План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
|
|
|
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Звучит песня Ю. Антонова «Родные места»
-О чём пел автор-исполнитель Ю. Антонов?
-Беседа и обсуждение с детьми темы урока.
-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
Что для нас является Родиной?
-Презентация (слайд № 2)
|
-Звучат ответы детей:
(О любви к Родной земле).
Формулируется и записывается тема урока «Россия - наша Родина»
Ученики высказываются, как они понимают тему урока.
Работа с таблицей:
Первоначально заполняют графу « знаю » | Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)
Регулятивные УУД:
определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -А какое определение о Родине можно найти в словарях? (работа со словарём)
Беседа с учащимися.
-Как называется страна в которой мы живём?
-Кто является главой нашего государства?
- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?
Презентация (слайд № 3)
- Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. ----Покажите. | РОДИНА-1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.
-Этимология. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.
-Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
Работа с таблицей:
Заполняют графу «хочу знать» | Регулятивные УУД:
корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
использование словарей, справочников. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
Нет ничего на свете краше,
Родимая сторона — мать,
Всякому мила
Чужбина — калина,
На чужбине родная землица
Береги землю родимую,
-Что такое Родина для каждого из нас? | Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями.
...во сне снится.
...Родина — малина.
...как мать любимую.
...своя сторона.
...чем родина наша.
...а чужая — мачеха.
Ответов на этот вопрос может быть много: — Родина – это страна, в которой мы родились и живем. — Земля, которую наши предки защищали от врагов. — Родина – это наш край, город, поселок. — Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
— Это место, где стоит наш дом, наша школа. | Коммуникативные УУД:
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
Презентация (слайд № 4-5-6)
Работа с учебником (стр. 4-5)
Обсуждение по вопросам.
| -Мы живём в обществе, среди людей. Являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.
Чтение текста из учебника. | Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные УУД:
нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица); |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Материальный мир.
Вещи, предметы, явления природы, человек
Презентация (слайд № 7-8)
Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Презентация (слайд № 9) | Слово и образ…Какой образ возникает в вашем воображении при звучании эти слова?
(Дети записывают слова – ассоциации)
| Познавательные УУД:
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование); |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Выборочное чтение.
(стр. 5) 2 и 3 абзац
Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?
- Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)
Презентация (слайд № 10) | Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слово «традиция» дети записывают в словарик.
Работа с таблицей:
Заполняют графу «узнал» | Личностные УУД:
самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).
Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)
Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;
установление причинно-следственных связей. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполнение игрового задания и ответы на вопросы учебного пособия.
- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
А) Игровая ситуация:
представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?
Презентация (слайд № 11) | - Дети разделитесь на 2 группы: в каждом «племени» - «вождь»
(Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку)
| Коммуникативные УУД:
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Диалог:
-Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
Презентация (слайд № 12)
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным. | Ответ:
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
Каждый желающий делится полученными знаниями, что такое Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?
Стихотворение С.Орлова «Родное» запоминаем!
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я! | Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).
Регулятивные УУД:
корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей. Напишите мини-сочинение «Наши семейные традиции» | Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в листочках ставят разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял) | Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |