Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Любовь к ближнему" по программе А.В. Бородиной
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Криволуцкая Наталья Олеговна

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по учебнику А.В. Бородиной  "Основы православной культуры" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново»

Боровского района Калужской области

Тема урока: « Любовь к ближнему»

По учебнику для 4 класса  «Основы православной культуры»

комплексного учебного курса «ОРКиСЭ»

Учитель  начальных классов

Криволуцкая Наталья Олеговна

г. Балабаново -2013 г.

Тема урока: «Любовь к ближнему»

Ключевые понятия: притча, моральный выбор, любовь к ближнему, милосердие, сострадание.

Цель урока: сформировать православные представления о любви  к ближнему;

Задачи урока:

Обучающая:

  • освоение учащимися христианской позиции по отношению к близким людям;
  • изучение новой лексики;
  • отработка речевых навыков;
  • сообщение новых фактов из Библии;
  • отработка навыков  работы  с источниками знаний: учебником, справочной литературой.

Развивающая:

  • формирование умений анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умения аргументировать и доказывать свое мнение;
  • развитие умения находить в тексте главное, для дальнейшей работы над учебными заданиями;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли.

Воспитывающая:

  • воспитание  привычки вести диалог со своей совестью, прислушиваться  к своему сердцу,  а это значит - голосу Бога в себе;
  • воспитание личностных качеств, помогающих в построении добрых взаимоотношений с окружающими людьми.

Используемые технологии:

  • проблемно – диалогическая технология;
  • технология продуктивного чтения;
  • проектная технология;
  • технология оценивания учебных успехов;
  • работа в малых группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентационный слайд с новыми терминами, иллюстрациями к притче, мультипликационный фильм « Притча о добром самарянине»,  Евангелие, рабочие тетради к учебнику А.В. Бородиной  «Основы православной культуры», документ – камера.

Этапы урока

Ход урока

I.Проверка домашнего задания.

1.Рабочие тетради проверяются учителем перед уроком, затем дети подсчитывают набранные баллы и делают выводы, записывая их в тетради. По желанию дети высказывают вслух сделанный ими вывод.

2. Презентация мини-проектов «Полезные цитаты» (задание на стр. 51).

II.Актуализация знаний.

- Давайте станем чуть добрее,

  Не будем злиться на других.

  Жить с добрым сердцем веселее.

 Ценить друзей, любить родных.

На экране показать слайды с высказываниями Оптинских старцев о любви (в приложении).

 - Скажите, пожалуйста, что общего во всех этих изречениях? ( все они о любви)

После ответов детей предлагаю записать в рабочих тетрадях тему сегодняшнего урока.

Чтение вступления « В этой теме ты сможешь узнать…»

III.Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.

- А кого же вы считаете своими ближними?

- Только ли тех людей, которые живут рядом с вами можно назвать ближними?

После ответов детей предлагаю им открыть учебник на стр 52  и узнать, кого же считал ближним Иисус Христос

IV.Открытие новых знаний.

  • Подготовка к восприятию текста.

- Любовь  в нашей жизни бывает разной. Она бывает радостной и счастливой, и тогда наше лицо просто светится от счастья при встрече с любимым человеком. Но порой бывает  любовь со слезами на глазах. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Именно  любовь подсказывает нам, что  чужой беды не бывает! Иногда бывает, что  человек был тебе не знаком, но ты узнаешь о его горе - и не можешь остаться равнодушным.

Одни из самых  важных слов на свете - слово милосердие и сострадание  

 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе).

СОСТРАДАНИЕ (со – вместе страдать, сочувствовать, переживать)

  • Работа с текстом из учебника. Комментированное чтение. Знакомство с притчей о добром самарянине.
  • Работа над иллюстрацией в учебнике стр.54
  • Просмотр мультфильма «Притча о добром самарянине» ( 6-7 мин)
  • Толкование притчи с демонстрацией слайда ( в приложении)
  • Выполнение задания № 4 в рабочей тетради.
  • Чтение текста на стр. 54 и по ходу чтения отвечаем на вопросы :

- Кого же мы можем считать своими ближними?

- Есть ли у нас ближние -  те, которые заботятся о нас и о которых мы заботимся?

- Какую пользу для себя получает человек, проявляя заботу о ближнем?

Вывод: Ближний тот, кто более нуждается в твоей поддержке, заботе, внимании. «Полезное для себя ищите в пользе для ближнего» - учит Иоанн Златоуст.    

V.Выполнение продуктивных заданий по теме.

В рабочей тетради:

Задание № 3  Работа над новыми терминами (притча, левит, самарянин, динарий, законник)

Дети находят и соединяют пары « СЛОВО – ЗНАЧЕНИЕ»

После работы над значением новых слов предлагаю выполнить задание № 1 и задание

№ 2: вставить пропущенные  буквы в слова и поставить в этих словах ударение.

 

Работа в малых группах:

стр. 26  Задание № 7

- Разгадать кроссворд я предлагаю вам, работая в  паре с соседом по парте. Будьте внимательны к мнению друг друга, обсудите ответы на вопросы кроссворда и найдите правильное решение.

После того, как дети закончат выполнять это задание, через документ – камеру вывожу правильные ответы.

Проверить правильность выполненного задания предлагаю в виде взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями с сидящими за соседней партой одноклассниками.

VI.Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-  Кого вы теперь будете считать своим ближним?

- Подумайте и сравните: стало ли больше людей, которых вы можете назвать своими ближними?

- Сегодня на уроке мы с вами убедились, как с помощью притч можно донести до людей очень важные и ценные вещи.  Давайте продолжим изучение притч в новой  проектной работе.

Тема проекта «Полезные притчи и их отображение в искусстве» дана в учебнике. Если позволяет время, то можно на уроке начать предварительную работу над проектом, но лучше дать только установку на работу, а остальные этапы проектной деятельности вынести на внеурочные занятия.

В моем  классе это возможно  на занятиях в кружке «Наши первые проекты»

VII.Домашняя работа.

В рабочей тетради стр 25 задание № 5 , № 6.

Детям предлагается нарисовать свою картину на тему прочитанной притчи и написать небольшое сочинение на тему «Кто мои ближние?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

План-конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность"...

Конспект урока ОРКСЭ (4 класс). Тема: "Гордость и гордыня". Программа "Начальная инновационная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «гордость» и «гордыня»; формирование умения отличать понятия гордость и гордыня.Планируемые результаты:Предметные:уметь: дават...