Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется как научный термин, синином нового для детей слова ощущение, и теперь такие понятия, как зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, можно назвать одним общим словом – внешние чувства. Особое внимание на уроке уделяется беседам о том, как беречь органы чувств. Это даст возможность перейти к следующей теме – «Что такое здоровье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstvPrezentaciya_Microsoft_PowerPoint_Avtosohranennyy.rar | 198.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 121
г. Санкт – Петербург
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»
Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Разработка учителя начальных классов
Костроминой О.В.
Цель: уточнить представления об органах чувств.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Ход урока.
- Проверка готовности к уроку.
- Объявление темы и целей урока.
-На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
2.На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
3 к | |||||
1 у | о | 5 я | |||
х | ж | з | |||
о | р | 2 г | а | 4 н | ы |
л | о | к | |||
а | с | ||||
з |
-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.
- Работа по теме.
- Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
- Какой цвет этого предмета?
- Почему не можем сказать? (Не видим)
- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
- Что вам помогло?
- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)
Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение.
2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.
-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
- Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)
- Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
- Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?
Высказывания детей.
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
3. Работа с учебником. Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Что? Как узнали?
-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?
- Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)
-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
- Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?
Обоняние – это способность чувствовать запахи.
Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
4.Орган вкуса
- А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
- Прочитаем об этом органе на стр.22.
-Как он называется?
-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)
Язык помогает различать вкус еды.
5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»
- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
6. Работа в рабочей тетради.
- Итог урока.
-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:
Напиши органы чувств.
ухо -____________ язык - ______________ глаз - ________________
нос - ____________ кожа - __________
и проверка Слайд 8
- Какую роль для человека они выполняют?
Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
- Вам понравился урок?
-Вы хорошо работали. Молодцы.
Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.
Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?
Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?
Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.
Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.
Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.
Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.
Использовались материалы:
Загадки:
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm
Картинки:
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka3.htm
http://www.all-plastic.ru/stati/otoplastika_ushi.html
http://stud.ibi.spb.ru/183/lapteli/pages/facecharacteristics.shtml
http://www.photoshop-master.ru/users.php?id=279700&page=4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс
Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Органы чувств"
Файл содержит помимо презентации интересные факты об органах чувств, расширяющие кругозор учащихся....
Методическая разработка и презентация к уроку литературного чтения во 2 классее
Данная презентация содержит разнообразный материал, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Здесь можно найти работу по развитию речи , словарную рабо...
Методическая разработка и презентация к уроку "Войдем в буддийский храм"
Урок распользованием учебника "Основы духовно-нравственной культуры народов России". На уроке получены ответы на вопросы: Что такое буддизм? Кто такой Будда? Что такое пагода? Рассказывается о п...
Методическая разработка календарно-тематического планирования уроков надомного обучения в 3 классе для детей с ОВЗ.
В методической разработке представлено календарно-тематическое планирование уроков надомного обучения за 3 класс....
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"
Презентация к уроку-исследованию "Органы чувств"...
Разработка и презентация к уроку окружающего мира по теме "Посмотри вокруг"
В данной разработке размещены материалы для проведения урока по теме "Посмотри вокруг"...