Методическая разработка урока ОЗОЖ 2 класс
методическая разработка (2 класс) на тему

Шапошникова Марина Александровна

Методическая разработка урока ОЗОЖ по теме: "Мой организм - моя планета, где я хозяим своего здоровья". Урок сопровождается презентацией. Конспект разработан в соответствии с ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ozozh_.zip2.06 МБ

Предварительный просмотр:

ОЗОЖ (2-й класс)

Тема: «Мой организм – моя планета, где я хозяин своего здоровья.»

Цели:

Предметные: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни; формирование убеждения о пользе здорового образа жизни;

Метапредметные: развитие стремлений учащихся к творческому самовыражению, умение обобщать, анализировать, делать выводы; воспитание желания быть здоровым, сильным, сохранения здоровье на долгие годы; воспитание уважительного отношения к мнению одноклассников, умение сотрудничать.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I. Организационный момент

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют гостей.

-Утром ранним кто-то странный,

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

(предположения детей)  -Как вы думаете, кто это мог быть?

-Это солнце заглянуло,

Будто лучик протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

-Оно сейчас здоровается и с вами.

Почему мы при встрече здороваемся? (Желаем друг другу здоровья.)

И я говорю вам «Здравствуйте!», т.е. желаю вам здоровья!

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

IΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Всем известна пословица: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, а здоровье потерял — все потерял». 

Почему так говорят? (Ответы детей: «Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль,  болезнь» и т.д.)

Сегодня мы познакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком? (Ответы: «соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться, получать положительные эмоции» и т.д.

Тема нашего урока будет сегодня звучать так: «Мой организм – моя планета, где я хозяин своего здоровья.»

– Какие вопросы у вас возникают? Попробуем составить план урока.


План (примерный).

1. Каково рациональное питание?

2. В чем заключается активная деятельность?

3. Положительные эмоции.


– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде рисунков;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа  делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

IΙΙ. Совместное открытие знаний.

 Рациональное питание.

Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организаций труда, отдыха, питания.

Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными травами.

Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток

 - Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

- Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны?

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыба

Пепси

Кефир

Фанта

Геркулес

Чипсы

Подсолнечное масло

Жирное мясо

Морковь

Торты

Лук

Сникерсы

Капуста

Шоколадные конфеты

Яблоки, груши и т. п.

Сало и т. п.

Рассмотрим Пирамиду (сообщения подготовленные обучающимися)

Сообщение «Белки». Белки – «материал» для строительства клеток. Это элементы, служащие основой многих тканей, раньше их называли «кирпичиками» тела. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит за счет белка.

Белки делятся на животные и растительные. Среди растений победитель по содержанию белка – соя (34 г. на 100 г продукта).

Но состав белка животного происхождения ближе к человеку. Важнейшие источники белка: сыр, мясо, рыба, яйца, молоко, печень.

Сообщение «Жиры». Жиры – основной источник энергии. Жиры также разделяют на две группы: животного т растительного происхождения.

Жиры способствуют выработке иммунитета. Они откладываются про запас, который используется при недостатке пищи и затратах энергии. Содержатся жиры в масле, орехах, сметане.

Сообщение «Углеводы». Углеводы – источник энергии для мышечной деятельности. Служат резервом питательных веществ в организме. Если человек выполняет физическую работу, то эти запасы быстро иссякают, а затем превращаются в сахар, чтобы восполнить недостаток в энергии.

Углеводы поступают в организм с продуктами растительного происхождения – картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды.

- Сколько раз в день необходимо питаться? 

Назовите. (Ответы детей)

Что такое меню? (Меню – это список блюд)

ФИЗМИНУТКА

Составление меню.(работа по группам)

Давайте попробуем составить меню из продуктов и блюд данных вам на карточках.

  1. Группа (меню на завтрак) (чай с лимоном, гороховый суп, жареный картофель, молочная каша)
  2. Группа (меню на обед) (салат, суп или борщ, компот, картофельное пюре или макароны, рыба или котлета, сок, хлеб)
  3. Группа (меню на полдник) (Молоко, яйцо, кефир, ряженка, простокваша, йогурт, колбаса,  торт, сметана, творог, творожный сырок и т.д.).
  4. Группа (меню на ужин) (рыбный суп, салат,  пирог с капустой, макароны, сосиска)

Каждая группа представляет результат своей работы.

Итак, вы пообедали. Чем можно заняться после обеда? Просигнальте, если вы согласны. (Использование сигнальных карточек)

  • Попрыгать
  • Почитать
  • Порисовать
  • Потанцевать
  • Поиграть с конструктором
  • Побегать

Во время обеда человек съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.

Что вы будете есть на полдник? (Ответы детей)

 Молоко очень полезно для здоровья и богато питательными веществами.

Какие молочные продукты вы знаете? Какое меню приготовила следующая группа?

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

- Что значит умеренность? (Не переедать)

- А разнообразие? (Ответы детей)

Какой вывод можно сделать? Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать - мед, гречка, геркулес, изюм, масло.

Другие помогают строить организм и сделать его более сильным - творог, рыба, мясо, яйца, орехи.

А третьи - фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться - ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы и т.д.

И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и территориях различно. Причин здесь много.

Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это делает? Какие фильтры вы используете?

 Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и... лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.) А какие природные лекарства вам известны? (Называются малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно полезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.

Сообщение учащегося «Удивительная травка».

Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Называют ее по-разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по - научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш — это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине — сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе (3).

Подорожник обыкновенный.  Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.


Игра «Зеленая аптека».

Задание: выбрать те растения (карточки с иллюстрациями), которые нам помогут при:

  • порезе пальца;
  • простуде;
  • нехватке витаминов. ( Записываем в тетрадь)

Подведем итог. Итак, рациональное питание — это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.

На доске появляются карточки «Здоровье = рациональное питание +».

ФИЗМИНУТКА

Активная деятельность.  «Жизнь — это движение».

Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как правильно ее делать?

        Сообщение учащегося «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?» 

Упражнения. Которые выполняет человек после пробуждения, помогают взбодриться, настроить тело и разум на рабочий лад. Только делать все нужно правильно. Упражнения должны быть направлены в первую очередь на улучшение кровообращения. Так как ваше тело отдыхало на протяжении всей ночи, кровь текла медленнее и стала гуще, позвоночник немного вытянулся (ведь пока вы спите, ему не нужно носить на себе ваше тело). С утра тело надо размять, немного растянуть мышцы, напитать себя кислородом.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину и объединяет людей.

Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка — все это составляющие активной деятельности.

На доске появляются карточки «Здоровье = рациональное питание + активная деятельность + »

 Положительные эмоции. (На доске лист с рисунком и надписью: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н.Толстой.)

Зная все это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизнь: (т.е. то, как мы живем каждый день). Что же нам мешает? Какую причину вы считаете главной? (работа в парах)

(Ребята перечисляют: отсутствие времени, лень и т.д. Идет обсуждение.)

Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля человека Нужно поставить перед собой цель и добиваться ее во что бы то ни стало. Немецкий философ Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы человек был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции. Конечно, обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль иногда и горе. А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?

(Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты...).

На доске появляются карточки «Здоровье = рациональное питание + активная деятельность + положительные эмоции».

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок оглушенной вам жизни и предлагайте каждому; кого встретите на своем пути».

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям;

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.








Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Самостоятельное применение знаний.





А сейчас выполните самостоятельное задание на карточках. Подпишите их. А проверив, мы оценим ваши ответы.

  1. В какое время суток нужно делать зарядку?
  2. Перечисли слагаемыми здоровья.
  3. Закалённый человек, какой это человек?
  4. Каких невидимок мы удаляем с кожи, когда моемся?
  5. Закончи: «Солнце, воздух и вода – …»








V. Домашнее задание.

Составить рассказ о сохранении здоровья.


VI. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

Почему именно мы являемся хозяевами своего здоровья?


– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

                                                                                                                                                                                                                                                                       © Баласс, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное...

Методическая разработка урока 2 класс

Задачи:Образовательные:- повторить и закрепить в игровой форме состав основных устройств компьютера. Развивающие:- развитие творческих способностей школьников, повышение интереса к предмету;- раз...

Методическая разработка урока_2 класс_Безударная гласная в корне слова

Учебный предмет – русский языкКласс – 2Тип урок – изучение нового материалаЦель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с безударными гласными, ...