программа дополнительного образования для младших школьников
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа дополнительного образования
«Развитие познавательных способностей»
(1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа факультатива Развитие познавательных способностей | 484.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
«Развитие познавательных способностей»
(1-4 классы)
Составитель:
Клюева И.Ю.., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные цели программы:
- Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
- Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях по РПС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство .уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Курс включает 133 занятия: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Тематический план:
Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс: | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 10 |
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 4 |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 4 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | 4 |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 4 |
Итого: | 31 |
2 класс: | |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
3 класс: | |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
4 класс: | |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
Содержание программы
1 класс (31 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
Тренировка внимания (5 ч)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
Тренировка слуховой памяти (4 ч)
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Тренировка зрительной памяти (4 ч)
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
Поиск закономерностей (4 ч)
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Задания по перекладыванию спичек (4 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
2 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
3 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи (5 ч)
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей (5 ч)
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
4 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи (5 ч)
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||
Задание | №1 | №3 | №4 | №4 | №6 | №2 | №5 | ||||||||
Фамилия, имя | Количество зачеркн. фигурок за 2 минуты | Количество придуманных рисунков | Количество | Есть точка 5. | Зрит. | Слух | Способность к сравнению (изображения) | Способность к анализу (закономерность) | |||||||
Рисунков, изображенных | Линий | ||||||||||||||
Количество | |||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | На карандаше | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | Есть запятая | №3 | №4 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||
Фамилия, имя | Колич. букв за 2 мин. | Количество придуманных рисунков | Количество | Зрит. | Слух. | Способн. к классиф. (лишние предметы) | Способн. к анализу (законно-мерность) | Способн. Рассуж-дать («рот») | Способн. к сравнен. (составь круг) | ||||||||||
Рисунков, изображенных | Линий | Количество | |||||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Толстых | В круге | Рисунков | Отмеченных картинок | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблиц (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.
№ | Внимание | Вообра- жение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | Есть точка 2. | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | |||||||||
Фамилия, имя | Колич. фигурок за 2 мин. | Количество придуманных рисунков | Количество | Зрит. | Слух. | Способн. сравнив. (друга) | Способн. рассуждать (распол. предметов) | Способн. к анализу (законно-мерность) | Способн. к классиф. (лишние слово) | ||||||||||
Рисунков, изображенных | Линий | Количество | |||||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | На карандаше | В круге | Рисунков | Числительных | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 34. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год.
№ | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||||
Задание | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | |||||||
Фамилия, имя | Колич. букв за 2 мин. | Количество рисунков, изображенных | Зрит. | Слух. | Способн. устанав. связи (аналогия) | Способн. к анализу (закон.) | Способн. рассуждать (задача) | Способн. к сравнению. (дорога) | |||||||
Количество | |||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Рисунков | Слов | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 34.
№ | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||||
Задание | №1 | №2 | №2 | №3 | №5 | №6 | №7 | №8 | |||||||
Фамилия, имя | Колич. букв за 2 мин. | Количество рисунков, изображенных | Зрит. | Слух. | Способн. сравнивать (цифры) | Способн. устанавлив. связи (аналогия) | Способн. к анализу (закон.) | Способн. рассуждать (задача) | |||||||
Количество | Количество | ||||||||||||||
Правильно | Неправильно | Точно | Соответствующим цветом | Рисунков | Слов | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | Правильно | Неправильно | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Показателем эффективности занятий по курсу РПС также являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, тем самым прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Список литературы:
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
1 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру». | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот». | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль». | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Самолет». | 1 | ||
6 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф». | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог». | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака». | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд». | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь». | 1 | ||
13 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот». | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | ||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень». | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба». | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица». | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан». | 1 | ||
20 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел». | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | ||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль». | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь». | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон». | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух». | 1 | ||
27 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок». | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. | 1 | ||
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль». | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак». | 1 | ||
31 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
2 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
6 | Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
13 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 1 |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
20 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
27 | Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
3 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
20 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
27 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Развитие познавательных способностей»
4 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности | Кол-во час. | Дата | Примечание |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
20 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
27 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах....
Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
Кружок «Экология для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...
Программа дополнительного образования «Мы – часть природы» для младших школьников (7 -9 лет) (на 3 года)
Настоящая программа ориентирована на обновление содержания и методов дополнительного образования естественнонаучного направления для младших школьников. Основным интегрирующим узлом оразо...
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Радиогазета школы - место для формирования основных компетенций младшими школьниками».
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиогазеты. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлеч...
«Юные экологи» — интегрированный курc дополнительного образования для младших школьников
Юные экологи» — интегрированный курс для младших школьников, содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира р...