«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»
проект по теме

Фролова Татьяна Викторовна

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к урокам русского языка.

Обновление содержания обучения способствует развитию кругозора обучающихся, углублению знаний о предмете, активизирует умственную деятельность, даёт возможность плодотворно использовать особенность младшего школьного возраста для полноценного развития способностей обучающихся, помогает ребенку из пассивного бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника, воспитывает уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.proekt_orfogr.zorkost.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»


1.Актуальность.

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к урокам русского языка.

Обновление содержания обучения способствует развитию кругозора обучающихся, углублению знаний о предмете, активизирует умственную деятельность, даёт возможность плодотворно использовать особенность младшего школьного возраста для полноценного развития способностей обучающихся, помогает ребенку из пассивного бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника, воспитывает уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

2.Постановка проблемы.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

1. Между необходимым уровнем подготовленности дошкольников к обучению в начальной школе и слабой предшкольной подготовкой отдельных первоклассников.

2. Между возросшими требованиями к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

3. Между знаниями учащихся теоретического материала и неумением применять эти знания в процессе письма.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать проблему исследования – это формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения.

3. Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый метод.

Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Использование этих и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

4. Рабочий план реализации проекта

Работа над опытом проводилась в три этапа.

 На первом этапе изучались теоретические материалы по проблеме, было подобрано и проведено диагностическое исследование орфографической зоркости обучающихся по параметрам: орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, традиционные написания, непроверяемые написания (автор В.А.Шукейло), найдены оптимальные формы работы.

 На втором этапе изучался алгоритм решения орфографической задачи.

Решение орфографических задач – один из эффективных путей развивающего обучения.

На третьем этапе формировалось умение обучающихся анализировать свою работу, обобщать полученные знания. Для этого апробировалось учебное пособие «Путь к слову» Синицына В.А. На этом этапе учителем откорректировано тематическое планирование, подведены итоги работы по теме.

Основная цель проекта – формирование у каждого обучающегося первой ступени орфографической зоркости, умения применять полученные грамматические знания в новых условиях.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • создание условий для наиболее полного, всестороннего и результативного обучения русскому языку младших школьников;
  • создание системы диагностики сформированности орфографической зоркости школьников 1-4 классов (текущая проверка, периодическая проверка, итоговая проверка, комплексная проверка);
  • научить ребенка безошибочно определять орфограмму в слове и решать орфографические задачи;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал;
  • развивать устную и письменную речь.

Исследуемая проблема имеет практическую направленность. Это означает, что необходимо обеспечить обучению ребёнка такую возможность, которая способствовала бы его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных, побуждала к творческой деятельности, самостоятельному добыванию знаний.

Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем нужно двигаться не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.

Первый этап предупреждения ошибок – работа над развитием внимания. Но привить внимание – этого еще мало. Его надо поддерживать и активизировать в течение всего урока. А здесь основную роль играет высокое качество самого урока. Если урок конкретен по содержанию и материал его доступен, то внимание класса обеспечено.

Следующий этап предупреждения ошибок – это тщательная, систематическая работа в добукварный период над звуком, слогом и словом. Чем лучше и без спешки проводится работа над анализом слова, четким выделением звука в слоге. Тем меньше впоследствии будет ошибок в пропуске букв и правильности написания. На уроках обучения грамоте можно использовать занимательный материал: игры с буквами и словами, загадки, кроссворды, рифмовки, занимательные задания и вопросы. А то, что ребенку интересно, он всегда легко и быстро запоминает.

Формированию орфографической зоркости способствует обучение двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому. При этом следует активно использовать орфографическое проговаривание. Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных и обучение детей умению по этим признакам находить орфограммы.

В первом классе дети учатся прежде всего обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи. Во 2 классе решается ключевая орфографическая задача – научить сознательно действовать при письме. Школьник должен научиться совершать следующие действия:

1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.

2. Определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ ее решения в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4.Определить “шаги”, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, то есть выполнить последовательность действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:

  • во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании;
  • во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом;
  • в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала;
  • в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все её потенциальные возможности;
  • в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип, способствует развитию орфографической зоркости младших школьников.

У детей младшего школьного возраста при поступлении в школу наблюдается некая «лингвистическая предрасположенность». Интеллектуальное развитие в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. Чтобы не увеличивался объём учебного материала, учитель использует тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения, отдает предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы и способствующим самостоятельной деятельности учащихся.

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учитель продумывает каждый из этапов урока, подбирает материал, на основе которого будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие, как быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднение в оценке результата и качества своей работы, неспособность самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности, каждый урок начинается с мобилизующего этапа, цель которого – включить ребёнка в работу. Упражнения мобилизующего этапа рассчитаны на 4-5 минут. Цель этих упражнений – совершенствовать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развивать память, интеллектуальную гибкость, умение приводить аргументы и доказательства.

Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой» (мобилизующий этап) учащимся было предложено выполнить следующие задания:

На доске: в.сеннее, см.шной, б.ольшое, л.дяной, прол.вной, в.селое.

- Что общего во всех словах?

(С проверяемой безударной гласной в корне; имена прилагательные в единственном числе.)

- Как проверить безударную гласную?

- Распределите эти слова в две группы.

(Имена прилагательные мужского рода и среднего рода)

- О склонении какой части речи будем сегодня говорить?

(О склонении имен прилагательных мужского и среднего рода)

- Что такое имя прилагательное?

Нахождение буквы (букв), предназначенной для минутки чистописания, можно предложить в форме лингвистической задачи, которая совмещает различные виды разбора слов в нетрадиционной форме: фонетическим, по составу, морфологическим. Например, учитель пишет на доске слова: стар.сть, п.шел, н.винка, заварн.й и предлагает следующие задание.

Учитель: Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного.

Дети: Сегодня мы будем писать букву О. Она имеется в приставке по – глагола пошёл, в корне нов – существительного новинки во множественном числе, в суффиксе – ость существительного старость в единственном числе и окончании – ой прилагательного заварной. 

Учитель: Вторая буква обозначает парный, звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какая эта буква?

Дети: Вторая буква В. Она находится в корне – вар - слова заварной, в котором есть все составные части: заварной.

Рассматриваемые приемы способствуют развитию устойчивости, объема внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который способствует актуализации познавательной деятельности.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

В словарно-орфографической работе учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться. Например, учитель сообщает: «Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи».

ГРСФХКОРОВАЖДМАСИНЧСОБАКА

Дети: Здесь написаны слова «корова» и «собака».

Учитель: В чем смысловое сходство слов «корова» и «собака»?

Дети: Корова и собака – домашние животные.

Учитель: В чем различие?

Дети: Корова – травоядное животное, собака – из семейства хищных;

 корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.

Учитель: Что можно сказать о данных словах?

Дети: Оба слова состоят из трёх слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о, отвечают на вопрос кто?

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово «корова» или «собака», подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.

Как … языком слизала.

Сидит, как на … седло.

Маленькая … до старости щенок.

С … не сыщешь.

Дети самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре (например: Грушникова П.А.), записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Существенным моментом в словарно – орфографической работе является использование этимологических справок. Они даются учителем или учениками после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.

Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

Работая с учащимися над новыми словами, учитель привлекает фольклорной материал: фразеологические обороты, поговорки, пословицы, в состав которых входят изучаемые слова.

При изучении новой темы, например, «Большая буква в кличках животных», учитель пишет на доске два предложения:

На заборе сидит кот.

На заборе сидит кот (П, п) ушок.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: На доске написаны два предложения.

Учитель: Что общего в предложениях?

Дети: Повествовательные. В них говорится о коте. В конце предложений стоит точка.

Учитель: Какое различие можно назвать в этих предложениях?

Дети: В первом предложении сообщается просто о коте, а во втором говорится о коте, которого зовут Пушок.

Учитель: Что такое Пушок?

Дети: Пушок – это кличка кота.

Учитель: Как вы понимаете слово кличка?

Дети: Кличка – это имя домашнего животного.

Учитель: Если это имя, то как его надо писать? Сделайте вывод.

Дети: Клички животных надо писать с большой буквы.

Учитель: Напишите второе предложение, раскройте скобки.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Для становления умения обнаруживать орфограммы необходимы различные тренировочные упражнения.

1.Упражнения с конфликтными словами. Учитель предлагает учащимся не только слова с «опасными местами», но и не имеющие орфограммы. Ученик должен выписать только слова с орфограммами.

А) Нуждаются ли в проверке гласные в словах трава, двор, лиса, вода, грибы? Выпишите слова с орфограммами, объясните написание.

Б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце: язык, шкаф, площадь, ученик, мебель, город, берег, заяц, уж, сосед, медведь.

В) «Найдите четвёртый лишний»

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадь, грибки.

Ночь, камыш, глушь, дичь.

Г) «Найди лишнее слово» (Приложение №2, приложение №3 )

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. 

2.Упражнения с выборочным ответом:

А) Выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Найдите орфограммы в корнях слов.

большой – громадный

родной – двоюродный

потепление – теплица

источник – родник

смелый – бесстрашный

хвастун – хвостатый

гористый – косогор

учёный – неуч

соль – засолить

Б) Выберите ответ с правильным выделением корня. Устно объясните свой выбор и ошибки в других ответах. 

 Слова                                                                     Ответы

                                                        1                           2                      3 

Записать                                  запис-                   -писа-               -пис-

Звериный                                  зверин-                   звер-                 звер-

Цепочка                                   цеп-                        цепочк-             цеп-

3. Упражнения классификационного характера:

А) Помогите словам собрать своих родственников. Выделите орфограммы:

Красный, редкий, краснуха, покраснел, поредел, реденький

Б) Выпиши только пары слов с общим корнем. Найди орфограммы в корне (или: Соедини стрелками слова из левого столбика с однокоренными словами из правого столбика. Выдели орфограммы в корне):

Мальчик                    обледенел

Ледышка                  малютка

Дорога                      перелёт

Лётчик                     подорожник

В) Распредели слова в два столбика, указав, в каких из них безударные гласные в корне, в приставке:

Краснота, зарядил, отвечать, теснота, завяжи. (Приложение №3)

4. Упражнение «Корректор» по поиску ошибок в предлагаемом тексте эффективен по своим результатам в работе над орфографической зоркостью. Данный вид задания носит обучающий характер при выраженной игровой привлекательности для учащихся. (Приложение №1) Ученики исправляют ошибки в словах или в предложениях, которые допустили другие дети (дошкольники, иностранцы, одноклассники).

5.Упражнение «Телетайпная лента». Учитель диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.

6. Подготовка заданий на изученное правило для товарища (соседа по парте). В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания. Проверять задание следует вдвоём: автор шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу: а) ставит около слова плюс (+), если считает слово подходящим; б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить, затем с вопросом обращаются к учителю; в) ставит знак минус (-), если считает это слово «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту. Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательства» (проверочное слово), выделяет корень.

При выполнении упражнений возможен дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имён существительных – названий животных с парными согласными на конце; подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласным.

7. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение и слово. Затем второй ученик ведёт пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

  1. Анализ заданий и текста упражнения. Большое значение в деле предупреждения орфографических ошибок, активизации познавательной деятельности школьников имеет правильно организованная подготовительная работа к выполнению упражнения. Для развития орфографической зоркости полезны вопросы:
  • Какие слова в тексте трудные для написания? Почему?
  • Как преодолеть эти трудности?
  • Какие правила помогут вам выполнить упражнение?

Значительная роль в процессе обучения русскому языку принадлежит письменным текстовым упражнениям. В отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений текстовые обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли. Использование текста в качестве учебного материала открывает большие возможности для языкового, речевого, интеллектуального развития учащихся не только на уроках развития речи, но и при изучении, закреплении большинства тем и разделов курса русского языка.

Письменные текстовые упражнения направлены на совершенствование мышления и речи младших школьников и используются на этапе закрепления изученного учебного материала.

Например, при изучении темы «Парные согласные» учащимся можно предложить выполнить следующее текстовое упражнение. Два небольших текста записываются последовательно один за другим без выделения каждого. Под ними дается дополнительная запись.

Кружатся в воздухе снежные пушинки. Одна красивее другой падает на землю! Вот цветок с шестью лепесточками! Вот звездочка с шестью лучами! На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть. Ярко горят ее зеленые глазки! Сама кошка рыжая. Только грудка и лапки белые. Она ловко поточила свои цепкие когти о деревце. ( 2 т. )

Задание 1. Ознакомьтесь с записью на доске и сформулируйте задание к упражнению. (Из записи надо составить два текста.) Запишите тот текст, в котором есть слова, соответствующие теме урока. (На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть. Ярко горят ее зеленые глазки! Сама кошка рыжая. Только грудка и лапки белые. Она ловко поточила свои цепкие когти о деревце.)

Назовите признаки, по которым можно определить границы текстов.

Задание 2. Назовите слова с парной согласной, учитывая место нахождение проверяемой буквы в алфавите. (Ловко, деревце, когти, грудка, глазки, узкой, тропке, лапки, цепкие, шерсть, кошка.)

На следующих уроках задание постепенно усложняется: предложения двух текстов записываются вперемешку. На первом этапе включения этих упражнений учитель может выделять первые предложения обоих текстов. Остальные предложения определяются по смыслу. Задания к тексту можно давать исходя из темы урока. Включение в урок на этапе закрепления изученного учебного материала подобных текстовых упражнений способствует совершенствованию мышления, увеличению объема слуховой и зрительной памяти, актуализации и расширению лингвистических знаний из различных разделов русского языка (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса). Это в свою очередь значительно увеличивает объем накопленных учащимися знаний и умений, развивает личность ученика, повышает качество обучения русскому языку в целом.

Неоценимую помощь в работе над правилами оказывают памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех “шагов” алгоритм всегда приведет к правильному решению задачи.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найти в слове корень.

2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный?

                  Да             Нет

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Проверь написанное.

Такое предписание учитель  использует уже во втором классе для проверки простейших случаев, таких как, вода, сады, коза, грачи и т.д.

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?

                       

                                          Да                 Нет        

                                                               Пиши слитно: это приставка.

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

Да, можно: пиши раздельно,                   Нет, нельзя: пиши слитно,                                                

 это   предлог, а не приставка                  это приставка

Слова для проверки алгоритма: набережная, на берегу реки, нарисовал.

Даже при надлежащем уровне орфографической зоркости, твердом знании правил, владении алгоритмом их применения учащиеся могут допускать ошибки. Причины их зачастую кроются в бедности словарного запаса ребенка, вследствие чего он не в состоянии извлечь из памяти необходимое для проверки однокоренное слово. Нередко школьник не владеет способами проверки посредством подбора нужной формы слова, что неудивительно: ведь он еще не ориентируется в парадигме склонения имен, спряжения глагола, а употребляет формы слов интуитивно. Так, при проверке орфограммы в существительном друг следует использовать падежные формы (к другу, друга), в прилагательном типа резкий — привести краткую форму резок, редко употребляемую в детской речи. Значит, необходима специальная работа: обогащение речи младших школьников однокоренной лексикой и грамматическими конструкциями, формами слов, служащими для проверки написаний.

Обучение правописанию необходимо рассматривать в русле работы над развитием речи учащихся. Орфографическая грамотность — показатель культуры письменной речи. Наблюдения показывают, что существует тесная связь между состоянием речевого развития человека и его орфографической грамотностью. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.

Важное место при обучении правописанию учитель отводит работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка (Приложение №4), которая есть у каждого учащегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

Интересным методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки (Приложение №5,приложение №6), позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса. Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, Елена Николаевна подбирает такие тексты для языковых минуток, которые располагают и широкими воспитательными возможностями. Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. С первых минут урока имеется реальная возможность создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.

Младшие школьники, знакомясь с особенностями основных разделов школьного языкознания, могут обобщить изучаемые разделы науки о языке с помощью учебно–занимательной таблицы «Путь к слову», которая представляет собой Укрупненную Дидактическую Единицу.(Приложение №4)

Развивающий эффект этой таблицы заключается в том, что она позволяет ребенку самостоятельное слово превратить в целый авторский текст.

Работа с таблицей, основанная на современных лингвистических знаниях, помогает ребятам сознательно обогащать свой словарь, приобщаться к работе с разными типами словарей, усвоить орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные нормы литературного языка.

Изучаемая информация, принимая свернутый вид, более четко организует мыслительную деятельность учеников, обеспечивает осознанные, прочные и системные знания. Занятие с таблицей помогают избежать учебной перегрузки. Пункты таблицы можно усложнять или упрощать, исходя из конкретной ситуации.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, словарные слова, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, учитель использует на уроках стихотворные упражнения по орфографии. (Приложение №8) Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Наряду с традиционными способами проверки знаний автор опыта использует тестирование с различным уровнем сложности, что помогает объективно контролировать знания. Оценка, полученная с помощью теста, более дифференцирована.

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителя и родителей — привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Формирование и развитие орфографической зоркости - очень сложный и трудоёмкий процесс. Перед учителем всегда стоит вопрос о том, как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а также одновременного развития навыков правописания? На каждом уроке русского языка автор опыта строит практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что:

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- всё это дает хорошие результаты,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам.

Работу по развитию орфографической зоркости педагог ведет на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это, в свою очередь, ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

5.Механизм оценки результатов.

В настоящее время всё более очевидным становится, что изменение приоритетных целей школьного образования в сторону акцентирования задачи развития обучающихся должно повлечь за собой и изменение в подходе к определению результативности обучения. Становится всё яснее, что учитель должен судить о её эффективности не только по показателям успеваемости (успеваемость, как известно, есть отражение уровня усвоения знаний, умений, навыков, предписываемых школьной программой), но и по показателям общего развития обучающихся.

Изучение результативности обучения осуществляется на двух уровнях.

Первый – уровень непосредственных наблюдений за учащимися педагогического процесса без применения каких-либо специальных методик: беседы с учащимися и родителями, анкетирование, тестирование, наблюдения со стороны учителя и родителей.

Второй – уровень более глубокого, детального изучения результативности. Осуществляется с помощью специальных методик, приёмов, заданий.

Третий уровень – оценка динамики успеваемости по предмету.

Для определения результативности педагогической деятельности предполагается использовать следующие критерии, показатели и диагностический инструментарий М.В.Зверевой, А.В.Поляковой, З.И.Калмыковой.

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Качество подготовки обучающихся

1. Уровень сформированности орфографической зоркости

2.Результативность участия в школьных, городских предметных олимпиадах.

3. Обучение выпускников начальной школы в классах основной школы.

4. Удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством подготовки выпускника начальной школы.

Анализы результатов проверочных работ, итоговых отметок.

Статистические данные итоговых олимпиад.

Данные итогов тестирования.

Итоги конкурсов.

Анкетирование.

Формирование творческой активности обучающихся

1. Уровень сформированности исследовательских умений обучающихся.

2. Уровень сформированнности творческой активности обучающихся.

3. Уровень занятости младших школьников во внеурочное время.

Анкетирование.

Тестирование.

Опросники.

Наблюдения.

6.Дальнейшее развитие проекта.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.


7.Список используемых источников.

  1. Ахременкова, Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором / Л.А. Ахременкова.- М.: Просвещение, 2004.-288с.
  2. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации (I–II классы) // Начальная школа. – 2004.– № 12.
  3. Бакулина, Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации в III–IV классах // Начальная школа. – 2006.– №
  4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина. - М.: ВЛАДОС, 2001.-144 с.
  5. Борисенко, И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения/ Начальная школа. – 1998. - №11-12
  6. Брызгалова ,С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
  7. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах/В. П. Канакина. - М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
  8. Квоч В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическое проговаривание/ Начальная школа. – 1995.- №11
  9. Мисаренко, Г.Г. Работа над безударными гласными с детьми, имеющими трудности в обучении/ Начальная школа. – 1995.- №7
  10. Нефедова, Е.Н. Справочное пособие по русскому языку/Е. Н. Нефедова, О. В. Узорова. - М.: АСТ, 2000.- 272 с.
  11. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.,2000
  12. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.
  13. Шукейло, В.В. Русский язык: Сборник проверочных и контрольных работ: 1 - 4 класс/В. В. Шукейло. - М.: Вентана-Граф, 2004.-360 с.


8.Приложение.

Приложение №1

Лев Николаевич Толстой «Акула»

1. Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную «ошибку».

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом сонца капитан вышел на палубу и крикнул: «Купаться!» И в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. На коробле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но тесно было в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища (,) но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» И все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

2. Найдите 1 орфографическую и 1 пунктуационную «ошибку».

-Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист.

Но ребята не слыхали его, плыли дальше (,) смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, сматрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая  вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но  они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

3. Найдите 1 орфографическую «ошибку».

Мальчики сначала не слыхали того, что им кречали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и малъчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

4. Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную «ошибку».

Мы все, сколько нас было на корабле, замерли от страха и ждали что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что  на минуту дым застлал нам глаза. Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала  тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радосный крик.

Старый артиллерист открыл лицо (,) поднялся и посмотрел на море.

По валнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

«Найди 18 ошибок с помощью орфографического словаря».

1. Прочитай внимательно текст. Подчеркни слова, запись которых вызвала сомнение.

Вчера я ходила на концэрт в мерию. Два тэнора пели дуетом под аккомпо-немэнт фортэпиано. Мне понравилась сцэна дуели из опэры Петра Ильича Чайковс-кого «Евгений Онегин». А поему «Евгений Онегин» написал великий русский поет Александр Сергеевич Пушкин. В перерыве я не стала гулять по фойэ и разглядывать стэнды. Я пошла в буфэт и съела там столько бутэрбродов с джэмом и пирожных с крэмом, что теперь придется сидеть на диэте.

2. Выпиши слова, в которых были допущены ошибки, исправляя их с помощью орфографического словаря.


 Приложение № 2

Памятка для работы над ошибками.

1

Ошибки

 в написании предложения

Выпиши предложение правильно, подчеркни знак препинания, большую букву в начале.

2

Нет красной строки.

Перепиши первое предложение, соблюдая красную строку.

3

Пропуск или замена букв (слов).

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, подбери однокоренное слово.

4

Перенос слова или деление на слоги.

Выпиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.

5

Большая буква

в именах собственных.

Запиши слово верно, напиши ещё слова на это правило.

6

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН.

Запиши слово верно, напиши ещё слова на это правило.

7

Проверяемая

безударная гласная.

Запиши слово, поставь ударение, выдели корень, подбери и запиши несколько проверочных слов.

8

Непроверяемая безударная

гласная (Словарные слова).

Запиши слово верно, поставь ударение, придумай и запиши с этим словом предложение

9

Парная согласная на конце или в корне.

Запиши слово верно, подбери несколько проверочных слов.

10

Непроизносимая согласная.

Запиши слово верно, подбери несколько проверочных слов.

11

Удвоенные

согласные.

Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, запиши ещё слова с этой же орфограммой.

12

Разделительный

твёрдый знак.

Выпиши слово, выдели приставку и корень, подчеркни гласную перед Ъ, запиши ещё слова с Ъ.

13

Разделительный

 мягкий знак.

Запиши слово. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет мягкий знак, напиши ещё слова с разделительным Ь.

14

Ь – показатель мягкости.

Выпиши слово верно, запиши ещё слова на это правило.

15

Разбор слова по составу.

Выпиши слово, разбери его правильно.

16

Написание

 приставок.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши слова с этой приставкой.

17

Написание

суффиксов.

Выпиши слово, выдели суффикс, запиши слова с этим суффиксом.

18

Предлоги

пиши отдельно.

Выпиши слово с предлогом, между словом и предлогом запиши вопрос, напиши слова с этим предлогом.

19

Не с глаголом

пишется отдельно.

Выпиши правильно, подчеркни промежуток между НЕ и глаголом, запиши ещё слова с НЕ.

20

Разбор по членам предложения.

Выпиши предложение, разбери его правильно.

21

Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение, надпиши над каждым словом часть речи.

22

Фонетический разбор (ЗБА).

Разбери слово правильно.

23

Окончание прилагательных.

Выпиши прил., выдели окончание, поставь вопрос, напиши еще слова с таким же окончанием.

24

Падежное окончание сущ.

Выпиши слово правильно, определи падеж, выдели окончание.

25

Окончание глагола.

Выпиши слово, выдели окончание, поставь вопрос, определи спряжение

26

Определение падежа.

Выпиши слово, определи падеж

27

Запятые.

Выпиши предложение, поставь запятую, подчеркни перечисление.

или

Выпиши предложение, обведи союз в кружок, подчеркни запятую. Составь одно предложение с этим же союзом.

28

Общая ошибка.

Выпиши слово, исправь ошибку.

29

Речевая ошибка.

Запиши предложение правильно, соблюдай порядок слов.


Приложение № 3

Языковые минутки

Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

1) Объяснить орфограммы в записи числа.

Седьмое октября

2) На доске загадка:

Ш. гаешь – впереди л.ж.т,

. глянешься – д . мой б.жит. (Дорога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

3) - Подберите слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

4) - Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы

5) - Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

На доске: дорожает, дорогой.

– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке? (будем повторять правило и готовиться к диктанту)

Тема урока: «Знакомство со сложными словами»

1) На доске загадка:

(С)неба – зв . здой,

(В)ладо . ку – в . дой. (Снежинка)

(Учитель читает загадку, дети – отгадывают.)

- Назовите второй по счёту звук в слове-отгадке, дайте ему характеристику.

([н’] – согласный, сонорный, мягкий.) Какой буквой на письме обозначен этот звук?

2) Минутка чистописания: Нн

- На второй строке напишите несколько слов, которые начинаются с этой же буквы, но пишутся с заглавной буквы.

(Нона, Нина, Новосибирск, Норильск, Ночка, Нева…)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Найдите слово, которое можно написать и с маленькой буквы. (Ночка) Почему? Составим предложения, чтобы это доказать (предложения детей): Сегодня выдалась тяжёлая ночка. Возле дома паслась корова Ночка.

3) Самостоятельное списывание загадки с выделением орфограмм. Взаимопроверка в парах.

4) Словарная работа.

1.- Запишите слово-отгадку. Какие орфограммы есть в этом слове? Выделите их.

- Подберите родственников слову СНЕЖИНКА. Запишите и выделите корень.

- У меня получились такие слова:

На доске: снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снежинка, заснежило.

- Попробуйте разбить эти слова на группы. Нет ли среди них лишнего по какому-нибудь признаку? Объясните. (По типу орфограмм, по частям речи)

- Почему оно лишнее? (оно сложное)

- Какие слова называются сложными?

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: «Имя существительное. Обобщение»

Учитель просит отгадать загадку, которая написана на доске и закрыта.

Сирдитый недотрога

Жывёт в глушы лисной.

Иголок очень много

А нитки - ни адной. (Ёж)

1) - C какого звука начинается это слово? Дайте ему характеристику. ([Й’] – согласный, мягкий, сонорный.)

- Какой буквой он обозначен на письме? Почему? (Буква Ё стоит в начале слова и поэтому обозначает 2 звука [Й’О]

- В каких ещё случаях эта буква может обозначать 2 звука? (после гласного, после разделительных Ъ и Ь

Минутка чистописания.

- Итак, сегодня на минутке чистописания мы вспоминаем написание заглавной и строчной букв Ёё.

2) На второй строке запишите слово-отгадку.

- Далее я попрошу вас подобрать и записать самостоятельно через запятую родственные слова к этому слову.

- Проведём соревнование “Кто больше слов подберёт” (дети называют по цепочке записанные слова).

- Один нерадивый ученик, вы все его знаете, из повести-сказки А.Н.Толстого очень не любил учиться и ещё больше терпеть не мог, когда его воспитывали. Догадались, о ком идёт речь? (Буратино.) Так вот он выполнил это задание так:

ёж ежовые

ёжик ежевика (другое лексическое значение)

ежиха съёжился

ежонок ежи (форма множественного числа)

- Посмотрите, нет ли среди этих слов лишнего? Объясните.

3) - А загадку, которую я прочла в начале урока, приготовил ещё один наш знакомый из повести-сказки другого писателя – Н.Н.Носова. Он тоже не очень-то любил трудиться и получать знания, за это его так и прозвали … Незнайка. Знайка дал ему задание списать загадку и подчеркнуть орфограммы.

Он написал так: (открывается запись за доской). Я хочу, чтобы вы тоже списали её, подчёркивая орфограммы. (1 ученик работает у доски. После выполнения – самопроверка сигналом.)

4) Одновременно идёт работа по карточкам сильными и слабыми учениками.

5) - Какие орфограммы встретились в тексте загадки?

- Какую орфограмму вы повторяли дома? (Правописание сложных слов)

- Какие слова называют сложными?

- Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах? От чего зависит написание соединительной гласной. Ответить на этот вопрос помогут следующие схемы:

_______ О ______

_______ Е ______

 - Итак, я начну картинный словарный диктант, а вы потом продолжите его теми словами, которые вы приготовили для своих одноклассников.

Самолёт, паровоз, пылесос, громкоговоритель,…

(Далее дети выборочно диктуют самостоятельно подготовленные дома слова. Затем следует взаимопроверка в парах.)

-Что общего у всех записанных вами слов? (это существительные) Докажите.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - ...