Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Ирина Анатольевна Жеребная

 

Цели и задачи:

1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;

2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока52 КБ
Файл презентация к уроку 342.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Добро и зло».

Учитель: Кривашкина Ирина Анатольевна

Цели и задачи:

  1. познакомить с понятиями «добро и зло»;
  2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

 1.Организационный момент.

 2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель:

-Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)

Ученик:

-«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.) 

- «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.)

Учитель: 

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети:

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 2)

3. Усвоение новых знаний

Учитель:

- На ваш взгляд, что такое добро и что входит в понятие «добро»? Что оно несёт?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

- Заполните таблицу.

( Таблица на доске. Дети заполняют таблицу)

добро

зло

Человеколюбие

Уважение

Взаимовыручка

Милосердие

Радость

Помощь

Счастье

Разрушение хорошего

Страдание

Унижение

Насилие

Обман

Беда

Вражда

Учитель:

- Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:  « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". « Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».  (Слайд №3)

Учитель:

-Послушайте притчу.

                                     « Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Учитель:

-Ребята, а  какого волка вы кормите и чем? ( Ответы детей)

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? ( Ответы детей)

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (Ответы детей)

 Учитель:

(Работа над пословицами в парах)

-На парте у каждой пары карточка с пословицей. Обсудите и объясните смысл пословиц.

За добро не жди добра.

Доброе дело без награда не остаётся.

Живи для людей, поживут люди для тебя.

Нам добро, никому зло – то законное житьё.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые умирают, а дела их живут.

На добрый привет – добрый и ответ.

Добро наживай, а худо изживай.

Доброта без разума пуста.

3. Проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Учитель: ( Работа с учебником)

- Теперь познакомимся со статьей в учебнике. Узнаем, как авторы учебника понимают, что такое добро и зло.

- Ваши и авторские представления о добре и зле совпадают?

4. Итог урока.

- Почему важно бороться со злом?

- Трудно быть добрым?

- Урок хочется закончить стихотворением М. Скребицкой «Учись доброму – плохое на ум не пойдёт».

          Как научиться  доброте?

          Ответ простой – она везде:

          В улыбке доброй и в рассвете,

          В мечте и в ласковом привете.

          По всей земле добра частицы

          Их надо замечать учиться

          И в сердце собирать своём.

          Тогда не будет злобы в нём.

- Перечислите все места на земле, где прячется доброта.

- Почему доброте нужно учиться?

- Как можете объяснить смысл этих строк?

                      Кто зло мне сунет под ребро

                      Делами или даже речью,

                      На зло отвечу я добром

                      И зло добром я искалечу.

Рефлексия урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие навыки приобрели?

- Что было наиболее интересным?

- Что можно было сделать по-другому? Ваши варианты.

Домашнее задание.

-Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей. Сколько своих добрых поступков вспомните, которые вы совершили в этом учебном году.

- Спасибо за внимание ( Слайд№4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.) « Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.)

Слайд 2

Основные этические понятия – добро и зло Человеколюбие Уважение Взаимовыручка Милосердие Радость Помощь Счастье Разрушение хорошего Страдание Унижение Насилие Обман Беда Вражда

Слайд 3

« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ". « Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру ; злой поступок ». Сергей Ожегов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...