План-конспект урока русского языка с технологией проблемного обучения в 1 "в" классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Непогодьева Мария Анатольевна

Расположение слов по алфавиту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit_prilozhenie_35.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока русского языка,

проведённый Непогодьевой Марией,

в МАОУ «Кичменгско- Городецкая СШ»,

в 1 «в» классе

Тема урока: «Алфавит».

УМК: «Перспективная начальная школа».

Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом  для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.

Цели урока: обеспечить условия  для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности при получении знаний;
  • формирование интереса к изучению родного языка;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
  • развивать устную речь учащихся.

Технологии: систено - деятельностный метод и технология проблемного обучения

Время реализации занятия – 45 минут

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со  словами.

 

План урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время реализации

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Восприятие

  2 минуты

Актуализация, ситуация успеха.

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Фронтальная работа, самостоятельная работа

6 минут

Создание проблемной ситуации

Создать ситуацию затруднения при выполнении  знакомого задания

Фронтальная работа, самостоятельная работа

3 минуты

Осознание противоречия

Выдвижение гипотез

1 минута

Постановка учебной проблемы и цели.

Помощь обучающимся в формулировании проблемы и цели

Формулирование проблемы и цели под руководством учителя

2 минуты

Физминутка

2 минуты

Решение учебной проблемы

Разъяснение и помощь по просьбе учащихся, подводящий диалог

Самостоятельная и фронтальная работа (поиск решения выхода из проблемной ситуации).

15 минут

Проверка верности выдвинутых гипотез.

Самостоятельная и фронтальная работа

7 минут

Моделирование

Моделирование нового правила в виде модели.

Предложения по созданию модели

2 минуты

Практическое задание.

Закрепление и обобщение знаний

Обобщение материала

Осознание и обобщение новых знаний (учащиеся проверяют свои предположения  с теоретическим материалом учебника).

2 минуты

Рефлексия

Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

3 минуты

Технологическая карта урока

Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

  1. Оргмомент

Упражнения по кинезиологии

  1. Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание. 

Gосмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова.

Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке

козайчихаграчиж  (коза, зайчиха, грач, чиж)

Грач, зайчиха, коза, чиж

Учитель:

- Были ли у вас затруднения при выполнении задания?

 - Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок?

 - Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке.

Ученики:

- Нет.

 

- Хорошо знаем алфавит.

  1. Создание проблемной ситуации

Практическое задание.

 Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом)

 Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

Вкус у ягоды хорош.

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван…

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

 - Напишите слова в алфавитном порядке.

(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)

- Обсудите результаты работы в группах.

морковь

капуста

ежевика

горох

малина

Учитель:

- Смогли ли вы справиться с заданием?

- Есть ли какие-нибудь затруднения?

Ученики:

-Да.

  1. Осознание противоречия

(технология проблемного обучения)

- Что вас удивило?

-В чем возникли затруднения?

-Чем это задание похоже на предыдущее?

- Какие знания применили для решения этого задания?

- Можно ли считать, что задание выполнено?

- Что является причиной затруднения?  

В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли. 

Не знаем, какое слово писать сначала.

-В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке.

-Знание алфавита.

-Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они.

-Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке.

1гипотеза. Горох, ежевика, капуста, морковь, малина.

2 гипотеза. Горох, ежевика, капуста, малина, морковь.

  1. Постановка учебной проблемы и цели.

(технология проблемного обучения)

-С какой проблемой столкнулись?

- Что нам известно для решения задачи?

- Что неизвестно?

- Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.

-.Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву.

 - Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

- Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву.

- Продолжаем тему «Алфавит».

  1. Физминутка

  1. Решение учебной проблемы (технология проблемного обучения)

- Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту.

- Достаточно ли этого условия для решения этого задания

- Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий?

- Как проверить первую гипотезу?

-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Как проверить вторую гипотезу?

-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет?

-Смотрим на первую букву.

-Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву.

-Может быть, но мы его не знаем.

-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.

-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.

-Нам  может подсказать учебник.

  1. Проверка верности выдвинутых гипотез.

- Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется?

- Для чего нужен орфографический словарь?

- Как составляют словари?

 - Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь?

- Какую букву в словаре будем искать?

- Какое слово написано раньше?

- Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему?

-

Итак, сформулируйте секрет словаря.

- Итак, что нового узнали?

-Орфографический словарь.

-Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова.

-В словарях все слова пишут  в алфавитном порядке.

-Какое слово будем писать первым: морковь или малина.

-Букву М

-Слово малина.

-Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре.

-Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на  вторые  буквы этих слов.

- Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву.

  1. Моделирование

  1. Практическое задание.

- Как новое правило мы можем зафиксировать в модели?

Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое  в словаре должно быть первым.

вода   весна

лето   луг

змея   зимушка

- Какие слова выписали? Назовите  одним словом.

- Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке.

в у м р а е й  

р в о б й о е  

д в м ь д е е    

ф а л а т и в    

( 1,2_ _ _ _ и 1,2_)

весна

лето

зимушка

муравей

воробей  

медведь

алфавит

Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей.

  1. Рефлексия

Приложение

1. О букве.

- Зачем нужны буквы?

- Как раньше обходились без букв?

Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.

Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

2. Вот так Б. Заходер предлагает заучивать алфавит.

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.

- Что заметили? (нет букв ь  и  ъ)

- Чем особенны эти буквы?

3. - Как по другому называется алфавит?

    - Почему два названия?

    Азбука -  русское слово, алфавит – греческое.

    - Кто создал азбуку?

Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)

    - Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?

Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.

    - Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.

Используемая литература:

  1. Ресурсы Интернета, Гимнастика для глаз http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html;
  2. Ресурсы Интернета, иллюстрации овощей http://www.x-top.org/prikol/label/3601/;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...

урок русского языка в технологии проблемного обучения

Урок подготовлен и проведен в технологии проблемного обучения. Тема урока "Сложные слова" 3 класс, по программе "Школа 2100". Рассматриваются разные точки зрения на проблему, сколько корней в слове "м...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное"  урок зак...