План-конспект урока русского языка с технологией проблемного обучения в 1 "в" классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка,
проведённый Непогодьевой Марией,
в МАОУ «Кичменгско- Городецкая СШ»,
в 1 «в» классе
Тема урока: «Алфавит».
УМК: «Перспективная начальная школа».
Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.
Цели урока: обеспечить условия для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.
Воспитательные:
- воспитание любознательности при получении знаний;
- формирование интереса к изучению родного языка;
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать устную речь учащихся.
Технологии: систено - деятельностный метод и технология проблемного обучения
Время реализации занятия – 45 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со словами.
План урока
№ п/п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время реализации |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Восприятие | 2 минуты | |
Актуализация, ситуация успеха. | Проверка знаний учащихся, полученных ранее | Фронтальная работа, самостоятельная работа | 6 минут | |
Создание проблемной ситуации | Создать ситуацию затруднения при выполнении знакомого задания | Фронтальная работа, самостоятельная работа | 3 минуты | |
Осознание противоречия | Выдвижение гипотез | 1 минута | ||
Постановка учебной проблемы и цели. | Помощь обучающимся в формулировании проблемы и цели | Формулирование проблемы и цели под руководством учителя | 2 минуты | |
Физминутка | 2 минуты | |||
Решение учебной проблемы | Разъяснение и помощь по просьбе учащихся, подводящий диалог | Самостоятельная и фронтальная работа (поиск решения выхода из проблемной ситуации). | 15 минут | |
Проверка верности выдвинутых гипотез. | Самостоятельная и фронтальная работа | 7 минут | ||
Моделирование | Моделирование нового правила в виде модели. | Предложения по созданию модели | 2 минуты | |
Практическое задание. Закрепление и обобщение знаний | Обобщение материала | Осознание и обобщение новых знаний (учащиеся проверяют свои предположения с теоретическим материалом учебника). | 2 минуты | |
Рефлексия | Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания. | 3 минуты |
Технологическая карта урока
Этапы | Содержательный материал | Записи на доске | ||
| Упражнения по кинезиологии | |||
| Практическое задание. Gосмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова. Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке | козайчихаграчиж (коза, зайчиха, грач, чиж) Грач, зайчиха, коза, чиж | ||
Учитель: - Были ли у вас затруднения при выполнении задания? - Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок? - Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке. | Ученики: - Нет.
- Хорошо знаем алфавит. | |||
| Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … Вкус у ягоды хорош. Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван… На жарком солнышке подсох И рвется из стручков … Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. - Напишите слова в алфавитном порядке. (После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах) - Обсудите результаты работы в группах. | морковь капуста ежевика горох малина | ||
Учитель: - Смогли ли вы справиться с заданием? - Есть ли какие-нибудь затруднения? | Ученики: -Да. | |||
(технология проблемного обучения) | - Что вас удивило? -В чем возникли затруднения? -Чем это задание похоже на предыдущее? - Какие знания применили для решения этого задания? - Можно ли считать, что задание выполнено? - Что является причиной затруднения? | В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли. Не знаем, какое слово писать сначала. -В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке. -Знание алфавита. -Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они. -Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке. | 1гипотеза. Горох, ежевика, капуста, морковь, малина. 2 гипотеза. Горох, ежевика, капуста, малина, морковь. | |
(технология проблемного обучения) | -С какой проблемой столкнулись? - Что нам известно для решения задачи? - Что неизвестно? - Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. | - Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву. -.Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву. - Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву. - Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву. - Продолжаем тему «Алфавит». | ||
| ||||
| - Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту. - Достаточно ли этого условия для решения этого задания - Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий? - Как проверить первую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Как проверить вторую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет? | -Смотрим на первую букву. -Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву. -Может быть, но мы его не знаем. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Нам может подсказать учебник. | ||
| - Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется? - Для чего нужен орфографический словарь? - Как составляют словари? - Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь? - Какую букву в словаре будем искать? - Какое слово написано раньше? - Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему? - Итак, сформулируйте секрет словаря. - Итак, что нового узнали? | -Орфографический словарь. -Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова. -В словарях все слова пишут в алфавитном порядке. -Какое слово будем писать первым: морковь или малина. -Букву М -Слово малина. -Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре. -Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов. - Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву. | ||
| - Как новое правило мы можем зафиксировать в модели? Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым. вода весна лето луг змея зимушка - Какие слова выписали? Назовите одним словом. - Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке. в у м р а е й р в о б й о е д в м ь д е е ф а л а т и в | ( 1,2_ _ _ _ и 1,2_) весна лето зимушка муравей воробей медведь алфавит Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей. | ||
|
Приложение
1. О букве.
- Зачем нужны буквы?
- Как раньше обходились без букв?
Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.
Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
2. Вот так Б. Заходер предлагает заучивать алфавит.
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.
- Что заметили? (нет букв ь и ъ)
- Чем особенны эти буквы?
3. - Как по другому называется алфавит?
- Почему два названия?
Азбука - русское слово, алфавит – греческое.
- Кто создал азбуку?
Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)
- Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?
Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.
- Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.
Используемая литература:
- Ресурсы Интернета, Гимнастика для глаз http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html;
- Ресурсы Интернета, иллюстрации овощей http://www.x-top.org/prikol/label/3601/;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»
Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...
урок русского языка в технологии проблемного обучения
Урок подготовлен и проведен в технологии проблемного обучения. Тема урока "Сложные слова" 3 класс, по программе "Школа 2100". Рассматриваются разные точки зрения на проблему, сколько корней в слове "м...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...
План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида
План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное" урок зак...