"Справедливость" Курс ОРКСЭ. Светская этика.
план-конспект урока (4 класс) по теме
На данном уроке проходит приобретение обучающимися знаний о понятии –справедливости, путём разрешения учебной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Справедливость | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 13"
Тема: «Справедливость»
Суринова Виктория Валериевна
учитель начальных классов
город Нефтеюганск, 2014 год
Предмет: ОРКиСЭ. Основы светской этики.
Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Справедливость
Цель: приобретение обучающимися знаний о понятии –справедливости, путём разрешения учебной проблемы.
Задачи:
- Раскрыть значение понятия «справедливость», «справедливый человек».
- Развивать способность понимать, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком, и развивать умение давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
- знакомство с понятием – Справедливость.
Личностные УУД:
- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Использование деятельностных технологий обучения: приёмы РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо (кластер, корзина идей, синквейн).
Описание приёмов:
Прием "Кластер" использован на уроке на стадии «Вызов», он служит для мотивации к размышлению до изучения темы «Справедливость». Организована групповая работа учащихся в виде общего совместного обсуждения.
Приём «Корзина идей» использовался на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
С целью способности резюмировать информацию по теме «Справедливость» (на стадии рефлексии) использовался приёмы «Синквейн» или «Дерево понятия».
Этапы урока | ХОД УРОКА |
Орг. момент | «Круг радости» (учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки) Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Ученики проходят на свои места, рассаживаются по трем группам, согласно заранее выбранным цветовым жетонам). |
| Учитель угощает детей конфетами и заведомо одной группе детей даёт конфет больше, другой меньше и третьей группе дает только по одной конфете. (1группе - по 3 конфеты, 2 группе -по 1конфете, а 3группе - одну на всех). - Что-то случилось? Я вижу за одним столом очень довольных ребят, за другим – менее довольных, но все же, в хорошем расположение духа, а за третьим столом явное недоумение. - Что вы сейчас чувствуете? - А что явилось причиной появлению таких чувств? (Обязательно кто-то из детей скажет: "НЕСПРАВЕДЛИВО!") |
| - Вижу вам хочется, чтобы я поступила справедливо. Так давайте разберемся ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? - Как вы думаете, какие знания мы сегодня будем открывать? О каком понятии? (предположения детей) - Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, а для этого вспомним правила работы. Приложение №1 |
| - Для того чтобы нам найти ответ на первый вопрос, я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно и в группах: Продолжите предложение: «Справедливость для меня – это …», составив свой собственный КЛАСТЕР в виде солнышка. Приложение №2 – Обменяйтесь своими мнениями в группе. Выведите общую гипотезу, предположение «Что такое справедливость?», отразив на большом солнышке. Приложение №2 Время на выполнение заданий 4 минуты. – Подумайте, кто из группы сможет представить общее мнение. Проговорите свою идею. – Наполняем «корзину идей» мнениями ваших групп. Слово представителям групп. Дети выходят к доске. Проговаривают или зачитывают с листочков общее мнение группы, опускают в «КОРЗИНУ ИДЕЙ». – Ребята, вы имеете своё представление о справедливости. Пожалуйста, помогите оценить ситуацию, с точки зрения справедливости, которая произошла с вашими сверстниками. В 4 классе одного города произошла такая история. Школьники писали контрольную работу по математике. У Оли никак не получалась задача. Она наклонилась к Мите и тихо спросила: «Ты как решаешь задачу?» Мальчик громко стал ей объяснять решение. Учительница сделала Мите замечание. Мальчик заплакал. Оля промолчала. – Почему заплакал Митя? (дети высказывают свои мнения) – Очень трудно дать ответ на этот вопрос, может быть и потому, что мы ещё недостаточно много знаем о справедливости. Давайте более подробно разберёмся в вопросе «Что такое справедливость». Каждая группа находит определение «справедливости» из разных источников. I группа – учебник стр.147 + словари (печатные издания) II группа – собрать пазлы (Приложение №3 в формате А4 разрезать как пазлы) III группа – словари (поиск в Интернете) Учитель: – Прочитайте определение понятия «справедливость» найденное вами (последними спросить 2 группу и акцентировать внимание всех детей на данном определении). Зачитывают определения. Справедливость – моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п. (Сопровождается записью на доске СПРАВЕДЛИВОСТЬ) Учитель: – Найдите ключевые слова в данном определении. (ответы детей, запись на доске МОРАЛЬНОЕ ПРАВИЛО ) Учитель: – Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим? Давайте попробуем составить свод правил справедливого человека. (На доске появляется запись «Свод правил справедливого человека») Из разрезных правил (у каждой группы в конверте по 3-4 правила Приложение №4), найдите те, которые подходят нам, обсудите вместе, примите решение и прикрепите к доске. (Коллективное обсуждение получившихся ПРАВИЛ) Учитель: СПАСИБО! МОЛОДЦЫ! Учитель: – Работаем в группах, помним о правилах работы. Приложение №1 Выберите символ справедливости. Докажите свой выбор. (Часы, весы, ремень - иллюстрации данных объектов в конверте каждой группы). Выберите того, кто из группы представит ваш выбор! (Дети обсуждают выбор. Представляют перед классом, доказывая своё решение) Учитель: - Действительно, с давних времён люди определяли весы как символ справедливости. Неслучайно богиня справедливости и правосудия Фемида с завязанными глазами, держит в руках весы. (Иллюстрация- «Фемида – богиня справедливости») Изображалась она обычно в виде женщины. Повязка на её глазах означает, что все равны перед Фемидой, что она судит невзирая на звания, должности, богатство, бедность, она не видит кто стоит перед ней. Меч означает возмездие, наказание виновных. Весы — символ справедливости, на них взвешиваются хорошие и плохие поступки, и вследствие этого распределяются блага или наказания. |
| Учитель: – Напомню вам историю в 4 классе на контрольной работе. Справедливо ли учитель сделал замечание Мите? Напоминаю, что Справедливость – правило, регулирующее отношения между людьми. Давайте посмотрим на отношения «Митя – учитель». (Рассуждения детей) Вывод: замечание сделано справедливо. В данном случае замечание – это наказание за разговоры на уроке вслух, так как это отвлекает весь класс. Учитель: – У меня есть "дерево справедливости", но в какой-то момент оно засохло, видимо, произошёл несправедливый случай в моей жизни. Мне очень хочется, чтобы вы помогли оживить дерево справедливости. (На доске ватман, на котором нарисован ствол дерева) Я надеюсь, вы усвоили, что такое справедливость. Перед вами лежат стикеры в виде листочков. Запишите, пожалуйста, определение понятия «справедливость» и прикрепите на моё дерево. (Или можем использовать прием "Синквейн" Сочините синквейн на тему СПРАВЕДЛИВОСТЬ и запишите их на стикерах-листочках.) (Учащиеся записывают, по мере выполнения подходят к учителю и проговаривая определение, прикрепляют листок к ветке дерева) – Чтобы вы всегда помнили правила справедливого человека, вам подарок – вкладыши в дневники. Приложение №5 Сейчас я бы хотела восстановить СПРАВЕДЛИВОСТЬ и угостить вас конфетами в равном количестве каждого! - И, в конце нашего урока продолжите предложения:
Домашнее задание: Ответить на вопрос О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках? Спасибо за урок! |
Приложение №1
Приложение №2
КЛАСТЕР.
Приложение №3
Приложение №4
Следует избегать в своих действиях зла (унижения достоинства, обмана и насилия). |
Быть открытым в отношениях с другими |
Быть готовым пойти навстречу другому, стараться найти согласие с другими. |
Будь закрытым в отношениях с другими людьми. |
Никогда не сомневаться в своей правоте, не признавать правоту других людей. |
Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. |
Признавать правоту других людей и способность сомневаться в собственной правоте. |
Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. |
Вести борьбу с людьми у которых есть пороки. |
Отстаивать своё решение, даже если оно не устраивает всех. Я всегда прав! |
Приложение №5
Свод правил справедливого человека
(унижения достоинства, обмана и насилия).
| Свод правил справедливого человека
(унижения достоинства, обмана и насилия).
|
Список использованной литературы:
Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4–5 классы)» /А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова; под редакцией Т.Д. Шапошниковой. - М.: Дрофа, 2012.
Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4—5 классы. Рабочая программа.
Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
ОРКСЭ (светская этика)
Урок № 14 модуля «Основы светской этики» Тема: «Дружба»...
ОРКСЭ (светская этика)
разработки уроков по курсу ОРКСЭ (светская этика)...