"Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы"
проект по теме
Предварительный просмотр:
Тольяттинский государственный университет
Центр повышения квалификации работников образования ИНПО
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы»
Разработчики проекта:
1. Ельмеева Т.Р., педагог- психолог
2. Саакян О.В., учитель начальных классов
Руководители проекта:
к.п.н., доцент А.Ю. Кузина
ст. преподаватель С.Е. Анфисова
Тольятти 2012
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Формулирование проблемы
Миссии проекта
Цель и задачи проекта
Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению)
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-эффекта
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-продукта
Необходимые ресурсы
Область рисков и план работы с ними
Формы отчетности
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Необходимость оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ, их родителям и педагогам в условиях интегрированного обучения.
- ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
- Почему это стало проблемой? 1.Несвоевременное выявление проблемы в развитии у детей.
2.Отсутствие у взрослых (родителей, педагогов) опыта взаимодействия с детьми с СДВГ.
- Почему ее следует решать? Отсутствие квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ приводит к снижению успеваемости, нарушению в отношениях со сверстниками, с учителями, родителями.
- Когда она становится проблемой? При поступлении ребенка с СДВГ в общеобразовательную школу.
- Чья это проблема? Ребенка, семьи и школы.
- Касается ли эта проблема других? Дети с СДВГ в условиях общеобразовательной школы становятся проблемой и для учителей, и для родителей, а также для сверстников.
- Кажется ли она им проблемой? Да.
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? В первую очередь учителя. Некоторые родители также ищут методы воспитания и взаимодействия с детьми, испытывающими дефицит внимания с гиперактивностью.
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Родители, не желающие признавать нарушения в развитии своих детей, отказывающиеся от прохождения ПМПК.
Что случиться если мы не решим проблему? При отсутствии квалифицированной помощи нарушается физиологическое и психологическое развитие ребенка. Возникают трудности взаимодействия в системах: родитель - ребенок, педагог - ребенок, ребенок - ребенок.
МИССИИ ПРОЕКТА
Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
- Для кого мы это делаем?
- Что мы делаем?
- Как мы делаем это?
1. Для всех участников образовательного процесса (ребенка с СДВГ, родителей, учителей, одноклассников). 2. Разрабатываем стратегию психолого-педагогического сопровождения, включающую следующие направления работы: - психолого-педагогическая диагностика; - коррекционно-развивающая работа с ребенком с СДВГ; - психопросвещение и консультирование педагогов и родителей. | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ. Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с СДВГ, их родителям и педагогам.
ЗАДАЧА 1. Выявить индивидуальные особенности познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сфер ребенка с СДВГ.
ЗАДАЧА 2. На основе данных психолого-педагогической диагностики помочь учителям разработать план обучения детей с СДВГ.
ЗАДАЧА 3. Разработать коррекционно-развивающую программу (индивидуальную и групповую) для детей с СДВГ.
ЗАДАЧА 4. Разработать рекомендации родителям и педагогам при взаимодействии с детьми с СДВГ.
ЗАДАЧА 5. Проследить динамику развития и обучения детей с СДВГ.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
(список всех этапов работы (мероприятий), которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них)
№ Название этапа | Мероприятия на данном этапе | Участники проекта на данном этапе, их функционал |
Диагностический |
| Педагог-психолог – исследователь, диагност; Учащиеся с СДВГ – испытуемые; Учителя – наблюдатели, испытуемые; Родители - наблюдатели, испытуемые Педагог-психолог, администрация ОУ, педагоги – эксперты. |
2. Обработка данных диагностики. Заключение педагога-психолога ОУ, выводы и рекомендации. | ||
Коррекционно-развивающий |
| Администрация – организаторы; Педагог-психолог и классный руководитель – авторы программы. Учащиеся, родители, сверстники, педагоги – участники программы. |
2. Методические приемы, используемые в коррекционно-развивающей программе:
| ||
3. При необходимости родители с ребенком направляются на повторный прием к неврологу, получают медикаментозное лечение. | ||
Аналитический | 1. Контрольная диагностика в конце 2 и 4 четверти обучения. 2. Регулярное проведение психолого-педагогических комиссий внутри ОУ, с целью анализа работы психолога, педагогов, родителей с детьми. 3. Работа педагога-психолога на методических объединениях учителей, с целью просвещения по проблеме обучения детей с СДВГ. | Администрация школы, психологи, медицинский работник ОУ, педагоги, родители. |
КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ЭФФЕКТА
(заполняется на каждый результат-эффект)
Ожидаемый результат-эффект | Критерии |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет ребенку адаптироваться к школьной среде, получать знания в соответствии с индивидуальной программой обучения, взаимодействовать со сверстниками. Также, позволяет избежать постепенного формирования девиантного поведения ребенка, антисоциальной личности. | 1. Социализация детей с СДВГ. |
2. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Развитие навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Развитие чувства ответственности за собственные поступки. | |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет педагогам распознавать проблему и предложить им указывать родителям на источники возможной помощи (необходимость медицинского обследования, помощь психолога), не игнорировать проблемы, которое приводит к формированию у «проблемных» учеников стойкой школьной дезадаптации. | Педагоги, в соответствии с разработанным планом обучения детей с СДВГ обязаны:
|
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет родителям, принимать своего ребенка таким, какой он есть. Родители получают практические знания при взаимодействии со своим ребенком, при разрешении конфликтов. Признают недопустимость жестокого обращения с ребенком. Также признают необходимость получения медицинской, психотерапевтической помощи. |
|
2. Родители знакомятся со способами выражения собственных эмоций, чувств к своему ребенку. Знакомятся проявлять родительскую любовь, взаимодействовать с помощью телесного контакта (объятия), хвалить и внушать чувство собственной значимости. | |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы позволяет оптимизировать взаимодействие со сверстниками, одноклассниками с детьми с СДВГ. Знакомятся со способами выхода из конфликтных ситуаций, со способами реагирования на агрессивное поведение со стороны детей с СДВГ. | 1. Сплочение детского коллектива. Владение способами саморегуляции, владение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, владение способами реагирования на агрессивное поведение детей с СДВГ. |
КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ПРОДУКТА
(заполняется на каждый результат-продукт)
Ожидаемый результат-продукт | Критерии |
1. Индивидуальный план обучения детей с СДВГ | Педагоги обязаны учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Должны владеть сведениями о местонахождении ученика во время учебного процесса (где ему). сидеть, способе предоставления задания, инструкции учителей, материалы к урокам, поведении учителя во время учебного процесса: |
2. Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ | С учетом результатов психодиагностического исследования. |
3. Разработанные рекомендации для педагогов и родителей | На основе проведенного психодиагностического исследования разрабатываются рекомендации для родителей с СДВГ. |
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Ресурсы | Содержание |
Человеческий: | Администрация школы, учащиеся, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, родители. |
Финансовый: | Оплата работы педагогов, специалистов за дополнительную нагрузку. Средства на создание кабинета психолога, релаксационного кабинета, сенсорного кабинета (оборудование, мебель, аппаратура). |
Кадровый: | Педагог-психолог, медицинский работник, педагоги, социальный педагог. |
Материальный: | Компьютер, принтер, карандаши, релаксационный кабинет, кабинета психолога, сенсорный кабинет |
Информационный: | Специальная литература, интернет-ресурсы. Участие в научно-практических конференциях |
ОБЛАСТЬ РИСКОВ И ПЛАН РАБОТЫ С НИМИ
(опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта
и/или на результат, и которые требует решения и действий со стороны проектной команды)
Риски, способные повлиять на проект | Выход |
Риск, связанный с человеческими факторами: - отсутствие инициативы со стороны родителей; - недостаток кадрового обеспечения специалистов. | 1. Активизация и мотивирование родителей. 2. Профессиональная подготовка педагогов при работе с детьми с СДВГ. |
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
№ | Форма отчетности |
1. | Технологическая карта проекта |
2. | Электронная презентация. |
3. | Характеристика на ребенка от медицинского работника ОУ. |
4 | Заключение педагога-психолога по результатам исследования психологической службы ОУ. |
5 | Индивидуальный план обучения. |
6 | Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ. |
7 | Заключение ПМПК. |
8 | Выступление психологов, педагогов на педагогических советах, МО, родительских собраниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Идея опыта: поддержка и развитие инклюзивного образования детей школьного возраста с ОВЗ в общеобразовательном учреждении посредством коррекционно – развивающего сопровождения педагогов....
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
Коррекционно–развивающее сопровождение инклюзивного образования учащихся в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы
Возможность получения качественного образования- одно из фундаментальных прав человека. Для лиц, имеющие ограниченные возможности здоровья, образование также жизненно важно, поскольку способствует раз...
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В МБОУ «АСОШ №50» существует многолетний опыт обучения детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. С 2012 года введено обучение по программе VIII вида, занятия ЛФ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, незави...
Психолого-педагогическое занятие для детей 1 класса "Правила поведения в школе"
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоцен...
"Комплексное сопровождение обучающихся с ТНР в условиях общеобразовательной школы"
В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно- развивающего пространства вокруг каждого ребёнка с ТНР, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной де...