РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (образовательная система Л. В. Занков)
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса составлена
с учетом требований Государственного стандарта общего образования по технологии,
на основе Примерной программы начального образования по технологии с учетом авторской программы Л.В. Занкова. (Сборник программ  развивающего обучения Л.В. Занкова. Самара: корпорация  «Федоров» 2010г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

(образовательная система Л. В. Занков)  

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса составлена
с учетом требований Государственного стандарта общего образования по технологии,
на основе Примерной программы начального образования по технологии с учетом авторской программы Л.В. Занкова. (Сборник программ  развивающего обучения Л.В. Занкова. Самара: корпорация  «Федоров» 2010г.)

I.        Пояснительная записка

Благодаря предметно–практической направленности курса у младших школьников закладывается процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе абстрактного мышления). Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка средствами художественного труда.

В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:

  • совершенствование ручной умелости;
  • развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приёмов;
  • развитие конструкторских способностей, воображения, фантазии, технического мышления, художественного вкуса;
  • расширение методов познания окружающей действительности;
  • формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях.
  • развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями,
    по разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами  разных материалов;
  • формирование умений планирования последовательности выполнения действий и  осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • знакомство с происхождением материалов, ручных ремёсел, видов художественного  творчества.

II.        Общая характеристика учебного предмета

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены
на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд».

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии c федеральным базисным учебным планом и примерной программой по технологии в 3 классе отводится 68 часа (2 часа в неделю, 34 учебные недели).  

IY. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по  технологии

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 3-м классе является формирование следующих умений: 

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
  • осознание своей ответственности за общее дело;
  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
  • уважение к чужому труду и результатам труда;
  • уважение к культурным традициям своего народа;
  • представление о себе как гражданине России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств окружающих людей;
  • готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
    к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания себя как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
  • готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно образном и словесно-логическом уровнях;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действии и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • владеть общими приемами решения задач;
  • работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
  • находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов;
  • выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
  • проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать на основе выделения сущностной связи;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • делать выписки из используемых источников информации;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
  • выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
  • использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
  • соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать особенности проектной деятельности;
  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
  • экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
  • прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
  • изменять способы соединения деталей конструкции;
  • изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
  • размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
  • изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.

VI. Содержание учебного предмета 

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:

Тема раздела

Кол-во часов

1

Художественное моделирование из бумаги путем складывания

9 часов

2.

Вырезание и аппликация

6 часов

3.

Художественное конструирование с использованием разных видов соединений

6 часов

4.

Текстильные материалы. Аппликация

9часов

5.

Текстильные материалы. Нитяная графика

2 часа

6.

Макраме и другие виды плетения

7 часов

7.

Обработка ткани

9 часов

8.

Пластилин

9 часов

9.

Комбинированные работы из различных материалов. Коллаж

11 часов

Всего

68часа

                                                                                                 

 

 


VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ 

Художественное моделирование из бумаги путем сгибания

Цель: ознакомление с историей возникновения бумаги, оригами и условными обозначениями и базовыми формами; формирование  понятия о видах бумаги и её свойствах; умения складывать игрушки оригами из прямоугольника

Знать: 

  • как правильно пользоваться опасными  предметами (инструментами);
  • последовательность изготовления плоских изделий;
  • последовательность изготовления двухцветных модулей.

Уметь:

  • конструировать основные схемы оригами;
  • выполнять надрезы и производить вырезание;
  • выполнять последовательность изготовления двухцветных модулей.

Дата

Тема учебного занятия

Вид учебной деятельности

Схемы и картон. Бумага и картон. Из истории бумаги. Инструктаж по ТБ.

Планировать предстоящую практическую деятельность
в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Владеть разными приемами разметки деталей из бумаги и ткани.

Соединять модули различными способами, получать объемные фигуры; получать двухцветный модуль.

Конструируем из модуля. Складывание плоского модуля и «звезды» из модуля. Гигиена труда.

Модульное оригами. Бумажный конструктор (цветок, птица).

Модульное оригами. Бумажный конструктор (рак).

Оригами из прямоугольника. Изготовление закладок. Гигиена труда.

Объёмный модуль. Складывание объёмного модуля и звезды
из объёмных модулей.

Оригами с вырезанием. Оригами
с вырезанием «Золотая рыбка»

Модули для украшения поверхности. Плоские модули. Рамка из модулей. Базовая форма «катамаран». Гигиена труда.

Сундучок «Санбо», базовая форма «блин». Техника безопасности
с режущими предметами.

Вырезание и аппликация

Цель: ознакомление с историей ножниц, с основными линиями чертежа: контурная, размерная выносная, сгиба и невидимого контура; формирование умения вырезать симметричные фигуры из бумаги; развитие фантазии и воображения, мелкой моторики руки.

Знать:

  • основные линии чертежа, уметь выполнять с их помощью разметку;
  • историю создания ножниц, их применение, различные виды.

Уметь:

  • делать полоски одинаковой длины и приклеивать их торцом к основе;
  • выполнять линии сгиба, самостоятельно вырезать в изделии относительно линии сгиба (симметрично);
  • выполнять прорези по криволинейному контуру, с переворотом;
  • пользоваться шаблонами, работать с шилом;
  • определять размеры прорезей на глаз и выполнять их;

Владеть техникой вырезания по частям, т.е. мелкими надрезами.

Беседа « Как появились ножницы» Инструктаж по ТБ при работе  с ножницами. Выпуклая аппликация из бумажных полосок.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,  сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка) конструктивные особеннности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, выкройка и др инструментами.

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или
с целью передачи определенной художественно - эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале
с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Симметричное вырезывание. Ажурная аппликация – насекомое.

Аппликация  с использованием симметричного и контурного вырезывания. Тематическая аппликация «У реки».

Наряд для баночки.

Выпуклая прорезная аппликация. Вырезание канцелярским ножом цветка и клоуна. Техника безопасности с режущими предметами.

Самостоятельная работа с использованием разных техник аппликаций (панно  «Панда»).

Техника безопасности с режущими предметами.

Художественное конструирование с использованием различных видов соединений  

Цель: ознакомление с соединениями без клея, с помощью прорезей, с техникой вырезания по частям; формирование умения выполнять прорези по криволинейному контуру, с переворотом, развитие логического мышления, фантазии, мелкой моторики руки.

Знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • технику вырезания по частям, т.е. мелкими надрезами.

Уметь:

  •  выполнять прорези по криволинейному контуру, с переворотом
  •  пользоваться шаблонами, работать с шилом
  •  определять размеры прорезей на глаз и выполнять их
  • вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесения контура.
  • работать по плану.
  • анализировать свои действия.
  • соединять детали с помощью  проволоки.

Соединение в цепочку без клея «Гирлянда ёлочка». Гигиена труда.

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

Характеризовать основные требования к изделию.

Молелировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условии: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней.

Виды раскладывания бумажных и тканевых салфеток.  Праздничный наряд для салфеток.

Вырезание узоров «на глаз», без предварительного нанесения контура. Прорезные соединения деталей.

Подарочные упаковки, развёртки коробок.

Изготовление коробочки-упаковки для подарка.

Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах. Техника безопасности с режущими предметами.

Текстильные материалы

Цель: ознакомление с историей вязания и ниток, техникой выполнения аппликации из цельных ниток; формирование умения делить окружности на части, отматывать пряжу и выкладывать  узор;

развитие мелкой моторики руки, глазомера.

Знать:

  •  основные свойства ткани;
  • виды нитей.

Уметь:

  • делить окружности на части, отматывать пряжу и выкладывать узор;
  • обрабатывать нити, делить на части;
  • распускать трикотаж, самостоятельно выполнять аппликацию из ткани;
  • выполнять  заготовки из ниток круглой, прямой формы для выполнения аппликации;
  • изготавливать узкие и широкие столбики, при помощи наматывания на карандаш;
  • выполнять гофрирование ткани на бумажной основе, уметь придавать для детали нужную форму с помощью ножниц;
  • создавать образы по собственному замыслу с использованием любой известной техники;
  • контролировать свою работу на всех этапах выполнения.

Беседа «Происхождение различных видов ткани, виды нитей».  Текстильные материалы. Аппликация из цельных нитей

Наблюдать связи человека
с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка». Техника безопасности
с режущими предметами. Гигиена труда.

Аппликация из резаных нитей «Одуванчик»

Аппликация из резаных нитей «Фантазия».

Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. Аппликация  «Астра», «Африканская хижина».

Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. Аппликация «Астра», «Африканская хижина».

Аппликация из скрученных ниток «Улитка». Гигиена труда.

Аппликация из жатой ткани «Грибы» (коллективная работа)

Аппликация из жатой ткани «Грибы» (коллективная работа)

Текстильные материалы. Нитяная графика

Цель: ознакомление с нитеграфикой, формирование умения натягивать нити на поверхности, натягивать нити через сквозные отверстия;  развитие мелкой моторики руки, глазомера, фантазии.

Знать:

  • что такое «нитеграфия», «изонить»,
  • историю возникновения этих видов искусства;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и др. материалов;
  • правила пользования этими инструментами.

Уметь:

  • заполнять угол, овал, окружность.
  • выполнять инструкции при решении учебных задач.

Нитяная графика. Гигиена труда.

Выполнять графический рисунок из нитей.  

Натяжение нитей на поверхности, натяжение нитей через сквозные отверстия.  

Макраме и другие виды плетения

Цель: ознакомление с историей узлов,    с видами морских узлов, способами их завязывания и  с историей макраме, формирование умения вязать классические узлы, простейшие узлы макраме; расширение кругозора.

Знать:

  • что такое «макраме»;
  •  название узлов;
  • способы использования узлов в повседневной жизни.

Уметь:

  • завязывать морские узлы;
  • выполнять спиральное плетение с помощью проволочных  петель;
  •  выполнять плоское полотняное плетение из атласных лент.

Нитяная графика.

( натяжение нити на пенопласте с помощью кнопок), натяжение нитей через сквозные отверстия

( заполнение окружности через отверстие угла). Композиция «Петушок» Гигиена труда.

Беседа «Исторические сведения об искусстве плетения, из истории узлов». Вязание узлов (геркулесов, гордиев  гордиев, узел).

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места
в общей деятельности.

Вязание узлов (восьмерка, прямой, коровий, «констриктор», «глухая петля», мешочный и воровской узел).

Макраме. Брелок из сутажа,  наряд для карандаша.  Гигиена труда.

Макраме. Брелок из сутажа,  наряд для карандаша.  Гигиена труда.

Спиральное плетение. Вьюнок (проволока, пряжа, лиана).

Цветы из ленточек и тесьмы.

Плоское полотняное плетение. Футляр для ножниц. Гигиена труда.

Обработка ткани

Цель: ознакомление  с видами тканей, с видами швов; формирование умения использовать схемы для складывания салфеток в виде «лилий»

Знать:

  • виды швов: тамбурный, стебельчатый, петельный и его варианты;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с иглой.

 Уметь:

  • складывать тканевые и бумажные салфетки по схемам
  • выполнять данные виды швов.
  • вышивать стебельчатым и тамбурными швами по рисунку, выполненному самостоятельно или переведенному с помощью кальки и копировальной бумаги.
  • изготавливать декоративную тесьму «Змейку».
  • выполнять выкройки, сшивание детали по прямым срезам
  • выполнять поделку с помощью изученных видов швов, способов сшивания деталей.

Виды тканей, подготовка тканей к работе. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,  сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка) конструктивные особеннности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, выкройка и др инструментами.

Молелировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Виды швов. Петельный шов и его варианты.  Техника безопасности
с режущими предметами.

Отделочные швы. Вышивание и отделка. Композиция «цветы»,  «рыцарский замок»

Отделочные швы. Вышивание и отделка. Композиция «цветы»,  «рыцарский замок»

Пришивание пуговиц с ушком. Декоративный отделочный рюш-змейка». Композиция змейка, бабочка над цветком.

Шов «ручная строчка». Шьём по выкройке, шитьё и украшение сумочки и кошелька. Гигиена труда.

Шов «ручная строчка». Шьём по выкройке. Вшиваем застежку – молнию. Гигиена труда.

Кактус – игольница.

Виды швов. Шов «ручная строчка», «стебельчатый шов» Тамбурные швы.

Пластилин

Цель: ознакомление с работами мастеров художественных промыслов, с историей глиняной игрушки, ознакомление с приемом раскатывания для получения узоров, со способами обработки пластилина; развитие творческих способностей, мелкой моторики руки, глазомера. 

Знать:

  • с помощью, каких инструментов, можно работать с пластилином;
  • историю появления глиняной игрушки.

Уметь:

  •  соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • различными способами обрабатывать пластилин;
  • выполнять раскатывание для получения узоров на пластилине;
  • создавать поделки из пластилина путем резания его проволокой;
  • создавать палитру теплых цветов, применять на практике данную технику;
  • создавать разнообразные фактурные поверхности;
  • применять технику пластилинового барельефа;
  •  применять в работе изученные техники работы с пластилином.

Виды швов. Тамбурные швы.

Беседа «Из истории глиняной игрушки».  Гигиена труда.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное
от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов

в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию
(из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии)

Планировать предстоящую практическую деятельность
в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Узор из пластилина полученный раскатыванием. Гигиена труда.

Расписной пластилин, полученный способом резания. (курочка
из пластилина)

Расписной пластилин полученный по способом смешивания. Картина из пластилина «Осенний ветер».

Фактурная поверхность, обрубка пластилина при помощи готовых форм. Дуб. Барельеф льва
из пластилина.

Барельеф, как один из древнейших видов искусства.

Интегральная техника работы
с пластилином. Картина «Сакура»

Природные узоры из пластилина. Каменный цветок. Узоры живой природы  пластилина. Черепаха.

Покажи, чему ты научился.

Комбинированные работы из различных материалов

Цель: ознакомление с историей расписной деревянной матрешки, с историей возникновения деревянных строений, крепостей, с историей появления театров, знакомство с театральными профессиями; расширение кругозора; развитие фантазии, чувство меры, глазомера, мелкой моторики рук.

Знать:

  • историю создания праздника «Вербное воскресение»;
  • что коллаж – техника создания картины;
  • историю настольных картонажных театров;
  • основные театральные профессии;
  • способы изготовления сцены, занавеса, декораций.

Уметь:

  • анализировать свои действия,
  • контролировать свою работу на всех этапах выполнения.
  • работать технике коллаж, применяя различные материалы.
  • сочетать в работе гофрированный  картон, бумажный шпагат, бумагу и ткань.
  • выполнять работу из ваты на основе из бархатной бумаги
  • изготавливать декорации к спектаклям, мастерить сцену, занавес.

Беседа «Из истории матрешки». Русская игрушка. Коллажи (матрёшка и богатырь)  Техника безопасности с режущими предметами.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,  сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка) конструктивные особеннности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож),  чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, выкройка и др инструментами.

Молелировать несложные изделия
с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

Участвовать в совместной творческой деятельности
при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Коллажи (матрёшка и богатырь)  Техника безопасности с режущими предметами.

Деревянное зодчество. Коллаж-дом из гофрированного картона и других материалов.

Коллаж - слоёный пирог.

Аппликация из ваты на бархатной основе.  Техника безопасности
с режущими предметами.

Вышитые салфетки. Салфетки
из пластилина или клеёнки.

Театральные гримёры и костюмеры. Коллаж-персонаж по выбору.

Настольный театр. Гигиена труда.

Настольный театр.

Изготовление костюмированного театра из бумаги. Гигиена труда.

Праздник «Очумелые ручки».

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Программа по технологии обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  • Цирулик Н. А., Проснякова, Т. Н. Уроки творчества: учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2008
  • ПросняковаТ. Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь по технологии для 3 класса. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011
  • Порочные планы по учебнику «Уроки творчества» Н. А. Цирулик, Т.Н. Просняковой/  авт.- сост. Н. А. Тараканова – Волгоград: Учитель, 2008
  • Т.Н. Проснякова. Методические рекомендации. Программа, поурочно-тематическое планирование. Издательство «Федоров», 2010
  • Т.Н. Проснякова. Уроки мастерства 3 класс. Издательство: ИД «Федоров», 2008
  • Т.Н. Проснякова. Методические рекомендации для учителя к учебнику по труду 3 класса «Уроки мастерства». М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова, 2010 г.
  • Н.А. Цирулик. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» 3 класс. Самара «Учебная литература», 2008 г.
  • В.В.Старикова. Уроки технологии 1-4 классы с применением информационных технологий. М.: Глобус, 2009 г.

2. Интернет-ресурсы.

  • http://tehnologiya.ucoz.ru/ - Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителей технологии»
  • http://www.proshkolu.ru/club/izo/ , http://www.proshkolu.ru/club/tech/ - Образовательный портал «Про школу. Ру»
  •  http://www.km-school.ru/ - образовательный портал «КМ-Школа»
  • http://stranamasterov.ru/node/1244 базисный учебный план по технологии

3. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

4. Учебно-практическое оборудование.

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Специализированная учебная мебель.

  • Компьютерный стол.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Бунеевой Е.В., Бунеева Р.Н....

Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...

Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких....

Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса  составлена на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинская « математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпо...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составленана основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чт...