внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)
презентация к уроку (3 класс) по теме
Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по краеведению по теме «Моя малая родина». Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-ко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katushka1.pptx | 1.27 МБ |
katushka2.pptx | 442.74 КБ |
konspekt_uroka_po_kraevedeniyu.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
.
.
Знаменитые трубы «Катушки»
ПЕТУШИНСКАЯ ШПУЛЬНО-КАТУШУЧНАЯ ФАБРИКА
.
.
Прусаков Василий Иванович (4.1914-?), родился в с. Старые Петушки Петушинского района, строгальщик шпульно-катушечной фабрики. Призван в КА в 1940 г. Петушинским РВК, командир взвода 33-го инженерного полка, младший лейтенант. На день начала войны жил в Брестской крепости с семьей (жена и двое детей), ранен в голову, пленен, числится пропавшим без вести. Источник: http://www.65lp.avo.ru От редакции сайта "Владимирский край": согласно сведениям, размещённым на официальном сайте мемориального комплекса "Брестская крепость" , Прусаков Василий Иванович погиб 22 июня 1941 года, его имя вынесено на гранитные плиты мемориала. Прусаков Василий Иванович
Рябова Екатерина В апреле грозного 1942года, в трудную для Родины годину, из Петушков, из клуба шпульно-катушечной фабрики отправилась на фронт группа девушек-добровольцев. Владимирова Нина
Бровкина Клавдия . Ботина ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УЛИЦА В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов (В.Даль)
.
1.Город, в котором ты живешь. 2.Какое предприятие появилось в Петушках 100 лет назад. 3.Название одной из улиц нашего района. 4. Место проведения досуга работников Шпульно-катушечной фабрики. 5. Элементы ткацкого станка, которые выпускала фабрика 6. Деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку 7. Что такое для вас район «Катушка» 1 к 2 а 3 т 4 у 5 ш к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 а 3 т 4 у 5 ш к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 т 4 у 5 ш к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 у 5 ш к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 ш к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И к 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И П О Г О Н Я Л К А 7 а
1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И П О Г О Н Я Л К А 7 Р О Д И Н А
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В 3-4 КЛАССАХ
«ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
ПО ТЕМЕ: «МОЙ РОДНОЙ РАЙОН «КАТУШКА»
Автор: Пурахина Алеся Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской обл.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение в начальной школе развивается в непосредственной связи с общими, учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и нравственным воспитанием.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т. д.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии и др.
Краеведение разделяется по формам его организации на государственное, школьное и общественное.
В школьном краеведении выделяются: учебное (его характер и содержание определяются школьной программой) и непрограммное (его содержание построено в соответствии с планом воспитательной работы школы и учреждения дополнительного образования).
Школьное краеведение — одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы.
Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа историко-краеведческого объединения. Основные задачи краеведения — воспитание обучающихся на примере боевых и трудовых традициях земляков, углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности, воспитание у них гражданского мировоззрения. Учебное объединение позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы.
Ведущая роль в организации работы школьного историко-краеведческого объединения отводится учителю, руководителю группы.
В зависимости от содержания программы, состава класса или группы, от местных условий учитель намечает объекты исследования, используя те или иные формы и методы работы.
Результаты работы зависят от того, насколько сам учитель компетентен в области краеведения, его умения заинтересовать обучающихся. Преподавателю необходимо хорошо знать историю родного края, владеть навыками краеведческой работы.
Краеведение имеет большое значение в повышении уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам как к части великой Родины.
Краеведческая работа расширяет, кругозор обучающихся, знакомит их с историей, экономической и культурной жизнью региона, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого.
Немалую роль играет краеведение в деле воспитания патриотических чувств обучающихся. Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.
Хорошие возможности открывает краеведение для решения задач трудового воспитания учащихся. Знакомясь с родным краем, участвуя в практических трудовых делах, обучающиеся могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.
В итоге работы ребята смогут собрать краеведческий материал для выставок и школьного музея.
Цели занятия:
- · приобщить детей к изучению родного города, заложить знания краеведческого материала.
- развитие познавательной активности;
- формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями истории родного города;
- совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности детей;
- развитие творческих способностей учащихся;
- познакомить учащихся с историей названия родного район и его развития до нашего времени;
- прививать чувство любви к своей "малой родине", воспитывать уважение к прошлому.
Задачи занятия:
Образовательные
- Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
- обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
- способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
- обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города;
- cформировать навыки публичных выступлений;
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры;
- сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивающие
- развивать уверенность в реализации личностных качеств;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Воспитательные
- воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей;
- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействии.
Форма проведения: занятие
Уровень образования: начальное общее образование
Класс(ы): 3-4 класс
Предмет: Краеведение
Оборудование: мультимедийная презентация, карта города, карточки с буквами.
Краткое описание:
На занятии ребята исследуют историческое названия родного района, улиц, на которых они проживают, разгадывают кроссворд. В итоге ребятами был составлен альбом для музея школы и исследовательская работа, которую защитили на школьной конференции.
Ход занятия
1.Актуализация знаний.
а) Звучит музыка (« У каждого из нас своя Россия» музыка Якова Дубравина, слова Г.Прусова ) и дети под музыку смотрят слайды с фотографиями района (слайд 2,3) Слова песни:
Туманы над крыльцом и речка за селом
И тихий лес что с детства манит нас
Летит в окно звезда чуть слышно поезда
Колёсами стучат в полночный час
У радости слова всегда простые
Приходит с ними в сердце тишина
У каждого из нас своя Россия
У каждого из нас своя Россия
И всё-таки она для всех одна
- Какой район вы видели на слайдах? («Катушка»)
- Как догадались? (Я видел фабрику, свою улицу, наш Дом культуры, нашу школу и т. д.)
- Что для вас значит этот район? (Это наша малая Родина)
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
А другим, наверно вспомнится
Свой родной уютный двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна. (З. Александрова)
б) Родина родина
Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, где мы живём.)
2. Формулировка темы занятия.
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
(Мы узнаем, вернее, уточним, что обозначают название района «Катушка», откуда оно произошли.)
3.Открытие новых знаний.
Итак, начнём с названия нашего района.
- Почему наш район так называется? ( Название «Катушка» произошло от названия Шпульно-катушечной фабрики, которая была создана еще в 1913 году и располагалась на территории сегодняшнего ПМЗ)
- Я попросила ребят исследовать этот вопрос. Давайте послушаем, что у них получилось.
(Выступление ребят по исследованию района.)
Предистория. Рассказы очевидцев.
В 1911 году вблизи одного из запасных путей станции строится небольшая древообделочная фабрика по производству погонялок. (слайд 4)
Погонялка - деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку. П. изготовляется из твёрдой древесины, хорошо сопротивляющейся повторно-переменным нагрузкам (бук, граб), а также из берёзового шпона, склеенного синтетическими смолами.
Численность рабочих составляла 50-60 человек, рабочий день продолжался 11,5-12 часов. Дневной заработок рабочих составлял от 20 до 30 копеек. Применялся труд детей, начиная с 11 лет. Рабочих за малейшую провинность штрафовали
История фабрики
В 2013 году исполнится 100 лет со дня основания Петушинской Шпульно-катушечной фабрики. Полной название фабрики в то время было Токарно-столярная фабрика крестьян Ивана Михайловича Дрожжина и Ивана Андреевича Ефремова при станции Петушки.
В 1925 году фабрика получила название АО «Катушка», которое потом было изменено на ОАО «Петушинская шпульно-катушечная фабрика» (слайд 5)
Фабрика имела общесоюзное значение. Продукция фабрики отправлялась во все республики Советского Союза.
Работало на фабрике до 2000 человек в разных цехах. Производственные цеха фабрики: сушильный, арматурный,пластмассовый, цех мелких серий, эмалировачный, механический, шпульный, инструментальный, электроцех. (слайд 6,7,8)
Во время ВОВ фабрика выпускала снарядные ящики для фронта. Многие работники «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» ушли добровольцами на фронт (слайд 9,10,11,12)
-У многих из вас родные и близкие в разные годы работали на ШКФ. (выступления детей с докладами о родственниках, работавших на фабрике)
В сентябре 2003 года на основе «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» был создан ПМЗ, а в 2007 г. Произошло объединение ПМЗ с «Заводом светильников «Люмсвет» Так открылась новая страница в истории предприятия (презент.2 слайд 1)
-А у кого сегодня кто-то из родственников трудится на ПМЗ? (выступления детей)
Век за веком, год за годом,
Как положено идут…
Я горжусь своим заводом
За его людей и труд!
Но даже если ваша семья не имеет отношения к фабрике, все равно ваша жизнь тесно связана с районом «Катушка», потому что здесь вы живете, здесь вы посещали детский сад, здесь вы ходите в школу, здесь находится Дом культуры, библиотека, стадион, которые были построены работниками «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» и для работников «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» и их детей.
д) Среди множества букв найдите и прочитайте слово, которое связано с географическим названием. (Улица) (презент.2 слайд 2,3)
Улицы – это родословная города.
За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.
- А что означает слово «улица»?
В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов (В.Даль)
Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство.( С.И.Ожегов)
Названия улицы - хранители памяти прошлых поколений. Само название улиц несет в себе информационную нагрузку.
- Кто расскажет о названии своей улицы? Как вы думаете, почему ваша улица носит такое название?
- Улица Заводская
- Фабричный проезд
- Улица Спортивная
- Улица Железнодорожная
- Улица Покровка
(сообщения детей)
4.Рефлексия
- Итак, давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили. Предлагаем вам разгадать кроссворд (презент.2 слайд 4,5,6,7,8,9,10,11)
1 |
|
|
|
|
| к |
| ||||||
2 |
| а |
|
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
| т |
|
|
|
|
| |||
4 |
|
| у |
| |||||||||
5 | ш |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| к |
| |||||
7 |
|
|
|
|
| а |
1.Город, в котором ты живешь (ПЕТУШКИ)
2.Какое предприятие появилось в Петушках 100 лет назад (ФАБРИКА)
3.Название одной из улиц нашего района (СПОРТИВНАЯ)
4. Место проведения досуга работников Шпульно-катушечной фабрики (КЛУБ)
5. Элементы ткацкого станка, которые выпускала фабрика (ШПУЛЬКИ)
6. Деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку (ПОГОНЯЛКА)
7. Что такое для вас район «Катушка» (РОДИНА)
-Молодцы, вы хорошо поработали. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия (презент.2 слайд 12)
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе (презент.2 слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация
Конспект составлен для внеурочной деятельности + презентация. У нас проводится кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...
Внеурочная деятельность: сценарий открытия церемонии "малых Олимпийских игр в школе".
В сценарии раскрываются этапы проведения мероприятия ( о Древней Греции, современных Олимпийских играх, символы Олимпиады, девиз, Олимпийский огонь)....
Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Магия чисел"
В презентации собран познавательный материал для внеурочной деятельности по математике в 1 классе....
Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Хлеб - всему голова""
В презентации собран познавательный материал для внеурочной деятельности по развитию речи в 1 классе....
Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Занимательная геометрия" 1 класс
В презентации собран занимательный материал о геометрических фигурах для кружковой работы в 1 классе....