Методическая разработка "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_i_dolg.docx | 24.03 КБ |
sovest_i_dolg-1-1.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: Основы светской этики (34 часа)
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: Долг и совесть.
Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе.
Задачи урока:
1. Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: проблемный.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
«Мозговой штурм»:
- Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…». Продолжите фразу.
II. Актуализация знаний.
– Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? (добро и зло)
А что такое добро? А зло? (дети вспоминают определения)
- Как же не попасть в сети зла?
Тренинг «Как не попасть в сети зла?»
- Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?
Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)
- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
- Какой надежный щит поставить на пути зла?
( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
- Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории.
Инсценировка
Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.
- Привет! – сказал он ребятам.
- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!
- А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.
- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!
- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.
Вопросы для обсуждения:
– Вы догадались, кто этот подсказчик? (Совесть.)
– Какие сомнения мучили Матвея? (Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.)
– Что удивило Сашу? (Что Матвей сам вернулся в класс.)
– То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.
– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? (Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)
– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.
- «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» ( Верно, совесть и долг).
- «Совесть и долг» тема сегодняшнего урока.
– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Работа в группах
Группа №1. Упражнение ассоциации
- Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?
Группа №2. Работа с ключевым понятием
- Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.
Группа №3. Структурирование текста в форме таблицы
Работа с текстом «По зову долга».
Виды долга | Примеры и комментарии |
Группа №4. Работа с ключевым понятием
Опираясь на текст «По зову долга», дать определение понятию «долг». Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.
Группа №5. Упражнение «кластер».
- Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка» Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер «Чувства», ответив на вопрос:
- Какие чувства испытала юная медведица?
Подведение итогов работы в группах.
От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.
V. Обобщение и закрепление изученного материала.
Организуется обсуждение.
-Объясните, чему учит сказка о бабушке-медведице и ее внучках.
- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?
- Подумайте, в чем заключается ваш долг.
- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.
– Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») и попробуйте сформулировать свой вывод. (Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно)
– Сравним наш вывод с авторским.
«У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».
Объясни смысл пословиц:
В ком стыд, в том и совесть.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
Совесть без зубов загрызёт.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Составление синквейна на тему «Совесть»
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Ключевая фраза
Слово итог
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Самое главное украшение – чистая совесть»
Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
- Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Кто или что вам помогало справиться с работой?
– Кто доволен сегодня своей работой?
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор.
Выполняем задания
- Найди 5 пословиц и поговорок о совести.
- Подбери стихотворение или сочини сам на тему: «Совесть».
- Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект по теме «Зов долга и совести»? Если да, то выбери один из предложенных или придумай свой.
- Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».
Пластилиновая композиция «Народные пословицы о совести и стыде»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? « Долг и совесть »
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» С. И. Ожегов
«Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний»
чувства стыд вина тяжесть на сердце огорчение грусть обида
В чем заключается ваш долг? Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»?
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно. «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими – или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».
В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. Когда совесть раздавали, его дома не было.
Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».
Сценарий праздника "Троица"...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...