии развития стрекозы и комара. Дома - «колоколы». Многообразие моллюсков. Роль пиявок в медицине. Признаки внешнего строения бесхвостых земноводных. Понятие «резонаторы», их роль в жизни лягушек. Водные синоптики. Внешний вид, образ жизни, питание речных раков. Видовой состав рыб рек: Северский Донец и Везелка. Экопирамида. Бобры и их дома. Особенности строения зубов. Птицы прибрежных вод: ласточки, утки, лебеди и др. Приспособленность к водному образу жизни. Виды гнезд. Охраняемые животные Белгородской области: бобр, выхухоль, елец, сом, подкаменьщик и др.
Практика: Практические работы: «Строение моллюсков», «Приспособленность моллюсков к неблагоприятной среде обитания: засуха, заморозки», «Определение возраста рыбы», «Строение рака», «Составление «пищевого круговорота» в реке». Наблюдения за поведением, питанием, движением лягушек в террариуме, рыбами в аквариуме, жука-плавунца в банке. Опыт: «Спичечные бега», «Как выйти сухим из воды». Ролевая игра «Рыболов». Моделирование экологических ниш. Игры: «Утки и лисы», «Зеркальное отражение».
Экскурсии: «Беспозвоночные обитатели водоема», в краеведческий музей «Многообразие животного мира моего края». Игра «На тростинке»
Форма занятия: экскурсия, занятие-путешествие, КВН «В мире Водомута», занятие-сказка, занятие-исследование.
Дидактическое оснащение занятия: карта области, рисунки животных и птиц из Красной книги, модели развития, схемы, плакат, Д/игра «Лягушка на охоте», Д/игра «Найди себе дом», Д/игра «Кто лишний?», Д/игра «Чей след?», фланелеграф, аудиозапись «Звуки окружающего мира», аквариум, коллекция перьев, атлас-определитель.
Техническое оснащение занятия: магнитофон.
Формы подведения итогов: театр-экспромт «Путешествие водомерки», оформление дневников наблюдений, занимательные упражнения, конкурс рисунка по мотивам сказок, решение логических задач, ролевая игра «Рыболов».
Раздел 4. Мой город
Теория: Архитектура русского села. Образы русской избы, роль оберегов-покровителей: «коньки» на крышах изб, подкова и др. Архитектурный стиль обрамления окон и колонн в середине 17 и 20 веков. Просветитель Иоасаф – покровитель земли Белгородской. Святыни Белгорода – памятники истории: Преображенский, Смоленский, Успенско-Николаевский соборы. История колоколов. Биография общественного деятеля 19 века Н. И. Чумичова.
Практика: Проект «Стиль нового века». Игра-путешествие «С прошлым память совмещая».
Экскурсии: «Преображенский собор», «Архитектурный стиль зданий прошлого и наших дней», в школьный музей.
Форма занятия: экскурсия, устный журнал, занятие-игра.
Дидактическое оснащение занятия: карта города, фотографии и открытки летнего Белгорода, рисунки с геральдикой города, Д/игра «Тайна древнего города», газетные статьи.
Формы подведения итогов: защита творческой работы.
Раздел 5. Экосистема дома
В мире комнатных растений
Теория: История развития комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений: толстянка, каланхоэ, сенполия, хлорофитум, кактусы, сенткреазия, алоэ, папоротник, абутилон и др. Родина произрастания. Светолюбивые и теневыносливые растения. Правила ухода за комнатными растениями. Размножение черенками, листом, делением куста. Понятия: «подкормка», «транспирация», «вегетативное размножение», «перевалка». Причины гибели растений. Лекарственные растения на подоконнике. Аранжировка комнатных цветов.
Практика: Практические работы: «Распределение растений по зонам произрастания в зависимости от особенностей их строения», «Составление «паспорта» растения», «Изучение влияния освещенности на рост растения», «Пересадка растений», «Как лечить моего пациента». Ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений», игры: «В цветочном магазине», «Цветочные часы».
Экскурсия в теплицу Обл.ЭБЦ (или на выставку цветочно-декоративных и выгоночных растений)
Форма занятия: экскурсия, занятие-путешествие, занятие-исследование, КВН «Мой зеленый «сад», практическая работа.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, игры, занимательные упражнения, сравнение, наблюдение, работа с моделями, рисование, практическая работа), наглядный.
Дидактическое оснащение занятий: лабораторное оборудование, открытки и гербарий комнатных и садовых цветов, карта мира, «больничные» листы, натуральные объекты, сигнальные карточки, плакат, модели трудового процесса, Д/игра «Улыбки гроссмейстера», Д/игра «Найди меня», Д/игра «От каждой болезни есть свой цветок».
Формы подведения итогов: ролевая игра «Путешествие в страну комнатных растений», конкурс рисунков «Мой любимый цветок» с представлением визитной карточки, «больничные» листы, рабочие карты, занимательные упражнения.
Домашние питомцы
Теория: Содержание домашних животных: крыс, попугаев, черепах, кошек. Приспособленность черепах к водному образу жизни. Образы крыс и мышей в народных потешках и сказках. Применение крыс в лабораториях. Мухи – переносчики опасных болезней.
Практика: Практическая работа «Уход за моим хомячком», «Рисунки в кругах». Опыт: «Жизненный цикл мушек». Наблюдения за поведением попугаев, кошек, крыс, хомячков. Ролевая игра «Кто в доме хозяин?»
Форма занятия: практическая работа, занятие-сказка.
Методы и приемы: практический (наблюдение, игры, сравнение, рисование, практическая работа, загадки, сбор моделей), наглядный, словесный (объяснение, сказка, беседа).
Дидактическое оснащение занятия: коллекция насекомых, модели трудового процесса, открытки с изображением животных, фланелеграф, Д/игра «Животные-соседи».
Формы подведения итогов: ролевая игра «Кто в доме хозяин?», конкурс рисунков «Домашние питомцы» с представлением визитной карточки своего питомца.
История старинных вещей
Теория: Астафий-ветряная мельница (3.10). Жернова в сказке «Петушок и жернова». Прасковья-льняница (10.11). Особенности строения льняных стеблей. Технология обработки с помощью гребня, рубеля, прайника. Филип – первая неделя прядения (27.11). Образы прялки и веретена в русской сказке «Золотое веретено». Климент-пряжа (8.12). Образ домового в сказках и народных потешках: «Домовенок Кузя», «Ай, шуми, шуми», «Хозяин-батюшка». Куклы – обереги. Федул (5.01). Веник – труженик в сказке «У дедушки Ау». Селиверстов день (15.01). Русская печь – гордость хозяина дома. Роль топора в быту, пословицах и народных сказках «Каша из топора», «Топорище». Лука (20.02). Самовар – пеки каравай. Глиняная свистулька. Практика: Изготовление сезонных игрушек: «Домовенок Кузя», «Таратушка», «Банченный веник», «Кукла», «Каравай», «Жаворонок-свистулька». Разучивание потешек: «В руки прянички», «Прялку продам», «Вышел месяц из-за горки». Игры: «Аюшки», «Каравай», «Куры и лиса», «Ай, тари, тари», «Прялица», «Лень».
Экскурсии: в краеведческий музей «История старинных вещей», в музей народной культуры «Есть в быте дома чудные мотивы»
Форма занятия: творческая мастерская, занятие-сказка, экскурсия, народные посиделки.
Методы и приемы: практический (наблюдения, конструирование, рисование с натуры, практическая работа, игры), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный.
Дидактическое оснащение занятий: гербарий растений, фотографии старинных вещей, модели трудовых процессов, фланелеграф, макеты прялки и рубеля, фигурка Домового, Д/игра «Угадай по звуку», аудиозаписи песен.
Техническое оснащение занятий: магнитофон.
Формы подведения итогов: фольклорный праздник «Как на наши именины», конкурс-игра «Когда говорит тишина», конкурс поделок и сказок, викторина.
Круговорот веществ в доме
Теория: Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы). «Потребители», «разрушители» и «производители». Энергия. Закон сохранения энергии.
Практика: Проект «Путешествие воды из крана в водоем», «Порядок в моем доме». Практическая работа «Сравнение круговорота веществ в природе и доме».
Форма занятия: занятие-исследование.
Методы и приемы: словесный (дискуссия, беседа, рассказ, объяснение), практический (проблемная ситуация, сравнение, наблюдение, рисование, практическая работа), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: лабораторное оборудование, плакат, модели и сигнальные карточки, макет дома, фланелеграф, Д/игра «Кто в доме хозяин?»
Формы подведения итогов: защита творческих работ, тест, мини-конференция «Разговор с собой».
Раздел 6. Природа в художественных красках
Теория: Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм. Понятия: «дополнительные цвета», «ритм цвета», «тематический рисунок», «стилизация», «контраст», «пластичность». История возникновения, типы, смысловое значение орнамента. Явления природы в знаках – символах: круг, клетка, чешуя, ромб, крест, точка, ломаная кривая. Симметрия в изображениях насекомых и растений. Элементы хохломской росписи: осочки, травинки, капельки. Городецкая роспись: «спираль», «листок», «подмалевок», «штрихи», «скобка», жанровые сценки. Изразцы.
Практика: Практические работы: работа «изонитью» «Золотая рыбка», «Цвета леса», «Животные в «пальчиках», «Природа в круге», «Я рисую дым костра», «Переведи пейзаж на музыкальный мотив», «Каждой строчке свой коллаж», «сказочные изразцы» по мотивам русских былин. Композиция из орнамента полевых или садовых цветов
Экскурсия в музей народной культуры «Точка, точка, стиль пера…»
Формы занятий: творческая мастерская «Кисточка-волшебница», экскурсия. Методы и приемы: словесный (рассказ, сказка, беседа, объяснение), практический (сравнение, рисование, наблюдение, работа с гербарием), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: репродукции картин художников, Д/игра «По ниточке», Д/игра «Сыграй рисунок», гербарий растений, перья, схемы – модели, атлас-определитель, плакат.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Точка, точка, запятая», цветовая викторина «Красный, желтый, голубой», дискуссия «Есть ли цвет у стихов?».
Раздел 7. Природа в музыкальных напевах
Теория: Понятия «лад», «тональность», «гамма», «аккорд». Музыкальные знаки. Русские народные инструменты: трещетка, балалайка, бубенцы. Приметы природы, легшие в основу детских и классических музыкальных произведений.
Практика: Разучивание песен: «Муравей купался в луже», «Светлячок», «Кувшинки», «Ква-Ква», «У дороги чибис», «Месяц», «Гномы», «Ночная музыка», «Песенка музыкальных знаков», «На пляже», рисунки на их основе. Рисование по музыкальным сюжетам из концерта М.Мусоргского «Картинки с выставки»: «Гном», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», «Кикимора». Имитация музыкальных игр: «Звездочет», «Ворон», «Лесные музыканты», «Зайцы и лиса», «Кто построил радугу?».
Формы занятий: музыкальная гостиная, творческая мастерская.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, дискуссия), иллюстративный, практический (прослушивание и рисование по музыкальному сюжету, сравнение, игры).
Дидактическое оснащение занятий: аудиозаписи классической музыки и детских песен о животных и неживой природе, альбом фотопейзажей, портреты композиторов, фигурки животных.
Техническое оснащение занятий: магнитофон.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Картинки с выставки», музыкальный салон «Лесной бал», ролевая музыкальная сказка «В стране Насекомии».
Раздел 8.Итоговое занятие
Практика: Загадки об образе жизни и развитии птиц, насекомых и животных. Выбор и защита проблемной ситуации. Устный календарь памятных дат кружка. Игра-разминка «Топ-топ, топает малыш». Анкета «Я познаю мир».
Форма занятия: занятие-игра «Звездный час».
Методы и приемы: практический (логические задачи, сравнение), словесный (беседа, словесные игры), наглядный.
Дидактическое оснащение занятия: модели, картины, детская карта мира, коллекции насекомых и гербарий растений, аудиозапись классической музыки, аквариум, раздаточный материал, дневники наблюдений, лото «В мире природы», дипломы.
Техническое оснащение занятий: магнитофон.
Формы подведения итогов: выставка рисунков «Природа в красках», вручение дипломов с присвоением звания, решение логических задач, анкета «Я познаю мир».
Список литературы
Для педагога:
- Акимов С.С, Ахмалишева А.Х., Хренов А.В. Биология в таблицах, схемах, рисунках. - М., Лист, 1998.
- Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль, 1998.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
- Бабин Д.М. Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
- Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. – Воронеж, Центр. – Черноземное кн. изд., 1978.
- Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: издательство БелГУ, 2002
- Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
- Биология: ботаника (книга для учителя)- М., Изд. Первое сентября, 2002.
- Биология (еженедельная учебно-методическая газета для учителей). - М., Изд. Первое сентября , 2002-2004.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: бактерии, грибы, лишайники. - М., Просвещение, 1996.
- Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
- Войнич А., Херцег Э. Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
- Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
- География Белгородской области: Учебное пособие. - М., Изд. МГУ, 2003.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
- Закон «Об образовании» (Федеральный закон от 22 августа 2004 г., № 122 - ФЗ
- Зверев А.Т. Экологические игры. - М., ООО Издательский дом Оликс 21 век , 2001.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс,2004.
- Каплан Б.М. Листопадные деревья зимой: Учебно-методическое пособие по изучению и определению деревьев в безлистном состоянии- М., Изд. ЦСЮН, 2000.
- Карманная энциклопедия рисунка и живописи. / Пер. с англ.- М., ООО Издательство ACT , 2003.
- Клепинина З.А. Природоведение (3—4 кл.). - М., Ассоциация XXI век, 1997.
- Книга для чтения по биологии: растения. / Сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1996.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ Сфера , 2003.
- Конституция РФ - М.: 1995, ст. 36 и 43
- Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М., ТЦ Сфера , 2001.
- Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. – М., 1977.
- Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
- Крупенков А. А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
- Ладвинская А.А. Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: Судьба и творчество. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.
- Ласуков Роман Обитатели водоемов: Карманный определитель водных животных средней полосы Европейской части России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
- Ласуков Роман Грибы: Карманный определитель грибов средней полосы Европейской части России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
- Ласуков Роман Лекарственные растения: Карманный определитель лекарственных растений Европейской тети России. - М., Айрис-Пресс, 1999.
- Лес и человек (научно-популярный ежегодник о лесе). - М., Лесная промышленность, 1988-1995.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ Сфера , 2001.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей зкологии: Федеральный учебник для старших кл. общеобразов. Шк. – М.: «МДС», 1998.
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум: следим за окружающей средой нашего города. - М., Владос, 2004.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Пособие для учителей и родителей. - Ярославль, Академия развития
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1994.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-10 лет. - Ярославль, Академия развития, 2002.
- Методика оценки жизненного состояния леса по сосне: Методическое пособие. / Ю.А. Буйволов, М.В. Кравченко, А.С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1998.
- Миронов В.А. Месяцеслов. Народный календарь. - М, Фаир, 1997.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Молодожникова Л.М., Рождественская О.С., Сотник В.Ф. Лесная косметика: Справочное пособие. - М., Экология, 1991.
- Павлович С. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. - Ленинград, 1961.
- Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. М., 1976.
- Петров В.В. Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1981.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.
- Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу: Пособие для учащихся ср. школ. – М., 1961.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 2006.
- Попова О.С. Русское народное творчество. - М., 1973.
- Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных: Методическое пособие. / М.Н. Цуриков. – М.: Экосистема, 1997.
- Простейшая методика описания почв: Методическое пособие. / Сост. А.С. Боголюбов, М.В. Кравченко. – М.: Экосистема, 1998.
- Пшеницына Н.А. Времена года: песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. - М., Владос, 2001.
- Ратная доблесть белгородцев. / Ю. И. Гончаренко, В. Е. Молчанов. – Белгород, 1995.
- Редкие и исчезающие виды флоры Белгородской области (методические рекомендации) / Сост. А.П. Бородина, А.Ф. Колчанов. - Белгород, 1991.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., ACT - Пресс, 1998.
- Русский детский игровой фольклор. – М., 1995.
- Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1999 г. (Ежегодный доклад). – Белгород Гос. Комитет по охране окружающей среды Белгородской области, 2000.
- Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. - М., ТЦ Сфера, 2003.
- Степаненко И.И. Лесная типология (методическое пособие). - М., Изд. МНЭПУ, 1999.
- Суворова П. И. и др. Насекомые – друзья и враги деревьев и кустарников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Теремов А. Занимательная зоология. - М., ACT - Пресс, 1999.
- Тихомирова А.В. Фенологические наблюдения за растениями (учебное пособие для юных натуралистов и их руководителей). - М., 1998.
- Тудор Оприш Занимательная ботаника. - Бухарест, Альбатрос, 1986.
- Толока. Усадьба: Комнатное цветоводство. – Приложение к газете Толока. Календарь-справочник цветовода. - №3, 2003.
- Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1994.
- Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
- Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1983.
- Харитонов Н.П., Дунаев Е.А., Волгин С.А. Морфологическое описание растений (методическое пособие). - М., Изд. МГДПиШ, 1991.
- Экология Белгородской области (учебное пособие) / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, П.Р. Глазунов - М., Изд. МГУ, 2002.
- Юный натуралист - 1990-2004.
- Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес: Методическое пособие. Изд. 3-е, перер. И доп. – М.: Гринпис России, 2004.
Для учащихся и родителей:
1. Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль, 1998.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
- Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
- Бабин Д.М. Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
- Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. – Воронеж, Центр. – Черноземное кн. изд., 1978.
- Беккер И.Л. Времена года: книга юного фенолога. - М., ТЦ Сфера , 2001.
- Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
- Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
- Войнич А., Херцег Э. Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
- Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
- Домашние животные / Малая энциклопедия для любителей животных. – Петрозаводск: «Руди-Барс», 1994.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник для школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иосифов В.К. Чудо-компасы. - М., Детская литература, 1970.
- Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Клепинина З.А. Природоведение (3—4 кл.). - М., Ассоциация XXI век, 1997.
- Книга для чтения по биологии: растения. / Сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1996.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ Сфера , 2003.
- Крупенков А. А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
- Лес и человек (научно-популярный ежегодник о лесе). - М., Лесная промышленность, 1988-1995.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ Сфера , 2001.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей зкологии: Федеральный учебник для старших кл. общеобразов. Шк. – М.: «МДС», 1998.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Пособие для учителей и родителей. - Ярославль, Академия развития, 2001.
- Мартынов С. М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье: Кн. д. родит. – М.: Прсвещение, 1993.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Молодожникова Л.М., Рождественская О.С., Сотник В.Ф. Лесная косметика: Справочное пособие. - М., Экология, 1991.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М., Просвещение, 1985.
- Плавильщиков Н. Н. Жизнь пруда. – М., Детгиз, 1952.
- Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу: Пособие для учащихся ср. школ. – М., 1961.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 2006.
- Насимович Ю.А. Мы отправились в поход повидать грибной народ. - М., Изд. МГДТДиЮ, 2000.
- Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. - Ярославль, Академия развития, 2002.
- Разумовская O.K., Козловский Е.Г. Встреча с растениями. - М., Грамотей, 2002.
- Ратная доблесть белгородцев. / Ю. И. Гончаренко, В. Е. Молчанов. – Белгород, 1995.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М., ACT - Пресс, 1998.
- Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. / Авт. В. И. Зимин, С. Д. Ашурова и др. – М.: Школа – Пресс, 1994.
- Русский детский игровой фольклор. – М., 1995.
- Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
- Шалаева Г.П. Рисование. - М., Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу (путешествие в мир природы). - М., Изд. Гном и Д , 2000.
- Я познаю мир: животные (энциклопедия) / Сост. П.Р. Ляхов- М., ООО Издательство ACT , 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" (краеведение).
Программа расчитана на детей 7-8 лет (1 класс)....
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «МИР ТЕАТРА»
Рабочая программа кружка « Мир театра» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов: · Закона Российской федерации «...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...