Методическая разработка "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Сапич Виктория Анатольевна

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_i_dolg.docx24.03 КБ
Office presentation icon sovest_i_dolg-1-1.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы светской этики (34 часа)     

УМК:     «Школа 2100» 

Тема урока:  Долг и совесть.

Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга,  как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

1.  Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.

2.  Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

3.  Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: проблемный.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

«Мозговой штурм»: 

- Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: «Все в твоих руках…». Продолжите фразу.

II. Актуализация знаний.

– Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках? (добро и зло)

А что такое добро? А зло? (дети вспоминают определения)

- Как же не попасть в сети зла?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?»

- Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?

Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.  

А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик.

 И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

- Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

- Какой надежный щит поставить на пути зла?

( Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Предлагаю вам посмотреть ситуацию из школьной жизни основанную на реальной истории.

Инсценировка

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – сказал он ребятам.

- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!

 - А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим.

- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

Вопросы для обсуждения:

– Вы догадались, кто этот подсказчик? (Совесть.)        

– Какие сомнения мучили Матвея? (Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.)

 – Что удивило Сашу? (Что Матвей сам вернулся в класс.)

 – То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.

 – Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? (Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)

– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с 75.

- «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» ( Верно, совесть и долг).

- «Совесть и долг» тема сегодняшнего урока.

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа в группах

Группа №1. Упражнение ассоциации

-  Опираясь на свой опыт, знания, запишите, какие ассоциации у вас возникают при слове «совесть»?

Группа №2. Работа с ключевым понятием

- Ознакомитесь со значением слова «совесть» в словарях и составьте свое определение этого слова.

Группа №3. Структурирование текста в форме таблицы

Работа с текстом «По зову долга».

Виды долга

Примеры и комментарии

Группа №4. Работа с ключевым понятием

Опираясь на текст «По зову долга», дать определение понятию «долг». Свой вариант сравните с вариантом по словарю в конце учебника.

Группа №5. Упражнение «кластер».

- Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка» Ю.Г.Карпиченковой и составьте кластер «Чувства», ответив на вопрос:

- Какие чувства испытала юная медведица?

Подведение итогов работы в группах. 

От каждой группы выступает представители с ответом на поставленный вопрос.

V. Обобщение и закрепление изученного материала.

Организуется обсуждение.

-Объясните, чему учит сказка о бабушке-медведице и ее внучках.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?

- Подумайте, в чем заключается ваш долг.

- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть?» Обоснуй свой ответ.

– Вспомните главный вопрос урока. («Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?») и попробуйте сформулировать свой вывод. (Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно)

– Сравним наш вывод с авторским.

«У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».

Объясни смысл пословиц:

В ком стыд, в том и совесть.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов загрызёт.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Составление синквейна на тему «Совесть»

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Ключевая фраза

Слово итог

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Самое главное украшение – чистая совесть»

 Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?


– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

- Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Кто или что вам помогало справиться с работой?

– Кто доволен сегодня своей работой?

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание на выбор.

Выполняем задания

  • Найди 5 пословиц и поговорок о совести.
  • Подбери стихотворение или сочини сам на тему:    «Совесть».
  • Расспросите  родителей о значении совести в их жизни.

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект по теме «Зов долга и совести»? Если да, то выбери один из предложенных или  придумай свой.

  • Сообщение – презентация «Муки  совести в судьбе известных  литературных героев».

Пластилиновая композиция  «Народные пословицы о совести и  стыде»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Все в твоих руках …»

Слайд 2

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? « Долг и совесть »

Слайд 3

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» В. Н. Даль «Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» С. И. Ожегов

Слайд 4

«Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний»

Слайд 5

чувства стыд вина тяжесть на сердце огорчение грусть обида

Слайд 6

В чем заключается ваш долг? Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»?

Слайд 7

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно. «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими – или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».

Слайд 8

В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. Когда совесть раздавали, его дома не было.

Слайд 9

Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...