Речь и культура общения. Открытый урок
план-конспект урока (2 класс) на тему
Урок посвящен русскому речевому этикету...
Цели урока:
- Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
- Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;
- Подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
- Ввести в словарь учащихся новые слова – вежливый, невежливый;
- Определить лексическое значение слова, дать понятие о вежливости, расширить представление об этом слове.
- Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rech_i_kultura_obshcheniya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №16
Речь и культура общения
Тифлопедагог МАОУ «СОШ №16»
г.Альметьевска РТ
Назарова Наталья Михайловна
г.Альметьевск
Речь и культура общения
Цели урока:
- Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
- Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;
- Подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
- Ввести в словарь учащихся новые слова – вежливый, невежливый;
- Определить лексическое значение слова, дать понятие о вежливости, расширить представление об этом слове.
- Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.
Оборудование:
- Плакат со словами “Волшебное слово – что ясный день”;
- Картинки с изображением Фей Вежливости и Незнайки;
- Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”, “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”;
- Карточки с рассказами Незнайки;
- Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук);
- Таблицы, карточки;
I. Организационный момент.
- Ребята, сели правильно, красиво.
- Посмотрите друг на друга.
- Улыбнитесь.
- Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.
- У вас хорошее настроение? Прекрасно. Теперь и у наших гостей прекрасное настроение. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками.
I. Постановка цели урока.
Урок культуры общения поможет мне вести Фея Вежливости. Почитайте, о чем пойдет речь на уроке (дети читают хором пословицы).
Анализ пословиц и поговорок о вежливости
О доброте сложено много не только песен и стихов, но и пословиц.
- Какие пословицы о доброте вы знаете?
- Прочитайте записанную на доске пословицу.
- Как вы понимаете ее смысл?
1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Свет не без добрых людей.
3. Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
4. Как аукнется, так и откликнется.
5. Жизнь дана на добрые дела.
- не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
- Мы будем говорить о вежливости и не только говорить, а еще выполнять разные задания. А Фея за вашу работу будет дарить цветы, и к концу урока мы должны собрать в вазу красивый букет.
- А еще к нам в гости пришел Незнайка, чтобы послушать, что вы знаете о вежливости.
Оформление доски:
Ход урока:
II. Вступительная беседа
- Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Ответы детей).
- Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.
- На доску прикрепляются карточки со словами “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”.
- А что это за волшебные слова? (Учащиеся перечисляют). На доске карточки с волшебными словами. (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)
- В чем заключается их волшебство? (Ответы).
- С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.
- Эти слова особенно волшебные. В сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот)
- Как вы понимаете выражение “приносить людям добро”? (Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им)
III. Тема урока.
- Беседа о волшебных словах.
- Можно ли принести добро словом?
- Добрые и ласковые слова несут людям радость, помогают справиться с трудностями, перенести горе, беду.
- Часто ли вы говорите эти слова другим? (ответы)
- Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Скажите, вежлив ли Витя? Почему? (ответы)
ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.
- Сейчас мы поиграем в игру “Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где надо вставляйте волшебные слова.
Игра “Вежливые ребята”
- Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
- Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
- Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
- И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”
- Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.
- Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи!!!”
- А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?
- А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?
(Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим “доброе утро”, то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду)
А сейчас послушайте инсценированное стихотворение, которое называется “Хорошее настроение”.
Шел по улице парнишка неспеша,
И тужурка нараспашку, и душа,
Подарил плаксивой девочке цветок-
Залилась веселым смехом, как звонок!
До подъезда сумку бабкину донес.
Бабка строгая растрогалась до слез!
Позабавил двух сердитых малышей-
Растянулись рты мальчишьи до ушей!
А парнишка шел все также, неспеша,
И тужурка нараспашку, и душа.
2. Беседа о добрых делах и поступках
- Можно ли этого мальчика назвать добрым? Почему? (ответы)
Правильно. Вежливость и доброта – это прежде всего бережное и внимательное отношение к другим людям.
Закрепление нового материала
1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.
- первая группа – подобрать синонимы к слову вежливый
- вторая группа – подобрать антонимы
- третья группа – составить из данных слов словосочетания
ВЕЖЛИВЫЙ учтивый | НЕВЕЖЛИВЫЙ неучтивый |
2. Проверка работы (по одному ученику от группы)
– Какое слово или словосочетание непонятно?
(На партах – карточки со словами из словаря синонимов.)
– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?
– А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести; “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый, невоспитанный.
3. Игра “Посмотри, подумай”.
– У меня затерялись 3 лепестка.
– Куда их прикрепить, может они лишние?
– Посмотрите и подумайте.
образованный знающий грамотный
(Ответы детей.)
Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.
4. Игра “Дары Вежливости”.
– Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости.
Слова на доске:
Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение
– Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это отрицательные качества.)
«Гость Незнайка»
- Ребята, а вот наш гость - Незнайка, и он пошел в школу учиться вежливости. Учился, учился и стал все знать? Как вести себя, как, что и когда говорить.
- Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)
- Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?)
- Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”
- Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)
Вывод: Конечно же, вы правы. Человек, который говорит волшебные слова – словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно, потому что… (дети читают хором тему на доске).
“Волшебное слово – что ясный день”
Самостоятельная работа. Тест “Оцени свою вежливость”
Оцениваем баллами: “да” – 2 балла; “иногда” – 1 балл; “нет” – 0.
– Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!
– У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. Вы хорошо уже сегодня поработали.
IV. Итог урока.
- Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
- Я думаю, что теперь вы и Незнайка всегда будете делать добро людям, и это добро обязательно вернется к вам! (В течение урока в вазе при правильных ответах появлялись цветочки)
- Посмотрите, ребята, какой красивый букет получился. И эти цветы добрая фея Вежливости дарит вам за хорошую работу, в память об этом уроке.
- Всем спасибо! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»
Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...
Конспект урока-проекта кружка РиКО (Речь и культура общения)
Тема: Р.р. Обучение написанию объявления. Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста. Задачи:1. учить самостоятельно создав...
План - конспект урока "Речь и культура общения". 2 класс Азбука поведения.
"Азбука поведения" - тема в 1, 2, 3, 4 классах - очень важна и актуальна.. (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы ....).Ребята не только знакомятся с понятиями, но и уча...
План - конспект урока "Речь и культура общения " 1 класс. Разговор без слов.
Основные задачи курса "Речь и культура общения" - развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы личности ребенка. Только в процессе общения со взрослыми, сверстниками ... происходит ста...
План - конспект урока "Речь и культура общения" 3 класс Грустно и смешно (драматический жанр)
Урок "Речь и культура общения" - урок говорения, общения, раскрепощения. На уроке - надо слушать и слышать друг друга. Мудрец сказал: "Лучше слушать, чем говорить". Почему? "Бог создал один язык...
План - конспект урока " Речь и культура общения" 4 класс Пишите письма!...
Учащиеся с большим интересом знакомятся с эпистолярным жанром - жанром письма. Эпистолярный жанр - средство общения и эмоционально-чувственного развития личности. В литературе эпист...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....