РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (образовательная система Л. В. Занков)
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса  составлена на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинская « математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011) в соответствии
с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_3_klass_matematika.docx111.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ  

(образовательная система Л. В. Занков)  

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса  составлена на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинская « математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011) в соответствии
с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011).

  1. Пояснительная записка

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника - формирование способности
    к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов
    их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания
    в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  • научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  •  создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
  • научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии
    с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных
в образовательной программе «система Л.В Занкова», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются
в ходе учебно-воспитательного процесса. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий. 

1.Числа и операции над ними. 

Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начальн6ого курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода
к построению математической модели понятия «Число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины. Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, выводится соответствующая символика и терминология.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

  • коммуникативный закон сложения и умножения;
  • ассоциативный закон сложения и умножения;
  • дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

2. Величины и их измерение. 

Величина также является одним из важных понятий начального курса математики.
В процессе изучения основных понятий у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем).

Формирование представления о каждой величине и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно увидеть общие положения, которые имеют место при изучении каждой величины:

  • выясняются и уточняются представления детей о данной величине;
  • проводится сравнение однородных величин;
  • проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
  • формируются измерительные умения и навыки;
  • выполняется сложение и вычитание однородных величин; производится умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

3. Текстовые задачи.

В начальном курсе математики особое место отводится простым задачам. Умение решать такие задачи - фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся осваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами.

4. Элементы геометрии.

Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию
у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  • формирование представлений о геометрических фигурах;
  • формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах. Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение.

5. Элементы алгебры.

В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.

6. Нестандартные и занимательные задачи. 

В настоящее время одной из тенденции улучшения качества образования становиться ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуации и положений.

Построение содержания по «спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально - логическому изложению, от наблюдений т экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

7. Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблиц. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.

В предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии
с содержанием задания).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения
с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии
с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные
в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением
для современного человека.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться
с высокой степенью самостоятельности. При этом в классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 34 учебные недели, всего 136 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано
с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Занков»), так и совокупность методик и технологий
(в том числе и проектной), позволяющих заниматься
всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения
в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по математике

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса « Математика» в начальной школе является формирование следующих умений:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
  • высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий,
  • познавательный интерес к математической науке.

 Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик,
  • устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира,
  • строить алгоритм поиска необходимой информации,
  • определять логику решения практической и учебной задач;
  • умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
  • планировать, контролировать и корректировать;  
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
  • умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
  • умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

У обучающегося 3 класса будут сформированы

Личностные универсальные  учебные действия:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
  • понимание значения математически  в собственной жизни;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
  • понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
  • этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
  • восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;
  • ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание важности осуществления собственного выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
  • осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
  • принимать участие в групповой работе;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре

на заданный в учебнике ориентир;

  • на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве
    с учителем, одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе
    с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
  • кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
  • на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям наглядное и

по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

  • осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
  • проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
  • проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
  • строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода

на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);

  • понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации

в открытом информационном пространстве;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • расширять свои представления о математических явлениях;
  • проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
  • осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых для учащихся ситуациях);
  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации; 
  • допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера
    в общении;
  • координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить
    к общему решению в спорных вопросах;
  • использовать правила вежливости в различных ситуациях;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
  • контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность
    их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);
  • задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
  • понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека

Обучающийся получит возможность научиться:

  • корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные  для партнера высказывания;
  • адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; 
  • осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
  • активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.

Предметные результаты

Раздел «Числа и величины»

Обучающийся научится:

  • читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
  • устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
  • выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
  • классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
  • представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • находить долю от числа и число по его доле;
  • выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
  • применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
  • находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
  • изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;
  • изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
  • записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации С, L, D, М.

Раздел «Арифметические действия»

Обучающийся научится:

  • выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
  • выполнять деление с остатком;
  • находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
  • решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади);
  • изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
  • решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;
  • находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1-3 действия);
  • находить решения неравенств с одной переменной разными способами;
  • проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
  • выбирать верный ответ задания из предложенных.

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

Обучающийся научится:

  • выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;
  • выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия;
  • решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);
  • преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
  • составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
  • изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
  • находить разные способы решения одной задачи;
  • преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу
    с необходимым и достаточным количеством данных;
  • решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли.

Раздел «Пространственные отношения.  Геометрические фигуры»

Обучающийся научится:

  • различать окружность и круг;
  • строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
  • строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.

Обучающийся получит возможность научиться:,

  • использовать транспортир для измерения и построения углов;
  • делить круг на 2, 4, 6, 8равных частей;
  • изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники)
    в заданном масштабе;
  • выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
  • изображать пространственные тела (четырёхугольные призмы, пирамиды)
    на плоскости.

Раздел «Геометрические величины»

Обучающийся научится:

  • находить площадь фигуры с помощью палетки;
  • вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
  • выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
  • применять единицу измерения длины - километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
  • использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить площади многоугольников разными способами: разбиением
    на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;
  • использовать единицу измерения величины углов - градус и его обозначение (°).

Раздел «Работа с информацией»

Обучающийся научится:

  • использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;
  • устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;
  • использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные
    для решения текстовых задач;
  • соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;
  • дополнять простые столбчатые диаграммы;
  • понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;
  • понимать выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «... или ...», сне», «если .., то ... », «верно/неверно, что ...», «для того, чтобы ... нужно ...», «каждый», «все», «некоторые»).

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Математика» для 3-го класса включает следующие разделы:

Раздел

Название разделов

Кол-во часов

Площадь и её измерение

16 часов

Деление с остатком  

10 часов

Сложение и вычитание трёхзначных чисел

16 часа

Сравнение и измерение углов

12 часов

Внетабличное умножение и деление  

28 часов

Числовой (координатный) луч

13 часов

Масштаб. Дробные числа.

20 часов

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.

17 часов

 Итого

      132 часа

Резерв

      4 часа

 Итого

136 часов

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

Площадь и ее измерение

Цель формировать умения определять площадь фигуры с помощью палетки; вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины.

Знать:

  • виды разрядных слагаемых;
  • определение площади геометрических фигур;
  • единицы измерения площади, массы тел;
  • правило определения площади прямоугольника;
  • свойства арифметических действий, таблицу сложения.

Уметь:

  • определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,  используя формулу S =t x b;
  • выражать площадь измеряемых объектов используя разные единицы измерения этих величин в пре пределах изученных отношений между ними;
  • сравнивать площади фигур визуально и наложением;
  • сравнивать площади различной конфигурации;
  • выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин;
  • различать периметр площадь прямоугольника;
  • работать с натуральным рядом чисел;
  • преобразовывать таблицу умножения;
  • выполнять краткую запись задачи любым из изученных способов.

Иметь представление:

  •  иметь представление о понятии площадь фигуры.

Дата

Тема учебного занятия

Вид учебного занятия

Понятие о площади

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа
по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.

Выбирать удобный способ решения задачи.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов
в пространстве и
на плоскости.
Изготавливать (конструировать)

модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины.

Находить геометрические величины разными способами

Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно).

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации.

Однозначные, двузначные, трехзначные числа (повторение)

Сравнение площадей различных фигур.

Таблица умножения, ее преобразование.

Сравнение площадей различных фигур визуально и наложением. Практическая работа по теме «Нахождение площади фигур при помощи палетки».

Использование произвольных мерок для измерения и сравнения площадей фигур. Математический диктант.

Сравнение трёхзначных чисел. Самостоятельная работа по теме «Трехзначные числа»

Измерение площади произвольными мерками квадратной формы Практическая работа по теме «Измерение с помощью палетки».

Таблица умножения, ее преобразование.

Входная контрольная работа по теме

«Сложение и вычитание двузначных чисел»

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел».

Знакомство с общепринятыми мерами площади, их связь с единицами длины.  

Грамм – новая единица измерения. Практическая работа по теме «Измерение массы предметов»

Новый вид краткой записи задачи: рисунок-схема. Математический диктант.

Определение площади прямоугольника косвенным путем – умножением его длины на ширину.

Определение площади прямоугольника косвенным путем – умножением его длины на ширину. Проверочная работа по теме «Площадь и ее измерение».

Практическое задание к разделу: найти периметр и площадь своей комнаты.

Деление с остатком

Цель: познакомить с понятием «деление с остатком», с правилом деления нуля на натуральное число.

Знать:

  • свойства ряда целых неотрицательных чисел; 
  • о делении с остатком; 
  • таблицы сложения и умножения;
  • о том, что количество цифр, стоящих в натуральном ряду между одним числом и следующим, делящимся без остатка, равно делителю.

Уметь:

  • находить значение выражений со скобками;
  • доказывать, что при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток;
  • выполнять деление с остатком;
  • находить делимое по значению частного и остатка;
  • читать и записывать натуральное число в пределах класса тысяч;
  • составлять задачи, обратные данной.

Натуральный ряд чисел, отрезок натурального ряда, таблица умножения. Повторение.

Группировать числа
по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывать явления и события
с использованием чисел и величин

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи.

Планировать решение задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Прогнозировать результат вычисления.

Смысл действия деления с остатком на примерах решения задач.

Единицы измерения массы – центнер и тонна. Математический диктант.

Деление с остатком, когда остаток равен 1. Центнер и тонна – единицы измерения массы.

Задачи на кратное сравнение.

Деление с остатком, когда остаток равен 2. Самостоятельная работа по теме «Деление с остатком».  

Зависимость между делителем и остатком. Самостоятельная работа по теме «Площадь»

Нахождение делимого по значению частного и остатку.

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Деление с остатком»

Практическое задание к разделу: составьте задачу на деление с остатком и предложить их для решения одноклассникам.

Сложение и вычитание трёхзначных  чисел

Цель: формировать умение выполнять сложение и вычитание  трехзначных чисел 
с переходом и без перехода через разряд; по
знакомить с новыми единицами измерения массы - центнером и тонной; записывать решение сложным выражением.

Знать: 

  • знать таблицу сложения и вычитания;
  • алгоритмом сложения  трехзначных чисел;
  • порядок выполнения действий в сложных выражениях;
  • общий алгоритм вычитания трехзначных чисел;
  • алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд
    в столбик
  • свойство радиусов одной окружности;
  • соотношение между радиусом и диаметром окружности;

единицы измерения площади и соотношения между ними;

  • правило определения площади прямоугольника.

Уметь: 

  • читать и записывать натуральное число, устанавливать отношения между ними и записывать с помощью знаков;
  • выполнять подробную запись данного алгоритма сложения  трехзначных чисел;
  • складывать и вычитать трехзначные числа - круглые десятки;
  • использовать алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел, оформляя запись в столбик;
  • складывать и вычитать трехзначные числа с переходом через разряд;
  •  сравнивать и классифицировать геометрические фигуры по признакам;
  • различать окружность и круг;

строить окружность заданного радиуса при помощи циркуля; 

выполнять краткую запись задачи, используя различные формы;

  • преобразовывать задачи с недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных;
  •  решать задачи с недостающими данными.

Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд единиц. Математический диктант.

Сравнивать числа
по классам и разрядам.

Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Группировать числа
по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Прогнозировать результат вычисления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий).

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели по образцу, описанию, плану, рисунку.

Конструировать геометрическую фигуру (отрезок, ломаную, прямоугольник) с заданной величиной (длиной, периметром, площадью).

Четные и нечетные числа. Тест по теме «Решение задач»

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд единиц. Самостоятельная работа по теме «Сложение трехзначных чисел»

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Решение задач». 

Анализ контрольной работы. Единицы площади. Соотношение между единицами площади

Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд единиц.

Площадь фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на несколько фигур прямоугольной формы

Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд единиц. Математический диктант.

Использование таблицы для краткой записи условия задачи. Задачи с недостаточными данными. 

Круг. Окружность. Центр окружности.

Площади фигур сложной конфигурации. Самостоятельная работа по теме «Вычитание трехзначных чисел»

 Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд десятков.

Радиус окружности. Математический диктант.

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд единиц и десятков.

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода и с переходом через разряд единиц»

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»

Практическое задание к разделу: начертить различные узоры, используя циркуль.

Выполнить проверочную работу «Твои успехи». Тетрадь № 1

Сравнение и измерение углов.

 Цель: познакомить с понятием центральный угол; с единицей измерения углов – градусом, формировать умения записывать и читать новую величину.

Знать:

  • единицу измерения величины углов - градус и его обозначение ( );  
  • свойство радиусов одной окружности;
  • определение центрального угла;
  • формулировку распределительного свойства умножения относительно сложения;
  • таблицу сложения и умножения.

Уметь:

  • читать и записывать натуральное число, устанавливать отношения между ними и записывать с помощью знаков;
  • сравнивать и измерять углы с помощью транспортира;
  • читать и записывать новую величину – градус;
  • записывать его в общем, виде, используя буквы;
  • строить углы заданной величины
  • строить углы при помощи транспортиров;
  • решать задачи- с избыточными данными;
  • применять распределительное свойство умножения для вычислений.

Иметь представление:

 представление о понятии – центральный угол.

Виды углов. Визуальное сравнение углов и сравнение путем наложения. Тест 
по теме «Трехзначные числа».

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры.

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации.

Виды углов. Сравнение углов при помощи произвольной мерки.

Центральный угол. Математический диктант.

Основное свойство радиусов окружностей.

Единица измерения углов – градус.

Распределительный закон умножения относительно сложения. Проверочная работа по теме «Сравнение углов».

Транспортир – прибор для измерения углов. Практическая работа по теме «Построение радиусов окружностей, нахождение площади фигуры сложной конфигурации».

Определение величины углов при помощитранспортира. Градусная мера прямого угла. Математический диктант.

Распределительный закон умножения относительно сложения. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».

Построение углов при помощи транспортира.

Распределительное свойство деления относительно сложения.

Контрольная работа за 2 четверть по теме

 «Сравнение и измерение углов».

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме «Сравнение и измерение углов».

Практическое задание к разделу.         подготовить историческую справку об истории возникновения единиц измерения углов.

Внетабличное умножение и деление.

Цель: формировать умения сравнивать произведения, в которых умножение многозначного числа на однозначное выполняется с переходом и без перехода через разряд; учить выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное с переходом через разряд, выполняя подробную запись и запись в столбик.

Знать:

  • общий алгоритм умножения и деления многозначного числа на однозначное чисел;
  • разряды многозначных чисел;
  • законы и свойства арифметических действий;
  • классификацию разрядов;
  • название объемных фигур (шар, цилиндр, конус, куб);
  • таблицы сложения и умножения.

Уметь:

  • находить способы определения значения произведения, в котором один множитель многозначное число;
  • определять значения произведения, в котором разрядная единица умножается

на однозначное число;

  • решать уравнения с неизвестным множителем;
  • умножать многозначное число на однозначное;
  • делить десятки и сотни на однозначное число;
  • показать умения использовать знания на практике;
  • решать неравенства и находить общее решение;
  • делить многозначное число на однозначное;
  • преобразовывать задачи из простых в более сложные;
  • сокращать подробную запись до более короткой;
  • решать неравенства с переменной;
  • преобразовывать данную задачу в более простую;
  • изображать невидимые линии в чертеже объёмного тела пунктиром;
  • использовать знания на практике.

Иметь представление:

  • о системе неравенств.

Умножение многозначного числа на однозначное.

Сравнивать разные способы вычислений; выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата)

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического
(в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи

Изготавливать (конструировать)

Описывать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры.

Находить геометрическую величину разными способами

Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно).

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации.

Умножение однозначного числа на 10 или на 100.

Умножение  единицы с нулями
на однозначное число.

Умножение чисел, где один из множителей содержит нули на конце.

Умножение двузначного на однозначное путем разбиения двузначного на сумму разрядных слагаемых.

Самостоятельная работа по теме «Умножение десятков и сотен
на однозначное число»
.

Умножение многозначного с подробной записью.

Неравенства, верные и неверные. Допустимые значения неизвестной в неравенствах. Математический диктант.

Связь умножения с делением. Работа
с таблицей умножения.

Неравенства. Система неравенств. Общие решения неравенств. Самостоятельная работа по теме «Умножение двузначного на однозначное».

Неравенства. Система неравенств. Общие решения неравенств.

Деление двузначного на однозначное (разбиение на разрядные слагаемые)

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись в столбик. Математический диктант.

Объемные предметы на плоскости. Знакомство с перспективой.

Контрольная работа по теме «Сложение

и вычитание трехзначных чисел».

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме «Умножение трёхзначного числа на однозначное».

Умножение многозначного числа на однозначное без перехода через разряд. Запись умножения в столбик. Самостоятельная работа по теме «Умножение многозначного числа
на однозначное».

Умножение многозначного числа
на однозначное. Запись в столбик.
 Математический диктант.

Умножение трехзначного числа
на однозначное с переходом через разряд.

Умножение трехзначного числа
на однозначное с переходом через разряд.
 Закрепление.

Деление многозначного числа на однозначное число.

Художественные способы создания иллюзии объёмности при изображении предметов на плоскости.

Решение неравенств. Математический диктант.

Умножение двузначного числа на однозначное

с двумя переходами через разряд. Проверочная работа по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Деление двузначного числа на однозначное путем разбиения делимого на удобные слагаемые.

Деление многозначного числа на однозначное в столбик. Тест по теме «Внетабличное умножение и деление».

Объемные тела. Чертеж объемной фигуры. Видимые и невидимые линии.

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного по теме « Внетабличное умножение и деление».

Практическое задание к разделу: составить алгоритм умножения и деления и записать в тетрадь открытий.

Числовой (координатный луч)

Цель: ввести понятие «числовой луч» и «единичный отрезок», находить на луче точки, содержащие выбранную мерку несколько раз; углубить знания о величине «производительность труда»; совершенствовать навыки решения задач.

Знать:

  • понятие числовой луч;  
  • свойства и геометрическую модель натурального ряда( числовой луч);
  •  понятие о координате точки числового луча;
  • определение: скорость, время, расстояние;
  •  зависимость между скоростью, временем, расстоянием;
  •  понятие о производительности труда;
  • зависимость между производительностью труда, временем, объемом выполненной работы.

Уметь:

  • находить единичный отрезок;  
  • соотносить число и его координату на числовом луче;
  • устанавливать отношения между натуральными числами на числовом луче;
  • решать задачи на движение и производительность труда;
  • записывать вычислять выражения, содержащие числовые и буквенные значения.

Геометрический образ натурального ряда чисел- числовой (координатный) луч. Математический диктант.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывать явления и события
с использованием чисел и величин.

Сравнивать разные способы вычислений; выбирать удобный. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Моделировать изученные арифметические зависимости.

Сравнивать геометрические фигуры.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения.

Находить геометрические величины разными способами

Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно).

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации.

Понятие «числовой луч».

Способы построения числового луча при использовании произвольных мерок. Практическая работа по теме «Построение числового луча».

Понятие о производительности труда. Зависимость между производительностью труда, временем, объемом выполненной работы.

Единичный отрезок и его выбор. Построение числового луча.

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Внетабличное умножение и деление».

Запись выражений, содержащих числовые и буквенные значения. Четырехугольная призма и ее чертёж.

Понятие о координате точки числового луча и знакомство с определением «координатный луч». Математический диктант.

Скорость движения. Зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путём.

Восстановление единичного отрезка
по координатам заданных точек.
 Высота пирамиды. Самостоятельная работа
по теме «Решение задач»

Контрольная работа по теме «Числовой луч».

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

Практическое задание к разделу: выполнить проверочную работу «Твои успехи». Тетрадь № 2

Масштаб. Дробные числа.

Цель: ввести понятие числителя и знаменателя дроби, выявить через практическую работу математический смысл каждого из них; формировать навыки решения уравнений, неравенств и систем неравенств; развивать умение анализировать и обобщать.

Знать:

  • термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл;
  • определение неравенств и систем неравенств;
  • масштаб и разные варианты его обозначения;

 Уметь:

  • читать и записывать дробные числа;
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • записывать и решать двойные неравенства;
  • решать системы неравенств разными способами;
  • изображать предмет в масштабе;
  • решать задачи на движение и составлять обратные;
  • составлять и решать выражения с несколькими скобками;
  • решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий.

Знакомство с понятием «дробные числа».

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывать явления и события
с использованием чисел и величин.

Сравнивать разные способы вычислений; выбирать удобный. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения.

Контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби. Математический диктант.

Дробные числа. Числитель и знаменатель.

Запись дробей по рисункам. Запись дробей в порядке увеличения.

Закрепление понятия дробь. Решение  уравнений.

Масштаб. Практическая работа по теме

«Сумма углов треугольника».

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложное (двойное) неравенство. Самостоятельная работа по теме «Дробные числа».

Изображение предметов в масштабе, уменьшающем или увеличивающем истинные размеры. Запись масштаба как соотношения чисел.

Изображение предметов в масштабе. Математический диктант.

Построение точек с заданными координатами в виде дроби.

Дробные числа на координатном луче.

Порядок выполнения действий в выражениях

с внутренними скобками. Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений».

Решение задач  на движение.

Решение задач на нахождение доли числа.

Задачи на нахождение числа по его доле.

Решение задач на движение. Математический диктант.

Сложение и вычитание дробей. Тест
по теме «Дроби».

Контрольная работа по теме «Дроби».

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

Практическое задание к разделу: начертить изображения любого предмета, используя масштаб 1 :100

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч

Цель: формировать умения читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду; выполнять сложение и вычитание в пределах класса тысяч; составлять задачи, обратные данной.

Знать:

  •  единицы счета тысячи;
  • таблицу разрядов;
  • соотношение единиц длины, времени, веса, площади.

Уметь:

  • читать и записывать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
  • представлять любое натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах класса тысяч;
  • решать задачи с неоднозначным ответом;
  • составлять задачи, обратные данной.

Образование новой единицы счета - тысячи. Запись числа. Разряды в этом числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Сравнивать разные способы вычислений; выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

Прогнозировать результат вычисления.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.

Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата)

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического
(в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

Самостоятельно выбирать способ решения задачи.

Письменная нумерация четырехзначных чисел, образование 1000 как следующего числа натурального ряда.

Образование 1000 при счете десятками Математический диктант.

Образование тысячи при счете десятками.

Соотношения единиц длины. Самостоятельная работа по теме «Разряды и классы».

Соотношения единиц массы.

Десяток тысяч как новая счетная единица.

Сотня тысяч – новая единица счета. Нумерация многозначных чисел. Математический диктант.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Понятие «развертки объемного тела». Построение развертки прямоугольного параллелепипеда.

 Итоговая контрольная работа по теме  «Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч».

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Знакомство с римскими цифрами Д и М.

Вычитание многозначных чисел. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». 

Класс единиц и класс тысяч. Образование сотни тысяч при счете разными единицами.

Образование сотни тысяч различными способами. Математический диктант.

Таблица разрядов и классов. Таблица первых двух разрядов  и классов Подготовка к умножению многозначного числа. 

Практическое задание к разделу.         Составить и предложить одноклассникам выражения по теме «Деление с остатком»

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Программа по математике обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  • Аргинская И.И.,  Ивановская Е. И., Кормшина С. Н. Математика: учебник
    для 3 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011 г.
  • Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Рабочая тетрадь для 3 класса: В 3 ч. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011 г.
  • Итина Л. С., Кормишина С.Н.. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй: Рабочая тетрадь для 3 класса. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011г.
  • Примерное планирование уроков математики для 3 и 4 классов. Система развития Л.В. Занкова. Е. В. Вороницына, О.В. Федоскина – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008 г.
  • Поурочные планы по учебнику И.И. Аргинской, Е. И Ивановской / авт.- сост. О.В. Росланова - Волгоград: Учитель, 2008 г.
  • Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Сост. С.Г. Яковлева – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009 г.
  • Математика. 1-4 классы: итоговые работы/авт. – сост. Е. М. Елизарова, Н. Н. Бобкова- Волгоград: учитель, 2010 г

1. Дополнительная литература.

1. Аргинская, И. И. Дополнительные материалы к методическим пособиям по математике (1–4 классы) / И. И. Аргинская. – М.: Центр общего развития, 2002.

2. Аргинская, И. И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе / И. И. Аргинская. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

3. Волина, В. В. Занимательная математика для детей / В. В. Волина. – СПб. : Специальная литература, 1996.

4. Глушкова, О. Б. Тесты по математике / О. Б. Глушкова. – М. : Арт-Пресс, 2001.

5. Жигалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике / Т. К. Жигалкина. – М. : Просвещение, 1989.

6. Итина, Л. С. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй : рабочая тетрадь по математике. 3 класс / Л. С. Итина, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

7. Керженцева, А. В. Пояснения, решения и ответы к заданиям учебника И. И. Аргинской «Математика. 3 класс» / А. В. Керженцева, О. В. Федоскина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.

8. Контрольные работы по системе Л. В. Занкова / сост. С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

9. Соболева, О. Л. Справочник школьника (1–4 классы) / О. Л. Соболева. – М. : АСТ-Пресс, 2007.

10.Тестовые контрольные работы по математике для начальной школы. 1–4 классы / Н. А. Цыкина. – Волгоград : Учитель, 2003.

11. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по математике. 3 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова – М.: АСТ, 2010.

12. Узорова О.В., Нефедова А.Е. Полный курс математики: все типы заданий, задач, примеров, неравенств, уравнений, контрольные работы, тесты: 3 класс.        М.: АСТ-Астрель        2009

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

4. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа: http://zankov.ru

5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступ а: http://nsc.1september.ru/urok

7. www.km.ru/education

8. www.rozniisel.irk.ru

9. www.urok.ru

10. www-windows-1251.edu.yar.ru/Russian/pedbank/sorjich/V

11. www.festival.1september.ru

12. http://www.informika/ru/windows/magaz/klass

13. http://lyceuml.ssu.runnet.ru/dist

14. http://www.ws.ssu.samara.ru/nauka

3. Наглядные пособия.

Таблицы:

1. Комплект таблиц «Устные приёмы сложения и вычитания» в пределах 100»

2. Комплект таблиц «Порядок действий»

3. Комплект таблиц «Умножение и деление»

4. Комплект таблиц «Простые задачи»

5. Комплект таблиц «Математические таблицы для начальной школы»

6. Комплект таблиц «Математика 3 класс»

7. Комплект таблиц «Геометрические величины и фигуры»

8. Комплект таблиц «Однозначные и многозначные числа»

9. Комплект таблиц «Учимся считать»

10. Комплект таблиц «Единицы площади»

11. Комплект таблиц «Разряды и классы»

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая электронная энциклопедия (CD).

2. Математика 1 – 4 классы. Тесты(CD).

3. Тестовый конструктор. Математика 3 – 4 класс(CD).

4. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 3 класс (CD).

5. Город юных математиков (CD).

5. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

6. Учебно-практическое оборудование.

1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Бунеевой Е.В., Бунеева Р.Н....

Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса составленас учетом требований Государственного стандарта общего образования по технологии,на основе Примерной программы начального о...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составленана основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чт...