Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему
Цели и задачи:
1. познакомить с понятиями «добро и зло»;
2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 52 КБ |
презентация к уроку | 342.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Добро и зло».
Учитель: Кривашкина Ирина Анатольевна
Цели и задачи:
- познакомить с понятиями «добро и зло»;
- воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.
1.Организационный момент.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Учитель:
-Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)
Ученик:
-«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».(В.О.Ключевский.)
- «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».(Древнекитайское изречение.)
Учитель:
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети:
-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 2)
3. Усвоение новых знаний
Учитель:
- На ваш взгляд, что такое добро и что входит в понятие «добро»? Что оно несёт?
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?
- Заполните таблицу.
( Таблица на доске. Дети заполняют таблицу)
добро | зло | ||
Человеколюбие Уважение Взаимовыручка Милосердие | Радость Помощь Счастье | Разрушение хорошего Страдание Унижение Насилие | Обман Беда Вражда |
Учитель:
- Сергей Ожегов дал такое определение этим словам: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". « Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». (Слайд №3)
Учитель:
-Послушайте притчу.
« Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
Учитель:
-Ребята, а какого волка вы кормите и чем? ( Ответы детей)
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? ( Ответы детей)
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (Ответы детей)
Учитель:
(Работа над пословицами в парах)
-На парте у каждой пары карточка с пословицей. Обсудите и объясните смысл пословиц.
За добро не жди добра. | Доброе дело без награда не остаётся. |
Живи для людей, поживут люди для тебя. | Нам добро, никому зло – то законное житьё. |
Тому тяжело, кто помнит зло. | Жизнь дана на добрые дела. |
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. | Не хвались серебром, а хвались добром. |
Добрые умирают, а дела их живут. | На добрый привет – добрый и ответ. |
Добро наживай, а худо изживай. | Доброта без разума пуста. |
3. Проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Учитель: ( Работа с учебником)
- Теперь познакомимся со статьей в учебнике. Узнаем, как авторы учебника понимают, что такое добро и зло.
- Ваши и авторские представления о добре и зле совпадают?
4. Итог урока.
- Почему важно бороться со злом?
- Трудно быть добрым?
- Урок хочется закончить стихотворением М. Скребицкой «Учись доброму – плохое на ум не пойдёт».
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своём.
Тогда не будет злобы в нём.
- Перечислите все места на земле, где прячется доброта.
- Почему доброте нужно учиться?
- Как можете объяснить смысл этих строк?
Кто зло мне сунет под ребро
Делами или даже речью,
На зло отвечу я добром
И зло добром я искалечу.
Рефлексия урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие навыки приобрели?
- Что было наиболее интересным?
- Что можно было сделать по-другому? Ваши варианты.
Домашнее задание.
-Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей. Сколько своих добрых поступков вспомните, которые вы совершили в этом учебном году.
- Спасибо за внимание ( Слайд№4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные этические понятия – добро и зло Человеколюбие Уважение Взаимовыручка Милосердие Радость Помощь Счастье Разрушение хорошего Страдание Унижение Насилие Обман Беда Вражда
« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ". « Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру ; злой поступок ». Сергей Ожегов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».
Сценарий праздника "Троица"...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"Модуль "Основы светской этики"Тема урока: Моральный долг...
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности. Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...