«Юные экологи» — интегрированный курc дополнительного образования для младших школьников
рабочая программа
Юные экологи» — интегрированный курс для младших школьников, содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира родного края, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Юные экологи" | 197.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Юные экологи» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира родного края, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. Данная программа учит детей видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, направлена на воспитание патриота страны. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
Отличительная особенность.
При организации работы по экологическому воспитанию учитывается региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе и привязанности к ней.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Направление программы внеурочной деятельности - социальное.
Новизна состоит в том, что программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря краеведению, введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Задачи программы:
- формировать знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формировать осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формировать экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитать ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развивать альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развивать знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Данная программа рассчитана на детей 9 - 12 лет.
Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Программа рассчитана на 2 года. Первый год обучения 120 часов в год. Второй год обучения 120 часов в год. Учебный план предусматривает 4 занятие в неделю с продолжительностью 40 минут каждое.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения природы родного края, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы родного края методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе родного края, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Формы подведения итогов реализации программы
- Общественный смотр достижений;
- Папка исследователя;
- Коллективная творческая работа;
- Публичная презентация результатов проведенного исследования;
- Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента.
Содержание программы первого года обучения
Первые шаги по тропинке открытий
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Природа в наших ощущениях
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего
«микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных
от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити
длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий
прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Природа и её обитатели
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Лесные ремёсла
Традиционные марийские, русские народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах марийских вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в марийском, русском народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения-красители. Использование марийскими вышивальщицами красителей леса. Красильная мастерская в работе — окрашиваем нитки. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово-паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка.
Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов —одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:
как устроены экологические системы
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес —один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды
(на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
Общий дом — общие проблемы:
почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
Содержание программы второго года обучения
Введение
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Человек и природа
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Неживое в природе
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!». Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Работа с гербариями.
Царство грибов
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей.
Среда обитания
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Жизнь животных
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.
Реки и озера
Пресная вода. Осадки. Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности). Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания. Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.
Человек и животные
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки».
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Я и мое окружение
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Воздух и здоровье
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Содержание программы первого года обучения
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Первые шаги по тропинке открытий | 14 |
2 | Природа в наших ощущениях | 22 |
3 | Геометрия живой природы | 20 |
4 | Природа и её обитатели | 20 |
5 | Лесные ремёсла | 14 |
6 | Дом, в котором я живу | 20 |
7 | О городах и горожанах | 10 |
8 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии | 18 |
9 | Общий дом — общие проблемы | 4 |
Итого | 144 |
Содержание программы второго года обучения
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Человек и природа | 14 |
3 | Неживое в природе | 26 |
4 | Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 22 |
5 | Царство грибов | 8 |
6 | Среда обитания | 20 |
7 | Жизнь животных | 12 |
8 | Человек и животные | 16 |
9 | Я и мое окружение | 20 |
11 | Воздух и здоровье | 4 |
Итого | 144 |
Учебно-тематическое планирование первого года обучения
№ | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы Организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | |||||||||||||
Теоритическое заняти | Практиктическое занятие | |||||||||||||||||
Первые шаги по тропинке открытий (14 часов) | ||||||||||||||||||
1 | Готовимся наблюдать и изучать. Инструктаж по ТБ.1 ч. | 1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой на год. | Восприятие информации по ТБ и знакомство с программой на год. | Формирование знаний техники безопасности на занятиях. | |||||||||||||
2 | Какие качества необходимы юному исследователю2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о качествах юного эколога. | Восприятие рассказа учителя. | Формирование знаний качеств, необходимых юному экологу. | ||||||||||||
3 | Учимся наблюдать 3ч. | 1 | 2 | Рассказ о том, как тренировать наблюдательность, объяснение практического задания. | Слушают рассказ учителя, пробуют наблюдать за объектом. | Формирование умения наблюдать. | ||||||||||||
4 | Тренируем наблюдательность 3 ч. | 3 | Объяснение практического задания, наблюдение за ходом его выполнения. | Выполняют практическое задание. | Тренировка наблюдательности. | |||||||||||||
5 | Десять заповедей друзей леса 2 ч. | 2 | Рассказ о десяти заповедях. | Слушают рассказ учителя. | Формирование знаний о десяти заповедях друзей леса. | |||||||||||||
6 | Экскурсия в природу. 3 ч | 3 | Проведение экскурсии в природу. | Экскурсия в природу. | Отработка навыка наблюдения в живой природе. | |||||||||||||
Природа в наших ощущениях (22 часов) | ||||||||||||||||||
7 | Как мы воспринимаем окружающий мир.3 ч. | 1 | 2 | Рассказ об органах чувств | Восприятие рассказа учителя. | Расширение знаний об органах чувств. | ||||||||||||
8 | Тренируем органы чувств 2 ч. | 1 | 1 | Объяснение практического задания. | Выполнение практического задания. | Формирование умения самостоятельной тренировки чувств. | ||||||||||||
9 | Какого цвета лес? 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о красках леса, зеленый- основной цвет. | Выполнение практического задания. | Расширение знаний о палитре леса. | ||||||||||||
10 | Что такое гармония? 3 ч. | 2 | 1 | Рассказ о понятии гармонии в природе. | Восприятие рассказа учителя. | Формирование понятия гармонии в природе. | ||||||||||||
11 | Рисуем впечатления 3 ч. | 1 | 2 | Объяснение практического задания. | Выполнение практического задания. | Формирование навыка выражать впечатления при помощи рисунка. | ||||||||||||
12 | Учимся пользоваться приборами 3 ч. | 1 | 2 | Объяснение правил работы со световым микроскопом. | Выполнение действий по сборке/разборке светового микроскопа | Формирование навыка работы со световым микроскопом | ||||||||||||
13 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика3 ч. | 1 | 2 | Объяснение процесса создания микроскопа из пластикового стаканчика и наблюдение за ходом выполнения работы. | Создание микроскопа из пластикового стаканчика. | Формирования умения создавать микроскоп из пластикового стаканчика. | ||||||||||||
14 | Игра «Давайте познакомимся»2 ч. | 2 | Объяснение правил игры, наблюдение за ходом игры. | Выполнение правил игры, узнавание интересных фактов о животных. | Формирование представления о малознакомых фактах из жизни животных. | |||||||||||||
Геометрия живой природы (20 часов) | ||||||||||||||||||
15 | Что такое симметрия? 3 ч. | 1 | 1 | Рассказ о видах симметрии, симметрии в строении органов различных животных. | Выполнение определения вида симметрии на фото животных. | Формирование знания понятий двусторонняя и лучевая симметрия. | ||||||||||||
16 | Лучевая симметрия 3 ч. | 2 | 1 | Рассказ о лучевой симметрии в строении цветков растений. | Выполнение практического задания. | Формирование навыка определения наличия или отсутствия лучевой симметрии в строении цветков растений по фото | ||||||||||||
17 | Живая спираль 3 ч. | 2 | 1 | Рассказ о спирали в движении, росте и развитии растений и животных. Просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофильма и его обсуждение. | Формирование знаний о спирали жизни. | ||||||||||||
18 | Такие разные листья 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о разнообразии форм листьев. Объяснение практического задания. | Просмотр видеофильма о формах листьев, беседа на его основе. | Формирование знаний о разнообразии форм листьев. | ||||||||||||
19 | Различаем деревья по кроне 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о различии в густоте кроны. | Выполнение сравнение густоты кроны и определение её по фото. | Формирование умения определять степень густоты кроны. | ||||||||||||
20 | О кронах, густых и ажурных 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ учителя о самых необычных кронах деревьев и кустарников. Демонстрация видеофрагмента. | Просмотр и обсуждение видеофрагмента. | Расширение знаний о необычных деревьях и кустарниках | ||||||||||||
21 | Организм и среда обитания 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о зависимости строения тела животных и растений от условий обитания и образа жизни. Демонстрация видеофильма. | Просмотр и обсуждение видеофрагмента. | Формирование навыка связывать строение тела, образ жизни и среду обитания. | ||||||||||||
Природа и её обитатели (20 часов) | ||||||||||||||||||
22 | Учимся планировать наблюдение 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ о правилах наблюдение. Помощь в составлении плана наблюдения. | Составление плана наблюдения за выбранным объектом. | Формирование навыка разработки плана. | ||||||||||||
23 | Наблюдаем за животными 3 ч. | 1 | 2 | Просмотр видеофрагмента о животных | Просмотр видеофрагмента о животных | Развитие навыка наблюдения за животными. | ||||||||||||
24 | Изучаем условия обитания растений 3 ч. | 1. | 2 | Просмотр видеофрагмента о различных средах обитания и их обитателях. | Просмотр видеофрагмента | Формирование знаний о различных средах обитания. | ||||||||||||
25 | Всё связано со всем 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о различных взаимоотношениях между животными и растениями. Просмотр видеофрагментов. | Просмотр видеофрагмента и его обсуждение. | Расширение знаний о взаимоотношениях между животными и растениями. | ||||||||||||
26 | Изучаем поведение животных и растений 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ об особенностях поведения животных и растений. Просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента | Расширение знаний о способах поведения животных и растений. | ||||||||||||
27 | Чья «столовая»? 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ о различных способах питания, просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента и его обсуждение. | Формирование навыка определения типа повреждения растений насекомыми и микроорганизмами. | ||||||||||||
28 | Что и кто влияет на живой организм? 2ч. | 1. | 1 | Подвижные игры «Белки, сойки и орехи» «Найди свой дом» | Проведение игр. | Закрепление знаний об условиях обитания животных. | ||||||||||||
29 | Экскурсия по территории школы 2ч. | 1 | 1 | Проведение экскурсии | Прохождение экскурсии с отработкой навыка наблюдения. | Закрепление навыка наблюдения и ведения полевого дневника. | ||||||||||||
Лесные ремёсла (14 часов) | ||||||||||||||||||
30 | Лес в работе народных умельцев 3 ч. | 1 | 2 | Просмотр видеофрагмента о традиционных народных промыслах, связанных с лесом | Просмотр видеофильма и его обсуждение | Расширение знаний о различных промыслах, связанных с лесом. | ||||||||||||
31 | Лесные мотивы 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ и просмотр видеофрагмента о лесных мотивах в работах вышивальщиц, кружевниц | Просмотр видеофрагмента и его обсуждение | Расширение знаний о применении лесных мотивов в творчестве русских рукодельников. | ||||||||||||
32 | Животные и растения в народном творчестве 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о животных и растениях, наделяемых человеческими качествами. | Обсуждение героев народных сказок. | Преодоление стереотипа, выражающегося в негативном отношение к некоторым животным. | ||||||||||||
33 | Лесная палитра. 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о природных красках, просмотр видеофрагмента | Рисование красками на лесную тему | Расширение знаний о природных красках и окрашивании тканей | ||||||||||||
34 | Лес — кормилец и врачеватель 3 ч. | 1. | 2 | Беседа о лекарственных растениях, рассказ о лесном «меню» | Рисование лекарственных растений | Расширение представления о лекарственных свойствах растений | ||||||||||||
Дом, в котором я живу (22 часов) | ||||||||||||||||||
35 | Поговорим о доме 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ об окружающей среде | Беседа об окружающей среде | Формирование понятия «окружающая среда» | ||||||||||||
36 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…» 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о видах жилищ у различных животных. Просмотр видеофрагмента | Беседа, обсуждение видеофрагмента. | Формирование знаний о различных жилищах животных. | ||||||||||||
37 | Мой дом — моя крепость 3 ч. | 1 | 2 | Рассказ о жилищах первобытных людей, просмотр видеофильма о постоянных и переносных жилищах. | Беседа, обсуждение видеофрагмента. | Формирование представления о различных жилищах человека. | ||||||||||||
38 | «Что нам стоит дом построить...» 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о городских домах в разные эпохи, строительные материалы, просмотр видеофрагмента. | Обсуждение видеофрагмента, рассказ о своих домах. | Расширение знаний о различных материалах | ||||||||||||
39 | «А у нас в квартире газ, а у вас?» 3 ч. | 1. | 1 | Рассказ об основных системах жизнеобеспечения жилого дома, просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента, обсуждение с учителем. | Формирование представления о системах обеспечения жилого дома. | ||||||||||||
40 | Дом — это не только стены 2 ч. | 1. | 1 | Беседа о понятиях «уют», «семейные традиции и праздники» | Обсуждение темы, рисунок на тему «моя комната» | Формирование ценностного отношения к домашнему уюту и семейным традициям. | ||||||||||||
41 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...» 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ об истории возникновения предметов домашнего обихода. Просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента, его обсуждение, рисунок на тему «Глиняный кувшин» | Формирование положительного отношения к экологичным и природным материалам, одежде и обучи. | ||||||||||||
42 | «Своя рубашка ближе к телу» 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ истории одежды из природных материалов, просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента, обсуждение с учителем, рисунок на тему «Одежда из природных материалов» | Формирование представления о пользе одежды из природных материалов | ||||||||||||
43 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ об исчезающих видах растений и животных, вреде, который наносит браконьерство. | Обсуждение темы с учителем, рисование плакатов на тему «Нет браконьерству»» | Формирование отрицательного отношения к браконьерству и вещам, изготовленным из животных материалов. | ||||||||||||
44 | «Чудо в перьях» 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ с конкретными примерами, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. | Обсуждение темы с учителем, рисование плакатов «Не убивайте птиц» | Формирование негативного отношения к использованию перьев при изготовлении украшений | ||||||||||||
О городах и горожанах (10 часов) | ||||||||||||||||||
45 | Дом тянется к дому — получается город 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о формировании первых городов, поселениях человека. | Дети вспоминают роль городов в истории нашей страны | Закрепление понятий «поселение», «город» | ||||||||||||
46 | Как «растёт» город 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ о росте городов и последствиях этого для природы. | Рассуждение на тему занятия, предложения детей по поводу предотвращения негативных последствий | Формирование понятия «расползание города», «последствия расползания города» | ||||||||||||
47 | Как «живёт» город 2 ч. | 1. | 1 | Беседа о жизни города, предложение составить модель взаимодействия города и прилегающей территории. | Создание модели взаимодействия города с прилегающей территорией. | Анализ жизни города, обмена города с окружающей средой. | ||||||||||||
48 | «Сначала человек строит город, а потом...» 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о том, как жизнь в городе влияет на человека. Просмотр видеофрагмента | Просмотр видеофрагмента, обсуждение плюсов жизни в поселке. | Формирование знаний о негативных последствиях жизни в городе | ||||||||||||
49 | Будущее города — город будущего 2 ч. | 1. | 1 | Рассказ, о том, что будущее нельзя предвидеть, но можно спрогнозировать. | Беседа с учителем по тему занятия, рисунок на тему «город будущего» | Формирование представления о городах будущего. | ||||||||||||
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (18 часов) | ||||||||||||||||||
50 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о понятиях система, элемент, биологическая система, факторы окружающей среды. | Беседа с учителем по теме занятия. | Формирование элементарных представления о системе. | ||||||||||||
51 | От кочки до оболочки 2 ч. | 1 | 1 | Через рассказ систематизировать представление детей о разнообразии экосистем. | Обсуждение экосистем, рисунок на тему «экосистема рядом с моим домом» | Формирование умения приводить примеры природных экосистем | ||||||||||||
52 | Под пологом леса 2 ч. | 1 | 1 | Расширение представлений школьников о лесных экосистемах. | Рисунок по выбору на темы «тропический лес» «лес умеренных широт», «тайга» | Формирование понятий «ярусность леса», «лесная экосистема» | ||||||||||||
53 | «Всяк кулик своё болото хвалит» 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о видах болот, их значений в природе. | Беседа на тему занятия, рисунок на тему «Жители болот» | Формирование знаний о видах болот и их значении в природе. | ||||||||||||
54 | Для кого пуста пустыня? 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о пустынях и полупустынях, оазисах, ночном образе жизни. | Беседа с учителем по теме, рисунок на темы «Оазис» «пустынные обитатели» | Формирование и расширение знаний о пустынях, полупустынях и их обитателях. | ||||||||||||
55 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о жизни в экстремальных условиях. Просмотр видеофрагмента. | Просмотр видеофрагмента, беседа с учителем по теме занятия. Рисунок на тему «жители тундры» | Формирование представления о жизни в условиях тундры. | ||||||||||||
56 | Кто живёт рядом с нами? 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о городе как об экосистеме. | Беседа с учителем по теме урока, рисунок на тему «животные городов» | Формирование понятия «животный мир городов» | ||||||||||||
57 | «И кормилица, и вдохновитель ница» 2 ч. | 1 | 1 | Беседа о таких вопросах как духовные и материальные потребности человека, роль природы в жизни человека. | Беседа на тему занятия. Рисунок на тему «мой идеальный пейзаж» | Формирование ценностного отношения к природе. | ||||||||||||
58 | Там, где ступала нога человека 2 ч. | 1 | 1 | Систематизация представления положительного и отрицательного влияния человека на природу. | Беседа с учителем, рисунок на тему «Сбережем природу» | Окончательное формирование представления о влиянии человека на окружающую среду. | ||||||||||||
Общий дом — общие проблемы. 4 ч. | ||||||||||||||||||
65 | Наши общие проблемы 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ об экологии всей планеты. | Беседа с учителем о глобальных проблемах планеты. | Формирование негативного отношения к загрязнению окружающей среды. | ||||||||||||
67 | Будь достойным жителем Земли 2 ч. | 1 | 1 | Беседа направленная на формирование убеждения, что каждый человек способен внести вклад в сохранение нашей планеты. | Беседа на тему занятия. | Формирование убеждения, что каждый человек способен внести вклад в сохранение нашей планеты |
Учебно-тематическое планирование для второго года обучения
№ | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | ||||||||
Теоритическозаняти | Практическое занятие | ||||||||||||
Введение (2 часа) | |||||||||||||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля 1 ч. | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов | Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов | Формирование понимания целей курса. | ||||||||
2 | Мир вокруг. 1 ч. | 1 | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), | Сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. | Формирование представления различия между живым и неживым, растениями и животными | ||||||||
Человек и природа (14 часов) | |||||||||||||
3 | Экология и мы.3 ч. | 2 | 1 | Беседа на тему: Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека? | Беседа с учителем по теме занятия. | Осознание места человека как части природы. | |||||||
4 | Осенние работы в поле 2 ч. | 1 | 1 | Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Просмотр видеофрагмента | Просмотр и обсуждение видеофрагмента | Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. | |||||||
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» 4 ч. | 1 | 3 | Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. | Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. | Формирование представления о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. | |||||||
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи 2 ч. | 1 | 1 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | Составление моделей, показывающих место человека в природе. | Формирование навыка аргументировать свои предположения | |||||||
7 | Осень в лесу 3 ч. | 2 | 1 | Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха | Сбор материала для гербария. | Расширение представления детей об осени, как времени года | |||||||
Неживое в природе (26 часов) | |||||||||||||
8 | Неживая природа 3 ч. | 2 | 1 | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | |||||||
9 | Неживая природа 3 ч. | 2 | 1 | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | Рисунок на тему: «Предметы неживой природы вокруг меня» | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | |||||||
10 | Солнце – источник тепла и света 3 ч. | 1 | 2 | Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье | Рисунок на тему «Солнце – источник тепла и света» | Формирование представления о влиянии Солнца на жизнь на Земле | |||||||
11 | Вода, её признаки и свойства 3 ч. | 1 | 2 | Вода, ее признаки и свойства. | Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды | Расширение знаний о свойствах воды | |||||||
12 | Берегите воду! 2 ч. | 1 | 1 | Информация по способам сбережения воды | Работа над проектом «Сбережем капельку!» | Формирование ценностного отношения к воде | |||||||
13 | Почва – святыня наша. 2 ч. | 1 | 1 | Почва – необходимая среда для растений | Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). | Расширение знаний о составе почвы | |||||||
14 | Состав и свойства почвы 2 ч. | 1 | 1 | Значение почвы и меры по ее охране | Практическая работа по обработке почвы комнатных растений | Формирование знаний о правилах обработки почвы комнатных растений | |||||||
15 | Погода. Климат.2 ч. | 1 | 1 | Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». | Практическая работа «Наблюдение за погодой». | Расширение знаний о климате и предсказании погоды | |||||||
16 | Предсказание погоды по народным приметам 2 ч. | 1 | 1 | Приметы, прогнозирующие изменения в погоде | Выявление примет, доказывающих текущие изменения в погоде | Развитие умения прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью | |||||||
17 | Почему нельзя...? 2 ч. | 1 | 1 | Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь | Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» | Формирование осознания нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью | |||||||
18 | Диалоги с неживой природой 2 ч. | 1 | 1 | Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. | Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!» | Формирование негативного отношения к загрязнению природы | |||||||
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (22 часов) | |||||||||||||
19 | Практикум «Хлебные крошки» 2 ч. | 1 | 1 | Кто чем питается? | Конструирование моделей кормушки | Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. | |||||||
20 | Кто улетает, а кто остаётся 3 ч. | 2 | 1 | Рассказ о птицах перелетных и зимующих в нашей местности | Работа по определению птиц края | Формирование представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц | |||||||
21 | Экологические связи неживой и живой природы 3 ч. | 1 | 1 | Рассказ о цепях питания | Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. | Расширение представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. | |||||||
22 | Вода и жизнь 3 ч. | 1 | 1 | Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. | Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. | Формирование представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. | |||||||
23 | Растения рядом 3 ч. | 1 | 2 | Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев.» | Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию | Формирование навыка распознавания повреждений деревьев | |||||||
24 | Комнатные растения 2 ч. | 1 | 1 | Комнатные растения разных экологических групп. | Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями | Формирование ценностного отношения к комнатным растениям | |||||||
25 | Размножение комнатных растений 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о различных способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). | Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка | Формирование навыка по уходу за комнатными растениями. | |||||||
26 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса 2 ч. | 1 | 1 | Рассказ о дикорастущих растениях, просмотр видеофрагмента | Беседа по теме занятия, рисунок на тему растения луга, водоема или леса | Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране | |||||||
27 | Практическое занятие «Растения луга и леса» 2 ч. | 1 | 1 | Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. | Работа с гербариями. | Расширение знаний о растениях луга через работу с гербариями | |||||||
Царство грибов (8 часа) | |||||||||||||
28 | Съедобные грибы 3 ч. | 1 | 2 | Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки | Рисунок на тему «Съедобные грибы» | Формирование представление о грибах как части живой природы | |||||||
29 | Несъедобные грибы 3 ч. | 1 | 2 | Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов | Рисунок на тему «Несъедобные грибы» | Воспитание навыки экологически грамотного поведения в природе | |||||||
30 | Микроскопические грибы 2 ч. | 1 | 1 | Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). | Рисунок на тему «Соблюдайте чистоту!» | Воспитание грамотного отношения к гигиене продуктов | |||||||
Среда обитания (20 часов) | |||||||||||||
31 | Времена года на Земле 2 ч. | 1 | 1 | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | Развитие логических способностей через сравнение различных времен года | |||||||
32 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе 3 ч. | 2 | 1 | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | Развитие логических способностей через построение предположений | |||||||
33 | Изменения окружающей среды 2 ч. | 1 | 1 | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) | Развитие логических способностей, через анализ череды фактов | |||||||
34 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» 3 ч. | 3 | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем | Формирование знаний о видах сельскохозяйственного труда | ||||||||
35 | Условия жизни растений 3 ч. | 1 | 2 | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения | Рисунок на тему: " Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения» | Расширение знаний о теплолюбивых и светолюбивых растениях | |||||||
36 | Разнообразие животных, условия их жизни 3 ч. | 1 | 2 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | Рисунок на тему «жители тундры» | Формирование представление о классификации животного мира. | |||||||
37 | Разнообразие животных, условия их жизни 2 ч. | 1 | 1 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | Рисунок на тему «Жители леса» | Формирование представление о классификации животного мира. | |||||||
38 | Разнообразие животных, условия их жизни 2 ч. | 1 | 1 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. | Рисунок на тему «Жители пустыни» | Формирование представление о классификации животного мира. | |||||||
Жизнь животных (12 часа) | |||||||||||||
39 | Динозавры – вымерший вид животных 3 ч. | 2 | 1 | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | Развитие коммуникативных способностей через общение по теме занятия | |||||||
40 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров 3 ч. | 1 | 2 | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Просмотр видеофрагмента | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Просмотр видеофрагмента | Развитие коммуникативных способностей через общение по теме занятия | |||||||
41 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 3 ч. | 1 | 2 | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? | Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. | Развития умения самостоятельного подбора информации | |||||||
42 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 3 ч. | 1 | 2 | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. | Расширение знаний о редких и исчезающих видах растений и животных | |||||||
Человек и животные (16 часов) | |||||||||||||
43 | Жизнь среди людей 2 ч. | 1 | 1 | Жизнь в городах. Человек и животное. | Изготовление кормушек | Формирование гуманного отношения к зимующим птицам | |||||||
44 | Ролевая игра «Это все кошки» 2 ч. | 1 | 1 | Ролевая игра «Это все кошки» | Ролевая игра «Это все кошки» | Развитие коммуникативных навыков при игре | |||||||
45 | Домашние животные 2 ч. | 1 | 1 | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. | Работа в группах: аппликация – декупаж. | Развитие мелкой моторики при выполнении аппликации | |||||||
46 | Викторина «Собаки – наши друзья» 2 ч. | 1 | 1 | Загадки, рассказ учителя. Игра – викторина «Породы собак». | Загадки, рассказ учителя. Игра – викторина «Породы собак». | Расширение знаний о породах собак | |||||||
47 | Уход за домашними животными 2 ч. | 1 | 1 | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | Расширение знаний о правилах содержания домашних животных | |||||||
48 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».2 ч. | 1 | 1 | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | Формирование навыка самостоятельной работы над проектом | |||||||
49 | Люди и паразиты 2 ч. | 1 | 1 | Понятие – паразиты. Питание за счёт других | Работа со справочной литературой. | Развития навыка работы со справочной литературой | |||||||
50 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 2 ч. | 1 | 1 | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. | Мини-сочинение «Защити себя» | Развитие навыка написания сочинений на заданную тему | |||||||
Я и мое окружение (20 часов) | |||||||||||||
51 | Моя семья 2 ч. | 1 | 1 | Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. | Рисунок на тему «Моя семья» | Формирование почтительного отношения к своей семье | |||||||
52 | Соседи-жильцы 2 ч. | 1 | 1 | Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа | Рисунок на тему «Дружба народов» | Формирование уважительного отношения к другим народам | |||||||
53 | Мой класс 2 ч. | 1 | 1 | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? | Дежурство по классу | Формирование ответственного отношения к дежурству в классе | |||||||
54 | Практическое занятие 2 ч. «Создание уюта в классной и игровой комнатах» 2 ч. | 2 | Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе | Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе | Развитие ответственности к поручениям | ||||||||
55 | Дом моей мечты 2 ч. | 1 | 1 | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? | Рисунок на тему «Дом моей мечты» | Развитие мелкой моторики и фантазии при работе с рисунком | |||||||
56 | Рассказы, стихи о семье 2 ч. | 1 | 1 | Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде | Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде | Развитие любви к поэзии о семье | |||||||
57 | Комнатные растения в квартире, в классе 2 ч. | 1 | 1 | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. | Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. | Развитие навыков ухода за комнатными растениями | |||||||
58 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 3ч. | 3 | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | Развитие навыков ухода за комнатными растениями | ||||||||
59 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» 3 ч. | 3 | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени | Развитие навыков ухода за огородными растениями | ||||||||
Воздух и здоровье (2 часа) | |||||||||||||
60 | Воздух и здоровье человека 1 ч. | 1 | Свойства воздуха | Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | Формирование навыка выполнения дыхательной гимнастики | ||||||||
61 | Практическое занятие «Уборка в классе» 1 ч. | 1 | Влажная уборка класса. Проветривание. | Влажная уборка класса. Проветривание. | Формирование понимания значимости чистоты помещений |
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
Литература для обучающихся
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
- Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
- Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно- экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
Литература для учителя
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников
Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...
программа дополнительного образования для младших школьников
Рабочая программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей»(1-4 классы)...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Издание для дополнительного образования Для младшего школьного возраста Дорофеева Галина Владимировна ВСЕ ВИДЫ РАЗБОРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫК
Дорофеева Г. В.Д 69 Все виды разбора по русскому языку : 1—4 классы / Г. В. До-рофеева. — М. : Эксмо, 2011. — 48 с. — (В помощь младшему школьнику).Для того чтобы ученики освоили все виды разбора, нуж...
Экология как сфера познания окружающего мира младших школьников.
Младший школьный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологические представления, являющиеся основной систематических знаний о...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...