конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему
конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_svetskaya_etika_semeynye_prazdniki_otkrytyy_urok.docx | 62.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №20
Урок по теме:
«Семейные праздники»
4 класс
Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Составил: учитель начальных классов
Честнова Л.В.
Тула, 2012г.
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Оборудование:
- Учебное пособие
- Мультимедийная установка
- Презентация по теме урока
- Раздаточный материал
- Иллюстративный материал
Методы и приемы работы:
1. Беседа
2. Работа с учебником
3. Побуждающий диалог
4. Работа с иллюстративным материалом
5. Работа с аудио-, видеоисточниками
6. Словарная работа
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
Праздников много бывает на свете!
Их любят взрослые, любят и дети.
В праздник танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
Слайд 2
- Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).
Загадки.
- Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник... (Пасхи)
- В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
- Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом — наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
- Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
- У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
- В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели. (Масленица)
- Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
- Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
Усвоение новых знаний.
Какое слово получилось в выделенном стобце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? ( о праздниках)
Работа с учебником.
Что же такое праздники? Когда они появились? Вам интересно?
Откройте учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац . (Чтение вслух)
О чем прочитали в 1 –м абзаце? ( люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)
Слайд 3
- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)
Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.)
Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)
Слайд 4
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.
Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)
Слайд 5
Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)
В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.
Слайд 6
Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.
Запишите на своем листке по- вашему, что такое праздник?
Как вы думаете, для чего нужны праздники?
Я вам помогу ответить на этот вопрос.
Слайд 7
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
- “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
- Праздники помогают поддерживать связь поколений.
- Праздники помогают узнать традиции своего народа.
- Праздники учат уважать культуру других людей.
- Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
- Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.
Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.
Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
Запишите на своих листочках
Посмотрите на доску, какие праздники вы здесь узнаете? ( новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)
Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общестенные, семейные .
Слайд 8
Прочитайте 4-й абзац в учебнике (стр. 59)
Заполним таблицу. (На доске раскладываем картинки, на листочках записывают)
Праздники
Государственные | Общественные | Семейные |
Может быть еще есть какие-то даты, которые вы отмечаете. Запишите в таблицу.
Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
- А что такое семья? (ответы детей)
Слайд 9
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Учитель организует комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
Слайд 10
- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Слайд 11
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)
Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте следующие 2 абзаца на стр.59.
Слайд 12
Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
Слайд 13
Правила выбора подарка (продолжи предложение):
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)
- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)
- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)
- «Живые» подарки обсуждают...
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)
Слайд 14
Давайте немного поиграем . Игра
Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы
- Бабушке на юбилей
- Другу на день рождения
- Тете на именины
- Маме на 8 марта
- Папе на 23 февраля
- Сестре на Новый год
Слайд 15
- А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа». (Чтение отрывка.)
«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.
– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.
Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.
– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!
Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».
– Доброе утро Иа! – сказал Пух.
– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.
– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.
– Почему? Что случилось?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым инее приходится. Тут ничего не попишешь.
– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.
– Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом…
– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.
– Повтори-ка, повтори, - сказал он.
– Поздрав…
– Минуточку…
С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.
– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.
– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.
– Это ты меня?
– Конечно, Иа-Иа.
– С моим днём рождения?
– Да.
– Значит у меня настоящий день рождения?
– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.
– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.
– Теперь говори.
– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.
– Мне?
– Да.
– К дню рождения?
– Конечно!
– Значит, у меня получается настоящий день рождения?
– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».
Давайте вспомним о подарках, которые в свой день рождения ослик Иа-Иа .
Всем ли подаркам он был рад? (ответы детей)
Показал ли он это своим видом? (ответы детей)
Чей подарок оказался самым нужным? (ответы детей)
Слайд 16
Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Если праздник устраиваем мы сами, то необходимо прислушаться к полезным советам:
1.Красиво оформить приглашения
2.украсить дом
3.Продумать меню
4.Продумать игры и развлечения.
Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)
А теперь давайте вспомним правила , которые надо соблюдать, чтобы праздник удался и составим памятку на своих листочках.
- Итог урока.
Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.
Домашнее задание.
По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»
Литература:
- Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., АОЗТ «Золотой век»
- «Основы светской этики», пособие для учащихся: М. Просвещение- 2012
Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org
- www.calend.ru
- nsportal.ru
- festival.1september.ru
- pedsovet.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...