Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_dobro_i_zlo.doc | 67.5 КБ |
prezentatsiya_dobro_i_zlo.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Муромского района Владимирской области
Тема урока: « Добро и зло»
Подготовила начальных классов: Самылина О. Ю.
Урок №5 по теме «Добро и зло»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Задачи, направлены на достижение трёх результатов:
личностные
- формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.
предметные
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
Основные термины и понятия: «добро» и «зло».
Формы организации учащихся:
Работа в группах, индивидуальная работа и общеклассная работа.
Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа, самостоятельная работа с пословицами, коллективное исполнение песни.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в тему
– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему (слайд 2).
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор стали делиться на две группы.
- Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответ детей).
Так на свете появилось добро и зло.
- Так о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?(слайд 2)
2. Целеполагание
- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока? (слайд 3)
3. Актуализация знаний.
- Понятны ли вам слова добро и зло?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
(Ответы детей)
- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?(слайд 4)
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди?
4. Создание проблемной ситуации.
Проблемный вопрос: «Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?» (слайд 5)
5.Изучение нового материала.
- Работа в группах (слайд 6)
- Итак, ребята, мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что такое добро и зло вы определите сами, работая в группах, пытаясь ответить на проблемный вопрос урока. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут.
1 группа.
Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.
При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
- Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
- Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
- Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
2 группа.
Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.
При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
- Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
- Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
- Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
3 группа.
Каким русским словам дает начало слово «добро»?
Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.
4 группа.
Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.
Добро | Зло |
5 группа
Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека
д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;
6. Выступление представителей групп. Диалог-рассуждения (слайд 6 с гиперссылкой)
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым?
Вывод (запись в тетрадь).
- Добрые поступки, те, которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.
Физминутка (слайд 12)
Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики.
7. Словарная работа(слайд 13)
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
9. Закрепление.
Составление синквейна (слайд 14).
Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.
10. Итог урока (слайд 15).
- Ребята, так как вы различаете добро и зло?
- Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?
-Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?
Вам поможет памятка «Как стать добрым человеком?»
- Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добр к людям!
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняя зла, добрей становишься.
10. Рефлексия (звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты…»)
Заполнение таблицы ЗУХ (слайд 16)
знаю | узнал (а) | хочу узнать на следующем уроке |
11. Домашнее задание (слайд 17)
- Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста.
- Вместе с родителями составьте и запишите правила, которые вы считаете проявлением добра.
- Творческие задания:
- написать свою памятку, как стать добрым человеком;
-подберите пословицы, поговорки на тему добра и зла;
-нарисуйте условные изображения лица человека, а рядом напишите слова, которые можно отнести к доброму человеку;
-нарисуйте сказочных персонажей на тему урока.
- совместно с родителями изготовление кормушек для птиц;
- изготовление закладок для книг школьной библиотеки.
Литература
- Основы светской этики - учебное пособие.
- Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211 http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740
3.Музыка. http://www.sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Песенка Кота Леопольда
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Добро и зло
Цели Узнать, что … Учиться различать …
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек» В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. -Что это за человек? – спросил внук деда. -Это не человек, - ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. -Что это за человек? – спросил внук деда. -И это еще не человек, - ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. -А это что за человек? - спросил внук деда. -Обыкновенный человек, - ответил дед.
«Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?»
Работа в группах 1 группа Что такое зло. Приведите примеры проявления зла. 2 группа Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. 3 группа Каким русским словам дает начало слово «добро»? 4 группа Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры. 5 группа Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека
Зло – противоположность добра. Примеры зла: унижение людей, обман, насилие.
Добро – это нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Примеры: бескорыстный поступок, уважение к человеку, помощь людям.
Добро Добро- душие Добро- порядочность Добро- сердечность Добро- желательность ? ? ? ДОБРО
Добро Зло Умение говорить правду Хвастовство Борьба за свободу Ограничение свободы другого человека Ложь
д – дружелюбный о – отзывчивый б – бережливый р – рассудительный о – откровенный
Физкультминутка
Словарная работа С.И.Ожегов: « Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: « Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Составить синквейн со словом «добро» Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.
Итог урока - Как вы различаете добро и зло? - Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки? - Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?
Рефлексия знаю узнал (а) хочу узнать на следующем уроке
Домашнее задание 1. Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста. 2. Вместе с родителями составьте и запишите правила, которые вы считаете проявлением добра. 3. Творческие задания: - написать свою памятку, как стать добрым человеком; -подберите пословицы, поговорки на тему добра и зла; -нарисуйте условные изображения лица человека, а рядом напишите слова, которые можно отнести к доброму человеку; -нарисуйте сказочных персонажей на тему урока. - совместно с родителями изготовление кормушек для птиц; - изготовление закладок для книг школьной библиотеки.
Спасибо, вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Справедливость" Курс ОРКСЭ. Светская этика.
На данном уроке проходит приобретение обучающимися знаний о понятии –справедливости, путём разрешения учебной проблемы....
" Прощение." Курс ОРКСЭ. Светская этика.
На уроке идет приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – прощении, путём разрешения учебной проблемы....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".
В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство). Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.
Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....
Методическая разработка "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...
Методическая разработка урока по теме «Что такое светская этика?» в рамках курса «ОРКСЭ» 4 класс
Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС НОО....