Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

·        расширение энциклопедических представлений младших школьников;

·        углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

·        обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.


В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для учащихся 3-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

В программе выделено 9 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.
Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

Рассмотрено на заседании                                                                            Согласовано с зам. директора по УВР    

м/о учителей начальных классов                                                               ___________________________________

протокол № ___ то ________ 2014 г.

Календарно-тематическое планирование

по программе внеурочной деятельности

«Экология для младших школьников»

для  4  класса «Д»

на 2014 – 2015 учебный год

Составила

Паршина Т. П.

Тамбов

2014 г.

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24

   

                                                                                                             Данная программа может

                                                                                                            быть реализована на базе

                                                                                                МАОУ СОШ №24

                                                                                             с 01.09.2013 года

                                                                                                             педагогом Паршиной Т. П.

Программа

дополнительного образования

«Экология для младших школьников»

для обучающихся младшего школьного возраста

Срок реализации 2 года

Автор:

А. А. Плешаков

Москва, «Дрофа». 2000 год.

Программу будет реализовывать

Паршина Т. П.

Тамбов

2013 год

Пояснительная записка


Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  • расширение энциклопедических представлений младших школьников;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.


В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для учащихся 3-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

В программе выделено 9 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.
Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
 

Тематический план кружка

Наименование тем и разделов

Содержание

Дата

СЕНТЯБРЬ: «Я и природа».

1

Планета Земля в опасности

Беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса.

2

Человек и природа

Как человек охраняет природу.

3

Значение природы в жизни человека

Значение природы в жизни человека

4

Взаимосвязи

Взаимодействие человека с природой

ОКТЯБРЬ: «Лес».

1

 Живая и неживая природа

Взаимосвязь живой и неживой природы

2

Лесные растения ЯНАО. Красная книга - сигнал опасности

Беседа об охраняемых видах растений. Составление красной книги ЯНАО.

3

Птицы нашего леса

Беседа «Что мы знаем о птицах наших лесов

4

Лес и человек

Значение леса, как части природы

НОЯБРЬ: «Воздух».

1

Понятие воздуха

Значение воздуха в нашей жизни

2

Свойства воздуха

Опыты с воздухом

3

Распространение семян

Влияние воздуха на распространение семян в природе.

4

Растения и чистота воздуха

Роль растений в поддержании чистоты воздуха

ДЕКАБРЬ: «Вода».

1

Свойства воды, состояние воды

Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар».

2

Круговорот воды. Вода вокруг нас

Показать и рассказать детям о круговороте воды в окружающей среде.

3

Кто живет в воде

Роль воды в жизни растении и  водных животных

4

Использование воды человеком

Как человек использует воду

ЯНВАРЬ: «Животные».

1

Разнообразие животных ЯНАО

Животные нашего края, их разнообразие.

2

Питание животных

Питание домашних животных и диких

3

Размножение

Как размножаются животные в природе

4

Мой край родной - заповедные места ЯНАО

Беседа об охраняемых видах животных нашего края

ФЕВРАЛЬ: «Солнце».

1

День и ночь

Понятие сутки

2

Свет в жизни растении

Для чего  нужен свет растениям

3

Свет в жизни животных

Как животные используют свет в своей жизни

4

Солнце в жизни человека

Для чего человеку солнце

МАРТ: «Почва. Камни, песок, глина».

1

Обитатели почвы

Кто обитает в почве

2

Песок

Кто обитает в почве: Свойства песка. Опыты с песком

3

Глина

Свойства глины

4

Камни

Разнообразие камней в природе

АПРЕЛЬ: «Растения».

1

Виды растений

Разнообразие видов растений

2

Части растения

Из каких частей состоит растение

3

Развитие растений

Как растение растет и развивается.

 

4

Связь растений с насекомыми

Взаимосвязь растений и насекомых

МАЙ: «Правила поведения в природе».

1

Древние люди и природа

Кто населял нашу природу в древности

2

Вымершие животные

Отчего и почему вымерли животные

3

Красные книги

Составляем красную книгу

4

Закрепление полученных знаний

Что мы узнали. Диагностика

Повторение и закрепление пройденного – 1 час

Всего за год – 37 часов

Планируемый результат:

· Расширение и уточнение знаний детей о природе, о растениях,  животных, насекомых, птицах;

· Обогащение экологических пространств в детском саду;

· Составление экологических «маршрутов в природу»;

· Закрепить знания о природе  и экологии ЯНАО.

Литература:

  • С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  • С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
  • Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  • Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  • Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
  • Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
  • Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников

Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...