Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности. Тип урока- открытие новых знаний. На уроке используются разнообразные приемы и методы для знакомства учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Задания составлены с учетом индивидуальных и возрастных способностей учащихся, с опорой на имеющийся опыт и практические знания детей. Для активизации и мотивации учащихся используется дифференцированный подход, работа в группах, по учебнику, задания по карточкам, игровые моменты. На всех этапах урока можно наблюдать как воспитанники самовыражаются и развивают свой кругозор. Использование данной методической разработки дает возможность продолжить системно и последовательно осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Архангельская средняя школа"
607707, Нижегородская область, Шатковский район, с. Архангельское, ул. Центральная, д. 89; тел: 88319045013; e-mail: arxangelskoe@yandex.ru
Регистрационный номер работы участника: ____________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Архангельская СШ»
_______________ С.Н.Баранова
(подпись, печать)
Методическая разработка урока
по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Возраст детей: 9–10 лет
Срок реализации: 1 час
Разработчик:
Мартемьянова Елена Ивановна,
учитель начальных классов
с. Архангельское Шатковского района Нижегородской области
Лысковская епархия Русской Православной Церкви
2022
E-mail: katerinamartem@mail.ru
Контактный телефон: 89101480919
Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Модуль: Основы православной культуры
УМК: Издательство Москва «Просвещение», 2021 г.
Тема урока: «Храмы»
Тип урока: Изучение нового (урок основного блока)
Цель урока: Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и внутренним устройством православного храма.
Задачи урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с понятием «храм – дом Божий» и традициями поведения в нем.
- Развивающая: развивать внутренний мир детей, интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, умения работать с текстом, иллюстративным материалом, обогащать и активизировать историко-культурный словарь учащихся, умения выразительного чтения.
- Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формируемые УУД:
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и нормами.
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Предварительная подготовка: Час общения с настоятелем отцом Валерием, экскурсия в храм Пресвятой Живоначальной Троицы с. Архангельское. [5]
Основные термины и понятия:
- Храм.
- Икона.
- Паперть
- Иконостас.
- Царские Врата.
- Алтарь.
- Богоматерь.
- Колокольный звон.
Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, компьютер.
Дидактическое обеспечение: Учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев, презентация к уроку, презентация «История церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Архангельское», карточки для индивидуальной и групповой работы, 3D презентация «Православный храм», стихи Ю. Щелчковой «Колокола России» и Ираклия Абашидзе «Пчела», музыкальный фрагмент «Колокольный перезвон».
Ход урока
1.Оргмомент
Слайд 1 (Учитель здоровается).
- Проверим готовность к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Заниматься всем не лень,
Скажем дружно: "Добрый день!".
2. Актуализация знаний
а) Мотивационный этап.
- Вокруг нас в нашем селе много домов. Для чего они? (Мы в них живем)
- А все ли здания вокруг одинаковые? Есть ли какие-нибудь необыкновенные здания? (Есть. Храм.)
Слайд 2 (фото Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Архангельское)
- Чем же оно необыкновенно? (Формой. Размером)
- А зачем же нам такое необыкновенное здание? (Ходить в гости к Богу. Молиться)
- А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый? (Давно. Когда образовалось село. И вот тогда выстроили храм)
- Послушайте стихотворение Юлии Щелчковой «Колокола России». После прослушивания ответьте на вопрос: «Что автор стихотворения призывает восстановить?»
«Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо.
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух».
- Что же автор стихотворения призывает восстановить? (Храмы)
Слайд №3.
- А кто знает, для чего нужны храмы? Вспомни, что люди делают в храме? (Туда ходят молиться, там звонят колокола, крестят детей, там живет Бог)
б) Работа на карточках
-Отметьте знаком «+» те предметы, которые можно увидеть в храме.
(Дети отмечают слова на карточке: Кресло, священник, портфель, иконы, фонарь, крест, свечи, комод. [1])
3. Постановка темы и целей
- Что бы вы хотели узнать о храмах? (Как устроен храм?)
- Давайте воспользуемся методом незаконченного предложения, что же мы с вами интересного и нужного хотим получить с урока. Вы должны закончить предложение:
- Я хочу узнать___________________(Ответы детей)
- Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.
4. Изучение нового материала.
- Кто знает, чем отличается село от деревни? (Если в населенном пункте есть храм, то это село, а если нет – то деревня)
- А кто знает, как называется храм в нашем селе Архангельское? (Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы)
- Мы с вами, ребята, недавно были на экскурсии в храме. Ваша одноклассница Аня Волкова создала презентацию об истории храма нашего села. Я предлагаю посмотреть её исследовательский проект и еще раз заочно его посетить.
(Просмотр презентации, выполненной ученицей 4 класса Волковой Анной «История церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в с.Архангельское» [2])
а) Беседа
- Ребята, а вы любите ходить в гости? (Да)
-Скажите, нужны ли какие- то правила поведения в гостях? (Ответы детей)
- Ребята, вспомните нашу экскурсию в храм. Как нужно вести себя в храме? (Нужно правильно себя вести. Тихо)
-А с кем еще вы ходили в храм когда-либо? (С мамой, бабушкой)
-В храм мы идем тоже как в гости к Богу, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме».
- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? (Здороваемся)
-А когда заходим в храм? (Крестимся)
-Правильно, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Слайд № 4.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Слайд № 5.
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
-Давайте познакомимся с устройством православного храма.
Слайд № 6-7
-Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
б) Просмотр «Православный храм» - 3D презентация с описанием [3])
-Храм – это не просто здание, это живой организм.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
-Мы с вами поднимаемся на паперть.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
5 глав храма, символизируют Иисуса Христа и 4 евангелистов
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (корабль) и притвор.
-Чего много в храме? (Свечей. Икон)
-Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Особенно много свечей на квадратном столике, который православные называют Канун. Там ставят свечи и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
-Откройте учебник на стр.71. прочитаем стихотворение Веселовской Н.В. о Кануне: (Дети по очереди читают текст в учебнике о Кануне)
«Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «За упокой».
За всё они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених…
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть,-
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь…
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали…
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.»
-Свеча ставится около иконы.
-Наш взгляд упирается в иконостас. Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.
в) Знакомство с разновиденостями храмов
- А кто из вас видел другие храмы? Они все одинаковые? (Нет и да).
- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Нет и да)
-Мы - люди в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же, мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
-Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.
Слайд 8 (Русская земля всегда славилась красотой своих храмов)
-Русская земля всегда славилась красотой своих храмов
Слайд 9 (По цвету купола можно определить, кому посвящен храм)
-Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Слайд 10 (Храм в форме креста)
-Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь.
Слайд 11 (Храм в форме круга)
-В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Слайд 12 (Храм в форме восьмиконечной звезды)
-Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Слайд 13 (Храм в форме корабля)
-Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
-Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
-Отгадайте загадку:
Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.
- Что это за матушка? (Церковь)
- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (Колокола)
- Зачем они звонят? (Зовут в храм на молитву)
-Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.
-Давайте послушаем церковный праздничный перезвон
Слайд 14
( Праздничный перезвон [4])
6. Физминутка.
Раз, два, три, четыре.
Многое мы изучили,
Много нового узнали
И немножечко устали.
Мы глазами повращаем,
Головою покачаем.
Руки, ноги потянули,
Хорошенечко вздохнули,
Наклонились раз и два.
Не кружится голова?
Ну, коль с вами все в порядке,
Поработаем в тетрадке.
7. Повторение изученного
а) Групповая работа по учебнику
-Выполните задания по указанному плану:
1. Найдите в тексте объяснение каждому понятию;
2. Выясните для чего служат;
3. Подготовьте выступление.
1-я группа - «Паперть», «Притвор»,
2-я группа - «Престол»;
3-я группа – «Иконостас»;
4-я группа - «Алтарь».
Слайд 15
(Дети работают с тектом учебника, затем зачитывают объяснения)
б) Индивидуальная работа в карточках:
- Впишите пропущенные слова в текст:
Священник с кадилом подходит к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей. Православные этот столик называют ___________ . Там ставят __________ и молятся о __________ . Молитвенная память называется __________ . Живых людей поминают в молитвах __________ , а умерших - __________ . Записки с именами тех, кого просят помянуть (вспомнить) в молитвах, передают священнику в __________ .
Слова для справок: алтарь, канун, поминание, свечки, за упокой, за здравие, о умерших людях.
(Дети выполняют задание на карточках [1])
8. Рефлексия
- Где можно молиться Богу? Только в храме? (Нет. В любом месте, можно и дома).
- Тогда зачем же молиться в храме? (Это особое место, где Бог особенно близок)
- Прочитаем стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела» (Читает хорошо читающий ученик):
«Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу – свечу».
- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? (Ответы детей).
- А теперь проверим, что вы запомнили. Вспомните, что является основными символами православного храма? (Икона, свеча, крест)
Слайд 16 Отгадайте загадки:
- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается. (Колокол)
- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица .(Ангел).
- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)
- Дверей много, а входят не все. (Алтарь)
- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.(Свеча)
- Молодцы.
9.Подведение итогов
- А теперь давайте воспользуемся еще раз методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.
Слайд № 17.
Я узнал(а)______________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
(Варианты ответов проговариваются вслух).
Слайд № 18.
-Ребята, все Православные Церкви относятся к единой для всех православных христиан Вселенской Церкви Христовой, основанной Самим Спасителем и Его учениками - апостолами. Эта общая Православная Церковь получила название Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
10. Домашнее задание
Слайд 19
-Дома прочитайте о храме по учебнику на страницах 70-75.
-Кто хочет, может вылепить из пластилина макет нашего храма или нарисовать.
-Молодцы, спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса
Данный урок знакомит с верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....
Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс
Цели и задачи:1. познакомить с понятиями «добро и зло»;2. воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики».
Сценарий праздника "Троица"...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Тема урока «Достойно жить среди людей»
Конспект урока по ОРКСЭ . Тема: "Достойно жить среди людей"....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)...