авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
рабочая программа (2 класс) по теме
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Тимашево м.р.Кинель – Черкасский Самарской области
Программа внеурочной деятельности
«Моё село – моя малая Родина»
(направление: туристическо – краеведческое)
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8 - 10 лет
Срок реализации программы: 3года
Программа разработана
учителем начальных классов
Осиповой Т.В
с. Тимашево, 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Календарно – тематическое планирование
- Ожидаемые результаты
- Литература
Пояснительная записка
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.»
Д.С. Лихачев
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
«Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника является краеведческая деятельность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися, под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.
Важность данной проблемы отражена в Законе Росийской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа патриотического воспитания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.
Цели и задачи программы
Цель – развитие нравственно-патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся через краеведческую деятельность:
- воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижение земляков;
- стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению, и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся об истории своей семьи, села, края;
- формировать знания, умения, навыки в краеведческой работе,
- содействовать гармоничному развитию личности;
- совершенствовать духовные и физические потребности;
- формировать жизненную самостоятельность и деловые качества,
- формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Особенности программы
Данная программа будет работать по следующим направлениям:
- гражданско – патриотическое, нравственное воспитание, краеведение
- художественно-эстетическое;
- интеллектуальное развитие;
- спортивно – оздоровительное, физическое;
- трудовое воспитание.
Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:
- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность
Организация проведения занятий:
Организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:
- классные часы
- фестивали, тематические праздники, коллективно – творческие дела;
- художественное творчество;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, уроки мужества;
- сбор и оформление материалов для школьного музея;
- выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность;
Реализуя данную программу у учащихся должны сформироваться универсальные ученические действия:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику своего села, района;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- находить на карте свой регион; район, село;
- устанавливать причинно ‐ следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года, 102 час. Во 2 - 4 классах по 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Программа рассчитана на детей 8-10 лет, реализуется за 3 года.
Содержание программы
Первый год обучения (2 класс)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | « Я и моя семья» | 9 часов |
2 | «Моя родная школа. Мой класс» | 4 часа |
3 | «Тимашево – сегодня» | 21 час |
Всего: | 34 часа |
Первый год обучения работа будет проводиться по темам:
- « Я и моя семья»
Цель: познакомить учащихся с историей своего имени и фамилии, с традициями и обычаями семьи; составить генеалогическое дерево своего рода;
формировать у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
- «Моя родная школа. Мой класс»
Цель: познакомить с историей образования и традициями своей школы, с выпускниками, которыми гордится школа;
- «Тимашево – сегодня»
Цель: познакомить с развитием села в настоящее время, познакомить с известными и почетными жителями своего села; познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного села; провести работу по благоустройству села
Примерное календарно – тематическое планирование
№ | Название мероприятий | Направление дея - ти | Цель занятия | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Форма провед. | Теория | Практ | Сроки | |||
Личностные | Общеучебные | Коммуника- тивные | Регулятивные | ||||||||
1 | Что изучает наука «история» и что такое краеведение? | интеллек. развитие | Познакомить с понятиями «история», «краеведение» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | кл.час | 1 | ||
2 | Я и мое имя. Что в имени моем? | интеллек. развитие | Познакомить с историей образования имен, учить находить информации об истории своего имени. Составить журнал имен. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Использовать дополнительные источники информации, находить факты | Готовить и выступать с сообщениями | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | уст. журнал | 1 | ||
3 | Моя семья. | нравст. воспитание | Учить рассказывать о членах своей семьи, их интересах и занятиях | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Работать с семейными архивами | Готовить и выступать с сообщениями | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | кл. час | 1 | ||
4 | Профессии в моей семье. | нравст. воспитание | Познакомиться с различными видами профессий, учиться находить информацию о профессиях в своей семье | Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика» | Использовать дополнительные источники информации, работать с семейными архивами | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | кл. час | 1 | ||
5 | Традиции и праздники моей семьи | нравст. воспитание | Познакомить с понятиями «традиция», «профессия», учить находить информацию о традициях и обычаях своей семьи | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать дополнительные источники информации, работать с семейными архивами | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции | кл. час | 1 | ||
6 | Традиции и праздники моей семьи | нравст. воспитание | Познакомить поближе с традициями и обычаями каждой семьи класса через коллективно –творческое дело | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | праздник | 1 | ||
7 | Что такое родословная? | интеллек. развитие | Познакомить с понятием «родословная» | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
8 | Моя родословная (составление генеалогического дерева) | интеллек. развитие | Учить составлять генеалогическое дерево своей семьи | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки; работать с семейными архивами | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | проект | 1 | ||
9 | Мой дом: «Тепло отчего дома» | нравст. воспитание | Познакомить со значимостью семьи в судьбе каждого человека | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Самостоятельно подбирать литературу по теме | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | кл. час | 1 | ||
10 | Моя школа | краеведение | Познакомить со структурой, месторасположением школы, с людьми, работающими в ней. | Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика». | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | кл. час | |||
11 | Из истории моей школы | краеведение | Познакомить с историей образования школы | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | экскурсия | 1 | ||
12 | Из истории моей школы | краеведение | Познакомить со знаменитыми людьми, работающими в школе, с выпускниками | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | экскурсия | 1 | ||
13 | Мой класс! | нравст. воспитание | Разработать и провести праздник посвященный классу | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | праздник | 1 | ||
14 | Моя улица. Почему она носит такое название? | нравст – патриот., воспитание | Учить искать информацию о названии своей улицы. Составить журнал улиц своего села. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек | Готовить и выступать с сообщениями; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | устный журнал | 1 | ||
15 | Мое село – история названия и образования | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с историей названия своего села и его образованием | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; узнавать символику своего села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | 1 | ||
16 | Месторасположение моего села, границы и территория. Мое село на карте | интеллек. развитие | Познакомить с месторасположением села, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой, находить свое село на карте | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять поиск информации с использованием карты; находить на карте свое село | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | кл. час | 1 | ||
17 19 | Проект «Что мы можем подарить жителям ко дню основания поселка?» | худож-эстет. воспитание | Учить разрабатывать проект, используя различные ресурсы и реализовывать его. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | проект | 3 | ||
20 | Животный мир моего села | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием животного мира своего села, учить находить информацию о животных, проживающих на территории села | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать животный мир родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | экскурсия | 1 | ||
21 | Животный мир моего села | интеллек. развитие | Учить находить информацию о животных, проживающих на территории села. Составить журнал животных села. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | уст. журнал | 1 | ||
22 23 | «Кормушки – птицам» | трудовое воспитание | Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме «Кормушки – птицам» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | проект | 2 | ||
24 | Растительный мир моего села | краеведение | Познакомить с разнообразием растительного мира своего села, учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории села | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать растительный мир родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | 1 | ||
25 | Растительный мир моего села | краеведение | Учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории села. Составить журнал растений села. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | уст. журнал | 1 | ||
26 | Водоемы моего села | краеведение | Познакомить с разнообразием водоемов села | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы родного села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | экскурсия | 1 | ||
27 | Охранять природу - значит охранять Родину | трудовое воспитание | Провести субботник по благоустройству села | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | субботник | 1 | |||
28 | «Посади дерево!» | трудовое воспитание | Учить разрабатывать и реализовывать проект по благоустройству села | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией | проект | 1 | ||
29 | «Любимый уголок родной природы» | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс рисунков, посвященный природе своего села | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисунков | 1 | ||
30 | Промышлен- ность моего села | краеведение | Познакомить с промышленностью села, с услугами и продукцией выпускаемой на предприятиях | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; описывать промышленность села | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | 1 | ||
31 | Промышлен- ность моего села | краеведение | Познакомить с промышленностью села, с услугами и продукцией выпускаемой на предприятиях | Учиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; описывать промышленность села | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | экскурсия | 1 | ||
32 | Люди моего села | нравст – патриот., воспитание | Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации | Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскурсия | 1 | ||
33 | Люди моего села | нравст – патриот., воспитание | Познакомить со знаменитыми и почетными людьми села, с их вкладами в развитие села | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | встречи | 1 | ||||
34 | «Край мой родной» | интеллек. развитие | Разработать и провести совместно с детьми коллективно – творческое дело, посвященное родному селу | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | КТД | 1 | ||
Всего: | 17 ч | 17 ч. |
Второй год обучения (3 класс)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | « Я и моя семья» | 9 часов |
2 | «Моя родная школа. Мой класс» | 4 часа |
3 | «Тимашево – сегодня» | 21 час |
Всего: | 34 часа |
Второй год обучения работа будет проводиться по темам:
- «История нашей местности. Зарождение села Тимашево. 1757 – 1787 г.г.»
Цель: познакомить с историей нашей местности, с основание села и его основателями;
- «История села в период с 1800 – 1900 г.г.»
Цель: познакомить с историей развития в период с 1800 – 1900 г.г.: с основание школы; строительством сахарного завода;
- «Тимашево на рубеже конца 19 - начала 20 веков»
Цель: познакомить с историей развития села на рубеже конца 19 - начала 20 веков: с историей строительства железной дороги, электростанции на реке Б. Кинель; с историей строительства и открытием клуба;
- «20 век. История села»
Цель: познакомить с историей села в годы ВОВ, с развитием Тимашева в послевоенное время;
- «Село Тимашево – прошлое и настоящее»
Цель: провести исследование и найти сходства и различия прошлого и настоящего села Тимашево
Примерное календарно – тематическое планирование
№ | Название мероприятий | Направление дея - ти | Цель занятия | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Форма провед. | Теория | Практ | Сроки | |||
Личностные | Общеучебные | Коммуника- тивные | Регулятивные | ||||||||
1 | Что изучает наука «история» и что такое краеведение? | интеллек. развитие | Познакомить с понятиями «история», «краеведение» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл.час | 1 | ||
1757 - 1787 г. г. | |||||||||||
2 | История нашей местности | краеведение | Познакомить с историей местности поселка | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью | кл.час | 1 | ||
3 | Основание села Тимашево | краеведение | Познакомить с историей основания села | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл.час | 1 | ||
4 | Основатели села Тимашево | краеведение | Познакомить с основателями села Тимашево | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Знать символику своего села; уметь ее расшифровывать | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | кл.час | 1 | ||
5 | Знаменитые люди 18 века в истории села Тимашево | краеведение | Познакомить со знаменитыми людьми 18 веке в истории села | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Готовить и выступать с сообщениями | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл.час | 1 | ||
6 | Строительство церкви | краеведение | Познакомить с историей строительства церкви в селе Тимашево | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл.час | 1 | ||
7 | «Мое село в прошлом» | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс рисунков о представлении учащимися своего села в далеком прошлом | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисун- ков | 1 | ||
1800 – 1900 г.г. | |||||||||||
8 | Развитие села в 1 половине 19 века | краеведение | Познакомить с историей развития села в первой половине 19 века | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью | кл.час | 1 | ||
9 | Основание школы и распростране-ние грамотности | краеведение | Познакомить с основанием церковно – приходской школы в селе и распространением грамотности | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае, с целью поиска и извлечения познавательной информации | Готовить и выступать с сообщениями | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | кл.час | 1 | ||
10 | «А как раньше обучались дети?» | интеллек. развитие | Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме: «А как раньше обучались дети?» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | проект | 1 | ||
11 | Развитие села: строительство сахарного завода | краеведение | Познакомить с историей строительства сахарного завода и его основателями | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл. час | 1 | ||
12 | Развитие села: строительство сахарного завода | краеведение | Провести экскурсию по истории строительства сах. завода | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскур- сия | 1 | ||
Конец 19 века – начало 20 века | |||||||||||
13 | Развитие села: строительство железной дороги | краеведение | Познакомить с историей развитием села, с историей строительством железной дороги | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Выполнять учебные действия в материализован-ной, речевой и мыслительной форме | беседа, экскур- сия | 1 | ||
14 | Развитие села Тимашево и сахарного завода на рубеже веков | краеведение | Познакомить с историей развитием села и сахарного завода на рубеже конца 19 в – начало 20 в. | Познавательный интерес к новому материалу | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Ориентироваться на позицию партнера в общении | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | кл.час | 1 | ||
15 | Удельная и церковно – приходская школа в начале 20 века | краеведение | Познакомить с историей образования в селе в начале 20 века | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить новые факты | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью | кл.час | 1 | ||
16 | Строительство электростанции на реке Большой Кинель | краеведение | Познакомить с историей строительства электростанции на реке Большой Кинель | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Готовить и выступать с сообщениями | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл.час | 1 | ||
17 | Реконструкция церкви | краеведение | Познакомить с историей реконструкции церкви | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Используя дополнительные источники информации, находить новые факты | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскур- сия | 1 | ||
18 | Строительство и открытие клуба | интеллек. развитие | Познакомить с историей строительства и открытия клуба в селе. Продолжить работу над сбором информации для краеведческого музея | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | сбор сведе- ний | 1 | ||
19 | Строительство и открытие клуба | интеллек. развитие | Продолжить работу над знакомством и сбором информации об истории строительства и открытия клуба в селе | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскур- сия | 1 | ||
20 | Наш край в годы первой мировой войны | гражд– патр. воспитание | Познакомить с историей первой мировой войны в нашем крае | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | кл.час | 1 | ||
20 век | |||||||||||
21 | Мое село в годы ВОВ | гражд– патр. воспитание | Познакомить с историей села в годы ВОВ | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
22 | Мое село в годы ВОВ | гражд– патр. воспитание | Познакомить с историей села в годы ВОВ и его значением для военного фронта | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | экскур- сия | 1 | ||
23 | «Мой поселок в годы войны» | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс рисунков о жизни села в годы войны | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисунков | 1 | ||
24 | Что в моей семье рассказывают о войне?» | художественно-эстетическое | Провести конкурс сочинений о войне в судьбе семей села | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Работать в семейных архивах | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | конкурс сочине-ний | 1 | ||
25 | «Урок мужества» | гражд– патр. воспитание | Повести встречу с ветеранами ВОВ | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать встречи с ветеранами села, участвовавшими в ВОВ, с целью получения и сбора информации для музея | Готовить и выступать с сообщениями | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества | встреча с ветерана-ми | 1 | ||
26 | Промышлен-ность села. Развитие сахарного завода. | краеведение | Познакомить с историей развития промышленности поселка, с развитие сахарного завода | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | сбор информа-ции | 1 | ||
27 | «История одного рабочего» | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс сочинений об истории сахарного завода | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Работать в семейных архивах | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс сочине-ний | 1 | ||
28 | Строительство новой школы | краеведение | Познакомить со историей строительства новой школы | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Готовить и выступать с сообщениями | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл. час | 1 | ||
29 | Строительство больницы | краеведение | Познакомить с историей строительства больницы | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | встречи | 1 | ||
Тимашево – прошлое и настоящее | |||||||||||
30 | Тимашево – прошлое и настоящее: промышлен-ность | интеллек. развитие | Провести исследование прошлого и настоящего промышленности села | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | исследование | 1 | ||
31 | Тимашево – прошлое и настоящее: больница | интеллек. развитие | Провести исследование прошлого и настоящего больницы в селе Тимашево | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | исследование | 1 | ||
32 | Тимашево – прошлое и настоящее: школа | интеллек. развитие | Провести исследование прошлого и настоящего школы в селе Тимашево | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | экскур- сия | 1 | ||
33 | «Каким я вижу свое село в будущем» | худож-эстет. воспитание | Провести конкурс рисунков по теме: «Каким я вижу свое село в будущем» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисун- ков | 1 | ||
34 | «Когда я стану взрослым – я бы хотел …» | худож-эстет. воспитание | Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме: «Когда я стану взрослым – я бы хотел …» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | проект | 1 | ||
Всего: | 16 ч | 18 ч. |
Третий год обучения (4 класс)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | «Моя малая родина –Кинель – Черкасский район» | 8 часов |
2 | «Народы моего района, их традиции и обычаи» | 5 часов |
3 | «Кинель – Черкасский край» | 10 часов |
4 | «Знаменитые люди моего района» | 8 часов |
5 | «Мой край – моя малая родина» | 3 часа |
Всего: | 34 часа |
Первый год обучения работа будет проводиться по темам:
- «Моя малая родина – Кинель – Черкасский район»
Цель: познакомить учащихся с историей своего района – как частью своей малой родины; географическим положением, с достопримечательностями своего района
- «Народы моего района, их традиции и обычаи»
Цель: познакомить с народами, проживающими на территории района, с их обычаями и традициями
- «Кинель – Черкасский край»
Цель: познакомить с развитием района в настоящее время, с разнообразием растительного и животного мира;
- «Знаменитые люди моего района»
Цель: познакомить с известными и почетными жителями своего района, познакомить с их творчеством;
- «Мой край – моя малая родина»
Цель: рассмотреть значимость своего района - своей малой родины - для развития страны в целом
Примерное календарно – тематическое планирование
№ | Название мероприятий | Направление дея - ти | Педагогическая цель | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Форма провед. | Теория | Практ | Сроки | |||
Личностные | Общеучебные | Коммуника- тивные | Регулятивные | ||||||||
1 | Что изучает наука «история» и что такое краеведение? | интеллек. развитие | Познакомить с понятиями «история», «краеведение» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | кл.час | 1 | ||
2 | Моя малая Родина – с. Тимашево - частичка Кинель – Черкасского района | нравст – патриот. воспитание | Познакомить с месторасположение села, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой; находить сое село на карте | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Находить на карте свой район, село; узнавать символику своего села, района | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | кл. час | 1 | ||
3 | Кинель – Черкасский район – крупнейшее село Самарской области (географическое положение) | интеллек. развитие | Познакомить с месторасположе- нием района, с его границами и территорией. Учить пользоваться географической картой, находить свой район на карте | Научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримеча- тельностях с целью поиска информации; находить на карте свой регион; район, село; | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл. час | 1 | ||
4 | Из истории образования Кинель – Черкасского района | краеведение | Познакомить с историей образования района | Научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Узнавать символику своего села, района, уметь ее расшифровывать | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
5 | Из истории образования Кинель – Черкасского района. | краеведение | Продолжить знакомство с историей образования района | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | экскур- сия в музей | 1 | ||
6 | Достопримеча-тельности моего края: историко – краеведческие музеи | интеллек. развитие | Познакомить с достопримеча- тельностями района: историко-краеведческими музеями | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечательности родного края | Аргументиро- вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | уст. журнал | 1 | ||
7 | Достопримеча- тельности моего края: музеи народных ремесел | интеллек. развитие | Познакомить с достопримеча- тельностями района: музеи народных ремесел | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечательности родного края | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | уст. журнал | 1 | ||
8 | Достопримечательности моего края: Вознесенский храм в с. Кинель – Черкассы, купели | интеллек. развитие | Познакомить с достопримеча- тельностями района. Кинель Черкасский край - православие | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Использовать различную литературу о нашем крае; описывать достопримечатель-ности родного края | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | уст. журнал | 1 | ||
9 | Народы, населяющие Кинель – Черкасский район | интеллек. развитие | Познакомить с народами, населяющими район | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
10 | Традиции и обычаи народов, населяющих Кинель – Черкасский район | краеведение | Познакомить с обычаями и традициями народов, населяющих район. Провести работу по сбору информации для музея | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах | Аргументиро- вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | сбор информа-ции | 1 | ||
11 | Традиции и обычаи народов, населяющих Кинель – Черкасский район | интеллек. развитие | Познакомить с обычаями и традициями народов, населяющих район. Провести работу по сбору информации для музея | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | сбор информации | 1 | ||
12 | В гостях у народов Кинель – Черкасского района | худож-эстет. воспитание | Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; работать в семейных архивах | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | творче- ский проект | 1 | ||
13 | О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. Экскурсия в музей «Русская игрушка» с. Новые Ключи | интеллек. развитие краеведение | Познакомить с историей образования игрушек и народных костюмов через посещение музея | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни наших предков; | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | экскур- сия в музей | 1 | ||
14 | Природные условия Кинель – Черкасского района | интеллек. развитие | Познакомить с природными условиями Кинель – Черкасского района | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
15 | Растительный мир Кинель – Черкасского района | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием растительного мира района, учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать растительный мир района | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | уст. журнал | 1 | ||
16 | Растительный мир Кинель – Черкасского района | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием растительного мира района, учить находить информацию о растениях, прорастающих на территории | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | виктори-на | 1 | ||
17 | Животный мир Кинель – Черкасского района | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием животного мира своего района, учить находить информацию о животных, проживающих на территории | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать животный мир района | Аргументиро- вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | уст. журнал | 1 | ||
18 | Животный мир Кинель – Черкасского района | интеллек. развитие | Познакомить с разнообразием животного мира своего района, учить находить информацию о животных, проживающих на территории | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | игра | 1 | ||
19 | Животные и растения Кинель – Черкасского района, занесенные в Красную книгу | интеллек. развитие | Учить находить информацию о растениях и животных, проживающих на территории района. | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | проект | 1 | ||
20 | Водные ресурсы Кинель – Черкасского района (работа с картой) | интеллек. развитие | Познакомить с водными ресурсами района. Учить работать с картой | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Использовать различную литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; описывать водоемы района | Аргументиро- вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | кл. час | 1 | ||
21 | Промышлен- ность моего края | интеллек. развитие | Познакомить с промышленностью района | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; описывать промышленность села | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | кл. час | 1 | ||
22 | Промышлен- ность моего края - богатства моего края | интеллек. развитие | Познакомить с промышленностью района, учить собирать информацию для музея | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; описывать промышленность села | Аргументиро- вать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | сбор информа-ции | 1 | ||
23 | Промышлен-ность моего края Экскурсия на мельницу Кузьмина , созданную в 19 в. в с. Кинель – Черкассы | интеллект. развитие краеведение | Познакомить с историей развития промышленностью района на примере мельницы Кузьмина | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | экскур- сия | 1 | ||
24 | Почетные люди Кинель – Черкасского района | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с почетными людьми района и их заслугами перед отечеством | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о людях нашего края, с целью поиска и извлечения познавательной информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл. час | 1 | ||
25 | Заслуженные и известные артисты Кинель – Черкасского района | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с заслуженными и известными артистами района и их творчеством | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве | кл. час | 1 | |||
26 | Поэты и писатели моего края | нравст – патриот., воспитание | Познакомить с поэтами и писателями, проживающими в районе и их творчеством | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать встречи с людьми нашего края, с целью получения информации | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | встреча | 1 | ||
28 | Экскурсия в краеведческий музей А. Толстого в с. Александровка | интеллект. развитие краеведение | Познакомить с историей развития творчества в районе на примере поездки в краеведческий музей А. Толстого | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать посещение музея нашего края, с целью получения информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | экскур- сия | 1 | ||
29 | Встреча в литературном клубе | худож-эстет. воспитание | Провести встречу с поэтами района | Формировать мотивацию учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Самостоятельно подбирать литературу по теме | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке | конкурс чтецов | 1 | ||
30 | Художники Кинель – Черкасского района | интеллекту-альное развитие художествен-но-эстетическое | Познакомиться с художниками района и их творчеством | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о людях нашего края, с целью поиска и извлечения познавательной информации | Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества села | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | кл. час | 1 | ||
31 | «Живи и процветай, мой край» | Провести конкурс рисунков, посвященный своему краю | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | конкурс рисунков | 1 | ||||
32 | «Моя малая родина для великой страны» | интеллек. развитие | Учить высказывать и отстаивать свое мнение, выслушивать и принимать мнения собеседников | Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край | Самостоятельно подбирать литературу по теме | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | диспут | 1 | ||
33 | «Мой край в будущем…» | интеллекту-альное развитие | Учить разрабатывать и реализовывать проект по теме | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Самостоятельно подбирать литературу по теме | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | проект | 1 | ||
34 | «Мой край – Моя малая Родина» | интеллек. развитие | Учить разрабатывать и реализовывать коллективно – творческое дело по теме | Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край | Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к КТД | КТД | 1 | ||
Всего: | 17 ч | 17 ч |
Ожидаемые результаты программы
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания по истории и культуре родного края;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
Литература:
- Романов И. И. «Из истории Самарского края и рабочего поселка Тимашево» Книга 1// г. Кинель, 1997 г.
- Романов И. И. «Из истории Самарского края и рабочего поселка Тимашево» Книга 2 // 2007 г.
- Окружнов А., Денисов Ю. «Кинель – Черкассы 1744 – 1994 г.г.» // Самарский Дом Печати, 1995 г.
- Атлас Самарской области// Федеральная служба геодезии и картографии России, 1999 г.
- Поэзия Кинель – Черкасской земли «Сила неизбывная ключей» // Самарское отделение Литературного фонда России, 2000 г.
- Красная книга Самарской области
- «Атлас народов России» сантк – Петербург Издательский Дом «Нева», Москва Издательство «Олма – Пресс»// 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...
Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе
Для усиления экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...
Презентация Авторской программы факультативного курса "Юный конструктор"
В презентации представлены методологические основы и направленность авторской программы на обогащение, коррекцию и развитие сенсомоторных функций и интеллекта учащихся младших классов Специальных (кор...
Программа факультативного курса "Моя малая Родина"
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - сохранение ее в наших детях....
Авторская программа факультативного курса «Риторика»
Интегрированный факультативный курс риторики и этики....