Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Омонимы"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Омонимы" был проведен в 3 классе по программе "Школа России", авт. В. П. Канакина. В содержании урока был использован краеведческий материал: стихи хантыйского поэта Ю. Шесталова, мансийского А. Тарханова, сведения природоведческого характера. Урок построен с помощью ИКТ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Омонимы", 3 кл. | 81.5 КБ |
Итоговый тест по краеведению. 4 кл. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Богордаева Надежда Геннадьевна.
Класс: 3
Предмет: Русский язык.
Тема: Омонимы.
Программа «Школа России»,
авт. Канакина В. П
Тема | Омонимы. |
Цель урока | Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся, ваза с веточками рябины. |
Задачи урока | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов); - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; - работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений. Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы. Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей; осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг, учиться бережно относиться к богатствам югорского края. |
Планируемый результат | Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте |
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, краеведение, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Русский язык, часть1 авт. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Рабочая тетрадь к учебнику, Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в паре. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Органи-зацион- ный момент. | Цель - активизация учащихся. | -Урок русского языка. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи. -Осень к нам пришла Красный факел зажгла. Здесь птицы снуют, И галдя, его клюют. В сенокос она горька, А в мороз сладка, Что за ягодка? | Словесный, мотивация учебной деятельности. | Настрой учащихся на работу на уроке. | Проговаривают правила общения: - Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает. |
II этап. Провер-ка домаш- него задания. Актуализация знаний. | Цель - обобщить знания об однозначных словах и о синонимах | - Отгадайте загадку. -О каком растении идет речь? -Какие признаки растения, перечисленные в стихотворении, помогли вам отгадать загадку? - Растет ли рябина в наших краях? Кто видел, поднимите руку? Этот яркий красивый букет из рябины будет украшением нашего урока. -Запишите отгадку, выделите орфограмму, назовите лексическое значение данного слова, прочитав толкование в словаре С. И. Ожегова. - Красота этого растения вдохновляет многих наших поэтов и писателей на создание своих произведений. -Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения мансийского поэта А. Тарханова Рябиновый пир. На пир рябиновый спешите, сойки. Опять леса рябиною горят. И песни осени прощально спойте На пне багряном посреди опят. -Объясните значение слов пир, сойки, опят. -Назовите синонимы к словам спешите, багряном. -Найдите в тексте однокоренное слово к слову рябина. - Подберите к этому слову другие однокоренные слова и запишите их в тетради. | Работа со стихотворением мансийского поэта А. Тарханова, с толковым словарем Словесный, наглядный, беседа. | Демонстрация букета. Демонстрация цитаты из словаря на экране после работы со словарями. Организация работы с текстом произведения, с повторением темы «Лексическое значение слова, слова-синонимы» Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради. . | Обсуждают ответы на вопросы. Работа с толковыми словарями. Ученики читают стихотворение А. Тарханова «Рябиновый пир» на экране проектора, объясняют значения слов, находят однокоренное слово, записывают его в тетради, подбирают синонимы. Учащиеся записывают слова: рябиновый, рябинка, рябиновка, рябчик, рябой, рябь и объясняют их лексическое значение ( в случае затруднения используют толковый словарь). |
III этап. Изуче- ние нового матери- ала. | Цель- познако- мить учащихся со словами- омонимами. | -Как называется заросль из деревьев рябины? -Учащиеся записывают слово рябинник, разбирают слово по составу, объясняют правописание удвоенной «н». -На доске записаны слова рябинке, на, рябинники, уселись. Составьте из слов предложение и запишите его. -Почему вы удивлены? -Обратимся к толковому словарю. - Что интересного вы узнали? -Как называются слова, у которых несколько значений? Тема сегодняшнего урока «Омонимы». Прочитаем в учебнике правило на стр. 45. -Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. -Прочитайте на карточках стихотворение мансийского поэта Ю.Шесталова. Лайка. Лайка, друг мой первый. Самый надежный, Друг самый верный, Ты рядом идешь, Как храбрый воин. Даже в темную ночь Я с тобою Спокоен. -О ком говорит Юван Шесталов? Что означает слово лайка? Как вы думаете, это слово однозначное или многозначное? Ответить на этот вопрос нам поможет словарь омонимов. Итак, слово лайка - многозначное. - Выпишите из текста омонимы, синонимы, к слову храбрый запишите антоним. -Откройте рабочие тетради на стр.26, упр.57. Прочитайте задание. Впишите в предложение пропущенное слово. -В каком словаре можно найти данные слова? Так какие виды слов мы теперь с вами знаем? (Антонимы. синонимы, омонимы) -Упр.58, стр.26. Прочитайте загадку, отгадайте. Подчеркните в словах изученные орфограммы. Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки. -Чем интересно слово норка? (Звучит и пишется одинаково, но имеет разное значение). | Постановка проблемного вопроса. Словесный, наглядный методы. Работа в паре. | Демонстрация картины зарослей рябины на экране. Организует физкультминутку. Фронтальная проверка. Работа с диском-приложением к учебнику при проверке упражнения 58. | Пишут слово в тетради. Формулируют тему урока. Работают со словарем. омонимов на стр. 156 учебника, узнают значения слова рябинник. Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 45 сведения об омонимах в разделе «Сведения об языке». Читают стихотворение. Самостоятельная работа учащихся. Работа со словарем стр. 156 учебника. Выполняют упражнения в рабочей тетради по закреплению правила об омонимах. Учащийся работает у доски. |
IV этап. Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности. . | Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Расскажите по схеме. Я Знал Узнал | |||
Домашнее задание. - Правило, стр. 45, упр. 76 | |||||
Используемые ресурсы: Рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакина, часть1, Москва «Просвещение», 2013г. Учебник Русский язык, часть1, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий , Толковый словарь С.И.Ожегова. Край родной. Азбука краеведения [Текст] / автор-сост. О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. |
Предварительный просмотр:
Итоговая проверочная работа 4 класс
Обведи знаком правильный ответ.
- Наш край находится:
1) в Европе; 2) в Азии; 3) на Дальнем Востоке.
- Наш край носит название:
1) ХМАО-Югра; 2) ЯНАО; 3) Россия.
- Он расположен на равнине, которая называется:
1) Восточно-Европейская; 2) Западно-Сибирская.
- Какова площадь нашего края по сравнению с соседними?
1) Больше. 2) Меньше. 3) Такой же.
- В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре городов:
1) 13; 2) 14; 3) 15.
- Столицей нашего края является:
1) Сургут; 2) Нефтеюганск; 3) Ханты-Мансийск.
- Ты живешь в:
1) селе; 2) поселке; 3) городе.
- Главное богатство нашего края:
1) уголь; 2) железная руда; 3) нефть.
- Люди, которые добывают полезные ископаемые, называются:
1) историки; 2) геологи; 3) археологи.
10. Первую нефть добыли у нас в:
1) 1950 г.; 2) 1960 г.; 3) 1970 г.
11. Большая часть нашего края расположена в природной зоне:
1) степь; 2) тайга; 3) тундра.
12. Какие деревья преобладают в тайге?
1) Хвойные. 2) Лиственные. 3) Игольчатые.
13. Растут ли в тайге лиственные деревья?
1) Да. 2) Нет.
14. Что растет выше?
1) Травы. 2) Кустарники. 3) Деревья.
15. Какое дерево в тайге вырастает выше других?
1) Ель. 2) Береза. 3) Кедр.
16. У какого дерева самая прочная древесина?
1) Ель. 2) Кедр. 3) Лиственница.
17. Сосновый лес на песке называется:
1) пихтач; 2) бор; 3) тайга.
18. Грибы – это:
1) растения; 2) животные; 3) особое царство природы.
19. Укажи неверное утверждение.
1) Собирать нужно те грибы, которые хорошо знаешь.
2) Несъедобные грибы надо уничтожать.
3) Нельзя собирать грибы у дорог и в городе.
4) Грибы надо срезать ножиком, иначе повредишь грибницу.
20. Гриб, растущий на березе, называют:
1) прутовик; 2) трутовик; 3) берёзовик.
21. Ночная птица, которая водится в наших краях - это:
1) сорока; 2) голубь; 3) сова.
22. Певчую птицу поползня еще называют:
1) рыболовом; 2) акробатом; 3) санитаром леса.
23. Музыкальный инструмент ханты и манси называется:
1) утка; 2) лебедь; 3) журавль.
24. Зимнюю одежду из меха у ханты называют:
1) гусь; 2) журавль; 3) кулик.
25.Тетеревиная птица, у которой зимой окраска белая, а летом пестрая:
1) рябчик; 2) глухарь; 3) куропатка.
26. Самая высокая птица Югры:
1) стерх; 2) орел; 3) сокол.
27. Дольше всех из наших птиц живет:
1) воробей; 2) дятел; 3) сокол.
28. Многие птицы стараются быть ближе к жилью человека, потому что:
1) Легче найти корм. 2) Безопаснее. 3) Птицы нас любят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....