Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: -определение понятий душа, дух:

            - правила поведения в обществе.

уметь: взаимодействовать с людьми в обществе.

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Тип урока: комбинированный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №152

Класс: 4 ж

Кабинет:201

Дата:03.12.19

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: Жизнь протекает среди людей.

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: -определение понятий душа, дух:

            - правила поведения в обществе.

уметь: взаимодействовать с людьми в обществе.

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: : учебник « Основы Светской Этики» 4 класс, презентация,  раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности.

Словесн.: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Нас зовут Александра Анатольевна и Дарья Михайловна и сегодня мы проведем у вас урок ОРКСЭ.

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Садитесь, пожалуйста.

Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем.

Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный

беседа

фронтальный опрос

 4 мин.

 -Ребята, за активность на уроке вы будете получать жетоны, в конце урока мы посчитаем у кого жетонов больше и определим, кто был самым активным.

-О чем вы говорили на прошлом уроке?

-Что нового и интересного вы узнали?

-Я предлагаю вам продолжить пословицу.

Где кто родится, там и ….
На чужой стороне и …
Родная земля и …
-Всё верно, молодцы.

-А что такое Родина для вас?

Отвечают на вопросы учителя.


-Пригодится
- Весна не красна
- В горести мила

-Это частичка моей жизни. Это место где я родилась.

П: Выявление существенного.

Р: Самоопределение к деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Словесн.: Эвристическая беседа.

 4 мин.

-Ребята, послушайте притчу, которая и определит тему нашего урока.
Приложение 1
-
Ребята, какая главная мысль притчи?

-Также и с людьми, важно относиться к ним с уважением и они обязательно помогут.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

 -Какую цель вы можете поставить перед собой?

 -Что нового вы хотели бы узнать?

- Главная мысль в том, что если бы ручеек был не один, он бы со всем справился.

-Предполагают тему и цель урока

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

4. Открытие нового знания.

Словесный:

Эвристическая беседа

Обобщающий вывод

13 мин.

-Мы живем среди людей. Некоторые ребята считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно, все равно, как человек здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает?

 -Может быть поведение каждого – его личное дело? --Наверное, да. Но только в одном случае – когда человек живет на необитаемом острове. Но мы живем среди людей. И нам нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем. Минутный разговор в коридоре. И каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. 

-Сейчас вам нужно будет поделиться на 6 групп. Каждая группа получит высказывание на карточке. Вам нужно будет обсудить в группе, что обозначает это высказывание и далее 1 человек из группы выходит к доске и объясняет его, остальные внимательно слушают.

Марк Аврелий

Люди рождены друг для друга.

Иоганн Вольфганг  Гёте 

Лишь в людях себя познать способен человек.

Лев Николаевич Толстой - Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. 

Вальтер Скотт -Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли…

 Лев Николаевич Толстой- Человек не мыслим вне общества.

А. де Сент-Экзюпери –Все дороги ведут к людям.

-А теперь давайте сделаем небольшой вывод из всех высказываний.
Только во взаимодействии с людьми мы познаем себя. Помогая другим и соединяя свои мысли и действия, мы укрепляем отношения с другими людьми.

-Внимательно слушают учителя.

-Нет.

Люди нужны друг другу и т.д

Взаимодействие с людьми.

Объясняют смысл слов, сравнивают свои ответы с выводами из учебника.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К.: построение высказываний, ответов.

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

Динамическая пауза

1 мин

Ребята, давайте немного отдохнём. Я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть вам качества, характеризующие человека если он положительные, то вы хлопаете, а если  отрицательные – топаете.
Добро, любовь, зло , смелость, эгоизм, честность, трудолюбие, лень, ненависть, дружба, милосердие.

Молодцы, вы отлично справились.

Топают, хлопают, хлопают, топают, хлопают, хлопают, топают.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа

 Практический:

упражнение

5 мин.

-Ребята, я предлагаю вам послушать ещё одну притчу, слушайте внимательно, я задам вам вопросы.
Приложение 2
-C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
- Что представляет собой каждый волк?
- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

-Когда мы с вами говорим, что человек живѐт среди людей и это возлагает на него определѐнные обязательства по отношению к окружающим, мы имеем в виду любого человека. Подумайте, среди каких людей в основном протекает ваша жизнь. Где вы больше всего находитесь в течение дня? Как складываются ваши отношения с окружающими? – Что и как вы бы хотели изменить?


-Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Улыбнись и скажи комплимент». Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите комплимент. Вам трудно было улыбнуться друг другу? А сказать комплимент? Почему? Давайте вернёмся к учебнику и прочитаем первое изречение мыслителя. 

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
Надо ли человеку работать над собой или он с рождения становится таковым?

Отвечают на вопросы.

-С борьбой двух волков

-Добро и зло

- Каких больше поступков ты совершаешь, та черта в тебе и выигрывает


-Делают вывод о всех высказываниях

Высказывают свое мнение

К: Построение речевых высказываний.

П.: Выявление существенного.

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

5 мин.

Ребята сейчас каждый индивидуально изобразит на рисунке  портрет человека с которым вы бы хотели общаться. А теперь расскажите, почему с таким человеком вы бы хотели подружиться.

Высказывают свое мнение

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

7. Включение в систему знаний.

Практич.: решение задачи.

5 мин.

 Давайте подведем итог. Важно определить не только, КЕМ ты хочешь стать в жизни, а главное -КАКИМ ты хочешь стать. Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми.

П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

8. Рефлексия деятельности.

3 мин.

-Какая тема была сегодняшнего урока?

-Глядя на слайде на цели ответьте на вопрос что является главным во взаимодействии с людьми?

-Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня вы были активными, рассудительными и внимательными.

Теперь посчитайте свои жетоны и мы определим, кто же был сегодня самым активным на уроке?

-У кого жетонов меньше или нет вообще ,желаю вам активнее работать на уроках.

И в заключении, я хочу, чтобы каждый из вас выяснил, готов ли он к достойной жизни среди людей.

У вас на столах лежат цветики - семицветики. Возьмите их, пожалуйста.

Я буду читать вам ситуацию, если вы так поступаете, то закрасьте лепесток любым цветом:

1. Я могу уступить понравившеюся вещь тому, кто об этом попросит.

2.Подарить другому человеку свободное время, если он об этом попросит

3.Утешить другого, уступив свой билет в кино или в театр.

4.Помочь по дому, отказавшись от прогулки с друзьями.

5.Перевести через дорогу пожилого человека.

6.Помочь поднести сумку с продуктами своему соседу. К его квартире.

7.Помочь другому, жертвуя своим временем и поступаясь желаниями, если ему нужна помощь

-Смотрите, какие замечательные цветики-семицветики у нас получились.

А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

Высказывать свое мнение.

Р: проведение оценки деятельности.

Приложение 1.
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

Приложение 2.

Притча «Два волка».Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Жизнь протекает среди людей

Слайд 2

Цели урока: у знать правила поведения среди людей; в ыяснить, что является главным во взаимодействии с людьми.

Слайд 5

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

Слайд 6

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли…

Слайд 7

Человек не мыслим вне общества.

Слайд 8

Все дороги ведут к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская "Мы среди людей"

WebRep Общий рейтинг  У этого сайта нет рейтинга(недостаточно голосов)           WebRep Общий рейтинг  У этого сайт...

Конспект урока по коми языку 2 класс+ презентация к уроку

Данный материал поможет учителю в проведению уроков коми языка по теме"Одежда. Обувь."...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Жизнь протекает среди людей» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Задачи урокаДидактические:позн...

Жизнь протекает среди людей

ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...

Библиотечный урок "Заповедный мир Пришвина", 3 класс+ презентация к уроку

Библиотечный урок о жизни и творсчестве Михаила Михайловича Пришвина предназначен для учеников 3  классов. "Заповедный мир Пришвина" посвящен Михаилу Михайловичу Пришвину - писател...