Программа дополнительного образования «Мы – часть природы» для младших школьников (7 -9 лет) (на 3 года)
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Хохлова Елена Петровна

  Настоящая программа ориентирована на обновление содержания  и методов дополнительного образования естественнонаучного направления для младших школьников. Основным интегрирующим узлом оразовательного процесса по данной программе является следующая обучающая, воспитывающая и развивающая цель: последовательное формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле путем развития интегративного, экологического, вариативного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №68»        

                                 

 

Программа

дополнительного образования

«Мы – часть природы»

для младших школьников (7 -9 лет)

(на 3 года)

                         

                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                            

                                                                             

                                                                                                            

                                                           Учитель начальных классов                                                      

                                                       Хохлова Елена Петровна

г. Рязань 2017  год

                                       

   

Введение

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача обучающего заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для достижения цели педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут все объяснить, рассказать, показать, но и  организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Это касается и системы дополнительного образования. Интегрированные - объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства -  модели программ дополнительного образования являются наиболее эффективными с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в них органично сочетаются возможности двух видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Однако, реализация такого проекта требует определенных условий. Можно пойти по другому пути – проводить интегрированные занятия, разработанные на основе метапредметного подхода. Имеются в виду не только учебные предметы. «Предмет» здесь понимается как объект, на который направляется внимание обучаемых.

Актуализация метапредметного подхода при разработке концепции стандартов общего образования нового поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможности их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможности дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, умений и навыков, формирование общей картины мира, компетентности в любой предметной области познания.    

Сегодня мы являемся свидетелями того, что многие педагоги находятся в творческих педагогических поисках, стремятся сохранить все положительное, накопленное десятилетиями мастерами педагогического опыта и внести в обучение и воспитание детей то новое что, соответствует требованиям современности.

Многое меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. Перед школой встала задача полнее использовать сберегающие здоровье технологии, так как все больший процент обучающихся страдает различными заболеваниями уже поступая в школу. Таким детям трудно удерживать внимание на отдельном объекте в течение некоторого времени. Для них особенно важно преподавание предметов в той связи, в которой они существуют в окружающем мире, о чем говорили известные педагоги К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский.

Еще важнее научить ребенка учиться, чтобы он смог правильно ориентироваться в мире знаний, получать необходимое для жизни. Здесь тоже помогает интеграция.

Многолетняя работа над этим вопросом привела к созданию мною программы дополнительного образования «Мы – часть природы».

Система занятий, проводимых по данной программе, представлена в двух вариантах.

Первый из них – это последовательное сжатое изложение форм и способов действий педагога и обучающихся с указанием средств контроля за усвоением знаний, умений и навыков детьми. Занятия представлены в виде таблиц (технологических карт). Для изучения каждой темы обозначена цель и сформулированы задачи, стоящие перед педагогом.

Второй вариант системы интегрированных занятий представляет собой сборник кратких учебных сценариев. Организация деятельности обучающихся описывается более полно, называются предполагаемые ответы детей, необходимые выводы.

Для каждого занятия указаны цели и задачи, рекомендуется определенное время проведения динамических пауз. Со 2 года обучения больше внимания уделяется проектной деятельности, включению в занятия групповой работы, деловых игр, тренингов.

 Особенности программы затрагивают как содержание, так и методы, организационные формы проведения занятий, характер взаимоотношений между педагогом и обучающимися. Каждое интегрированное занятие представляет собой заключительный этап определенного проекта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

ОГЛАВЛЕНИЕ

1)  Актуальность создания и использования  программы.

2)  Цели и задачи реализации программы.

3)  Принципы, лежащие в основе создания программы.

4)  Содержание программы.

5)  Методика проведения занятий по программе.

          6)  Результативность реализации программы.

1. Актуальность создания и использования программы «Мы – часть природы»

Интеграция в образовании является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Изменились масштабы этой деятельности, появились глобальные проблемы современности. Они напоминали о том, что природа и человек существуют в единой системе и взаимосвязи и для выживания  на планете требуется организация научно обоснованного природопользования, отношения людей  к окружающему их миру, к обществу.

Рост объема научных знаний XXI века  быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по «проблемам». Тенденцию гуманитаризации современных естествознания и техники следует связывать с изменениями в методологии этих наук и усложнением традиционного объекта познания, который неизбежно включает в себя человеческую деятельность во всех ее видах (в гносеологии, антропогенных результатах воздействия на биосферные процессы и др.). Процессы гуманитаризации в научном познании, безусловно, проявляются и в сфере взаимодействия методов социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. В XXI веке особое  развитие получают  гуманитарно-личностные методы научной деятельности.

 Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать обучающимся целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них и реализуется в проектной деятельности. Развивающий  характер системы дополнительного образования также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности. Проектный метод обучения, используемый в программе дополнительного образования, предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В основе проектного метода заложено умение интегрировать знания из различных областей наук. Традиционное разделение содержания дополнительного образования на отдельные автономные области вызвано стремлением дать ребенку  более обстоятельную подготовку, но необходимо, чтобы при завершении обучения каждый обучающийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому-то столь важна для дополнительного образования реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Такой подход поможет обучающимся и  в освоении общеобразовательных дисциплин.

Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного предмета (что вполне естественно для ребенка), младший школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.

Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке детей  информацией, не имеющей общеобразовательного значения.

В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания дополнительного образования. И естественно, что интеграцию  возможно применить прежде всего для обучения дошкольников и младших школьников. К числу позитивных факторов можно отнести относительную готовность педагога, естественность перехода от целостного семейного или детсадовского воспитания к целостному обучению и воспитанию. Главным же доводом “за” является наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка. По результатам исследования психологов 20 % интеллекта (мыслительных способностей человека) выпускника школы формируются на первом году жизни, 50 % — к четырем годам, 80%—к восьми годам и 90 % —к тринадцати годам жизни.

Известно, что латинское слово  восстановление, восполнение,  целый принято к употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов и 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе — экономическим, т. е. терминологическим для данного рода наук. Как видим, преобразуя общее значение слова интеграции в научный термин, экономисты сочли необходимым подчеркнуть, что в области ведения национальных хозяйств “какие-либо части, элементы” могут “приспосабливаться и объединяться” совсем не всегда, а только при условии однотипности общественного строя этих хозяйств, т. е. их общецелевой и функциональной, или исполнительской (ибо лат. <functio исполнение), однонаправленности. Объективная теоретическая оценка признаков, выделенных путем проведенного выше сопоставления, не дает оснований сомневаться в том, что наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде  предметов  и  явлений окружающего мира есть основа для определения термина “интеграция” и в методике, т. е. в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития детей.

Интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов  деятельности (а ведь именно разного рода жизненно необходимой деятельности и учит педагог на занятиях по внеурочной деятельности младших школьников) в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности — совсем не новое методическое явление. Полезно  вспомнить высказывание великого педагога XVII в. Я. А. Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, “в четверть часа” (чтобы не наскучить).

Интеграция ценилась и использовалась К. Д. Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности — письмо и чтение — для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния — однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

Интеграция - это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах  (предметах, видах деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в не существовавший ранее монолит особого качества: творческий проект.

В практике дополнительного образования для младшего школьника  можно использовать, развивать и внедрять внутри и межпредметные связи как “зону ближайшего развития” для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов.

Для интеграции необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса. Педагог принимает за основу интеграции особенности процесса познания (наблюдение, классификация, использование чисел, измерение, выведение следствий и т. д.), которая иллюстрируется на любой предметной области, связанной с жизнью и деятельностью человека. Он видит основу интеграции в постепенном объяснении детям устройства вселенной, закономерностей природы и общества, при котором используются те или иные уже знакомые им сведения.

Школа, по мысли Я. А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать и обновленная программа дополнительного образования, учебные курсы, формы и методы обучения.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной системе образования.

Интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения обучающихся, дает огромный выигрыш во времени.  Дети интенсивней готовятся к необычным занятиям: читают дополнительную литературу, собирают необходимый для учебной работы материал.

Социальное и педагогическое значение интегрированных занятий заключено в овладении детьми совокупными знаниями, которые избавят их от однородности развития. Отсутствие интегральных знаний порождает узких специалистов, способных лишь к узковедомственным решениям, которые уже принесли огромный вред народному хозяйству, экономике, экологии.

 Природа человека интегративна в своей сущности и эта интегральность в человеке  изначальна: и на уровне материальной оболочки (взаимодействующие химические, физиологические, духовные процессы), и на уровне осознания личности (“Я бог, я червь, я раб, я царь”), и на уровне мышления - логического, образного, ассоциативного. Следовательно, интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов.

Альтернативность и вариантность мышления – возможность, которую предоставляет интегрированное образование, и в этом его огромная польза.

     

2. Цели и задачи реализации программы

Настоящая программа ориентирована на обновление содержания и методов дополнительного образования естественнонаучного направления для младших школьников. Основным интегрирующим узлом образовательного процесса по данной программе является следующая обучающая, воспитывающая и развивающая цель:

 Последовательное формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле путем развития интегративного, экологического, вариативного мышления.

Задачи вытекают из поставленной цели.

1) Продолжить разностороннее развитие личности ребенка, начатое в семье и дошкольном учреждении.

2) Познакомить с взаимосвязями жизнедеятельности человека и общества.

3) Создать условия для освоения обучающимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания.

4) Подготовить младших школьников к изучению естественно научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин.

5) Активизировать деятельность обучающихся по закреплению и расширению знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения.

6) Учить детей сознательному отношению к своему здоровью, грамотному поведению в природе, в быту, в обществе.

7)   Заложить основу для изучения материалов краеведческого характера.

3. Принципы, лежащие в основе создания программы

В дидактике, как известно, выработаны исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого изучаемого предмета. В современном образовании на первый план выдвигаются принципы, руководящие процессом обучения в направлении интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

1) Одним из фундаментальных принципов для данной программы является воспитывающий и развивающий характер обучения. Он обеспечивает решение важнейшей задачи: продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей, нравственных убеждений). Особенностью программы является возможность развития у детей интегрированного, экологического, вариативного мышления. Принцип воспитывающего обучения помогает педагогу формировать у обучающихся навыки нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

2)  Другим важнейшим принципом следует назвать сознательность при усвоении материала младшими школьниками. Согласно программе дополнительного образования проведения интегрированных занятий, мировоззрение обучающихся формируется по трем стержневым линиям:

окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был;

опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;

природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

Проведение интегрирующей линии через различные области знаний  позволяет повысить степень сознательности обучающихся в отношении к усваиваемому материалу. Ребенок не только знакомится с понятиями, принадлежащими к разным областям знаний, но и учится анализировать, абстрагировать, сопоставлять и группировать объекты. Он, усваивая понятия, узнает их существенные признаки, стремится обосновать свои суждения.

3) Принцип прочности знаний, умений и навыков сочетается с научностью изложения материала.

Освещение явлений природы педагогом не может противоречить данным науки. В самом содержании программы «Мы – часть природы» интегрируются естественно научные, гуманитарные и утилитарные знания.

4)  Научная, теоретическая трактовка природных явлений, явлений языка, математических понятий не входит в противоречие с другим принципом дидактики – принципом доступности. Программа проведения интегрированных занятий построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. Педагог, руководствуясь принципом систематичности и последовательности в обучении,  строит работу так, чтобы весь процесс   его работы вел к системности знаний обучающихся.

5) В связи с этим принципом находится принцип преемственности и перспективности. Дети знакомятся с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, осваивают знания об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методами их познания, что важно для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии, математики и русского языка.

6) Очень важную роль в развитии и обучении младших школьников играет познавательная активность и самостоятельность.

На интегрированных занятиях перед педагогом открываются наиболее широкие возможности для возбуждения интереса к получению знаний, активизации внимания обучающихся, побуждения детей к самостоятельным открытиям.

Творческие задания обращаются к чувственному восприятию, будят мысль ребенка, потребность к проникновению в сущность предмета.

7)  В процессе обучения  по данной программе соблюдается связь между теорией и практикой. Младший школьник не имеет еще опыта теоретического изучения явлений природы, языкового и математического материала. Поэтому в интегрированной программе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и языковых объектов, проведении практических работ и опытно-экспериментальных исследований. Практические действия позволяют накапливать необходимые знания для теоретических выводов.

8) Принципом, характерным для данной программы, является разносторонность изучения объектов, явлений и понятий. Так, человек предстает перед обучающимися и как биологический вид и как социальное явление, что позволяет заложить основу для освоения анатомии, физиологии, гигиены, обществоведения.

 

                            4. Содержание программы

В содержании программы “Мы – часть природы” интегрируются естественнонаучные и гуманитарные сведения о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей знаний синтезирует знания нескольких наук. Отбор материала для реализации программы основан на изучении программ естественнонаучного содержания известных авторов (Н.Ф. Виноградовой, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова) и ставит основной задачей формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. В содержание учебного материала, в соответствии с этим, отобраны темы, наиболее актуальные для развития мышления и сознания ребенка. Главное назначение курса  – формирование у детей целостной картины мира. Логика отбора учебного материала подчинена процессу развития жизни на Земле.  

Отличительной особенностью  программы «Мы – часть природы» является интегративный характер, что позволяет учитывать специфику восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать общую культуру, эрудицию, творческие способности.  

В соответствии с данной программой проведения интегрированных занятий область “окружающий мир” обогащается материалом из областей: “математика”, “русский язык”, “общество”.

Область “природа” является центральной, так как, прежде всего, рассматривается в широком смысле слова – как мир, Вселенная, материя. Младший школьник подходит к раскрытию широкого смысла понятия “природа” через изучение совокупности естественных условий существования человеческого общества в среде обитания, т.е. познавая понятие “природа” в более узком смысле слова через окружающие объекты.

Однако человека окружают не только природные объекты. В мире множество предметов, созданных руками человека. Поэтому в качестве основных содержательных линий можно назвать: 1) сведения о красоте и многообразии объектов окружающего мира; 2) об изменчивости окружающего мира и ее закономерностях; 3) взаимосвязях и взаимозависимостях в окружающем мире.

Программа разработана на основе интеграции различных областей знаний путем отбора содержания для проведения интегрированных занятий. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок самостоятельно (или с минимальной помощью педагога) действуя с информационным  материалом, овладевает различными способами и методами окружающего мира, разными видами деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего  школьного возраста (7-9 лет). Продолжительность реализации программы – 3 года. Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учетом разных уровней знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого. Это дает возможность педагогу варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие детей с разным уровнем подготовки.

В содержании курса   особое место отведено изучению объектов живой и неживой природы, т.к. природа “есть самая доступная и самая понятная логика для детей” (К.Д. Ушинский). При проведении интегрированных занятий появляется возможность дополнить содержание научного материала фактами, помогающими младшим школьникам осознать себя частью природы, осознать, что целью изучения окружающего является не только и не столько использование его объектов, сколько познание самого себя и своей роли в изменении окружающей действительности.

 

5. Методика проведения занятий по данной программе

В методике проведения интегрированных занятий по курсу “Мы – часть природы” отражены особенности современного подхода к обучению.

Первой особенностью является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и вновь созданных систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность находит свое выражение в том, что методические приемы направлены на решение задачи модернизации образования: гуманизацию, гуманитаризацию, дифференциацию, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

 Данная модель процесса дополнительного образования может рассматриваться как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои мысли и чувства. Специфика  использования материалов из разных источников (энциклопедии, справочники, учебные пособия, тетради на печатной основе) для проведения интегрированных занятий находит отражение в его методической концепции и способах ее реализации.

Разнообразие заданий позволяет педагогу использовать разные методы обучения, активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления обучающихся, включать их на разных этапах проведения занятий: актуализация знаний, изучения нового или усвоения метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового подведения итогов.

Режим реализации программы предусматривает проведение интегрированных занятий “Мы – часть природы” один раз в неделю. Формы организации  процесса занятий могут быть разнообразными: путешествия,  заседания экологического совета, минуты фантазии, экскурсии и др. Местом проведения занятий может быть пришкольный участок, музей, улица города, кабинет биологии, географии и др. Занятия  носят проектный характер. Использование проектного метода при изучении курса позволяет значительно повысить познавательный интерес обучающихся, способствует развитию их интеллектуального и творческого потенциала. Учитывая, что данная программа охватывает большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира, в ее рамках можно использовать разнообразные проекты.

В целях формирования у обучающихся целостной картины окружающего мира педагог использует аналитико-синтетический метод, ведя работу с группой детей так, чтобы возбудить аналитико-синтетическую работу мысли младшего школьника. В системе интегрированных занятий  анализ непрерывно меняется синтезом, синтез - анализом. Например, знакомясь с лиственными и хвойными растениями, обучающиеся находят общие и отличительные характеристики деревьев и кустарников, затем находят существенные признаки хвойных и лиственных пород, распределяют растения по группам, т.е. сравнивают, группируют объекты, систематизируют и обобщают свои знания о них. В процессе такой работы формируется понятие о хвойных и лиственных растениях, что и являлось целью занятия. Параллельно идет закрепление математических навыков и умений (сравнение объектов природы), знакомство с неравенствами, выполнение слогового анализа слов – названий деревьев. См. (Приложение – фрагмент занятия №8 для 1 года обучения). Аналитико-синтетическая работа проводится на занятии по формированию представлений о формах земной поверхности.

С точки зрения хода мыслей и путей рассуждения, которыми идут обучающиеся при изучении того или  иного  материала можно отметить методы индукции и дедукции. Эти методы помогают достижению другой важной технологической цели: развитию интегративного, экологического, вариативного мышления. При пользовании индуктивным методом обучающиеся наблюдают ряд примеров, затем делают вывод или формируют определение понятия, правила. Так, например, наблюдая примеры поведения в природе человека, младшие школьники способны отметить положительное и отрицательное и с минимальной помощью педагога сформировать правила экологически грамотного поведения. На этом же занятии дети знакомятся с отрицанием и утверждением в речи, приобретая навыки культуры общения, отрабатывают варианты чтения и записи примеров, глубже усваивают общий смысл сложения.

При дедуктивном методе мысль обучающихся идет от общих положений к конкретному материалу, который затем анализируется, сопровождаясь приведением примеров.

Познакомившись с растениями, как объектами живой природы, младшие школьники выделяют среди них в занимательной игровой форме три группы: деревья, кустарники, травы. Познакомившись с понятием “животные,” обучающиеся выделяют среди них с помощью игры  группу “звери”, “птицы”, “рыбы” и т.д. Каждое понятие, в свою очередь, анализируется, конкретизируется, иллюстрируется примерами. От общего представления о слове дети постепенно переходят к пониманию его звуковой, буквенной, слоговой структуры, расширяя и углубляя знания, полученные на уроках. Математическую сумму рассматривают как целое, состоящее из частей – слагаемых, проводя аналогию с понятиями «целое» и «части», встречающимися в мире, окружающем детей. Богатый материал для выполнения таких заданий представляют кроссворды, головоломки, игры, побуждающие к выполнению математических действий. К этим заданиям добавляются творческие задания, составленные обучающимися и педагогом.

Ведущим методом, применяемым по данной программе, является метод создания проблемной ситуации. Этот метод помогает активизировать внимание детей, побудить их к активной познавательной деятельности. Углубленное формирование понятий “овощи” и “фрукты” можно начать с проблемного вопроса: “Что появляется у растения, на месте прекрасного цветка, когда он отцветает?”. Ответ на вопрос дети находят на основе личных наблюдений. (СМ. Приложение – фрагмент занятия №12 для 1 года обучения).

В результате рассматривания различных овощей, исследования способов их выращивания, наблюдением за уборкой и посильной помощи взрослым младшие школьники получают подтверждение теоретических знаний о том, что овощи – это не только плоды, но и корнеплоды, и луковицы. А на втором этапе обучения решают проблему классификации объектов окружающего мира, выделяя отличительные признаки живого.

С целью успешной подготовки к более глубокому изучению природы и общества дети осваивают эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные, и специфические методы познания: наблюдение, исследование, экспериментирование и др. Обучающиеся также  осваивают разные виды  деятельности: работа с печатным пособием и научно-популярным текстом из энциклопедии, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями.

На интегрированных занятиях обучаемые выполняют разнообразные задания по наблюдению не только за явлениями природы, но и явлениями языка, учатся оперировать математическими понятиями. Так, изучая тему “Где дом для  животных”, дети наблюдают за работой букв и строят звуковые схемы – “домики” для их обитателей, устанавливая количество звуков и букв. (См. Приложение – фрагмент занятия №1 для 1 года обучения). Закрепляя знания о понятиях “влево”, “направо”, “внизу” и др., дети усваивают важнейшие правила поведение на улице и дороге. Проводя счет предметов, младшие школьники решают экологические задачи: “Сколько цветов останется на поляне, если дети соберут букет из 1 (2,3,4 и т.д.) цветов? (См. Приложение – фрагмент занятия №11 для 1 года обучения). Уясняя понятие «симметрия» (второй год обучения), обучаемые находят симметричные объекты окружающего мира, учатся симметричному вырезанию.

Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания, способов познания преследует не только цель формирования целостной картины  мира, а выступает средством для того, чтобы обучающиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, осознавали свою ответственность за результаты этого познания окружающего мира  и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии, природы и человека, человека и общества.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть выставки -отчеты, защита проектов, представление презентаций, соревнования и др. Методика проведения интегрированных занятий предусматривает использование литературных произведений, привлечение детей к творчеству: составление рассказов и сочинение сказок о любимых растениях и животных, выполнение рисунков, аппликаций, поделок из разных материалов, создание игровых ситуаций, иллюстрирующих поведение в природе и в обществе. Особую значимость для развития личности ребенка в этом случае имеет возможность проживания  душевного состояния их героев, делающее обучение более человечным, одухотворенным.

Сбалансированная система заданий для контроля за усвоением, интегрирующая разные виды восприятия, разные методы познания, разные уровни сложности, предоставляет обучающимся возможность самооценки, самоконтроля и саморазвития.

6. Результативность  реализации программы

В процессе обучения по программе «Мы - часть природы» дети познакомятся с разнообразием окружающего их мира, расширяя и углубляя знания, полученные на уроках.

Ожидаемые результаты. 

Личностные результаты.

Положительное отношение детей к процессу  приобретения новых знаний и умений, стремление преодолевать трудности.

Осознание себя как частью природы, так и членом общества, гражданином России.

Ориентирование на проявление позитивного отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах.

Обретение чувства любви к родной стране, родному городу Рязани, к  природе родного края, культурному наследию предков.

Формирование интереса к  истории Рязанского края, уважительного отношения к народным традициям.

Грамотное использование навыков безопасного, экологически правильного поведения в природе, в быту, в обществе.

Осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья, развития эстетического восприятия мира, творческих способностей.

Соблюдение правил здорового образа жизни.

Коммуникативные действия.

Умение проявлять инициативу, находить информацию для выполнения коллективной работы, предотвращать конфликтные ситуации, участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы, презентации.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Умение организовывать свою деятельность, планировать работу контролировать  выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия.

Умение находить и выделять нужную информацию из справочных пособий, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми,  применять логические действия анализа, синтеза, классификации.

Предметные результаты.

1 год обучения.

Младшие школьники получат знания о признаках и свойствах окружающих их предметов, о соотношении понятий «слово» и «предмет». Научатся различать объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, сравнивать, объединять предметы в группы, обозначать предметы с помощью условных знаков.

Приводить примеры представителей разных групп растений и  животных, характеризовать их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере представителей флоры и фауны Рязанского края).

Научатся устанавливать соответствия, работать со схемами.

Получат представление о природных сообществах, взаимосвязях растений и животных.

Узнают об экологических проблемах, связанных с жизнедеятельностью людей.

Научатся способам самоконтроля и самопроверки.

2 год обучения

Младшие школьники получат навык обобщения своих наблюдений, развития зоркости, наблюдательности, научатся описывать объекты окружающего мира; расширят знания о значении воды, воздуха для живых организмов (животные и растения – рекордсмены по потреблению воды, кто потребляет больше кислорода), узнают о разных видах почвы, современных способах защиты воздуха, воды, почвы.

Научаться осознавать себя частью живой природы, узнают о науках, изучающих организм человека, закономерностях в природе и обществе.

Познакомятся с понятиями «экологическая грамотность» и «орфографическая грамотность».

Получат общее представление об организме человека, охране здоровья.

Обучатся распределять обязанности при работе в группе.

Узнают об охраняемых природных объектах Рязанской области, редких растениях и животных.

Усвоят нормы культуры поведения и речи.

3 год обучения.

Младшие школьники усвоят понятия «небесное тело», «планета»», «звезда», «созвездие», получат представление о размерах небесных тел, научатся изображать объекты, используя масштаб.

Расширят знания об освоении Космоса, обучатся составлению алгоритма исследования, получат представление о практическом значении математических действий на примере статей о космических полетах.

Получат знания о богатстве и разнообразии природы России, научатся делать сравнительный анализ условий жизни растений и животных различных природных зон. Узнают о редких, вымирающих народностях, их образе жизни, традициях.

Овладеют методами закаливания организма, получат понятие о здоровом образе жизни. Осознают вред табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Научатся приемам развития быстроты реакции, мыслительной деятельности.

Познакомятся с Красной книгой Рязанской области, Международной Красной книгой, усвоят правила поведения в природе.

Научатся находить аналогии, взаимосвязи в окружающем мире и использовать их при подготовки сообщений, презентаций, проектов.

Позитивными качествами программы можно назвать: адекватность современному уровню научных представлений о мире; возможность развернуть, воссоздать перед ребенком (педагогом) многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях; расширение горизонтов видения в преподавании предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя “мир заново”; стимулирование поиска новых методических форм взаимодействия с обучающимся (педагогом); объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых; предупреждение перегрузки в  процессе обучения, уменьшение количества времени на изучение различных областей системы знаний (природа - человек – общество); получение качественно нового педагогического результата, становление новой философии дополнительного образования, отражающей целостность и взаимосвязи бытия, сложность феномена человека, интегративную сущность педагогического процесса.

Реализация интегративного подхода к обучению приводит к положительным результатам в развитии интеллекта младших школьников, способствует эффективности усвоения понятий, повышает качество знаний. При этом дети, испытывающие затруднение в учебе, больше других нуждаются в таком обучении, т.к. педагог проводит работу по их всестороннему развитию, избегая перегрузки обучающихся, активизируя познавательную активность с помощью доступных и интересных детям заданий. Психологические исследования установили более быструю адаптацию учащихся первого класса к новому для них виду деятельности  обучению в школе, связанную с желанием посещать дополнительные занятия, получать новые знания, общаться со сверстниками и педагогом в процессе обучения. Обследования по методике А.И. Савенкова обучающихся при поступлении в школу и контрольное обследование в конце 1-го полугодия показали реальные положительные результаты в развитии логического вербального мышления детей, повышение способности первоклассников к осуществлению операций по установлению закономерностей, классификации объектов, проведению аналогий.

Тестирование детей по методике Дж. Ровена и Векслера показало увеличение у обучающихся  объема концентрации внимания, слуховой и зрительной памяти. Развитие памяти, внимания, повышение уровня интеллекта положительно влияет и на развитие общеучебных навыков и умений младших школьников. 

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

                                 

Тема

Общее кол-во часов

Теор.

занятия

Практ. занятия

Виды и формы занятий

Формы подведения итогов

1

Введение. Я и мир вокруг меня.

8

2

6

Игра

Выставка рисунков

2

Как человек познает мир.

8

5

3

Занятие-фантазия

Творческие работы

3

Человек и флора.

8

5

3

Экскурсия в природу

Отчеты об экскурсии

4

Человек и фауна.

4

2

2

Посещение  музея

Устные сочинения

5

Земля – наш общий дом.

4

2

2

Деловая игра

Инсценировка сказки

6

Итоговое занятие

1

-

1

Поход

Мини-проекты

Итого:

33

16

17

2 год обучения

№ п/п

                                 

Тема

Общее кол-во часов

Теор.

занятия

Практ. занятия

Виды и формы занятий

Формы подведения итогов

1

Живая и неживая природа.

8

2

6

Экскурсия в природу

Отчет об экскурсии

2

Вода и суша на Земле.

8

5

3

Проведение опытов

Конкурс моделей земной поверхности

3

Место человека в окружающем мире.

8

5

3

Круглый стол

Пополнение копилки идей

4

Здоровье человека и окружающая среда.

4

2

2

Работа в группах

Коллективная работа (коллаж)

5

Природа Рязанского края.

5

3

2

Экскурсия в краеведческий музей

Сочинение «Мой край»

6

Итоговое занятие

1

-

1

Просмотр видеоматериалов

Выставка работ

Итого:

34

17

17

3 год обучения

№ п/п

                                 

Тема

Общее кол-во часов

Теор.

занятия

Практ. занятия

Виды и формы занятий

Формы подведения итогов

1

Мир космоса.

8

2

6

Просмотр видеоматериалов

Конкурс рисунка

2

Природа России.

8

5

3

Экскурсия в природу

Отчеты об экскурсии

3

Организм человека.

8

5

3

Праздник здоровья

4

Охрана здоровья человека.

4

2

2

Ролевая игра

Пополнение копилки идей

5

Растения и животные Красной книги Рязанской области.

5

3

2

Конкурс презентаций

Презентации

6

Итоговое занятие

1

-

1

Занятие-защита проекта

Проекты

Итого:

34

17

17

Содержание программы

1 год обучения

Я  и мир вокруг меня (8 часов).

Знакомство с миром, окружающим человека. Мой город – Рязань. Улицы моего города. Признаки и свойства предметов. Игра «Угадай, что в мешочке». Беседа «Безопасное поведение дома и в школе». Понятия «слово» и «предмет», «сходство» и «отличие».  Наблюдения - важнейший способ познания окружающего мира. Выставка рисунков «Я вижу Мир».

Как человек познает окружающий мир (8 часов).

Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Практическое занятие «Условные знаки (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указание способа действия, способ предупреждения и др.) как источник информации». Группировка предметов. Развитие правильной устной речи. Поделки из природного материала.

Человек и флора (8 часов).

Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком. Разнообразие растений. Просмотр видеофильма «Деревья, кустарники, травянистые растения, их признаки». Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Дикорастущие растения Рязанского края. Устанавливание соответствия. Обучение работе со схемами. Экскурсия в парк. Устные отчеты об экскурсии.

Человек и фауна (4 часа).

Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Среда обитания и способы питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Чтение стихов о животных. Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Значение животных для природы и человека. Домашние и дикие животные. Игра «Определи: дикое животное или домашнее». Посещение краеведческого музея. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в Рязанском крае (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Понятие о классификации. Знакомство с литературными образцами описания природы. Конкурс сочинений «Мое любимое животное».

Земля – наш общий дом (4 часа).

Представление о природном сообществе. Показ слайдов «Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга». Разнообразие растений и животных, их приспособляемость к условиям обитания. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озер, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Определение размеров предметов. Игра «Кто точнее определит размер предмета на глаз». Знакомство со способами самоконтроля и самопроверки. Инсценировка сказки (по произведениям В. Бианки).

Обучение созданию проектов (1 час). Создание мини-проекта «Моя помощь природе».

2 год обучения

Живая и неживая природа (8 часов).

Знакомство с объектами живой и неживой природы. Предметы, созданные руками человека. Описание объекта. Игра «Узнай предмет по описанию». Работа с энциклопедиями и словарями. Развитие орфографической зоркости. Экскурсия «Живая и неживая природа вокруг нас». Отчет об экскурсии.

Вода и суша на Земле (8 часов).

Значение воды для живого. Свойства воды. Проведение опытов: «Три состояния воды (лед, пар, вода)». Вода в природе: туман, роса, изморозь, иней, их образование. Круговорот воды в природе. Материки и океаны. Почва и ее значение для живого. Дискуссия «Каковы меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнения». Обучение подготовке презентаций. Формы земной поверхности. Конкурс моделей земной поверхности (из глины, пластилина, природных материалов).

Место человека в окружающем мире (8 часов).

Человек – часть живой природы. Сообщения детей «Зависимость жизни человека от природы». Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Закономерности в природе и в обществе. Знакомство с понятиями «экологическая грамотность», «орфографическая грамотность». Создание «Копилки идей» (о защите лесных богатств).

Здоровье человека и окружающая среда (4 часа).

Общее представление об организме человека, его внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Занятие - практикум «Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма». Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Просмотр видеофильма «Народные целители». Поиск лишнего и недостающего. Сравнение величин. Толерантность при работе в группах. Создание коллективной работы (коллаж «Здоровые привычки»).

Природа Рязанского края (5 часов).

Растения и животные Рязанской области. Экскурсия к водоему. Водоемы Рязанской области: естественные и искусственные. Озера, реки. Река – постоянный водный поток. Изготовление модели «Части реки: исток, притоки, устье». Болото, его значение для рек. Искусственные водоемы: водохранилище, пруд. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Конкурс рисунка «Знаки охраны природы».  Организация заповедников, заказников с целью сохранения природных сообществ.   Культура поведения и культура речи. Сочинение «Мой край».

Выставка творческих работ обучающихся (1 час).

3 год обучения

           Мир космоса (8 часов).

Представление о небесных телах. Звезды и созвездия. Просмотр видеофильма «Звезды и планеты». Звезды – раскаленные космические тела. Планеты – холодные космические тела. Солнце - ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Значение солнечного света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Земля – планета. Общее представление о ее форме, размерах и движении. Первый полет человека вокруг Земли, первый космонавт мира – Ю.А.Гагарин. Игра Путешествие в Космос». Вид Земли из космоса. Искусственные спутники Земли. Первые космические полеты на Луну. Понятие о практическом значении математических действий. Составление алгоритма исследования. Конкурс рисунка «Мой Космос».

Природа России (8 часов).

Представление о природных зонах, их разнообразии на территории России. Беседа «Климатические условия, особенности,  растительный и животный мир разных природных зон». Приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Народы России. Понятие о диалектах речи. Условия жизни и занятия коренного населения в разных природных зонах. Диспут «Можно ли решить экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека?» Обучение построению графиков и диаграмм. Экскурсия в Солотчу. Письменный отчет об экскурсии.

Организм человека (8 часов).

Закаливание организма. Здоровый образ жизни. Свойства костей и функции суставов. Разучивание комплекса упражнений для выработки правильной осанки. Важность правильной осанки, предупреждение искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Кровь и ее роль в организме. Органы дыхания. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их профилактика.  Органы пищеварения. Зубы. Органы выделения. Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, их гигиена. Игра «Мойдодыр».  Нервная система. Решение логических задач. Развитие быстроты реакции. Проведение простейших опытов. Праздник здоровья.

Охрана здоровья человека (4 часа).

Вред наркотиков. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Практические занятия «Пульс и его измерение. Первая помощь при кровотечениях». Вред табачного дыма и ядовитых газов на органы кровообращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Сообщения детей «Закаливание организма». Развитие способности структурировать знания. Пополнение «Копилки идей» (как сохранить  здоровье). Спортивные соревнования.

Растения и животные Красной книги Рязанской области (4 часа).

Мещерский заповедник. Беседа «Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного ее расходования в быту». Проблема загрязнения  природы бытовыми, сельскохозяйственными и промышленными отходами, уничтожения человеком животных и растений. Презентация   «Проблемы сохранения природных богатств». Международная Красная книга. Красная книга Рязанской области. Нахождение аналогий, взаимосвязей в окружающем мире. Подготовка  проектов об экологических проблемах и путях их решения.

Защита проектов (1 час).

Описание материально-технического обеспечения

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе;
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений,  индивидуальных и групповых проектов;
  • работа с использованием компьютерных программ;
  • техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, ресурсы  Интернета, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

 

Технические средства

Интерактивная доска, ноутбук, фотоаппарат,  видеокамера.

Печатные и другие пособия

Список литературы для учителя:                                                                                                

  1. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007
  2. Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007
  3. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005
  4. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006
  5.  Великан на поляне или первые уроки экологической этики. / А. А. Плешаков,  А. А. Румянцев –  М.: Просвещение, 2007. 
  6.  Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. Начальная школа.2013. №5. С.64-75.

Список литературы для обучающихся

1. Менькова Е. Занимательные материалы по окружающему миру. «Корифей», 2011

2. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007

3. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.    Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002

4. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель. –  М.: Просвещение, 2007

5. Рыжова Н.А. Не просто сказки...Экологические рассказы, сказки и

праздники. Москва. Просвещение. 2002

 Научно-популярные, художественные книги для чтения  (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого содержания, видеофильмы, звукозаписи, таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.), плакаты  (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.), географические и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звѐздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток), модели равнины, холма, оврага модели дорожных знаков, транспортных средств, часов и др. Гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов, живые объекты (комнатные и садовые растения).

Оборудование для экскурсий в природу: лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:  

Глобус, термометры (спиртовой,, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела,  раздаточный материал на пару или группу учащихся, природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов: пластилин, глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Развивающие игры,  игровые пособия, сделанные руками детей.

                 

                  ПРИЛОЖЕНИЕ


ФРАГМЕНТ занятия  №1 (1 год обучения)

          Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1.    Сообщает, что в городе Слов построили школу для львов и  муравьев.
  2.  Проведите дорожку к школе для льва и для муравья.

 

Соединяют рисунки и схемы.

  

                                муравей             лев

ФРАГМЕНТ занятия № 8 (1 год обучения)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Демонстрирует рисунки (фотографии) веточек хвойных и лиственных пород деревьев, просит найти сходства и отличия, назвать знакомые породы деревьев.
  2. Разъясняет название «хвойные растения».
  • Что такое, эти иголки у ели и сосны?

Они называются хвоя. Отсюда и название хвойных растений.

  1. Рассматривают веточки, находят сходства и отличия, называют знакомые породы деревьев.

2) Приходят к выводу, что иглы сосны и ели - это видоизмененные листья.

Уясняют смысл понятия «хвойные растения».

3). Предлагает соотнести отрезки и деревья на рисунке.

4). Тренирует в сравнении длин отрезков.

- Как можно сравнить длины отрезков?

5). Разъясняет различие  понятий «длина» и «высота»

Как измерить высоту дерева?

3) Соотносят определяют соответствие по длине и высоте.

4). Предлагают различные приемы.

  • Можно измерить ниткой, полоской бумаги, циркулем, линейкой.

5). Уясняют различие понятий, предлагают свои способы измерения высоты деревьев.

6). Просит узнать деревья по описанию.

Описывает березу, дуб, клен, ель. Предлагает провести слоговой анализ слов.

7). Помогает выяснить роль слов, обозначающих признаки предметов в узнавании объектов.

8). Предлагает детям сделать устное описание любимого дерева по плану:

  1. Ствол (какой?)
  2. Листья (какие?)

Ветви (какие?)

6). Узнают и называют деревья.

Проводят слоговой анализ слов (названий деревьев).

7). Объясняют, что узнали березу, когда педагог сказал про ствол (какой?) белый, у клена лист (какой?) резной; дуб (какой?)-коренастый и т.д.

8). Составляют описание дерева по рисунку, по памяти.

рассказ о любимых фруктах или овощах с помощью педагога.

ФРАГМЕНТ занятия №11 (1 год обучения)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1). Читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик», предлагает соотнести цвета лепестков с цветами радуги. Предлагает разгадать ребус.

- Кто видел радугу, расскажите, как она выглядит.

1) Называют цвета радуги. Разгадывают ребус.

-Рассказывают о природном явлении «радуга».

2). Обращает внимание на красоту и разнообразие окраски и формы цветов, показывает альбом с фотографиями цветов.

  • Что можете сказать о цветочных ароматах? Можно ли узнать цветы по запаху?

Предлагает провести опыт «Узнай цветок по запаху» (используя живые цветы, ароматы духов и одеколона).

2) Рассматривают изображения цветов, стараются описать их внешних вид.

- Рассказывают о том, какие цветы могли бы узнать по запаху.

 -Узнают цветы по запаху, завязав глаза.

  1. Создает игровую ситуацию «Помоги Незнайке посадить цветы».

- Помочь Незнайке смогут те, кто решит правильно пример, записанный на лепестке цветика – семицветика.

 Организует проверку правильности решения примеров.

Спрашивает, сколько цветов останется на поляне, если дети сорвут для букета все цветы?

3) Находят значения выражений.

Ребенок-регулировщик помогает сделать проверку правильности решения.

Приходят к выводу о необходимости бережного отношения к цветущим растениям.

  1. Обращает внимание на цветущие растения из Красной книги.

- Почему эти растения занесены на страницы Красной книги?

4) Рассматривают растения, устанавливают их названия.

- Этих растений в природе осталось мало, они могут исчезнуть, их надо беречь.

ФРАГМЕНТ занятия №12 (1 год обучения)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1). Создает проблемную ситуацию, ставит вопрос:

  • Что происходит с растением, когда отцветают его прекрасные цветы?

Отбирает и выделяет ответы «верного направления».

2). Демонстрирует муляжи овощей и фруктов, предлагая разделить их на две группы.

3). Проводит беседу о значении овощей и фруктов в жизни человека.

1). Отвечают на вопрос, основываясь на наблюдениях, конкретных примерах овощных растений (плодовых).

Вывод: образуются съедобные плоды.

2). Выделяют группы овощей и фруктов.

3). Принимают участие в беседе.

Вывод: Овощи и фрукты полезны для здоровья.

4). Предлагает принять участие в сборе овощей и фруктов.

5). Тренирует учащихся в присчитывании и отсчитывании по одному.

6). Учит счету предметов парами.

4). Выполняют задание.

«Собирая» урожай, выполняют счет овощей и фруктов.

 5). Выполняют упражнения.

6). Уясняют новый способ счета, считая пары вишенок, груш, яблок и т.п.

10). Просит наполнить корзину огороднику и садоводу.

11). Предлагает ответить на вопросы.

10). Вырезают из бумаги овощи и фрукты (по вариантам), заполняют корзины.

11). Отвечают на вопросы.

ФРАГМЕНТ занятия №4 (1 год обучения)

п/п

Цель

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства

контроля

4.

Формировать понятие о правилах дорожного движения

1) Создать условия для запоминания детьми сигналов светофора.

2) Познакомить с ПДД.

3) Помочь разработать безопасный маршрут от дома к школе.

1) Приглашает детей на «Праздник улицы».

2) Разъясняет необходимость соблюдать правила дорожного движения.

3) Тренирует обучающихся в соблюдении ПДД в игровой форме.

1) Вовлекаются в игру.

2) Уясняют необходимость соблюдения ПДД.

3) Выполняют упражнения, имитирующие поведение на улице.

Тест на знание ПДД

1) Учить группировать предметы по определенным признакам.

2) Тренировать в описании местоположения предметов.

3) Создать условия для развития наблюдательности у обучающихся.

1) Просит выбрать флажки для украшения улицы по определенным признакам.

2) Обращает внимание на взаимное расположение флажков, дает задание указать местоположение предметов.

3) Дает задания на группировку предметов по форме, цвету, размеру.

1) Выбирают, работая по вариантам.

2) Указывают местоположение предметов, пользуясь словами «между», «слева», «справа» и т.п..

3) Выполняют задания.

Задание на группировку предметов

1) Тренировать обучающихся в определении количества слогов в слове.

2) Закреплять умение обучающихся ставить в словах ударение.

3) Создавать условия для работы со слоговыми схемами.

1) Предлагает разделить слова на слоги.

2) Упражняет обучающихся в установлении соответствия слоговых схем и слов.

3) Тренирует в постановке ударения.

1) Делят слова на слоги.

2) Устанавливают соответствие.

3) Находят ударные слоги.

Задание на определение количества слогов в слове и постановку ударения.

ФРАГМЕНТ занятия №5 (1 год обучения)

п/п

Цель

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства

контроля

5.

Формировать представление обучающихся об органах чувств

1) Познакомить с понятием «органы чувств».

2) Разъяснить роль органов чувств в познании мира.

3) Учить бережному отношению к органам чувств.

1) Предлагает игру, в ходе которой дети узнают предметы, пользуясь разными органами чувств.

2) Помогает обучающимся раскрыть возможность органов чувств на конкретных примерах.

3) Проводит беседу о необходимости бережного отношения к органам чувств.

1) Принимают участие в игре.

2) Выполняют задания.

3) Принимают участие в беседе.

Задания на определение органов чувств по описанию.

  1. Тренировать в счете предметов.
  2. Закреплять умение обозначать количество предметов цифрой.

3) Разъяснять различие между понятиями «число» и «цифра».

1) Помогает выяснить ведущую роль органов зрения и слуха при обучении в школе.

2) Предлагает провести опыт по счету предметов и нахождении нужной цифры с закрытыми глазами.

3) Указывает на различие между числом и цифрой.

1) Выясняют, приводят примеры.

2) Проводят опыт, убеждаются, что определить количество карточек легче, чем найти нужную цифру для его обозначения.

3) Уясняют различие.

Задания на определение ведущей роли органа чувств.

1) Расширять знание детей о звуковом восприятии слова.

2) Учить выделять гласные звуки в словах.

3) Знакомить с примерами правильной устной речи.

1) Просит назвать приборы, помогающие зрению и слуху.

2) Дает задание выделить гласные звуки в словах, называющих эти приборы.

3) Предлагает составить рассказ об охране органов чувств.

1) Называют.

2) Выделяют.

3) Составляют.

Сочинения.


Занятие №1  (1 год обучения)

Область « окружающий мир». Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.                                       

Область «математика». Признаки предметов. Взаимное расположение предметов.  

                                     Счет предметов.  

Область «обучение грамоте».  Представление о слове.

   Цели и задачи.  1. Познакомить обучающихся с расположением предметов в  

             пространстве.

            2. Раскрыть перед детьми основную функцию слов – быть    

            названием предмета, действия, признака.

            3. Развивать пространственные представления учащихся.

            4. Воспитывать любовь к знаниям.

            5. Расширять кругозор детей.

Оборудование.  Игрушки, рисунки различных предметов, тетради на    печатной основе.

                                                  Ход занятия.

  1. Оргмомент. Приглашение детей в страну Знаний (Пригласительную открытку читает педагог).

II.  Игра “Кто внимательный?”

На столе расположены игрушки. Педагог говорит, что в стране Знаний надо быть очень внимательными. Кто заметит, что изменилось в расположении игрушек, тот получит пропуск в волшебную страну.

Дети закрывают глаза и считают до пяти, учитель убирает какую-либо игрушку или меняет игрушки местами.

В результате все обучающиеся правильно отмечают произошедшие изменения и получают пропуск в страну Знаний (тех, кто ошибся, выручают товарищи).

III. Знакомство с функцией слов.

Дети называют каждую игрушку.

  • Что это?
  • Машина, пирамида и т.д.
  • Как вы думаете, эта игрушка и слово “машина” – одно и то же? Проверим.
  • Что можно делать с машиной? (Играть, катать, убрать на полку и т.д.). А теперь поставьте на полку слово “машина”.

Опыт повторяется с другими игрушками.

  • Спрячьте игрушку и скажите вслух ее название. Что вы сказали?
  • Слово.

Вывод. Слово – это имя, название вещи. Большая часть слов – это название всего того, что есть вокруг нас, что мы представляем, о чем думаем.

  • Зачем нам нужны разные вещи?

А слова?

С тем, какие бывают слова, как они устроены, как ими пользоваться мы будет постепенно знакомиться.

Физпауза

IV. Знакомство со свойствами предметов перемещаться в пространстве.

  • Что мы делали с игрушками?
  • Передвигали, убирали, прятали их.
  • Что еще можно сделать с игрушками?

Упражнения в определении местоположения предмета по отношению к данному?

  • Какая игрушка расположена выше? (ниже).
  • Какая игрушка расположена правее? (левее).

V.  Работа с  иллюстрациями.

Задание 1.

  • Листочки каких деревьев нарисованы на картинке?
  • Сколько их?
  • Какого они цвета?
  • Сколько больших, сколько маленьких?
  • Какие листочки расположены правее? (левее).

Задание 2.

Сделай рисунки справа и слева одинаковыми

VI.  Итог занятия.

  • Что интересного вы узнали  сегодня в стране Знаний? (О словах и предметах).
  • Что такое слово? (Имя предмета).
  • Можно ли считать предметы? (А слова?).
  • Какие слова мы употребляли, когда говорили о местонахождении игрушек (где находится игрушка? (слева, справа, вверху, внизу)).
  • Что еще вы хотите узнать о словах и предметах?

Педагог  приглашает детей каждый день посещать волшебную страну Знаний.

Занятие №2  (1 год обучения)

 

Область «окружающий мир».  Для чего нужна школа.

Область «математика». Отношения “столько же”, “больше”, “меньше”

Область «обучение грамоте».  Определение на слух количества звуков в словах.

   

Цели и задачи. 1. Продолжить знакомство со школой и взрослыми людьми,

                            работающими в ней.

      2. Развивать умение определять количество звуков в словах,  

        сравнивать и подбирать слова по количеству звуков.

         3. Воспитывать уважение к труду, познакомить с основными  

       формами обращения к людям.  

Оборудование. Иллюстрации “жук, сом, лев”, схемы слов.  

                  Школьные принадлежности: линейки, пеналы, тетради.

Ход занятия.

I. Школа – это светлый дом,

                         Где мы учимся, растем.

- А что еще вы делаете в школе? (Играем, рисуем, поем, завтракаем, дружим).

Где вам интереснее проводить время: дома или в школе (В школе, потому что все делаем вместе с друзьями).

II.  Беседа “Что вы знаете о нашей школе?”. Дети свободно рассказывают все, что узнали о своей школе.

В случае затруднений педагог задает вопросы.

  • Сколько этажей в школе?

Какого цвета стены на нашем этаже?

Где расположен кабинет врача, директора?

На каком этаже находится спортивный зал, библиотека?

III. Определение количества звуков в словах.

Рассказывая о школе,  вы употребляли знакомые вам слова дом, этаж, школа.

Незнайка считает, что в этих словах одинаковое количество звуков. А вы как думаете?

Дети работают в парах, шепотом называют звуки и считают их с помощью счетных палочек.

Вывод.   В 1-ом слове – 3 звука,  во 2-ом слове – 4 звука, в 3-ем слове – 5 звуков.

 Можно ли сказать, что количество звуков во всех словах одинаковое? (Нет, разное).

  • В каком слове больше всего звуков?
  • В каком слове меньше всего звуков?

Выберете картинку, на которой изображен предмет, который обозначает слово с количеством звуков, как и в слове дом (жук, сом, лев).

В этом случае говорят, что звуков “столько же”.

Дети подбирают пары к другим словам с таким же количеством звуков.

Физпауза

IV.  Игра “Строим школу”

В городе Слов построили школу для львов и для муравьев. Проведите дорожку к школе для льва (I вариант) и для муравья                       (II вариант).

     муравей                                 лев

Проводится звуковой анализ слов.

V. Знакомство с трудом взрослых в школе.

Отгадайте, кем работает этот человек в школе.

  • Я учу детей читать и писать (учитель).
  • Я слежу за здоровьем учеников (врач).
  • Я выдаю книги для чтения (библиотекарь).
  • А я в школе отвечаю за все (директор).

Как надо вежливо обращаться к старшим и сверстникам.

Беседа о правилах поведения и общения со старшими.

VI.  Знакомство с основными формами обращения к взрослым  и учащимся.

Детям предлагаются различные ситуации.

  • Что надо сделать, если хочешь о чем-то спросить?

 Какие слова употребишь? (Скажите, пожалуйста, можно Вас спросить и т.п.).

  • Как поступить, если случайно толкнул кого-то (Извиниться).
  • Как правильно здороваться и прощаться?

VII. Итог занятия.

Дети говорят, что им нравится на занятиях. Соотносят слова и предметы (школьные принадлежности), определяя количество звуков в словах.

Занятие №4  (1 год обучения)

Область « окружающий мир».  Наша улица.

Область «обучение грамоте». Ударный слог. Слогоделение.

Область «математика». Взаимное расположение предметов, признаки предметов.

             Цели и задачи.1. Сообщить обучающимся краткие сведения об улицах города.

            2. Закреплять умение находить ударный слог, развивать

         логическое мышление, пространственные представления.

          3. Воспитывать любовь к родному городу, познакомить                    

         с правилами поведения на улице.

Оборудование. Схемы слов, рисунок светофора, открытки с видами улиц города.

Ход занятия.

I. Чтение скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Что такое шоссе? (Большая широкая улица).

II. Беседа.

  • На какой улице стоит наша школа?

     -   Кто знает, откуда берутся названия улиц? (Их называют в честь знаменитых людей, зданий, стоящих на этих улицах, иногда название приходит из прошлых лет). Учитель приводит примеры: Почтовая, Новоселов, Тимакова, Зубковой и др.

          -  Что знаете об А.Зубковой? (Летчица, воевала в годы войны с фашистами, храбрая женщина).

III. Деление слов на слоги. Нахождение ударного слога.

- Скажите слово “улица” по слогам (три слога). Выберем схему слова.

1)                                  2)                               3)

- Почему выбрали 1-ю схему, ведь во всех схемах три слога? (Ударный – первый слог).

- Слово “улица” осталось очень довольно, оно сияет от радости, что вместе собрались очень умные ребята и просит устроить для них праздник ( готовится праздник Улицы).

Физпауза

Шагаем “по улице”, делая различные движения руками.

IV. Расположение предметов в определенной последовательности.

- Как выглядят улицы в праздничные дни? (Украшены флажками, яркими огнями).

Нам тоже надо украсить свою улицу к предстоящему празднику. Для этого правильно расположим флажки.

Дети обращают внимание на цвет и форму флажков, куда они повернуты, на чередование цветов, в которые раскрашена лодочка: желтый цвет наверху, внизу и т.д.

V. Знакомство с правилами поведения детей на улице. Выбери правильный ответ.

1). Где надо ходить пешеходам?            1. По тротуару.

                                                                 2. По проезжей части.

Учитель объясняет значение терминов.

2). Дорогу надо переходить на               1. Желтый свет светофора.

                                                                  2. Зеленый.

3). На улице нельзя                                  1. Сорить.

                                                                  2. Разговаривать.

- А как надо разговаривать на улице? (Не очень громко, не кричать, быть вежливыми).

VI. Итог занятия.

  • Что узнали об улице, на которой стоит наша школа?
  • Назовите улицы, на которых живете.
  • Какие улицы еще есть в нашем городе?
  • Есть ли на этих улицах магазины, детские сады и др.?
  • На каких улицах ведется строительство новых домов?
  • Какой транспорт перевозит пассажиров – жителей наших улиц?

Занятие №3  (1 год обучения)

Область «окружающий мир».  Наш город.

Область « обучение грамоте». Слогоделение.

Область « математика».  Счет предметов.

                 Цели и задачи.  1. Познакомить детей с главными улицами и площадями

                               города.

          2.Учить делить слова на слоги, закреплять навык счета  

          предметов.  

            3. Воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование. Открытки, альбомы с видами г. Рязани, условные обозначения зданий города, альбомы, карандаши.

Ход занятия.

       I.  Дети заходят в зал под звуки песни “С чего начинается Родина”.  

       II. Беседа “С чего начинается Родина”.

Педагог читает слова песни как стихотворение.

Дети отвечают на поставленный в стихах вопрос (С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, с березки и т.д.).

  • А с чего начинается Родина для вас?

Все вы родились в России (Если есть другие варианты, отметить это). Россия – наша страна. У каждого из вас есть свой родной город (село). А сейчас вы все живете в городе Рязани.

  • Нравится ли вам ваш город? А знаете ли вы его?

III. Работа с  альбомами и открытками.

Учащиеся рассматривают фотографии улиц, площадей, зданий и парков.

- Кто увидел знакомые места? (Предварительно была экскурсия). Педагог дает пояснения.

Площадь Победы. Здесь проходят праздники и парады. На этой площади мы видели Вечный огонь, который напоминает о героях, погибших при защите Родины.

Театральная площадь. На ней расположен главный театр нашего города.

Улица Циолковского. Она названа в честь ученого, который создал первые проекты ракет для полета в космос.

IV. Игра “Город в городе”.

- Я открою вам секрет, что в каждом городе есть особенный город – город Живых слов. Слова в нем имеют волшебную силу. Что сказано, то и происходит.

- Что произойдет, если я скажу: “путешествуем”? (мы отправимся путешествовать).

Мы совершим воображаемое путешествие по городу. Скажем слово “стадион”. И вот мы на стадионе.

- Если жители очень дружно будут кричать “Шай-бу!”  то шайба залетит в ворота.

Дети (хором): “Шай-бу!”.

- Оказывается, вы умеете делить слово на слоги, молодцы! (Это слово тоже произносят по слогам).

Дети  делят на слоги слова, сопровождая это хлопками.

Город, Рязань, улица, жители, площадь, дом

Физпауза

V. Работа в парах.  Счет предметов.

На открытках обучающиеся  находят различные объекты и сообщают об их количестве (семь пешеходов, три машины, два дома и т.д.).

VI. Рисование на тему “Самый красивый дом в моем городе”.

Обучающимся предлагается вспомнить, какие здания в городе они видели, рассмотреть еще раз открытки. Если “объект” не выбран, разрешается пофантазировать и нарисовать дом, который хотел бы видеть в своем городе.

В качестве подсказки дети получают карточки-картинки:

                                        -  больница                                      

                                        - театр

                                         - школа

VII. Итог урока.

Обучающиеся с помощью педагога еще раз вспоминают названия знакомых улиц и площадей, выбирают соответствующие фотографии, рассказывают, каким хотели бы видеть родной город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

программа дополнительного образования для младших школьников

Рабочая программа дополнительного образования  «Развитие познавательных способностей»(1-4 классы)...

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второ...