"Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы"
проект по теме

Практико-ориентированный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elmeeva_saakyan.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тольяттинский государственный университет

Центр повышения квалификации работников образования ИНПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы»

                                                                           Разработчики проекта:

                                                                                                                                        1. Ельмеева Т.Р., педагог- психолог

                                        2. Саакян О.В., учитель начальных классов

Руководители проекта:

к.п.н., доцент А.Ю. Кузина

ст. преподаватель С.Е. Анфисова

Тольятти 2012

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Титульный лист

Формулирование проблемы

Миссии проекта

Цель и задачи проекта

Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению)

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-эффекта

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-продукта

Необходимые ресурсы

Область рисков и план работы с ними

Формы отчетности

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

  1. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ.   Необходимость оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ, их родителям и педагогам в условиях интегрированного обучения.

  1. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
  • Почему это стало проблемой?  1.Несвоевременное выявление проблемы в развитии у детей.

                                                           2.Отсутствие у взрослых (родителей, педагогов) опыта взаимодействия с детьми с СДВГ.

  • Почему ее следует решать?  Отсутствие квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ приводит к снижению успеваемости, нарушению в отношениях со сверстниками, с учителями, родителями.
  • Когда она становится проблемой?  При поступлении ребенка с СДВГ в общеобразовательную школу.
  • Чья это проблема?  Ребенка, семьи и школы.
  •  Касается ли эта проблема других? Дети с СДВГ в условиях общеобразовательной школы становятся проблемой и для учителей, и для родителей, а также для сверстников.
  • Кажется ли она им проблемой? Да.
  • Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее?  В первую очередь учителя. Некоторые родители также ищут методы воспитания и взаимодействия с детьми, испытывающими дефицит внимания с гиперактивностью.
  • Кто будет сопротивляться решению проблемы?  Родители, не желающие признавать нарушения в развитии своих детей, отказывающиеся от прохождения ПМПК.

Что случиться если мы не решим проблему?  При отсутствии квалифицированной помощи нарушается физиологическое и психологическое развитие ребенка. Возникают трудности взаимодействия в системах: родитель - ребенок, педагог  - ребенок, ребенок - ребенок.

МИССИИ ПРОЕКТА

Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект

Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

  1. Для кого мы это делаем?
  2. Что мы делаем?
  3. Как мы делаем это?




     1. Для всех участников образовательного процесса (ребенка с СДВГ, родителей, учителей, одноклассников).

    2.   Разрабатываем стратегию психолого-педагогического сопровождения, включающую следующие направления работы:

- психолого-педагогическая диагностика;

- коррекционно-развивающая работа с ребенком с СДВГ;

- психопросвещение и консультирование педагогов и родителей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ.  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ, их родителям и педагогам.

ЗАДАЧА 1. Выявить индивидуальные особенности познавательной, эмоциональной,  мотивационно-потребностной  сфер ребенка с СДВГ.

ЗАДАЧА 2. На основе данных психолого-педагогической диагностики помочь учителям разработать план обучения детей с СДВГ.

ЗАДАЧА 3. Разработать коррекционно-развивающую программу (индивидуальную и групповую) для детей с СДВГ.

ЗАДАЧА 4. Разработать рекомендации родителям и педагогам при взаимодействии с детьми с СДВГ.

ЗАДАЧА 5. Проследить динамику развития и обучения детей с СДВГ.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ 

(список всех этапов работы (мероприятий), которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них)


Название этапа

Мероприятия на данном этапе

Участники проекта на данном этапе,

их функционал


Диагностический

  1. Выбор методик для комплексного психологического исследования ребенка с СДВГ в ОУ на начало учебного года:
  • Тулуз – Пьерон;
  • Диагностика поведенческих расстройств;
  • Анкета для родителей «Признаки импульсивности»;
  • Анкета для учителей по Д. Коннерсу;
  • Наблюдение, беседа.

 Педагог-психолог – исследователь, диагност; Учащиеся с СДВГ – испытуемые;

 Учителя – наблюдатели, испытуемые;

 Родители - наблюдатели, испытуемые





Педагог-психолог, администрация ОУ, педагоги – эксперты.

2.  Обработка данных диагностики. Заключение педагога-психолога ОУ, выводы и рекомендации.


Коррекционно-развивающий

  1. Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка:
  • составление коррекционно-развивающей программы для ребенка  (индивидуальной и групповой).
  • составление плана работы с родителями (индивидуальный и групповой): консультирование, практические занятия, тренинги, знакомство с интернет-ресурсами.
  • составление индивидуального плана обучения ребенка для педагогов

Администрация – организаторы;


 Педагог-психолог и классный руководитель – авторы программы.



Учащиеся, родители, сверстники, педагоги – участники программы.

2.  Методические приемы, используемые в коррекционно-развивающей  программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения.
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  3. Дыхательные упражнения.
  4. Релаксационные методы.
  5. Обсуждение различных чувств.
  6. Рисование.

3. При необходимости  родители с ребенком направляются на  повторный прием к неврологу, получают медикаментозное лечение.


Аналитический

1. Контрольная диагностика в конце 2 и 4 четверти обучения.

2. Регулярное проведение психолого-педагогических комиссий внутри ОУ, с целью анализа работы психолога, педагогов, родителей с детьми.

3. Работа педагога-психолога на методических объединениях учителей, с целью просвещения по проблеме обучения детей с СДВГ.

Администрация школы, психологи, медицинский работник  ОУ, педагоги, родители.

КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ЭФФЕКТА

(заполняется на каждый результат-эффект)

Ожидаемый результат-эффект

Критерии

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет ребенку адаптироваться к школьной среде, получать знания в соответствии с индивидуальной программой обучения, взаимодействовать со сверстниками. Также, позволяет избежать постепенного формирования девиантного поведения ребенка, антисоциальной личности.

1. Социализация детей с СДВГ.

2. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.  Развитие навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развитие чувства ответственности за собственные поступки.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет педагогам распознавать проблему и предложить им указывать родителям на источники возможной помощи (необходимость медицинского обследования, помощь психолога),  не игнорировать проблемы, которое приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации.

Педагоги, в соответствии с разработанным планом обучения детей с СДВГ обязаны:

  • не требовать от детей каллиграфического почерка и идеальной чистоты в тетрадях, оценивать их письменные работы не по качеству оформления, а по содержанию;
  • предоставлять им дополнительное время для выполнения задания, в том числе на экзамене;
  • проверять усвоение материала в формах, не предусматривающих жесткого временного ограничения;
  • при необходимости — облегчить для них программные требования по математике и иностранному языку.
  • разрешить им при необходимости выходить из класса во время урока или предусмотреть для них возможность короткого отдыха в ходе урока, не подвергаясь нареканиям педагогов;
  •  работать по индивидуальному учебному плану.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет родителям,  принимать своего ребенка таким, какой он есть. Родители получают практические знания при взаимодействии со своим ребенком, при разрешении конфликтов. Признают недопустимость жестокого обращения с ребенком. Также признают необходимость получения медицинской, психотерапевтической помощи.

  1. Родители знакомятся с правилами общения и совместной работы с детьми с СДВГ. Например:
  • Не надо усаживать ребенка, занятия с детьми не обязательно проводить за рабочим столом.
  • Занятия дома должны быть короткими, не более 10 минут. Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно довести время занятий до 5-10 минут.
  • Все материалы, наглядные пособия, игрушки и картинки должны быть подготовлены заранее.
  • Ребенка надо приучать к регулярности занятий.

2. Родители знакомятся со способами выражения собственных эмоций, чувств к своему ребенку. Знакомятся проявлять родительскую любовь, взаимодействовать с помощью телесного контакта (объятия), хвалить и внушать чувство собственной значимости.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет оптимизировать взаимодействие со сверстниками, одноклассниками   с детьми с СДВГ. Знакомятся со способами выхода из конфликтных ситуаций, со способами реагирования на агрессивное поведение со стороны детей с СДВГ.

1. Сплочение детского коллектива. Владение способами саморегуляции, владение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, владение способами реагирования на агрессивное поведение детей с СДВГ.

КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ПРОДУКТА

(заполняется на каждый результат-продукт)

Ожидаемый результат-продукт

Критерии


1.  Индивидуальный план обучения детей с СДВГ

Педагоги обязаны учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Должны владеть сведениями о  местонахождении ученика во время учебного процесса (где ему). сидеть, способе предоставления задания, инструкции учителей, материалы к урокам, поведении учителя во время учебного процесса:


2. Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ

С учетом результатов психодиагностического исследования.


3.  Разработанные рекомендации для педагогов и родителей

На основе проведенного психодиагностического исследования разрабатываются рекомендации для родителей с СДВГ.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

Ресурсы

Содержание

Человеческий:

Администрация школы, учащиеся, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, родители.

Финансовый:

Оплата работы педагогов, специалистов за дополнительную нагрузку. Средства на создание кабинета психолога, релаксационного кабинета, сенсорного кабинета (оборудование, мебель, аппаратура).

Кадровый:


Педагог-психолог, медицинский работник, педагоги, социальный педагог.

Материальный:

Компьютер, принтер, карандаши, релаксационный кабинет, кабинета психолога, сенсорный кабинет

Информационный:

Специальная литература, интернет-ресурсы. Участие в  научно-практических конференциях

ОБЛАСТЬ РИСКОВ И ПЛАН РАБОТЫ С НИМИ

                 (опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта

и/или на результат, и которые требует решения и действий со стороны проектной команды)

Риски, способные повлиять на проект

Выход


Риск, связанный с человеческими факторами:

- отсутствие инициативы со стороны родителей;

- недостаток кадрового обеспечения специалистов.



1. Активизация и мотивирование родителей.

2.  Профессиональная подготовка педагогов при работе с детьми с СДВГ.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Форма отчетности

1.

Технологическая карта проекта

2.

Электронная презентация.

3.

Характеристика на ребенка от медицинского работника ОУ.


4

Заключение педагога-психолога по результатам исследования психологической службы ОУ.

5

Индивидуальный план обучения.

6

Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ.

7

Заключение ПМПК.

8

Выступление психологов, педагогов на педагогических советах, МО, родительских собраниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов....

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы

Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С   2012 года   введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, незави...

Психолого-педагогическое занятие для детей 1 класса "Правила поведения в школе"

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоцен...

"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"

В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...